МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ - АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ НАБОР 2
Спортивное ориентирование
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
канд.пед.наук, доцент, Гинжул Е.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, зав.кафедрой, Кравук Т.А. _________________
Спортивное ориентирование
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 09.04.2024 г. № 12
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Кравчук Т.А.
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель освоения дисциплины - поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Оздоровительные виды гимнастики
Танцевальный спорт (латиноамериканские танцы)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
Теория и методика проведения занятий по спортивному ориентированию
Понятие о спортивном ориентировании. Классификация соревнований по спортивному ориентированию. История развития спортивного ориентирования в России и в мире. Научно-методические и программно-нормативные основы спортивного ориентирования.
/Пр/
Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. /Ср/
Написать реферат на тему «История развития спортивного ориентирования в различных регионах РФ»
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Раздел 2. Содержание видов подготовки в спортивном ориентировании
Проведение занятий по физической подготовке.
Физические качества в спортивном ориентировании. Методика развития физических качеств в спортивном ориентировании.
/Пр/
Проведение занятий по тактико-технической подготовке.
Понятие и классификация техники спортивного ориентирования. Технические приемы в спортивном ориентировании. Значение и составляющие тактики в спортивном ориентировании.
/Пр/
Раздел 3. Правила проведения и организация соревнований по спортивному ориентированию
Оформление документации для соревнований по спортивному ориентированию.
/Пр/
Положение о соревнованиях и информационный бюллетень. Заявка на участие. Стартовый протокол и «шахматка». Протокол финиша. Протоколы. Итоговый протокол и отчет о соревнованиях.
Разработка положения о соревнованиях по спортивному ориентированию /Ср/
Составить положение о соревнованиях
Разработка документации для соревнований по спортивному ориентированию /Ср/
Сформировать комплект документов для проведения соревнований
Раздел 4. Организация и проведение мероприятий по спортивному ориентированию в рекреационно-оздоровительных целях
Программы с использованием средств спортивного ориентирования.
Элементы спортивного ориентирования, использующиеся в рекреационных мероприятиях. Виды программ, с элементами ориентирования для раличного контингента.
/Пр/
Организация и проведение мероприятий по спортивному ориентированию в рекреационно-оздоровительных целях /Ср/
Разработать проект рекреационно-оздоровительного мероприятия по спортивному ориентированию. Подготовить презнтацию
Раздел 5. Методическое обеспечение организации и проведения занятий по спортивному ориентированию.
Технология разработки программ.
Планирование многолетнего тренировочного процесса. Годичный тренировочный цикл. Мезоциклы и микроциклы: классификация и структура
/Пр/
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Технология разработки конспектов занятий.
Формы тренировочных занятий. Структура отдельного тренировочного занятия. Особенности проведения тренировочных занятий по спортивному ориентированию для различного контингента
/Пр/
Методическое обеспечение организации и проведения занятий по спортивному ориентированию /Ср/
Разработать конспекты учебных занятий
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Шкала оценивания реферата
Уровни усвоения Показатели выполнения
Высокий 18-20 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования науч-но-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
Средний 14-17 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования науч-но-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
Ниже сред-него 9-13 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одно-го из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на дейсвтующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
Низкий 0- 8 Оформление реферата не соответствует стандартам; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
Шкала оценивания план-конспект или тренировочной программы
Каждая самостоятельная работа и выполнение практического задания оценивается по 20 бальной шкале, максимальный балл за одну самостоятельную работу равен 20, минимальный 0.
Каждое дополнительное задание (реферат, доклад, тестовое задание) оценивается по 10 бальной шкале, максимальный балл за одну самостоятельную работу равен 10, минимальный 0.
Уровни усвоения
Показатели выполнения
Высокий 18-20 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подготовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология спортивного туризма; методика подготовки органично сочетаются с методами спортивной тренировки во всех частях занятия.
Средний 14-17 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подгтовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтена специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).
Ниже среднего 9-13 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подготовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика вида спор-та, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).
Низкий 0- 8 Правильно сформулированы задачи тренировки; не все выбранные средства и методы туристской под-готовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Шкала оценивания проведения части/полной тренировки по спортивному ориентированию
18-20 - Выполняет упражнения с правильной техникой, использует различные методики проведения тренировки; активно пользуется всеми видами вербальных и невербальных (жесты) команд; следит за занимающимися, исправляет их ошибки; вносит коррективы в тренировочный процесс во время проведения занятия, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки
14-17 - Выполняет упражнения тренировки с правильной техникой; использует различные методики проведения тренировки; активно пользуется всеми видами вербальных и невербальных (жесты) коман следит за занимающимися, исправляет их ошибки, но не может своевременно внести изменения в тренировочный процесс, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки
9-13 -Выполняет упражнения тренировки с правильной техникой; использует различные методики проведения тренировки; испытывает затруднения в управлении группой, некорректно или недостаточно использует вербальные и невербальные команды, не вносит изменения в тренировочный процесс, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки
0- 8 - Выполняет упражнения тренировки с правильной техникой; использует только некоторые методики проведения тренировки; испытывает затруднения в управлении группой, некорректно или недостаточно использует вербальные и невербальные команды, не вносит изменения в тренировочный процесс, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки
Шкала оценивания проекта рекреационно-оздоровительного мероприятия по спортивному ориентированию
Уровни усвоения
Показатели выполнения
Высокий 18-20 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Правильно определены цель и задачи мероприятия и оно соответствует реакционно-оздоровительной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний с использованием элементов ориентирования. Верно просчитано время на проведение частей мероприятия.
Средний 14-17 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Правильно определены цель и задачи мероприятия и оно соответствует реакционно-оздоровительной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний с использованием элементов ориентирования. Не просчитано время на проведение частей мероприятия.
Ниже сред-него 9-13 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Не верно определены цель и задачи мероприятия, либо оно соответствует реакционно-оздоровительной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний с использованием элементов ориентирования. Верно просчитано время на проведение частей мероприятия.
Низкий 0-8 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Не верно определены цель и задачи мероприятия, либо оно соответствует реакционно-оздоровительной направленности. Не продумана программа мероприятия, или не разработаны правила проведения состязаний с использованием элементов ориентирования. Неверно просчитано время на проведение частей мероприятия.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета, для которого студентам необходимо набрать от 61 до 100 баллов
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Выполнение самостоятельной работы 20*3=60
Выполнение практических заданий по проведению части/полной тренировки по спортивному ориентированию 2*10=20
Дополнительные баллы за 100% посещаемость занятий 10
Дополнительные баллы за дополнительные виды заданий 10
Итого 100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Константинов Ю. С., Глаголева О. Л.
Методика обучения: уроки ориентирования: учеб. пособие для вузов
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Теория и методика спортивного ориентирования: учеб. для вузов по направлению 034300 - Физ. культура
Санкт-Петербург: [б. и.], 2013
Вострокнутов А. Л., Супрун В. Н., Шевченко Г. В.
Основы топографии: учеб. для академ. бакалавриата
6.1.2. Дополнительная литература
Куликов В. М., Константинов Ю. С.
Топография и ориентирование в туристском путешествии: учеб.пособие
Спортивное ориентирование на лыжах
Москва: Физкультура и спорт, 1981
Оздоровительное ориентирование: учеб. пособие
О первых шагах в ориентирование
Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО
Москва: Физкультура и спорт, 1983
сост. В. Н. Агальцов ; Омский ин-т физ. культуры
Ориентирование на местности: метод. рекомендации по обучению студентов, сдающих нормы комплекса ГТО по спорт. ориентированию
В. И. Ганопольский, Е. Я. Безносиков, В. Г. Булатов
Туризм и спортивное ориентирование: учеб. для ин-тов и техникумов физ. культуры
Москва: Физкультура и спорт, 1987
Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В., Немытов Д. Н. .
Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студентов пед. вузов
Спортивное ориентирование: Рабочая тетрадь юного ориентировщика
Спортивный лабиринт : мини-ориентирование на уроках физической культуры
Москва: Чистые пруды, 2007
Штыкова Е. В., Агальцов В. Н.
Топография и ориентирование на местности: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
Спортивное ориентирование. Физкультурно-спортивное совершенствование: учеб.-метод. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2010
Фадина О. О., Мараховская О. В.
Спортивное ориентирование в физическом воспитании студентов: учеб. пособие
Москва: ТД "Сов. спорт", 2021
https://lib.rucont.ru/efd/744425
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК; :
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения; :
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза. :
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office
досту к информационной образовательной среде ФГБОУ ВО СибГУФК
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Зал туризма: компас - 25 шт. Карты местности - 50 шт. Планшеты - 20 шт. Призмы 20 шт.
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Для самостоятельной работы обучающихся:
Зал туризма: компас - 25 шт. Карты местности - 50 шт. Планшеты - 20 шт. Призмы 20 шт.
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ