2025-2026_44_03_05 ПО очно 2025 для РПД_plx_Организация деятельности детского общественного объединения
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организация деятельности детского общественного объединения
__________2025 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.06.02
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
42
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
21
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
6
6
10
10
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
4
4
22
22
26
26
Кoнтактная рабoта
4
4
22
22
26
26
Сам. работа
14
14
28
28
42
42
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
18
18
54
54
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, доцент, Мельникова Юлия Александровна _________________
 
Организация деятельности детского общественного объединения
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  29.05.2025 0:00:00 протокол № 15
 
Протокол от 08.04.2025 г.  № 9

Срок действия программы: 2025-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 13.05.2025 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2029 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2029-2030 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2029 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2026 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Дисциплина направлена на изучение студентами целей и задач деятельности детских общественных объединений, изучение содержания и особенностей организаций деятельности детского общественного объединения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О.06
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ассистивные технологии в образовании
2.1.2
Современные образовательные технологии 
2.1.3
Социальная психология
2.1.4
Возрастная и педагогическая психология
2.1.5
Педагогика 
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вожатская практика
2.2.2
Проектирование урока по требованиям ФГОС
2.2.3
Теория и методика физической культуры
2.2.4
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.5
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.6
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
2.2.7
Технологии внеклассной работы
2.2.8
Коммуникативная компетентность педагога
2.2.9
Междисциплинарная практика
2.2.10
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.4: Знает:

- особенности различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой;

- методы организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;

- основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий в рамках основных и дополнительных образовательных программ;

 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Знает:

- закономерности формирования и развития детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

- психолого-педагогические закономерности, принципы, особенности, этические и правовые нормы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;

 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.3: Знает:

- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, состоянию здоровья, этническим и религиозным признакам и др.);

 
УК-3.6: Умеет:

- управлять учебными группами с целью вовлечения занимающихся в процесс обучения и воспитания;

- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Правовые и психолого-педагогические основы детского общественного движения
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
1.1
Лекция 1. Воспитательные организации в социализации детей и подростков

/Лек/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
4
Воспитательные организации, виды. Функции воспитательных организаций в процессе воспитания. Социальное воспитание в воспитательных организациях. Коллектив в воспитательных организациях.

0
 
1.2
Лекция 2. Специфика детских общественных объединений (ДОО)

/Лек/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
4
Формы общественных объединений. Официальные и неформальные детские и подростковые объединения. Детские и молодежные объединения как разновидность общественных объединений.

0
 
1.3
Семинарское занятие 1.  Воспитательные организации в социализации детей и подростков

/Пр/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Воспитательные организации, виды. Функции воспитательных организаций в процессе воспитания. Социальное воспитание в воспитательных организациях. Коллектив в воспитательных организациях.
0
 
1.4
Семинарское занятие 2.  Специфика детских общественных объединений (ДОО)

/Пр/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Формы общественных объединений. Официальные и неформальные детские и подростковые объединения. Детские и молодежные объединения как разновидность общественных объединений. Специфика детских организаций: создание по инициативе взрослых, разновозрастность, воспитывающая среда, сотрудничество со взрослыми.
0
 
1.5
Семинарское занятие 3.  Нормативно-правовая база деятельности детских общественных организаций

/Пр/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи. Нормативно-правовая база деятельности детских общественных организаций. Молодежные объединения в ФЗ РФ "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
0
 
1.6
Подготовка к семинарским занятиям и участие в них /Ср/
14
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
4
0
 
1.7
Деловая игра «Создание детской организации» /Ср/
6
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Педагогическая деятельность по формированию и развитию детского общественного объединения
0
 
2.1
Лекция 3. Технологии работы с неформальными подростковыми группами

/Лек/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Неформальные подростковые объединения. Классификация неформальных подростково - молодежных объединений. Воспитательная работы с неформальными группами.
0
 
2.2
Лекция 4. Технологии организации групповой деятельности в ДОО

/Лек/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Коллективная творческая деятельность: виды и алгоритм. Мозговой штурм. Метод синектики. Дискуссия. Тренинг. Деловая игра.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
2.3
Лекция 5.  Технологии организации досуга в ДОО

/Лек/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Понятие досуга. Особенности детского и молодежного досуга. Клубная деятельность как форма организации досуга. Организованные формы досуга молодых людей.  Коллектив как инструмент развития творческой индивидуальности.
0
 
2.4
Семинарское занятие 4.  История возникновения и развития детских и молодежных движений в России

/Пр/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
История возникновения и развития детских и молодежных движений в России Развитие скаутского движения в России. Возникновение коммунистических союзов молодежи. ВЛКСМ и его деятельность. Монополизм комсомола в вопросах молодежи. Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Любительские объединения, клубы по интересам, молодежные центры.
0
 
2.5
Семинарское занятие 5. Технологии работы с неформальными подростковыми группами

/Пр/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Примеры формальных и неформальных молодежных объединений в России, специфика их деятельности.  Примеры политических, социально-ориентированных, национальных, экологических, религиозных и др. детских и молодежных объединений в России. Общероссийские, межрегиональные и региональные (местные) организации. Примеры их социальной активности.
0
 
2.6
Семинарское занятие 6.  Технологии организации групповой деятельности в ДОО

/Пр/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Воспитательные возможности детской общественной организации, специфика деятельности по формированию и развитию детско-подросткового сообщества. Коллективная творческая деятельность: виды и алгоритм. Мозговой штурм. Метод синектики. Дискуссия. Тренинг. Деловая игра. Другие технологии (квест, акция, фестиваль, ток-шоу, дебаты, флешмоб).
0
 
2.7
Семинарское занятие 7.  Технологии организации досуга в ДОО

/Пр/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Определение досуга. Виды, формы, сферы и инфраструктуру досуга молодежи. Технология организации досуговых программ. Коллектив как инструмент развития творческой индивидуальности: этапы развития, условия создания и сплочения, организация самоуправления. Формы и методы проведения творческих занятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей.
0
 
2.8
Семинарское занятие 8.  Технологии работы с волонтерами

/Пр/

2
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
Понятие и признаки волонтерской деятельности. Классификации волонтерской деятельности. Основные этапы организации волонтерского движения. Требования к организации волонтерской деятельности подростков и молодежи.
0
 
2.9
Подготовка к семинарским занятиям и участие в них /Ср/
10
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
2.10
Творческое задание «Знакомство с опытом деятельности детских формирований в конкретном образовательном учреждении» /Ср/
12
ОПК-3.4 УК-3.3 УК-3.6 ОПК-7.1
5
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Обучающийся должен принять участие в собеседовании на семинарах(8), изучить опыт деятельности детских формирований(1), создать и защитить модель детской организации(1),  выполнить письменную работу(1), выполнить тестовые задания 
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Виды работ:

Собеседование на семинарах - 8 семинаров *4 балла= 32б.

Создание и защита модели детской организации=20б.

Письменная  работа= 10б.

Изучение опыта деятельности детских формирований=10б.

Тест  30 вопросов =28 баллов.

Итого   по текущему контролю - 100 баллов. 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Молчанов С. В.
Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
0
 
Л1.2
Васильковская М. И.
Педагогика досуга: развитие социально-культурного творчества молодежи: учеб. пособие для студентов вузов
Кемерово: Изд-во КемГИК, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/95567
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
сост. : Р. А. Литвак, Е. В. Криницына ; Челябинская гос. акад. культуры и искусства
Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Челябинск: Изд-во Челяб. акад. культуры и искусства, 2011
1
https://www.iprbookshop.ru/56503
 
Л2.2
Золотарева А. В., Криницкая Г. М., Пикина А. Л.
Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2017
1
 
Л2.3
Коноплева Н. А.
Организация социокультурных проектов для детей и молодежи: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2019
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК  : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
MS Office
Офисный пакет
ООО «ДиЭй Технолоджи», договор 18-02/13 от 25.02.2013
 
INDIGO
Система тестирования
ИП Алпатов Станислав Викторович, лицензия № 53706 от 04.10.2013
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
Adobe Reader, Foxit Reader, Sumatra PDF Reader и др.
Программа для просмотра документов в формате pdf
Бесплатное ПО
 
Google Chrome, Яндекс Браузер, Mozilla Firefox, Microsoft Edge и др.
Браузер для доступа к сети «Интернет»
Бесплатное ПО
 
Real Player, VLC Media Player и др.
Программа для воспроизведения аудио- и видеофайлов
Бесплатное ПО
 
Moodle
Система управления электронными образовательными курсами
Бесплатное ПО
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU 
https://www.elibrary.ru/
 
Академия Google 
https://scholar.google.ru/
 
АИБС «МегаПро» 
https://data-express.ru/aibc-megapro/
 
ЭБС ЛАНЬ 
https://e.lanbook.com/
 
Поволжский ГУФКСиТ 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
ВЛГАФК 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
НГУ им. П.Ф.Лесгафта 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
НГПУ МЭБ 
https://icdlib.nspu.ru/
 
МГАФК 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
ЮРАЙТ 
https://urait.ru/
 
IPRbooks 
https://www.iprbookshop.ru/
 
РУКОНТ 
https://rucont.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 413, 414
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики