2024-2025_49_03_02 АФК очно 2021_plx_Современные образовательные технологии дополнительного образования в области физической культуры и спорта
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Современные образовательные технологии дополнительного образования в области физической культуры и спорта
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК очно 2021.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.ДВ.01.01
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
66
66
66
66
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.02 АФК очно 2021.plx
стр. 3
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Мухина М.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
 
Современные образовательные технологии дополнительного образования в области физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 08.02.2022 г.  № 10

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Мухина М.П.

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК очно 2021.plx
стр. 4
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина М.П. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина М.П. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина М.П. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина М.П. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к педагогическому, как основному виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с использованием современных образовательных технологий в области физической культуры и спорта и объектов профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования по физической культуре и спорту.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
2.1.2
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
2.1.3
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
2.1.4
Анатомия человека
2.1.5
Гимнастика
2.1.6
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
2.1.7
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
2.1.8
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
2.1.9
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
2.1.10
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
2.1.11
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методическое обеспечение адаптивной физической культуры
2.2.2
Физическая реабилитация в клинике внутренних болезней
2.2.3
Организация занятий в специальной медицинской группе
2.2.4
Профессионально-ориентированная практика
2.2.5
Физическая реабилитация в неврологии
2.2.6
Физическая реабилитация в педиатрии, акушерстве и гинекологии
2.2.7
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
2.2.9
Физическая реабилитация в хирургии и травматологии
2.2.10
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-2: Способен планировать и проводить мероприятия по профилактике вторичных нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствовать социализации и формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям адаптивной физической культурой
 
ПК-2.2: Знает:

- современные тенденции в развитии системы дополнительного образования в сфере ФКиС;

- основы планирования и проведения занятий по физической культуре и адаптивной физической культуре;

 
ПК-2.5: Умеет:

- подбирать педагогические условия организации процесса подготовки в системе дополнительного образования по ФКиС;

- планировать разные формы занятий физическими упражнениями с использованием фитнес-технологий на основе учета уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;

 
ПК-2.7: Имеет опыт:

- планирования учебно-тренировочных занятий по обучению технике выполнения упражнений, развитию физических качеств и воспитанию личности с использованием фитнес-технологий;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Оздоровительные технологии
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК очно 2021.plx
 
1.1
Оздоровительный фитнес: понятие, содержание /Лек/
2
ПК-2.2
3
Фитнес-программы: классификация, структура и содержание. Орга- низационные основы различных видов физкультурно-оздоровительных технологий. Влияние физкультурно- оздоровительных занятий различного типа на механизмы общей адаптации, функциональные системы организма зани- мающегося. Контроль эффективности занятий оздоровительным фитнесом.
0
 
1.2
Планирование занятий оздоровительным фитнесом.  /Лек/
2
ПК-2.2
3
Подходы в планировании занятий оздоровительным фитнесом. Принципы планирования. Содержание и особенности планирования занятий оздоровительным фитнесом.
0
 
1.3
Оздоровительная аэробика: понятие, виды.  /Лек/
1
ПК-2.2
3
Физиологические  основы  оздоровительной  аэробики. Аква-аэробика. Степ-аэробика. Фитбол-аэробика. Памп-аэробика. Тер-аробика. Таэ-бо и  кибо-аэробика. Контроль и самоконтроль на занятиях оздоровительной аэробикой
0
 
1.4
Стретчинг: понятие, виды.  /Лек/
1
ПК-2.2
3
Физиологические основы стретчинга. Виды стретчинга: статический, динамический. По- становка дыхания. Контроль и самоконтроль на занятиях стретчингом.
0
 
1.5
Методика проведения занятий оздоровительной аэробикой /Пр/
2
ПК-2.5
3
Средства, методы и осо- бенности проведения занятий видами оздоровительной аэробики с учетом пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся: степ-аэробика; фитбол-аэробика; памп- аэробика; тер-аробика. Контроль и самоконтроль на занятиях оздоровительной аэробикой.
0
 
1.6
Методика проведения занятий стретчингом.  /Пр/
2
ПК-2.5
3
Средства, методы и особенности проведе- ния занятий стретчингом с учетом пола, возраста, уровня подготовленности занимающих- ся.
0
 
1.7
Функциональный тренинг.  /Пр/
2
ПК-2.5
3
Методология функционального тренинга. Принципы функцио- нального тренинга. Контроль и самоконтроль на занятиях функциональным тренингом.
0
 
1.8
Методика проведения занятий функциональным тренингом. Средства, методы и осо-бенности проведения занятий функциональным тренингом с учетом пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся.  /Пр/
4
ПК-2.5
3
Средства, методы и особенности проведения занятий функциональным тренингом с учетом пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся.
0
 
1.9
Ментальный фитнес. Средства, методы и особенности проведения занятий пилатесом с учетом пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся.  /Пр/
4
ПК-2.5
3
Средства, методы и особенности проведения занятий пилатесом с учетом пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся
0
 
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК очно 2021.plx
 
Раздел 2. Фитнес-технологии в спортивной тренировке
0
 
2.1
Основы использования фитнес-технологий в тренировочном процессе.  /Лек/
2
ПК-2.2
3
Место фитнес-технологий в процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь специфических принципов спортивной тренировки с принципами занятий оздорови-тельным фитнесом.
0
 
2.2
Стратегия использования фитнес-технологий в больших и средних циклах спортивной подготовки.  /Лек/
2
ПК-2.2
3
Место фитнес-технологий определенной направленности в макроструктуре тренировочного процесса. Место фитнес-технологий опре-деленной направленности в мезоструктуре тренировочного процесса. Место фитнес-технологий определенной направ-ленности в микроструктуре тренировочного процесса.
0
 
2.3
Использованием фитнес-технологий в микроциклах различного типа на этапах спортивной подготовки. /Лек/
2
ПК-2.2
3
Содержание работы с использованием фитнес-технологий в микроциклах различного типа на этапах спортивной подготовки.
0
 
2.4
Планирование различных видов фитнес-технологий в мезоциклах подготовки подготовительного периода.  /Ср/
10
ПК-2.7
3
Составление проекта модели базового (общеподготови- тельного, специальноподготовительного – по выбору) ме- зоцикла подготовки подготовительного периода в избранном виде спорта с использованием фитнес-технологий
0
 
2.5
Планирование использования различных видов фитнес-технологий в соревнова-тельном периоде.  /Пр/
6
ПК-2.5
3
Составление проекта модели базового (общеподготови- тельного, специально-подготовительного – по выбору) мезоцикла подготовки соревновательного периода в избранном виде спорта с использованием фитнес-технологий
0
 
2.6
Планирование использования различных видов  фитнес-технологий в переходном периоде.  /Ср/
18
ПК-2.7
3
Составление проекта модели базового (общеподготови- тельного, специально-подготовительного – по выбору) переходном периоде подготовки в избран- ном виде спорта с использованием фитнес-технологий
0
 
2.7
Педагогический контроль и самоконтроль отдельных систем организма занимающе-гося на тренировочных занятиях с использованием фитнес-технологий.  /Пр/
2
ПК-2.5
3
Выполнение анализа состояния отдельных систем орга- низма занимающегося на тренировочном занятии в из- бранном виде спорта с использованием фитнес-технологий
0
 
2.8
Технологии фитнеса /Ср/
22
ПК-2.7
3
Составление тематического конспекта на тему «Степ- аэробика» Составление тематического конспекта на тему «Контроль и самоконтроль на занятиях оздоровительной аэробикой» Разработка плана-конспекта занятия оздоровительной аэробикой, проведение фрагмента занятия Разработка плана-конспекта занятия стретчингом Разработка плана-конспекта занятия функциональным тренингом
0
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК очно 2021.plx
 
2.9
Технологии фитнеса в спортивной тренировке /Ср/
16
ПК-2.7
3
Составление проекта модели базового (общеподготови- тельного, специальноподготовительного – по выбору) ме- зоцикла подготовки подготовительного периода в избран- ном виде спорта с использованием фитнес-технологий Выполнение анализа состояния отдельных систем орга- низма занимающегося на тренировочном занятии в из- бранном виде спорта с использованием фитнес-технологий Практическая работа на семинарском занятии Публичная защита проекта модели базового мезоцикла (общеподготовительного, специальноподготовительного – по выбору) подготовки подготовительного периода в из- бранном виде спорта с использованием фитнес-технологий
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
1. Устные ответы на занятиях, сообщения

5 баллов – развернутый, аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с использованием примеров из профессиональной деятельности педагога по ФК, с обоснованием собственной позиции на данную проблему.

4 балла – аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с обоснованием собственной позиции на данную проблему.

3 балла – ответ, содержащий общие знания или обоснование собственного мнения на данную проблему.

2. Составление тематического конспекта

5 баллов – развернутый, аргументированный, логически выстроенный, четко соответствующий на заявленную тему с указанием специфики соревновательной деятельности в ИВС.

4 балла – аргументированный, в общих чертах соответствующий заявленной теме с указанием специфики соревновательной деятельности в ИВС.

3 балла – отвечающий на отдельные вопросы заявленной темы без указания специфики соревновательной деятельности в ИВС.

3. Разработка плана-конспекта занятия

5 баллов – информационный и содержательный блоки содержат полную информацию; структура соответствует требованиям  к типу документа; содержание полное и логически выстроенное с учетом ступени образования, места в структуре учебного года;

4 балла – информационный и содержательный блоки содержат информацию; структура соответствует требованиям к типу до-кумента; содержание соответствует ступени образования;

3 балла – информационный и содержательный блоки содержат фрагментарную информацию; структура соответствует требова-ниям к типу документа; содержание частично соответствует ступени образования.

4. Составление глоссария

5 баллов – содержит развернутые определения всех понятий указанных тем разделов.

4 балла – содержит основные определения по всем понятиям указанных тем разделов.

3 балл – содержание определения отдельных понятий тем раз-делов.

5. Проведение фрагмента занятия

5 баллов – соответствует требованиям к методике проведения занятия с учетом его места в структуре учебного года; содержит развернутый самоанализ занятия с указанием конкретных рекомендаций по повышению эффективности проведения занятия.

4 балла – соответствует требованиям к методике проведения занятия с учетом его места в структуре учебного года; содержит самоанализ занятия с указанием общих рекомендаций.

3 балла – соответствует в общих чертах требованиям к методике проведения занятия с учетом его места в структуре учебного года; содержит самоанализ занятия с указанием общих реко-мендаций.

6. Составление проекта модели подготовки

5 баллов – структура соответствует требованиям; содержание полное и логически выстроенное с учетом места в структуре подготовки;

4 баллов – структура соответствует требованиям; содержание соответствует месту в структуре подготовки;

3 баллов – структура в общих чертах соответствует; содержание представлено частично.

7. Выполнение анализа протокола пульсометрии

5 баллов – развернутый, аргументированный, логически вы-строенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, 

 
стр. 9
УП: 49.03.02 АФК очно 2021.plx
 
с использованием примеров из профессиональной деятельности педагога по ФК, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему.

4 баллов – аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему.

3 баллов – ответ, содержащий общие знания или обоснование собственного мнения на данную проблему.

8. Доклад, ответы на вопросы

5 баллов – доклад рассчитан на 5 минут, оформлен на основа-нии не менее 3-5-х источников научно-методической литературы (не позднее последних 5 лет издания), точно соответствует заданной теме, содержит вступление, раскрытие темы и выводы; новую информацию о современном состоянии данной проблемы; ответы на вопросы точные с обоснованием собственной позиции.

4 балла – доклад более 5 минут, оформлен на основании 1-2-х источников научно-методической литературы (не позднее последних 5 лет издания), точно соответствует заданной теме, со-держит вступление, раскрытие темы и выводы; ответы на вопросы носят общий характер.

3 балла – доклад более 7 минут, оформлен на основании 1-го источника научно-методической литературы (не позднее последних 5 лет издания), соответствует заданной теме; затруднения в ответах на вопросы.

9. Мультимедийные презентации

5 баллов – презентация с устным сопровождением, материал для презентации подобран точно в соответствии с заданной темой, содержит новую информацию о современном состоянии данной проблемы, слайды оформлены в соответствие требованиями.

4 балла – презентация с устным сопровождением, материал для презентации подобран точно в соответствии с заданной темой, слайды оформлены в соответствие с требованиями.

3 балла – презентация с устным сопровождением, материал для презентации подобран в соответствии с заданной темой, в оформлении слайдов имеются неточности.

 
5.2. Промежуточная аттестация

Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
устные ответы на семинарах 3-5 баллов 4*5=20

выполнение практических заданий 3-5 баллов: 2*5=10

-составление тематического конспекта;

-разработка плана-конспекта занятия;

- глоссарий;

-проведение фрагмента занятия;

-составление проекта модели мезоцикла;

-выполнение анализа протоколов пульсометрии, составление практических рекомендаций;

- доклад;

- презентация.

Итого 61-100

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Сапожникова О. В.
Фитнес: учеб. пособие для сред. проф. образования
Екатеринбург [и др.]: Изд-во УрФУ [и др.], 2019
1
http://www.iprbookshop.ru/87895
 
Л1.2
Сапожникова О. В.
Фитнес: учеб. пособие для студентов по программе бакалавриата
Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/68311
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Платонова Т. В., Чванов В. Г.
Современные технологии физкультурно-оздоровительной деятельности: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
0
 
Л2.2
сост. И. Т. Аракелян ; Самарский гос. архитектур.-строит. ун-т
Фитнес и физическая культура: метод. указания
Самара: Изд-во СГАСУ, 2013
1
https://www.iprbookshop.ru/22630
 
стр. 10
УП: 49.03.02 АФК очно 2021.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.3
Платонов В. Н.
Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение
Киев: Олимп. лит., 2013
2
 
Л2.4
Власова И. А., Иваненко О. А.
Оздоровительный фитнес: учеб. пособие
Челябинск: Изд-во ЧГИК, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/83607
 
Л2.5
Поздеева Е. А.
Фитнес-йога: основы организации и проведение занятий: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
0
 
Л2.6
Булгакова О. В., Близневская В. С., Пономарев В. В.
Фитнес-тренинг формирования готовности студенток вуза к выполнению комплекса ГТО: монография
Красноярск: СФУ, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/100145
 
Л2.7
Булгакова О. В., Брюханова Н. А.
Фитнес-аэробика: учеб. пособие
Красноярск: СФУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/100144
 
Л2.8
Кукоба Т. Б.
Фитнес-технологии. Курс лекций: учеб. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/94691
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 - ауд. 405, 407, 502, 602; корп. 4 - 102, 312; корп.5 - 222, 229, 422; л/а манеж - 21, 26.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики