МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Исследование систем управления
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
к.п.н., доцент, Сусикова Т.С.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
к.п.н., профессор, Кравчук Т.А. _________________
Исследование систем управления
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 11.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся для решения задач организационно-управленческой деятельности в следующих областях профессиональной деятел ьности: 01 - образование и наука; 05 - физическая культура и спорт; 05.008 - руководитель организации(подразделения организации), осуществляющий деятельность в области физической культуры и спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы управления проектами в сфере физической культуры и спорта
Основы менеджмента в физкультурно-спортивной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Документационное обеспечение управленческой деятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен управлять структурным подразделением, реализующим физкультурно-оздоровительную и/или физкультурно-спортивную деятельность
ПК-1.2: знает ключевые принципы целеполагания и методы планирования
ПК-1.6: умеет определять приоритеты при планировании деятельности структурного подразделения организации, контролировать исполнение планов
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Теоретические и методические основы исследования систем управления
Системы управления как объект исследования /Лек/
Исследования и их роль в научной и практической деятельности. Понятие исследования. Объект и предмет исследования. Внутренняя и внешняя среда. Научная и практическая роль исследований в деятельности человека.
Основные методологические положения
исследования систем управления
/Лек/
Общие положения методологии исследования систем управления. Виды исследований. Основные характеристики методологии и понятие «проблема» в исследовании. Методика и организация исследования. Основные составляющие исследования.
Место систем управления в организациях /Пр/
Содержание понятия «система». Классификация видов систем. Характеристика основных свойств системы. Модель организационно-экономической системы организации (предприятия) и понятие «система управления». Системообразующие факторы. Классификация связей в системах. Функциональная роль исследования в развитии систем управления.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Принципы построения и функционирования систем управления /Пр/
Общие и общесистемные принципы. Выполнение общих функций управления. Основные специальные принципы. Условия, влияющие на реализацию принципов построения и функционирования систем управления. Механизм управления и основные требования, предъявляемые к системе управления. Состав и характеристика элементов и подсистем системы управления. Объекты исследования систем управления.
Классификация и состав методов исследования /Пр/
Декомпозиция и стратификация. Классификация методов исследования систем управления по направлениям их использования. Классификация методов исследования систем управления по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. Выбор методов исследования. Концепция и разработка гипотезы исследования систем управления. Гипотеза и ее роль в исследовании. Требования к гипотезам. Разработка гипотезы. Процесс формирования и развития гипотез.
Методологические подходы к исследованию систем управления /Пр/
Диалектический подход к исследованию. Виды методологий и возможные подходы к исследованию. Основные положения диалектического подхода. Принципы диалектического подхода. Процессный подход к исследованию. Основные составляющие процесса исследования. Виды технологической реализации процессного подхода (последовательный, параллельный, последовательно-параллельный).
Ситуационный подход к исследованию. Случаи использования ситуационного подхода.
Функциональный подход к исследованию и его использование в практике. Рефлексивный подход к исследованию. Термины и определения в области рефлексивности. Сущность рефлексивного подхода.
Системный подход к исследованию. Состав наук и научных направлений, являющихся основой системного подхода. Общая теория систем. Теория сложных систем. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.
Теоретические и методологические основы исследования систем управления /Ср/
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к семинарским занятиям. Подготовка устного сообщения на выбранную тему. Выполнение письменной работы
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Раздел 2. Методы исследования систем управления
Теоретические методы исследования систем управления /Лек/
Основные базовые методы. Теоретические методы исследования. Метод формализации и его достоинства. Методы аксиоматизации, идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному. Метод моделирования. Виды моделей.
Логико-интуитивные методы исследования систем управления /Лек/
Основные положения методов. Сущность логических методов. Логика. Понятие. Суждение. Доказательство. Аргумент. Тезис. Демонстрация. Умозаключение. Законы логики (тождества, непротиворечия, исключения третьего, достаточного основания). Аналогия. Метод средних величин. Способ относительных величин. Сущность интуитивных методов. Метод полемики. Выбор стратегий интуитивного поиска.
Эмпирические методы исследования систем управления /Лек/
Методы наблюдения. Основные положения. Виды наблюдения. Способы получения информации методом наблюдения. Метод изучения документации. Классификация документации. Источники документированной информации. Опросы. Анкетирование: сущность, недостатки и преимущества. Интервьюирование. Формализованное и сводное интервью. Основные положения проведения свободного интервью. Беседы-опросы.
Диаграмма Исикавы. Гистограммы. Диаграмма Парето. Графики и контрольные карты. Круговая диаграмма. Сетевые графики.
Экспертные методы исследования систем управления /Пр/
Метод «Дельфи». Организация экспертных работ для проведения исследований. Достоинства и недостатки экспертных методов. Состав Экспертной комиссии. Метод ранжирования и непосредственного оценивания (балльный метод). Метод сопоставления. Оценка согласованности экспертных данных.
Основные понятия и сущность метода. Натурное тестирование. Правила конструирования и формулирования тестов. Свойства тестов (безопасность, экологичность, этичность, валидность, надежность).
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Метод «дерева» целей /Пр/
Целеполагание. Метод структуризации. Правила структуризации и формулирования целей. Анализ целеполагания в системе управления. Классификационные признаки декомпозиции (параметрический, объектный, технологический, временной). Порядок построения «дерева» целей.
Метод творческих совещаний /Пр/
Общие положения. Метод творческого обсуждения. Метод «мозговой» атаки. Этапы и принципы «мозговой» атаки. Метод «коллективного блокнота». Метод 6-3-5. Метод контрольных вопросов. Метод морфологического анализа. Метод анализа проблем. Метод генерирования идей. Деловые игры.
Аудит как метод исследования /Пр/
Виды аудита систем управления в зависимости от решаемых предприятиями задач. Участники внешнего аудита. Организация проведения аудита. Принципы аудита. Аудит на основе самооценки.
Общие методологические подходы и принципы определения эффективности /Пр/
Научный эффект исследования. Практический эффект исследования. Экономический эффект. Эффектность объекта. Эффективность управленческого решения. Эффективность исследования. Общие подходы к оценке эффективности. Принципы определения эффективности.
Виды и основные источники эффектов. Социальный эффект. Экологический эффект. Экономический эффект. Основные показатели, используемые для расчетов эффективности. Показатели общественной эффективности. Показатели коммерческой эффективности.
Методы исследования систем управления /Ср/
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к семинарским занятиям. Подготовка устного сообщения на выбранную тему. Выполнение письменной работы
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В течение семестра обучающимся необходимо шесть раз ответить на вопросы на семинарах, защитить три доклада, выполнить две письменные работы и решить задачу. Дполнительные баллы начисляются за защиту докладов, ответов на семинарах и посещение занятий без пропусков.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
устный ответ на семинарах 5х6=30 баллов
защита доклада 5х3=15 баллов
письменная работа 5х2=10 баллов
решение задачи 6 баллов
итого 61 балл
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
дополнительные баллы
защита доклада 5х3=15 баллов
устный ответ на семинарах 5х3=15 баллов
бонусы за отсутствие пропусков на занятиях 9 баллов
всего 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Баранов В. В., Зайцев А. В., Соколов С. Н.
Исследование систем управления: учеб. пособие
Москва: Альпина Паблишер, 2013
Жуков Б. М., Ткачева Е. Н.
Исследование систем управления: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент орг.", аспирантов, преподавателей и практ. работников
Москва: Дашков и К°, 2012
Игнатьева А. В., Максимцов М. М.
Исследование систем управления: учеб. пособие для вузов
Исследование систем управления: учеб. пособие для студентов вузов
Исследование систем управления: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент орг.", аспирантов и слушателей системы повышения квалификации
Мельников В. П., Схиртладзе А. Г.
Исследование систем управления: учеб. для академ. бакалавриата
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (307, 408, 229, 413 в корпусе 5; 601, 603, 502, 405, 407 в корпусе 2; 30 в легкоатлетическом манеже)
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ