49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
________
ции
- принять участие в устном опросе (17 семинаров),
- выполнить практические задания (5 заданий)
- решить проблемные ситуации ( 2 комплекта ситуаций по 4 и 3 проблемных ситуаций)
- выполнить тест (1 тест)
Вопросы к экзамену по дисциплине
1. Объект и предмет изучения педагогики физической культуры как науки.
2. Задачи педагогики физической культуры как науки.
3. Основные понятия педагогики физической культуры.
4. Структура профессионально-педагогической деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта.
5. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
6. Понятие цели воспитания.
7. Виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое.
8. Экологическое и валеологическое воспитание как новое направление в физкультурно-спортивном воспитании.
9. Особенности гражданского и патриотического воспитания в спорте в современных условиях.
10. Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость». Педагогическая диагностика воспитанности.
11. Общие и частные закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы.
12. Характеристика важнейших принципов воспитания.
13. Средства воспитания в контексте деятельностно-отношенческой концепции.
14. Сущность основных средств воспитания: общение, игра, учение, труд.
15. Особенности деятельности в области ФК и спорта.
16. Понятие о методах и приемах воспитания.
17. Классификации методов воспитания в педагогической теории воспитания.
18. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
19. Характеристика методов воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника (убеждение, внушение).
20. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение, упражнение, переключение.
21. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности.
22. Понятие «коллектив» и его признаки.
23. Стадии развития коллектива.
24. Особенности спортивного коллектива.
26. Педагогическая диагностика учебного и спортивного коллектива.
27. Характеристика основных организационных форм процесса воспитания.
28. Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия.
29. Основные организационные компоненты воспитательного мероприятия.
30. Виды воспитательных мероприятий в зависимости от их педагогических целей.
31. Организация просветительской работы с родителями.
32. История становления и развития технологии коллективно-творческого дела (КТД).
33. Сущность и отличительные признаки КТД (по И.П. Иванову).
34. Типы КТД: представление, малое творческое дело, большое творческое дело.
35. Этапы проведения КТД.
36. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация.
37. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
38. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы.
39. Содержание и формы работы по организации самовоспитания.
40. Определение девиации. Концепции девиации.
41. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение.
42. Причины формирования отклоняющегося поведения.
43. Акцентуации характеров в подростковом возрасте.
44. Особенности воспитания с учетом доминирующих черт характера личности.
45. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания, компьютерная зависимость и пр.).
46. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
47. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей
48. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних средствами физической культуры.
49. Специфика педагогического общения.
50. Общение в педагогическом процессе при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.
51. Стили педагогического общения (общение на основе увлечённости совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения, общение – дистанция, общение – устрашение, общение – заигрывание).
52. Базовые модели психолого-педагогической помощи спортсмену как педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта. Модель «замещения». Модель «мобилизации».
53. Формы взаимодействия со спортсменами в разных моделях психолого-педагогической помощи: давление, избежание, уступка, компромисс, сотрудничество.
54. Взаимосвязь форм взаимодействия и стилей тренерского руководства.
55. Культура общения тренера и спортсмена, тренера и спортивного коллектива в разных моделях психолого-педагогической помощи: культура подавления, культура разрешения, культура справедливости.
56. Понятие и особенности спортивной карьеры.
57. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе начальной спортивной специализации.
58. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта.
59. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры.
60. Особенности психолого-педагогического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания.
61. Общие эффекты психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры.
62. Модели общения педагога с учениками (диктаторская - "Монблан", "неконтактная", дифференцированного внимания - "Локатор", негибкого реагирования - "Робот", авторитарная - "Я сам", гиперрефлексивная - "Гамлет", гипорефлексивная - "Тетерев", активного взаимодействия - "Союз").
63. Уровни общения педагогов и школьников (примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенционный, игровой, деловой, духовный). Многоуровневый характер общения.
64. Слушание как условие эффективной речевой коммуникации.
65. Технологии убеждающей коммуникации.
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации. Оценка "неудовлетворительно" - 60 и менее баллов, "удовлетворительно" - 61-72 балла, "хорошо" - 73-86 баллов, "отлично" - 87-100 баллов.
1. Устный опрос (до 34 баллов).
2. Выполнение практических заданий (5*3 балла =15 баллов)
3. Решение проблемных ситуаций (2*3 балла= 6 баллов)
4. Тестирование (до 5 баллов)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
Собеседование по вопросу экзаменационного билета - до 40 баллов.