МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2025.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2025.plx
канд. пед наук, доцент, Раянова Ю.Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, доцент, Мельникова Юлия Александровна;канд. биол. наук, доцент , Курч Наталья Михайловна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 29.05.2025 0:00:00 протокол № 15
Протокол от 08.04.2025 г. № 9
Срок действия программы: 2025-2026 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 13.05.2025 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2025.plx
Протокол от __ __________ 2029 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2029-2030 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2029 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2025.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у бакалавров основ специальной психологии при подготовке к будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Биомеханика двигательной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-13: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся
ОПК-13.15: Умеет:
- учитывать возрастные психологические особенности занимающихся физической культурой и спортом различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся;
ОПК-13.6: Знает:
- основные понятия специальной и возрастной психологии, в том числе психологические особенности занимающихся старшего дошкольного, школьного возраста, взрослых и людей пожилого возраста;
- современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии, особенности психического развития детей с различными отклонениями;
- психологические особенности занимающихся физической культурой и спортом с различными нозологическими формами заболеваний;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Введение в специальную психологию
Лекция 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии. /Лек/
Основные задачи специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками. Основные методы специальной психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование и др.
Специфика использования методов, диагностических и обучающих методик в специальной психологии. Методы диагностики интеллектуальных расстройств.
Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии. /Пр/
1. Отрасли специальной психологии.
2. Предмет и задачи специальной психологии.
3. Связь специальной психологии с другими науками.
3. Методы специальной психологии. Достоинства и недостатки. Требования к применению.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2025.plx
Лекция 2. Классификация психического дизонтогенеза. /Лек/
Проблема классификации нарушенного развития в специальной психологии. Причины существования многообразных отклонений в развитии, практическое и теоретическое знание создания классификаций отклонений в развитии. Возможные принципы построения классификации нарушенного развития. Отличие теоретических классификаций от эмпирических.
Классификация отклонений в развитии В.В. Лебединского. Общее стойкое недоразвитие, задержанное психическое развитие. Дефицитарное развитие. Поврежденное развитие. Искаженное развитие. Дисгармоничное развитие.
Семинарское занятие 2. Классификация психического дизонтогенеза. /Пр/
1.Соотношение биологических, социальных и аномальных факторов в психическом развитии детей с проблемами.
2. Параметры психического дизонтогенеза.
3. Классификации психического дизонтогенеза.
Семинарское занятие 3. Основные понятия специальной психологии. /Пр/
1.Понятие о хроногенности в структуре аномального развития.
2.Компенсация и ее физиологические основы.
3.Виды и типы дезадаптации. Связь понятий компенсации и адаптации.
4.Абилитация, реабилитация и интеграция лиц с нарушениями сенсорной и интеллектуальной сферы.
Общие и частные закономерности нормального и аномального развития. Характеристики аномального развития.
/Ср/
1. Общая характеристика нормального и аномального развития.
2. Проблема изучения самосознания в современной психологии. Понятие «Я-концепции».
3. Связь «Я-концепции» и проблемы самосознания у детей, имеющих нарушения психофизического развития.
4. Понятия схемы тела. Образы внешнего и фи¬зического «Я» ребенка, имеющего нарушения развития.
1.Понятие сенсорной депривации. Влияние сенсорной депривации на различные структурные компоненты психики.
2.Понятие социальной депривации, ее влияние на развитие ребенка.
3.Возможности профилактики и коррекции негативных последствий социальной депривации. Теория привязанности.
4. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.
Подготовка к семинарским занятиям, тестовому контролю /Ср/
УП: 49.03.02 АФК заочно 2025.plx
Раздел 2. Особенности психического развития лиц с нарушениями психофизического развития
Дефицитарный дизонтогенез. Общие понятия. Психология лиц с выраженными речевыми расстройствами. /Ср/
1.Типы дизонтогенеза и речевые нарушения.
2.Характеристика речевых расстройств.
3.Особенности психологии лиц с речевыми нарушениями.
Закономерности психического развития слепых и слабовидящих детей.
/Ср/
1. Ранний онтогенез в условиях слепоты. Влияние слепоты на различные структурные компоненты психики.
2. Формирование субъективной картины дефекта и отношение личности к собственному дефекту.
3. Тифлотехнические средства в процессе учебной и трудовой деятельности лиц с нарушением зрения.
4. Социально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению.
Закономерности психического развития глухих и слабослышаших детей.
/Ср/
1. Роль речи в формировании личности ребенка с дефектом слуха.
2. Возможности и условия полноценного развития личности глухих и слабослышащих.
3. Индивидуально-психологические особенности личности детей с дефектом слуха.
Закономерности психического развития детей с ДЦП. /Ср/
1.Отличия развития в онтогенезе детей с ДЦП и нормально развивающихся детей.
2.Основные формы ДЦП.
3.Особенности структуры двигательных нарушений.
4. Характеристика речевых расстройств.
5. Особенности познавательной деятельности детей с ДЦП.
Общая характеристика психического развития при умственной отсталости и задержке психического развития. /Ср/
1.Особенности эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей.
2. Особенности двигательного анализатора при умственной отсталости.
3. Особенности ощущений и восприятия у детей с умственной отсталостью.
4.Особенности познавательных процессов детей с умственной отсталостью.
5. Общее состояние психических процессов у детей с ЗПР.
6.Причины ЗПР у детей.
7.Динамика соотношения детей с проблемами в развитии с нормально развивающимися детьми.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2025.plx
Ранний детский аутизм. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития. /Ср/
1.Особенности общения аутичного ребёнка.
2.Обучение ребенка различным бытовым навыкам.
3.Эмоциональная сфера аутичных детей.
4.Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития.
Подготовка к семинарским занятиям, тестовому контролю /Ср/
Раздел 3. Основы психокоррекции
Психотерапия как метод работы. Психология семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
/Ср/
1.Определение понятия психотерапии. Различные формы психотерапии.
2.Игротерапия как метод работы с «особыми» детьми.
3.Применение сказкотерапии в работе с детьми, имеющими проблемы в психофизическом развитии.
4.Применение пескотерапии в работе с детьми, имеющими проблемы в психофизическом развитии.
5.Нарушения жизнедеятельности семьи.
Подготовка к семинарским занятиям, тестовому контролю /Ср/
Подготовка докладов с презентацией /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Обучающийся должен выполнить контрольную работу, решить кейс, пройти тестирование.
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации является экзамен.
Для допуска к промежуточной аттестации студент в течение семестра должен набрать от 40 до 60 баллов в рамках текущего контроля.
Промежуточная аттестация проводится в устной форме (в форме собеседования). В билете 2 вопроса.
Вопросы к экзамену
1. Возникновение высших психических функций. Психофизиологическая основа психических функций.
2. Возрастные нормы психического развития (младенческий, ранний и дошкольный возраста).
3. Возрастные нормы психического развития (младший школьный, подростковый и старший школьный возраста).
4. Возрастные нормы психического развития (период взрослости, пожилой и старческий возраста).
5. Вторичные и третичные нарушения развития.
6. Гуманистический подход к личности, его значение для деятельности специалиста АФК.
7. Депривационный механизм развертывания системных отклонений в дизонтогенезе.
8. Дефицитарное психическое развитие: причины возникновения, клинико-психологическая структура дефекта.
9. Деятельностный механизм развертывания системных отклонений в дизонтогенезе.
10. Достоинства формирующего эксперимента.
11. Задержка развития, вторично обусловленная. ЗПР при сенсорной депривации. ЗПР при нарушении речи. ЗПР при ДЦП. Прочие задержки.
12. Закономерности олигофренического дефекта: тотальность, иерархичность, необратимость, непрогредиентность.
13. Закономерности психического развития детей с нарушенной слуховой функцией.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2025.plx
14. Закономерности психического развития.
15. Иерархия потребностей (по А. Маслоу). Причины слабого проявления потребности в самоактуализации.
16. Индивидуальная теория А. Адлера, ее значение для деятельности специалиста АФК.
17. Классификации психических явлений.
18. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, разработанная К.С. Лебединской.
19. Классификация олигофрении по М.С. Певзнер: неосложненная, с нарушением нейродинамики, с нарушением анализаторов, с грубыми нарушениями личности, с психопатоподобной формой поведения.
20. Клинико-психологическая структура РДА в свете учения Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта.
21. Клинико-психологические классификации РДА.
22. Коммуникативный механизм развертывания системных отклонений в дизонтогенезе.
23. Концепция ведущих типов деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин).
24. Критические и сенситивные периоды развития психики.
25. Методы специальной психологии. Различия понятий «метод» и «методика».
26. Механизмы развертывания системных отклонений в дизонтогенезе.
27. Модель взаимосвязи биологического созревания и умственного развития человека.
28. Недостаточная выраженность ориентировочно-поисковой деятельности при врожденных нарушениях зрения, основные причины снижения общей психической активности при глубокой зрительной патологии.
29. Общая характеристика нарушений деятельности и познавательной сферы.
Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Контрольная работа: 2*8=16б
Кейс-задачи: 1*4=4б
Тест:20*2=40б
Всего по текущему контролю:60б.
Промежуточная аттестация (экзамен)
Теоретический вопрос 1: 10-20б
Теоретический вопрос 2; 10-20б
Всего по промежуточной аттестации: 100б
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций: учеб. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/75801
под ред. В. И. Лубовского
Специальная психология: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений
Специальная психология: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/85903
6.1.2. Дополнительная литература
Специальная психология: учеб. для академ. бакалаврита
Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учеб. пособие для академ. бакалавриата
УП: 49.03.02 АФК заочно 2025.plx
Специальная педагогика и специальная психология: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Специальная психология: курс лекция для студентов по направлению подгот. 49.03.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
https://lib.rucont.ru/efd/588437
6.3.1 Перечень программного обеспечения
ООО «ДиЭй Технолоджи», договор 18-02/13 от 25.02.2013
ИП Алпатов Станислав Викторович, лицензия № 53706 от 04.10.2013
Adobe Reader, Foxit Reader, Sumatra PDF Reader и др.
Программа для просмотра документов в формате pdf
Google Chrome, Яндекс Браузер, Mozilla Firefox, Microsoft Edge и др.
Браузер для доступа к сети «Интернет»
Real Player, VLC Media Player и др.
Программа для воспроизведения аудио- и видеофайлов
Система управления электронными образовательными курсами
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
https://www.iprbookshop.ru/
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
https://data-express.ru/aibc-megapro/
https://scholar.google.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ