МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы российской государственности
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
канд.ист.наук, доцент, Паутов А.Д.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой, Кравчук Т.А _________________
Основы российской государственности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 11.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Основной целью преподавания дисциплины «Основы российской государственности» является формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
Социология физической культуры
Олимпийское движение и профессиональный спорт
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.11: умеет адекватно и толерантно воспринимать актуальные социальные и культурные различия, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям многонациональной российской цивилизации, ориентироваться в происходящих политических процессах, осознавать значимость своего гражданского участия и перспективы своей самореализации в общественно-политической жизни
УК-5.14: имеет опыт сознательного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции, участия в общественно-политической жизни российского общества, аргументированного обсуждения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера в контексте особенностей российской цивилизации
УК-5.5: знает особенности российской государственности и современной политической организации российского общества, особенности и фундаментальные ценностные принципы российской цивилизации, перспективные ценностные ориентиры российского цивилизационного развития
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Что такое Россия?
Введение в учебный курс «Основы российской государственности». Россия и ее потенциал. Географическое и административное устройство, экономический потенциал России.
Многообразие российских регионов. Народы, религия, культура России.
Достижения, открытия и свершения. Подвиги и герои в профессиональном поле.
1. Географическое и административное устройство, экономический потенциал России.
2. Многообразие российских регионов. Народы, религия, культура России.
3. Достижения, открытия и свершения. Подвиги и герои в профессиональном поле (биографии и достижения выдающихся деятелей России из различных сфер).
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Россия и ее потенциал. Географическое и административное устройство, экономический потенциал России.
Многообразие российских регионов. Народы, религия, культура России.
Достижения, открытия и свершения. Подвиги и герои в профессиональном поле.
Раздел 2. Раздел 2. Российское государство-цивилизация
Российское государство-цивилизация /Лек/
Цивилизационный подход: понятия государство-нация и государство-цивилизация, взаимодействие цивилизаций. Истоки цивилизационного подхода в истории отечественной и зарубежной общественно-политической мысли.
Современные теории цивилизации о сущности и взаимодействии цивилизаций. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.
Преимущества и недостатки, возможности и ограничения цивилизационного подхода
Развитие России как государства-цивилизации.
Основные факторы формирования российской цивилизации.
Этапы и особенности становления государства-цивилизации в России. Россия в системе отношений Восток – Запад.
Российская цивилизация и её особенности на разных этапах исторического развития.
Российская цивилизационная идентичность на современном этапе.
Российское государство-цивилизация /Пр/
1. Цивилизационный подход: понятия государство-нация и государство-цивилизация, взаимодействие цивилизаций.
2. Современные теории цивилизации о сущности и взаимодействии цивилизаций. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.
3. Развитие России как государства-цивилизации. Основные факторы формирования российской цивилизации.
4. Этапы и особенности становления государства-цивилизации в России. Россия в системе отношений Восток – Запад.
5. Российская цивилизация и её особенности на разных этапах исторического развития.
6. Российская цивилизационная идентичность на современном этапе.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Российское государство-цивилизация /Ср/
Истоки цивилизационного подхода в истории отечественной и зарубежной общественно-политической мысли.
Современные теории цивилизации о сущности и взаимодействии цивилизаций. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.
Преимущества и недостатки, возможности и ограничения цивилизационного подхода
Развитие России как государства-цивилизации.
Основные факторы формирования российской цивилизации.
Этапы и особенности становления государства-цивилизации в России. Россия в системе отношений Восток – Запад.
Российская цивилизация и её особенности на разных этапах исторического развития.
Российская цивилизационная идентичность на современном этапе.
Раздел 3. Раздел 3. Российское мировоззрение и ценности
российской цивилизации
Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации /Лек/
Философские основания российского мировоззрения.
Концепции мировоззрения в русской философской мысли.
Ценностные основания российского общества.
Системная модель «человек – семья – общество – государство – страна (отечество)» через призму ключевых ценностей российской цивилизации. Гуманитарный суверенитет Российской Федерации.
Системная модель мировоззрения. Ценности российской цивилизации.
Национальная и культурная идентичность (формирование персональной карты идентичности)
Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации /Пр/
1. Философские основания российского мировоззрения.
Концепции мировоззрения в русской философской мысли.
2.Ценностные основания российского общества.
3.Гуманитарный суверенитет Российской Федерации.
4.Системная модель мировоззрения. Ценности российской цивилизации.
5. Национальная и культурная идентичность (формирование персональной карты идентичности)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации /Ср/
Концепции мировоззрения в русской философской мысли.
Ценностные основания российского общества.
Системная модель «человек – семья – общество – государство – страна (отечество)» через призму ключевых ценностей российской цивилизации. Гуманитарный суверенитет Российской Федерации.
Системная модель мировоззрения. Ценности российской цивилизации.
Раздел 4. Раздел 4. Политическое устройство России
Политическое устройство России /Лек/
Конституционно-правовые основы организации публичной власти в РФ. Принципы разделения властей как основа конституционного строя России. Политическая власть в истории России.
Планирование будущего: национальные проекты и государственные программы. Гражданское участие в современной России. Инициативное проектирование.
Политическое устройство России /Пр/
1.Конституционно-правовые основы организации публичной
власти в РФ.
2.Принципы разделения властей как основа конституционного строя России. Политическая власть в истории России.
3.Планирование будущего: национальные проекты и государственные программы.
4.Гражданское участие в современной России. Инициативное проектирование.
Политическое устройство России /Ср/
Конституционно-правовые основы организации публичной власти в РФ. Принципы разделения властей как основа конституционного строя России. Политическая власть в истории России.
Планирование будущего: национальные проекты и государственные программы. Гражданское участие в современной России. Инициативное проектирование.
Раздел 5. Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Вызовы будущего и развитие страны /Лек/
Глобализация и глокализация как вызовы для России. Новые инструменты региональной политики.
Цивилизационные вызовы для человечества и место России в современном миропорядке.
Вызовы для развития страны: экономический и технологический суверенитет России, устойчивое развитие.
Образы будущего и ориентиры стратегического развития России
Траектории реализации творческого и профессионального потенциала человека.
Вызовы будущего и развитие страны /Пр/
1.Глобализация и глокализация как вызовы для России. Новые инструменты региональной политики.
2.Цивилизационные вызовы для человечества и место России в современном миропорядке.
3.Вызовы для развития страны: экономический и технологический суверенитет России, устойчивое развитие.
4.Образы будущего и ориентиры стратегического развития России
5.Траектории реализации творческого и профессионального потенциала человека.
Вызовы будущего и развитие страны /Ср/
Глобализация и глокализация как вызовы для России. Новые инструменты региональной политики.
Цивилизационные вызовы для человечества и место России в современном миропорядке.
Вызовы для развития страны: экономический и технологический суверенитет России, устойчивое развитие.
Образы будущего и ориентиры стратегического развития России
Траектории реализации творческого и профессионального потенциала человека.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Задания, выполняемые в рамках текущего контроля:
- устный опрос;
- тестирование;
- контрольная работа (слайд-презентация);
- эссе.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится по результатам выполненных работ и набранных баллов. Минимальное количество 61 балл.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устный опрос 3 балла 3х16=48
Тестирование 8 баллов 8х1=8
Контрольная работа (слайд-презентация) 20 баллов 20х1=20
Эссе 24 балла 24х1=24
Итого 100 баллов
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Росенко С. И., Кумпен А. А.
Социально-политическая система современной России: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
Политология. Политические идеи и концепции власти: учеб. пособие для академ. бакалавриата
6.1.2. Дополнительная литература
Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: учеб. для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/81620
Государствоведение: учебник
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (htpp:/elibrary.ru)
- Академия Google (htpp:/scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиапроектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к.2, 407 к.2, 502 к.2, 602 к.2, 102 к.4, 305 к.4, 312 к.4, 413 к. 4, 414 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5, 13 ДЗ).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ