МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ - АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ НАБОР 1
Подвижные игры
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
преподаватель, Купченко А.В.;доцент, Мишенькина В.Ф.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 29.04.2024 г. № 12
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н.
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. ______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. ______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. _______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. _______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
организация систематического тренировочного процесса студентов в период обучения 6 семестра, и направлена на разностороннее совершенствование спортивной подготовленности занимающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Спортивное ориентирование
Физическая культура и спорт
Спортивное ориентирование
Оздоровительные виды гимнастики
Танцевальный спорт (латиноамериканские танцы)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Применение подвижных игрна занятиях с различным контингентом занимающихся
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр: подготовка к проведению игры. /Пр/
Организация играющих, объяснение игры. Руководство процессом игры. Подведение итогов игры. Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение применять педагогические требования к проведению подвижной игры.
Ознакомление с играми, имеющими различные педагогические задачи и двигательное содержание /Пр/
Примерные игры: «Класс, смирно!», «Не давай мяч водящему», «Бегуны и метатели», «Пятнашки с ведением», «Отруби хвост».Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: соблюдение техники безопасности на занятиях по подвижным играм. Помощь преподавателю в подготовке площадки и инвентаря. Оценка двигательной направленности игры.
Ознакомление с содержанием и методикой проведения подвижных игр учащихся различного возраста (младший школьный возраст) /Пр/
Примерные игры: «К своим флажкам», «Два мороза», «Охотники и утки», «Маскировка в колоннах».Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение анализировать подвижную игру. Помощь преподавателю в подготовке и судействе игры.
Ознакомление с содержанием и методикой проведения подвижных игр учащихся различного возраста (средний, старший школьный возраст) /Пр/
Примерные игры, игры-эстафеты: «Передал, садись!», «Вызов номеров», «Между двух огней», «Охраняй капитана», «Пионербол с двумя мячами», «Борьба за мяч». Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение выбирать водящих, капитанов, помощников. Последовательность объяснения, руководства и подведение итогов игры.
Закрепление навыков проведения игр с учащимися младшего школьного возраста /Пр/
Примерное проведение игр: «Космонавты», «Светофор», «К своим флажкам», «Конники-спортсмены», «Море волнуется», «Салки с вариантами», «Белые медведи», «Бездомный заяц».
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: подготовка условий для игры, умение выбирать водящего, объяснение, руководство и подведение итогов игры. Ознакомление со схемой записи игры.
Закрепление навыков проведения игр с учащимися среднего, старшего школьного возраста /Пр/
Примерные игры: «Ловля парами», «Отруби хвост», «Защита укреплений», «Два огня», «Борьба за мяч», «Охраняй капитана», «Пионербол».
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: закрепление сообщаемых ранее навыков. Умение формулировать педагогическую задачу. Взаимодействие с помощником.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Раздел 2. Организация и проведение соревнований по комплексу подвижных игр
Игры – эстафеты на занятиях физической культуры. Виды и классификация эстафет. Методика проведения и судейства эстафет. Правила эстафет. /Пр/
Примерные игры – эстафеты: «Посадка овощей». «Сквозь обруч». «Бег по шпалам», «Веревочка под ногами», «Мяч в туннеле», «Преодоление полосы препятствий». Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам:закрепление методики проведения и судейства эстафет.
Подвижные игры во внеурочных и внеклассных формах физического воспитания в школе».
Применение подвижных игр в группах продленного дня, в секциях, на переменах.
/Пр/
Примерные игры: «Колесо», «Шишки, желуди, орехи», «Перестрелка», «Вызов номеров», игры-эстафеты.Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение организовать игру и выступать с педагогическим анализом игры.
Содержание и методика проведения подвижных игр в учебно-тренировочных занятиях по различным видам спорта. /Пр/
Практический игровой материал: записать 10 игр по схеме акцентом на развитие физических качеств для своей специализации.
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение поставить педагогическую задачу, оценить двигательное содержание игры.
Подвижные игры во внешкольных формах работы (оздоровительных лагерях) и массовых формах работы с населением. /Пр/
Формы проведения подвижных игр в оздоровительном лагере: игры на спортивных площадках, в массовых формах работы, на местности, на воде, в ненастную погоду.
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: ведение записи игр по схеме, подбор игр-эстафет, игр-аттракционов, игры-поединки.
Организация и проведение соревнований по комплексу подвижных игр /Пр/
Основы организации культурно-спортивных праздников. Положение о проведении праздника. Программа соревнований. Заявка на участие в спортивно-культурном празднике. Объявление, девиз, реквизиты награждения. План записи фонограмм, протокол результатов спортивно-культурного праздника. Практический игровой материал: составить поэтапно план подготовительной работы и проведения спортивно-культурного праздника. Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение составить положение праздника.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Применение игр-эстафет в спортивно-культурном празднике для различных возрастных групп /Пр/
«Посадка овощей», «Веревочка под ногами», «Бег по шпалам», «Мяч по волнам», «Гусеница», «Поезда», «Конкурс капитанов». Практический материал: составить сценарий спортивно-культурного праздника для различных возрастных групп.
Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: подбор игр-эстафет, игр-поединков, конкурсов капитанов для сценария спортивно-культурного праздника.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Собеседование
2. Творческое задание (подготовка сценария)
3. План-конспект учебно-тренировочного занятия (уровень бакалавриата), (схемы игровой карточки)
4. Проект (проведение спортивно-культурного праздника)
5. Реферат
6. Поощрительные баллы за посещаемость
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по дисциплине является зачет. Для получения зачета студенту необходимо выполнить задания по текущему контролю: собеседование, творческое задание (подготовка сценария), план-конспект учебно-тренировочного занятия (уровень бакалавриата), (схемы игровой карточки), проект (проведение спортивно-культурного праздника), реферат, за каждые задания студент получает баллы, необходимо набрать от 61 до 100 баллов.
Зачтено 61-100
Не зачтено 60 и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Собеседование: 4х5= 20 баллов
2. Творческое задание (подготовка сценария): 1х10= 10 баллов
3. План-конспект учебно-тренировочного занятия (уровень бакалавриата), (схемы игровой карточки): 6х5=30 баллов
4. Проект (проведение спортивно-культурного праздника): 1х20 баллов
5. Реферат : 1х10 = 10 баллов
6. Поощрительные баллы за посещаемость: 1х10= 10 баллов
Итого за текущий контроль - 61-100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Макаров Ю. М., Луткова Н. В., Минина Л. Н., Фейгель И. Г., Яхонтов Е. Р., Сысоев А. В.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"
Макаров Ю. М., Луткова Н. В., Минина Л. Н., Фейгель И. Г., Яхонтов Е. Р., Сысоев А. В.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"
6.1.2. Дополнительная литература
Шалаев О. С., Мишенькина В. Ф., Эртман Ю. Н., Ковыршина Е. Ю.
Подвижные игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Былеева Л. В., Коротков И. М., Климкова Р. В., Кузьмичева Е. В.
Подвижные игры. Практический материал: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры
Москва: ТВТ Дивизион, 2014
Былеева Л. В., Коротков И. М., Климкова Р. В., Кузьмичева Е. В.
Подвижные игры. Практический материал: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры
Москва: СпортАкадемПресс, 2002
И. М. Коротков, Л. В. Былеева, Р. В. Климкова [и др.]
Подвижные игры: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры
Москва: ТВТ Дивизион, 2009
Мишенькина В. Ф., Шалаев О. С., Колупаева Т. А., Кириченко В. Ф.
Подвижные игры: учеб. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения
Омск: Изд-во СибГУФК, 2004
6.3.1 Перечень программного обеспечения
1. Пакет офисных программ: MS Offiсe Professional + (Word, Excel, Power Point).
2. Программа для чтения файлов в формате *pdf: Adobe Reader.
3. Браузер для работы в Интернете: Google Chrome, Mozilla Firefox.
4. Программа для воспроизведения видеофайлов Windows Media.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
научная электронная библиотека E-LIBRARY.RU https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Универсальная разметка для игры в б/б, в/б, г/б, щиты стационарные для игры в баскетбол – 2, тренировочные стационарные баскетбольные щиты – 4, ворота для гандбола – 2, гимнастические скамейки 2, мяч в/б – 25, мяч б/б – 21, мяч г/б – 15, мячи теннисные – 20,телевизор – 2,сетки в/б – 2, стойки в/б – 4, коврики гимнастические – 4, маты – 2, скакалки – 20, медицинбол – 10, тренажерный зал – 1, тренажеры – 5, гантели – 6, раздевалки – 4, табло информационное – 1.
Количество компьютеров: для преподавателя - 1
Количество посадочных мест: для студентов – 110; для преподавателя – 1.
учебная доска, 22 учебных стола, 110 стульев, 1 стол для президиума, 4 стула, 1 стол для преподавателя, трибуна, тумбочка, шкаф для бумаг, 2 плазменные панели
Аудиосистема (усилитель, колонки, микрофон) – 1; мультимедиа проектор – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 18; для преподавателя – 1.
учебная доска, 9 учебных стола, 18 стульев, 1 стол для президиума, 2 стула, 1 стол для преподавателя, трибуна, тумбочка, шкаф методической литературы
мультимедиа проектор – 1.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ