2025-2026_49_03_01 ФК ФСО заочно 2025_plx_Психология физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психология физической культуры
__________2025 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФСО заочно 2025.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.15
 
зачеты 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурно-спортивное образование
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФСО заочно 2025.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Канд. пед. наук, старший преподаватель, Константинова Е.А.;Канд.пед.наук, доц., Кривошеева Ольга Робертовна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, доцент, Мельникова Юлия Александровна;канд. биол. наук, доцент , Курч Наталья Михайловна _________________
 
Психология физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  29.05.2025 0:00:00 протокол № 15
 
Протокол от 08.04.2025 г.  № 9

Срок действия программы: 2025-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 13.05.2025 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФСО заочно 2025.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2029 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2029-2030 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2029 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2026 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФСО заочно 2025.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у обучающихся  систематизированных знаний о закономерностях проявления, развития и формирования психики человека в условиях физического воспитания и спорта, их применения в профессиональной деятельности педагога по физической культуре. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
2.1.2
Педагогика и психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и методика физической культуры
2.2.2
Физиология человека
2.2.3
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
2.2.4
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
ОПК-1.6: знает психологическую характеристику физического воспитания и спорта, психологические особенности занимающихся дошкольного, школьного возраста, взрослых и людей пожилого возраста
 
ОПК-1.9: умеет определять психологические и гендерные особенности взрослых и детей 
 
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
 
ОПК-5.4: знает основы психолого-педагогической диагностики личности и коллектива
 
ОПК-5.8: имеет опыт составления психолого-педагогической характеристики личности и коллектива
 
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
 
ОПК-6.5: умеет применять общие (классические) психологические рекомендации по общению, оптимизации психических состояний, самооценки, поддержанию мотивации у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
ОПК-9.4: знает основные слагаемые педагогического контроля, методику его проведения, анализа и интерпретации полученных данных, их фиксации
 
ОПК-9.7: умеет подбирать и применять базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Основы возрастной психологии 
0
 
1.1
Общая характеристика возрастной психологии как науки. Общие закономерности психического развития человека  /Лек/
1
ОПК-1.6 ОПК-1.9
2
0
 
1.2
Психологические особенности занимающихся разного возраста /Лек/
1
ОПК-1.6 ОПК-1.9
2
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФСО заочно 2025.plx
 
1.3
Психологические особенности занимающихся старшего дошкольного и младшего  школьного возраста

/Пр/

2
ОПК-1.6 ОПК-1.9
2
Особенности развития в дошкольном возрасте. Физическое и моторное развитие в дошкольном возрасте. Особенности когнитивного развития. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Младший школьный возраст: основные характеристики и закономерности развития. Готовность к обучению в школе как основа перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
0
 
1.4
Психологические особенности занимающихся подросткового  и юношеского возраста

/Пр/

2
ОПК-1.6 ОПК-1.9
2
Общая характеристика развития в подростковом возрасте. Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста. Возникновение и развитие чувства взрослости в подростковом возрасте. Особенности общения подростка. Роль и значение самопознания в подростковом возрасте. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток. Общие закономерности личностного развития в юности. Становление мировоззрения. Личностное и профессиональное самоопределение как основные новообразования юношеского возраста. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте. Специфика обучения. Проблема самовыражения и самоутверждения в юношеском возрасте.
0
 
1.5
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского  – (тематический конспект научных  статей) /Ср/
6
ОПК-1.6 ОПК-1.9
2
0
 
1.6
Типы и виды возрастных периодизаций (заполнение таблицы) /Ср/
6
ОПК-1.6 ОПК-1.9
2
0
 
1.7
Первоначальный выбор жизненного пути как содержание социальной ситуации развития в юношеском возрасте (конспект и анализ научных статей). /Ср/
6
ОПК-1.6 ОПК-1.9
2
0
 
1.8
Психологические особенности занимающихся зрелого и  пожилого возраста /Ср/
6
ОПК-1.6 ОПК-1.9
2
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Основы психологии физического воспитания
0
 
2.1
Введение в психологию физической культуры /Лек/
1
ОПК-6.5
2
0
 
2.2
Психологические особенности формирования личности в физическом воспитании /Лек/
1
ОПК-6.5
2
0
 
2.3
Психологическая характеристика деятельности в физическом воспитании

/Пр/

1
ОПК-6.5
2
Внешняя и внутренняя деятельность. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Условия формирования навыка. Способы активизации деятельности в физическом воспитании.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФСО заочно 2025.plx
 
2.4
Психологические основы обучения двигательным действиям

/Пр/

1
ОПК-6.5
2
Управление движениями как психолого-педагогическая проблема. Предпосылки к обучению спортивным упражнениям. Функции педагога в процессе обучения движениям. Представление о движении в структуре формирования двигательного навыка.
0
 
2.5
Мотивы и потребности при занятиях физической культурой

/Пр/

2
ОПК-6.5
2
Понятие мотива и мотивации в психологии. Мотивы и потребности. Виды потребностей. Классификация мотивов занятий физической культурой. Стадии и этапы формирования мотивов.
0
 
2.6
Типичные психологические трудности занимающихся физической культурой и спортом и способы их преодоления. /Ср/
6
ОПК-6.5
2
0
 
2.7
Разработка психологических рекомендаций по оптимизации психических состояний, поддержанию мотивации  у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью /Ср/
4
ОПК-6.5
2
0
 
2.8
Приемы профилактики и конструктивного разрешения конфликтов в группе /Ср/
4
ОПК-6.5
2
0
 
2.9
Методы и принципы психологии физической культуры /Ср/
8
ОПК-6.5
2
0
 
2.10
Психологические основы обучения на занятиях по физической культуре /Ср/
8
ОПК-6.5
2
0
 
2.11
Психоэмоциональные состояния и управление ими на занятиях физической культурой /Ср/
6
ОПК-6.5
2
0
 
2.12
Психология общения в процессе занятий физической культурой и спортом /Ср/
6
ОПК-6.5
2
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Психологическое сопровождение физкультурно-спортивной деятельности
0
 
3.1
Психологическая подготовка в спорте

/Пр/

2
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
2
Понятие, средства и методы психологической подготовки в ИВС. Виды психологической  подготовки. Технология психологической подготовки в спорте.
0
 
3.2
Психологические критерии спортивного отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности. /Ср/
6
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
2
0
 
3.3
Создание банка для психодиагностики занимающихся физической культурой и спортом /Ср/
10
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
2
0
 
3.4
Применение базовых методов и методик исследования психических процессов, состояний и свойств у занимающихся /Ср/
8
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
2
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФСО заочно 2025.plx
 
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студенту необходимо:

принять участие в дискуссии на семинарах;

пройти тестирование;

выполнить терминологический диктант;

выполнить контрольную работу.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды работ (текущий контроль)

Тестирование 1 х 25 = 25 баллов

Терминологический диктант 2 х 5 = 10 баллов

Дискуссия 5 х 3 = 15 баллов

Контрольная работа (5 практических заданий по 10 баллов) 1 х 50 = 50 баллов

Итого 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Волков Д. Н.
Психология физической культуры и спорта: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
0
 
Л1.2
под ред. : Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Психология физической культуры и спорта: учеб. для физкульт. вузов по специальности - Физ. культура и спорт
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
0
 
Л1.3
Бабушкин Г. Д.
Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/90578
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Попова И. А., Хайбуллин Ю. В.
Психология физической культуры и спорта. Практикум: учеб. пособие
Саратов: Ай пи Эр Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/86453
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
 
Э3
Официальный сайт вуза : sibsport.ru
 
Э4
Электронный деканат СибГУФК : ies.sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
MS Office
Офисный пакет
ООО «ДиЭй Технолоджи», договор 18-02/13 от 25.02.2013
 
INDIGO
Система тестирования
ИП Алпатов Станислав Викторович, лицензия № 53706 от 04.10.2013
 
Adobe Reader, Foxit Reader, Sumatra PDF Reader и др.
Программа для просмотра документов в формате pdf
Бесплатное ПО
 
Google Chrome, Яндекс Браузер, Mozilla Firefox, Microsoft Edge и др.
Браузер для доступа к сети «Интернет»
Бесплатное ПО
 
Real Player, VLC Media Player и др.
Программа для воспроизведения аудио- и видеофайлов
Бесплатное ПО
 
Moodle
Система управления электронными образовательными курсами
Бесплатное ПО
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
РУКОНТ 
https://rucont.ru/
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФСО заочно 2025.plx
 
IPRbooks 
https://www.iprbookshop.ru/
 
ЮРАЙТ 
https://urait.ru/
 
МГАФК 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
НГПУ МЭБ 
https://icdlib.nspu.ru/
 
НГУ им. П.Ф.Лесгафта 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
ВЛГАФК 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
Поволжский ГУФКСиТ 
http://lib15.sibsport.ru/MegaPro/Web
 
ЭБС ЛАНЬ 
https://e.lanbook.com/
 
АИБС «МегаПро» 
https://data-express.ru/aibc-megapro/
 
Академия Google 
https://scholar.google.ru/
 
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU 
https://www.elibrary.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 413, 414
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики