МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, доцент, Мельникова Юлия Александровна _________________
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 29.05.2025 0:00:00 протокол № 15
Протокол от 08.05.2025 г. № 9
Срок действия программы: 2025-2026 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 13.05.2025 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
Протокол от __ __________ 2029 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2029-2030 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2029 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовить обучающихся к педагогической деятельности для решения профессиональных задач, обеспечивающих формирование личности обучающихся средствами физической культуры в процессе занятий физической культурой и спортом
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Проектирование урока по требованиям ФГОС
Современные средства оценивания результатов обучения
Психолого-педагогическая практика
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
Технологии досуговой деятельности
Проектная деятельность педагога
Возрастная и педагогическая психология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Технологии внеклассной работы
Междисциплинарная практика
Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.2: Знает:
- нормативно-правовые, дидактические и методические основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- требования ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования;
ОПК-2.5: Умеет
- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках ООП, разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемых учебных дисциплин;
- разрабатывать цели, планируемые результаты, содержание, организационно-методический инструментарий, диагностические средства оценки результативности основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ;
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.4: Умеет:
- реализовывать современные формы и методы воспитательной работы, используя их в учебной и внеучебной деятельности;
- реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
- формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира;
- формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
ПК-4: Способен проектировать и реализовывать содержание образования в предметной области (ФК и БЖ) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю, в соответствии с уровнем развития современной науки и с учетом возрастных особенностей обучающихся
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
ПК-4.1: Знает:
- принципы, логику действий и этапы педагогического проектирования;
- требования ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю;
ПК-4.2: Знает:
- основы проектирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды;
ПК-4.4: Умеет:
- составлять образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС на основе современных знаний о технологиях и методиках обучения;
- планировать этапы их реализации в ведущих направлениях проектирования учебного содержания, средств реализации дополнительного образования;
- проектировать образовательную среду в осуществлении дополнительного образования в соответствии с ФГТ;
- проектировать содержание обучения по предмету в соответствии с уровнем развития научного знания и с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;
- разрабатывать технологическую карту урока;
- критически анализировать учебные материалы предметной области с точки зрения их научности, психолого-педагогической и методической целесообразности использования;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. 1. Современное состояние дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
1.1. Физкультурно-спортивная организация как система. /Лек/
1.Понятие физкультурно- спортивной организации.
2. Цель и задачи деятельности организаций физкультурно-спортивной направленности.
1.2. Законодательные и нормативные основы дополнительного физкультурного образования /Лек/
1.Законодательные и программно-нормативные документы, регламентирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций.
2. Федеральные законы: «Об образовании в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ».
3. Приказы министерства образования и науки РФ, министерства спорта РФ.
4. СанПиН
1.3. Организационные основы дополнительного физкультурного образования /Пр/
Ознакомиться с нормативно-правовыми и законодательными документами, касающихся дополнительного образования. Оформить конспект
1.3.Организационные основы дополнительного физкультурного образования /Ср/
Выписать выдержки из законодательных и нормативно-правовых документов, касающихся дополнительного образования. Оформить конспект
Раздел 2. 2. Основы спортивной подготовки в системе дополнительного образования
2.1 Дополнительное образование спортивной направленности /Лек/
ОПК-2.2 ОПК-2.5 ПК-4.1 ПК-4.2 ОПК-4.4
1. Современные отечественные и зарубежные образовательные системы.
2. Особенности организации процесса спортивной подготовки в организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
2.2. Организационно-методические требования к тренировочному занятию в организациях дополнительного физкультурного образования /Лек/
ОПК-2.2 ОПК-2.5 ПК-4.1 ПК-4.2 ОПК-4.4
1. Понятие и содержание тренировочного занятия.
2. Классификация тренировочных занятий. Общие основы построения.
3. Структура тренировочного занятия.
2.3. Методика проведения тренировочных занятий в организациях дополнительного физкультурного образования /Лек/
1. Содержание тренировочных занятий.
2. Подбор средств и методов с учётом возраста занимающихся, направленности занятий.
2.4. Методика проведения оздоровительной тренировки в организациях дополнительного физкультурного образования. /Пр/
Провести основную часть тренировки оздоровительной направленности
2.4. Методика проведения оздоровительной тренировки в организациях дополнительного физкультурного образования /Ср/
Разработать комплекс упражнений оздоровительной направленности
2.5. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в организациях дополнительного физкультурного образования. /Пр/
Провести фрагмент тренировочного занятия по общей физической подготовке
2.5. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в организациях дополнительного физкультурного образования /Ср/
Разработать комплекс упражнений по общей физической подготовке
2.6. Физкультурно-оздоровительная работа в оздоровительных лагерях /Пр/
Разработать календарный план на одну смену в спортивно-оздоровительном лагере
2.6. Физкультурно-оздоровительная работа в оздоровительных лагерях /Ср/
Провести фрагмент физкультурно-оздоровительного мероприятия
Раздел 3. 3. Планирование деятельности физкультурно-спортивной организации и физкультурно-массовой работы в учреждениях дополнительного образования детей
3.1. Содержание, структура и условия реализации дополнительных
современных технологий и методики обучения в предметной области общеобразовательных программ.
/Лек/
1. Различие содержания понятий «планирование» и «программирование» спортивной тренировки.
2. Технология планирования спортивной подготовки.
3.2. Оперативное и текущее планирование в организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности
/Лек/
1. Принципы планирования спортивной тренировки.
2. Алгоритм планирования спортивной подготовки.
3.3. Ориентировочная основа содержания дополнительной общеразвивающей программы в области физической культуры и спорта /Пр/
Определить сущность планирования тренировочного процесса в организациях дополнительного образования детей. Составить опорный конспект
3.3. Содержание, структура и условия реализации дополнительных современных технологий и методики обучения в предметной области общеобразовательных программ /Ср/
Составить опорный конспект по принципам планирования и положениям, которые необходимо соблюдать в процессе планирования в области физической культуры и спорта
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
3.4.Оперативное и текущее планирование в организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности /Пр/
Дать характеристику документам планирования тренировочного процесса в организации дополнительного образования, разрабатываемых тренером
3.4. Оперативное и текущее планирование в организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности /Ср/
Дать характеристику организационно-методическим документам тренировочного процесса в организации дополнительного образования. Заполнить таблицу (наименование документа, его назначение, структура, краткое содержание)
3.5. Планирование спортивных соревнований /Пр/
Ознакомиться с требованиями к составлению положения о соревнованиях
3.5. Планирование спортивных соревнований /Ср/
Разработать положение о соревнованиях
3.6. Методические особенности проведения педагогического контроля в организациях дополнительного физкультурного образования /Пр/
Составить опорный конспект по видам педагогического контроля
3.6. Методические особенности проведения педагогического контроля в организациях дополнительного физкультурного образования /Ср/
Разработать программу комплексного контроля в организациях дополнительного образования
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Задания в рамках текущего контроля:
1. Разработка плана-конспекта тренировочного занятия с учётом возраста занимающихся в спортивно-оздоровительной группе (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности, реализуемая в образовательной организации – по выбору студента).
2. Разработка положения и проведение спортивно-массового мероприятия (контингент по выбору студента).
3. Разработка и представление в графической форме тематического плана прохождения программного материала спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения согласно дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по виду спорта (по выбору студента)
4. Доклад, мультимедийная презентация по теме «Обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды».
5. Разработка рабочего плана тренировочных занятий спортивно-оздоровительной группы по виду спорта (на выбор студента).
6. Собеседование по вопросам на практических (семинарских) занятиях.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и набравший 61 балл и более, получает зачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля Распределение баллов по видам работ
Текущий контроль Виды работ Мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание Сумма баллов
1. Устные ответы на практических (семинарских) занятиях 3-5 2х3-5=6-10 б.
2. Письменная работа (Составление плана-конспекта тренировочного занятия
по виду спорта с учётом возраста занимающихся в группе СОГ). 3-5 1х5=5 б.
3. Письменная работа (Разработать положение спортивно-массового
мероприятия (контингент по выбору студента) 3-5 1х5=5 б.
4. Письменная работа (Составление тематического плана
для СОГ 1 года обучения 1-10 1х10=10 б.
5. Письменная работа (Разработка доклада, мультимедийной
презентации) 3-5 1х5=5 б.
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
6. Разработать рабочий план тренировочных занятий
спортивно-оздоровительной группы по виду спорта 3-5 1х3-5=5
7. Тестирование 3-9 6 тестов *(3-9) =18-54
Поощрительные баллы за посещаемость 1-6 баллов.
Итого 61-100
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Физкультурное образование школьников: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
Теория и методика обучения предмету "Физическая культура": учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033100 - Физ. культура
Мельникова Ю. А., Мельников К. В.
Технология планирования образовательного и тренировочного процесса по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования: учеб.-метод. пособие
Кудашова Л. Т., Кудашов В. Ф., Войнова С. Е.
Формирование основ организационно-управленческой деятельности студентов: учеб. пособие по направлению 51.03.05 "Режиссура театрализ. представлений и праздников"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
6.1.2. Дополнительная литература
сост. : Ю. А. Мельникова, М. П. Мухина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Планирование физкультурного образования в общеобразовательных организациях: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
6.3.1 Перечень программного обеспечения
ООО «ДиЭй Технолоджи», договор 18-02/13 от 25.02.2013
ИП Алпатов Станислав Викторович, лицензия № 53706 от 04.10.2013
Adobe Reader, Foxit Reader, Sumatra PDF Reader и др.
Программа для просмотра документов в формате pdf
Google Chrome, Яндекс Браузер, Mozilla Firefox, Microsoft Edge и др.
Браузер для доступа к сети «Интернет»
Real Player, VLC Media Player и др.
Программа для воспроизведения аудио- и видеофайлов
Система управления электронными образовательными курсами
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
https://scholar.google.ru/
https://data-express.ru/aibc-megapro/
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
https://www.iprbookshop.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 405, 407, 502, 602, корп.5 229).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ