2025-2026_44_03_05 ПО очно 2025 для РПД_plx_Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
__________2025 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.08.01
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
46
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
16
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
12
12
20
20
Практические
6
6
20
20
26
26
Итого ауд.
14
14
32
32
46
46
Кoнтактная рабoта
14
14
32
32
46
46
Сам. работа
22
22
36
36
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
доцент, Тё С.Э. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, доцент, Мельникова Юлия Александровна _________________
 
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  29.05.2025 0:00:00 протокол № 15
 
Протокол от 08.05.2025 г.  № 9

Срок действия программы: 2025-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Казызаева А.С.

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 13.05.2025 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2029 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2029-2030 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2029 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2026 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовить обучающихся к педагогической деятельности для решения профессиональных задач, обеспечивающих формирование личности обучающихся средствами физической культуры в процессе занятий физической культурой и спортом
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О.08
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.1.2
Проектирование урока по требованиям ФГОС
2.1.3
Современные средства оценивания результатов обучения 
2.1.4
Психолого-педагогическая практика
2.1.5
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
2.1.6
Технологии досуговой деятельности 
2.1.7
Проектная деятельность педагога
2.1.8
Возрастная и педагогическая психология
2.1.9
Педагогика 
2.1.10
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.11
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.2
Технологии внеклассной работы
2.2.3
Междисциплинарная практика
2.2.4
Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Знает:

- нормативно-правовые, дидактические и методические основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ;

- требования ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования;

 
ОПК-2.5: Умеет

- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках ООП, разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемых учебных дисциплин;

- разрабатывать цели, планируемые результаты, содержание, организационно-методический инструментарий, диагностические средства оценки результативности основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ;

 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.4: Умеет:

- реализовывать современные формы и методы воспитательной работы, используя их в учебной и внеучебной деятельности;

- реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

- формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира;

- формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;

- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

 
ПК-4: Способен проектировать и реализовывать содержание образования в предметной области (ФК и БЖ) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю, в соответствии с уровнем развития современной науки и  с учетом возрастных особенностей обучающихся
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
ПК-4.1: Знает:

- принципы, логику действий и этапы педагогического проектирования;

- требования ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю;

 
ПК-4.2: Знает:

- основы проектирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды;

 
ПК-4.4: Умеет:

- составлять образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС на основе современных знаний о технологиях и методиках обучения;

- планировать этапы их реализации в ведущих направлениях проектирования учебного содержания, средств реализации дополнительного образования;

- проектировать образовательную среду в осуществлении дополнительного образования в соответствии с ФГТ;

- проектировать содержание обучения по предмету в соответствии с уровнем развития научного знания и с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;

- разрабатывать технологическую карту урока;

- критически анализировать учебные материалы предметной области с точки зрения их научности, психолого-педагогической и методической целесообразности использования;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. 1. Современное состояние дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
0
 
1.1
1.1. Физкультурно-спортивная организация как система.  /Лек/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
6
1.Понятие физкультурно- спортивной организации.

2. Цель и задачи деятельности организаций физкультурно-спортивной направленности.

0
 
1.2
1.2. Законодательные и нормативные основы дополнительного физкультурного образования /Лек/
4
ОПК-2.5 ОПК-4.4
6
1.Законодательные и программно-нормативные документы, регламентирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций.

2. Федеральные законы: «Об образовании в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ».

3.  Приказы министерства образования и науки РФ, министерства спорта РФ.

4. СанПиН

0
 
1.3
1.3. Организационные основы дополнительного физкультурного образования /Пр/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
6
Ознакомиться с нормативно-правовыми и законодательными документами, касающихся дополнительного образования. Оформить конспект
0
 
1.4
1.3.Организационные основы дополнительного физкультурного образования /Ср/
22
ОПК-2.5 ОПК-4.4
6
Выписать выдержки из законодательных и  нормативно-правовых документов, касающихся дополнительного образования. Оформить конспект
0
 
 
Раздел 2. 2. Основы спортивной подготовки в системе дополнительного образования
0
 
2.1
2.1 Дополнительное образование спортивной направленности /Лек/
2
ОПК-2.2 ОПК-2.5 ПК-4.1 ПК-4.2 ОПК-4.4
6
1. Современные отечественные и зарубежные образовательные системы.

2. Особенности организации процесса спортивной подготовки в организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта

0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
2.2
2.2. Организационно-методические требования к тренировочному занятию в организациях дополнительного физкультурного образования /Лек/
2
ОПК-2.2 ОПК-2.5 ПК-4.1 ПК-4.2 ОПК-4.4
7
1. Понятие и содержание тренировочного занятия. 2. Классификация тренировочных занятий.  Общие основы построения. 3. Структура тренировочного занятия. 
0
 
2.3
2.3. Методика проведения тренировочных занятий в организациях дополнительного физкультурного образования /Лек/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
7
1. Содержание тренировочных занятий. 2. Подбор средств и методов с учётом возраста занимающихся, направленности занятий.
0
 
2.4
2.4. Методика проведения оздоровительной тренировки в организациях дополнительного физкультурного образования.   /Пр/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
6
Провести основную часть тренировки оздоровительной направленности
0
 
2.5
2.4. Методика проведения оздоровительной тренировки в организациях дополнительного физкультурного образования /Ср/
8
ОПК-2.5 ОПК-4.4
7
Разработать комплекс упражнений оздоровительной направленности
0
 
2.6
2.5. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в организациях дополнительного физкультурного образования.  /Пр/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
6
Провести фрагмент тренировочного занятия по общей физической подготовке
0
 
2.7
2.5. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в организациях дополнительного физкультурного образования /Ср/
4
ОПК-2.5 ОПК-4.4
7
Разработать комплекс упражнений по общей физической подготовке
0
 
2.8
2.6. Физкультурно-оздоровительная работа в оздоровительных лагерях /Пр/
2
ОПК-2.5 ОПК-4.4
7
Разработать календарный план на одну смену в спортивно-оздоровительном лагере
0
 
2.9
2.6. Физкультурно-оздоровительная работа в оздоровительных лагерях /Ср/
4
ОПК-2.5 ОПК-4.4
7
Провести фрагмент физкультурно-оздоровительного мероприятия 
0
 
 
Раздел 3. 3. Планирование деятельности физкультурно-спортивной организации и физкультурно-массовой работы в учреждениях дополнительного образования детей
0
 
3.1
3.1. Содержание, структура и условия реализации дополнительных

современных технологий и методики  обучения в предметной области общеобразовательных программ.

/Лек/

4
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
1. Различие содержания понятий «планирование» и «программирование» спортивной тренировки.

2. Технология планирования спортивной подготовки. 

0
 
3.2
3.2. Оперативное и текущее планирование в организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности

/Лек/

4
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
1. Принципы планирования спортивной тренировки. 2. Алгоритм планирования спортивной подготовки. 
0
 
3.3
3.3. Ориентировочная основа содержания дополнительной общеразвивающей программы в области физической культуры и спорта /Пр/
6
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
Определить сущность планирования тренировочного процесса в организациях дополнительного образования детей. Составить опорный конспект
0
 
3.4
3.3. Содержание, структура и условия реализации дополнительных современных технологий и методики  обучения в предметной области общеобразовательных программ /Ср/
4
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
Составить опорный конспект по принципам планирования и положениям, которые необходимо соблюдать в процессе планирования в области физической культуры и спорта
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
3.5
3.4.Оперативное и текущее планирование в организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности /Пр/
6
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
Дать характеристику  документам планирования тренировочного процесса в организации дополнительного образования, разрабатываемых тренером
0
 
3.6
3.4. Оперативное и текущее планирование в организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности /Ср/
4
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
Дать характеристику организационно-методическим документам тренировочного процесса в организации дополнительного образования. Заполнить таблицу  (наименование документа, его назначение, структура, краткое содержание)
0
 
3.7
3.5. Планирование спортивных соревнований /Пр/
2
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
Ознакомиться с требованиями к составлению положения о соревнованиях
0
 
3.8
3.5. Планирование спортивных соревнований /Ср/
6
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
Разработать положение о соревнованиях
0
 
3.9
3.6. Методические особенности проведения педагогического контроля в организациях дополнительного физкультурного образования /Пр/
4
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
Составить опорный конспект по видам педагогического контроля
0
 
3.10
3.6. Методические особенности проведения педагогического контроля в организациях дополнительного физкультурного образования /Ср/
6
ОПК-2.5 ПК-4.4 ОПК-4.4
7
Разработать программу комплексного контроля в организациях дополнительного образования
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Задания в рамках текущего контроля: 1. Разработка плана-конспекта тренировочного занятия с учётом возраста занимающихся в спортивно-оздоровительной группе (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности, реализуемая в образовательной организации – по выбору студента). 2. Разработка положения и проведение спортивно-массового мероприятия (контингент по выбору студента). 3. Разработка и представление в графической форме тематического плана прохождения программного материала спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения согласно дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по виду спорта (по выбору студента) 4. Доклад, мультимедийная презентация по теме «Обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды». 5. Разработка рабочего плана тренировочных занятий спортивно-оздоровительной группы по виду спорта (на выбор студента). 6. Собеседование по вопросам на практических (семинарских) занятиях.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и набравший 61 балл и более, получает зачет. 
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля                                                     Распределение баллов по видам работ Текущий контроль               Виды работ                           Мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание       Сумма баллов                          1. Устные ответы на практических (семинарских) занятиях                             3-5                                                              2х3-5=6-10 б. 2. Письменная работа (Составление плана-конспекта тренировочного занятия по виду спорта с учётом возраста занимающихся в группе СОГ).                   3-5                                                           1х5=5 б. 3. Письменная работа (Разработать положение  спортивно-массового мероприятия (контингент по выбору студента)                                                    3-5                                                              1х5=5 б. 4. Письменная работа (Составление тематического плана для СОГ 1 года обучения                                                                                              1-10                                                            1х10=10 б. 5. Письменная работа (Разработка  доклада, мультимедийной презентации)                                                                                                                    3-5                                                              1х5=5 б.                                                                                                                 
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
6. Разработать рабочий план тренировочных занятий спортивно-оздоровительной группы по виду спорта                                          3-5                                                                 1х3-5=5 7. Тестирование                                                                                                              3-9                                          6 тестов *(3-9) =18-54 Поощрительные баллы за посещаемость 1-6 баллов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Итого    61-100 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Мухина М. П.
Физкультурное образование школьников: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
70
 
Л1.2
под ред. Ю. Д. Железняк
Теория и методика обучения предмету "Физическая культура": учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033100 - Физ. культура
Москва: Академия, 2010
0
 
Л1.3
Мельникова Ю. А., Мельников К. В.
Технология планирования образовательного и тренировочного процесса по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования: учеб.-метод. пособие
Омск: СибГУФК, 2020
15
 
Л1.4
Кудашова Л. Т., Кудашов В. Ф., Войнова С. Е.
Формирование основ организационно-управленческой деятельности студентов: учеб. пособие по направлению 51.03.05 "Режиссура театрализ. представлений и праздников"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
сост. : Ю. А. Мельникова, М. П. Мухина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Планирование физкультурного образования в общеобразовательных организациях: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
10
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
MS Office
Офисный пакет
ООО «ДиЭй Технолоджи», договор 18-02/13 от 25.02.2013
 
INDIGO
Система тестирования
ИП Алпатов Станислав Викторович, лицензия № 53706 от 04.10.2013
 
Adobe Reader, Foxit Reader, Sumatra PDF Reader и др.
Программа для просмотра документов в формате pdf
Бесплатное ПО
 
Google Chrome, Яндекс Браузер, Mozilla Firefox, Microsoft Edge и др.
Браузер для доступа к сети «Интернет»
Бесплатное ПО
 
Real Player, VLC Media Player и др.
Программа для воспроизведения аудио- и видеофайлов
Бесплатное ПО
 
Moodle
Система управления электронными образовательными курсами
Бесплатное ПО
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU 
https://www.elibrary.ru/
 
Академия Google 
https://scholar.google.ru/
 
АИБС «МегаПро» 
https://data-express.ru/aibc-megapro/
 
ЭБС ЛАНЬ 
https://e.lanbook.com/
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2025 для РПД.plx
 
Поволжский ГУФКСиТ 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
ВЛГАФК 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
НГУ им. П.Ф.Лесгафта 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
НГПУ МЭБ 
https://icdlib.nspu.ru/
 
МГАФК 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
ЮРАЙТ 
https://urait.ru/
 
IPRbooks 
https://www.iprbookshop.ru/
 
РУКОНТ 
https://rucont.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 405, 407, 502, 602, корп.5 229).  
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики