МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ - АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ НАБОР 2
Прикладное плавание
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой, Кравчук Т.А. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Аикин В.А.
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. ______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. ______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. _______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. _______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью изучения дисциплины является овладение студентами средствами и методами физической культуры для обеспечения полноценной профессиональной деятельности, формирования навыков здорового образа жизни при проведении занятий рекреационной, оздоровительной направленности с лицами различного пола и возраста.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Спортивное ориентирование
Физическая культура и спорт
Оздоровительные виды гимнастики
Танцевальный спорт (латиноамериканские танцы)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Освоение навыков передвижения в водной среде
Освоение навыков передвижения в водной среде /Пр/
Правила безопасности при проведении занятий на воде. Упражнения по освоению с водой: передвижение в воде на мелкой части бассейна; погружение в воду с головой и открывание глаз; выдохи в воду; лежание и всплывание; скольжение.
Освоение навыков передвижения в водной среде /Пр/
Упражнения для начального обучения облегченным способам плавания: кроль на груди без выноса рук; плавание на спине при помощи попеременных движений ног; плавание на груди при помощи движений рук способом брасс, ног способом кроль на груди.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Освоение навыков передвижения в водной среде /Пр/
Упражнения для начального обучения прикладным способам плавания: на боку, брасс на спине.
Обучение прикладному способу плавания - на боку /Пр/
Плавание коротких отрезков (15-25м) способом на боку при помощи ног с различной интенсивностью.
Плавание коротких отрезков (15-25м) способом на боку при помощи рук с различной интенсивностью.
Обучение плаванию способом брасс на спине /Пр/
Плавание коротких отрезков (15-25м) способом брасс на спине при помощи ног с различной интенсивностью.
Плавание коротких отрезков (15-25м) способом брасс на спине при помощи рук с различной интенсивностью.
Ныряние в длину и глубину /Пр/
Погружение с головой.
Погружение на различную глубину и в различных направлениях.
Способы передвижения под водой: «торпеда», брасс, комбинированный способ.
Раздел 2. Развитие специальных физических качеств
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
Плавание коротких отрезков (15-25м) ватерпольным кролем
Плавание коротких отрезков (15-25м) с ведением мяча
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
Плавание отрезков 25-50м облегченным способом : руки брасс, ноги кроль в интервальном режиме
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
Эстафеты с мячами и элементами водного поло
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
Игра в водное поло по упрощенным правилам
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
Игра баскетбол на воде по упрощенным правилам
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
Игра волейбол на воде по упрощенным правилам
Развитие координационных способностей средствами плавания и игр на воде /Пр/
Плавание коротких отрезков (15-25м) с элементами способа брасс на спине
Развитие координационных способностей средствами плавания и игр на воде /Пр/
Плавание коротких отрезков (15-25м) с элементами способа брасс на спине
Развитие координационных способностей средствами плавания и игр на воде /Пр/
Плавание коротких отрезков (15 м) с элементами способа на боку
Развитие координационных способностей средствами плавания и игр на воде /Пр/
Плавание коротких отрезков (15-25 м) с элементами различных способов плавания
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
Плавание отрезков 25-50 м облегченным способом облегченным способом: руки брасс, ноги кроль при помощи попеременных движений ног и одновременных гребков руками в интервальном режиме
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
Плавание отрезков 25-50 м облегченным способом кроль без выноса рук из воды в интервальном режиме
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
Плавание отрезков 25-50 м с элементами способа кроль на груди с поднятой головой в интервальном режиме
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
Дистанционное плавание способом по выбору
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
Дистанционное плавание способом по выбору
Развитие физических качеств средствами плавания /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Выполнение контрольных нормативов: студент демонстрирует технику облегченных способов плавания, преподаватель оценивает:
- 25м способом на боку;
- 25м способом брасс на спине;
Оценивается следующим образом:
«5» - упражнение выполняется без ошибок
«4» - упражнение выполняется с мелкими ошибками
«3» - упражнение выполняется с грубыми ошибками
- ныряние в длину;
Мужчины:
«5» - 25 м
«4» - 20 м
«3» - 15 м.
Женщины:
«5» - 20 м
«4» - 15 м
«3» - 10 м.
- ныряние в глубину: «5» - 2,20 м
- Проплывание 50м с учетом времени оценивается следующим образом:
Мужчины:
«5» - 50 с
«4» - 1.00 с
«3» - 1.10 с
Женщины:
«5» - 1.00 с
«4» - 1.15 с
«3» - 1.25 с.
2. Устный опрос
Пример формулировки заданий для устного опроса:
1. Расскажите о правилах безопасности при проведении занятий на воде.
2. Назовите прикладные способы плавания.
3. Какие вам известны упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Устные ответы оцениваются по следующей схеме:
а) студент свободно, достаточно подробно излагает изучаемый материал, понимает физиологические процессы и механизмы, пользуется физиологической терминологией - 5 баллов;
б) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не демонстрирует целостного понимания физиологических процессов и механизмов, мало пользуется физиологической терминологией – 4 балла;
в) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает физиологические процессы и механизмы, практически не пользуется физиологической терминологией – 3 балла;
3. Реферат – 10 баллов.
Требования к реферату:
Реферат оценивается следующим образом:
а) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 10 источников), объем не менее 15 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 10 баллов;
б) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 7 источников), объем не менее 12 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 8 баллов;
в) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 5 источников), объем не менее 10 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 6 баллов;
Примечание: текст оформляется шрифтом TimesNewRoman 14 пт, через 1,5 интервала. Поля справа, слева, вверху и внизу - 2 см, страницы пронумерованы. Текст может содержать рисунки и таблицы, которые помещаются в приложение.
4. Демонстрация упражнения - оценивается:
«3» - упражнение выполняется без ошибок
«2» - упражнение выполняется с мелкими ошибками
«1» - упражнение выполняется с грубыми ошибками
5. Поощрительные баллы: от 1 до 2 баллов на каждом занятии Поощрительные баллы начисляются за дополнительные виды работ
Контроль качества освоения дисциплины обучающегося осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа обучающихся оценивается по результатам активности работы на занятии, выполнения контрольных нормативов, выполнения практических заданий.
В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, длительное освобождение от занятий и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к выполнению практических нормативов.
В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме, студент не допускается к зачету.
Максимальное количество баллов по итогам дисциплины - 100 баллов. Формой промежуточной аттестации студента по дисциплине Элективные дисциплины: плавание является зачет.
Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл.
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации студента по дисциплине Элективные дисциплины: плавание является зачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Выполнение контрольных нормативов:
- 25м способом на боку;
- 25м способом брасс на спине;
- ныряние в длину;
- ныряние в глубину.
- 50м с учетом времени вольный стиль - 3-5 баллов
Итого 5х5=25 баллов
2. Устный опрос:
- правила безопасности при проведении занятий на воде;
- группы упражнений по освоению с водой;
- упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
- упражнения для развития координационных способностей
- упражнения для развития выносливости
Итого 5х5=25 баллов
3. Реферат - 10 баллов
4. Демонстрация упражнений 6х5=30 баллов
5. Поощрительные баллы - 10 баллов
Итого 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Казызаева А. С., Галеева О. Б., Жукова Е. С., Бакшеев М. Д.
Теория и методика обучения базовым видам спорта: плавание: учеб. пособие для студентов вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Ивченко И. Е., Кууз Р. В., Липовка А. Ю., Ивченко Е. А.
Рекреационные занятия плаванием с различным контингентом занимающихся: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
sibsport.ru – официальный сайт вуза
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Помещения для проведения консультаций:
Наименование помещений Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
Крытый бассейн, СОК «Альбатрос» – спортивный зал для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Тренажёрный зал, СОК «Альбатрос» – спортивный зал для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ