2024-2025_49_03_01 ФК СМ очно 2024_plx_Психология физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психология физической культуры
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.15
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
50
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивный менеджмент
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
50
50
50
50
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Канд. пед. наук, доцент, Бакурова Т.П.;Канд. пед. наук, старший преподаватель, Константинова Е.А. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Психология физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 23.04.2024 г.  № 10

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у обучающихся  систематизированных знаний о закономерностях проявления, развития и формирования психики человека в условиях физического воспитания и спорта, их применения в профессиональной деятельности педагога по физической культуре. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.3
Педагогика и психология
2.1.4
Педагогическая практика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
2.2.2
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
ОПК-1.6: знает психологическую характеристику физического воспитания и спорта, психологические особенности занимающихся дошкольного, школьного возраста, взрослых и людей пожилого возраста
 
ОПК-1.9: умеет определять психологические и гендерные особенности взрослых и детей 
 
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
 
ОПК-5.4: знает основы психолого-педагогической диагностики личности и коллектива
 
ОПК-5.8: имеет опыт составления психолого-педагогической характеристики личности и коллектива
 
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
 
ОПК-6.5: умеет применять общие (классические) психологические рекомендации по общению, оптимизации психических состояний, самооценки, поддержанию мотивации у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
ОПК-9.4: знает основные слагаемые педагогического контроля, методику его проведения, анализа и интерпретации полученных данных, их фиксации
 
ОПК-9.7: умеет подбирать и применять базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Основы возрастной психологии 
0
 
1.1
Общая характеристика возрастной психологии как науки. Общие закономерности психического развития человека  /Лек/
2
ОПК-1.6 ОПК-1.9
3
0
 
1.2
Основные понятия возрастной психологии /Лек/
2
ОПК-1.6 ОПК-1.9
3
0
 
1.3
Психологические особенности занимающихся разного возраста /Лек/
6
ОПК-1.6 ОПК-1.9
3
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
1.4
Психологические особенности занимающихся старшего дошкольного и младшего  школьного возраста

/Пр/

2
ОПК-1.6 ОПК-1.9
3
Особенности развития в дошкольном возрасте. Физическое и моторное развитие в дошкольном возрасте. Особенности когнитивного развития. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Младший школьный возраст: основные характеристики и закономерности развития. Готовность к обучению в школе как основа перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
0
 
1.5
Психологические особенности занимающихся подросткового  и юношеского возраста

/Пр/

4
ОПК-1.6 ОПК-1.9
3
Общая характеристика развития в подростковом возрасте. Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста. Возникновение и развитие чувства взрослости в подростковом возрасте. Особенности общения подростка. Роль и значение самопознания в подростковом возрасте. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток. Общие закономерности личностного развития в юности. Становление мировоззрения. Личностное и профессиональное самоопределение как основные новообразования юношеского возраста. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте. Специфика обучения. Проблема самовыражения и самоутверждения в юношеском возрасте.
0
 
1.6
Психологические особенности занимающихся зрелого и  пожилого возраста

/Пр/

2
ОПК-1.6 ОПК-1.9
3
Психосоциальное развитие в ранней взрослости. Родительский и профессиональный цикл как основные циклы развития. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости. Этапы взрослости. Специфика профессиональной самореализации в зрелости. Кризисы на этапе взрослости. Психологический смысл кризиса середины жизни. Особенности динамики познавательных процессов в зрелом возрасте. Возраст и проблемы смысла жизни. Биологические и социальные факторы старения.  Изменение системы социальных связей и отношений в пожилом возрасте. Ведущий тип деятельности в пожилом возрасте. Приобретение жизненной мудрости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.
0
 
1.7
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского  – (тематический конспект научных  статей) /Ср/
4
ОПК-1.6 ОПК-1.9
3
0
 
1.8
Типы и виды возрастных периодизаций (заполнение таблицы) /Ср/
6
ОПК-1.6 ОПК-1.9
3
0
 
1.9
Первоначальный выбор жизненного пути как содержание социальной ситуации развития в юношеском возрасте (конспект и анализ научных статей). /Ср/
4
ОПК-1.6 ОПК-1.9
3
0
 
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
Раздел 2. Раздел 2. Основы психологии физического воспитания
0
 
2.1
Введение в психологию физической культуры /Лек/
2
ОПК-6.5
3
0
 
2.2
Психологическая характеристика деятельности в физическом воспитании. /Лек/
2
ОПК-6.5
3
0
 
2.3
Психологические особенности формирования личности в физическом воспитании /Лек/
2
ОПК-6.5
3
0
 
2.4
Психология общения в физкультурно-спортивной деятельности. /Лек/
2
ОПК-6.5
3
0
 
2.5
Методы и принципы психологии физической культуры

/Пр/

2
ОПК-6.5
3
Общепсихологические принципы и их характеристика. Основные принципы изучения психических явлений. Структура психических явлений (процессы, свойства, состояния). Методы исследования в психологии физической культуры и спорта.
0
 
2.6
Психологическая характеристика деятельности в физическом воспитании

/Пр/

2
ОПК-6.5
3
Внешняя и внутренняя деятельность. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Условия формирования навыка. Способы активизации деятельности в физическом воспитании.
0
 
2.7
Психологические основы обучения двигательным действиям

/Пр/

2
ОПК-6.5
3
Управление движениями как психолого-педагогическая проблема. Предпосылки к обучению спортивным упражнениям. Функции педагога в процессе обучения движениям. Представление о движении в структуре формирования двигательного навыка.
0
 
2.8
Психологические основы обучения на занятиях по физической культуре

/Пр/

2
ОПК-6.5
3
Характеристика внимания и способы поддержания его устойчивости. Организация эффективного восприятия на занятиях физической культурой. Особенности мыслительной деятельности и проявлений памяти. Факторы, способствующие повышению активности школьников на занятиях физической культурой.
0
 
2.9
Особенности формирования личности спортсмена и педагога физической культуры

/Пр/

2
ОПК-6.5
3
Понятие личности, структура личности. Движущие силы, условия и источники развития личности. Двигательная активность как условие развития личности. Личность педагога. Особенности формирования личности в онтогенезе. Индивидуально-типологические особенности личности.
0
 
2.10
Психоэмоциональные состояния и управление ими на занятиях физической культурой

/Пр/

2
ОПК-6.5
3
Характеристика психических состояний в процессе занятий физической культурой. Причины возникновения неблагоприятных психических состояний. Предотвращение неблагоприятных психических состояний. Развитие эмоциональной сферы личности средствами физической культуры и спорта.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
2.11
Проявление и воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом

/Пр/

2
ОПК-6.5
3
Характеристика волевой сферы личности. Проявление воли при выполнении физических упражнений. Возрастные проявления воли. Воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом.
0
 
2.12
Мотивы и потребности при занятиях физической культурой

/Пр/

2
ОПК-6.5
3
Понятие мотива и мотивации в психологии. Мотивы и потребности. Виды потребностей. Классификация мотивов занятий физической культурой. Стадии и этапы формирования мотивов.
0
 
2.13
Психология общения в процессе занятий физической культурой и спортом

/Пр/

2
ОПК-6.5
3
Понятие общения, его виды, функции. Структура общения и характеристика сторон общения. Барьеры в общении. Особенности педагогической коммуникации при занятиях физической культурой. Особенности общения тренера и спортсменов. Конфликты в общении.
0
 
2.14
Типичные психологические трудности занимающихся физической культурой и спортом и способы их преодоления. /Ср/
6
ОПК-6.5
3
0
 
2.15
Разработка психологических рекомендаций по оптимизации психических состояний, поддержанию мотивации  у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью /Ср/
4
ОПК-6.5
3
0
 
2.16
Приемы профилактики и конструктивного разрешения конфликтов в группе /Ср/
4
ОПК-6.5
3
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Психологическое сопровождение физкультурно-спортивной деятельности
0
 
3.1
Психологическое сопровождение физкультурно-спортивной деятельности /Лек/
2
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
3
0
 
3.2
Психологическая подготовка в спорте

/Пр/

6
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
3
Понятие, средства и методы психологической подготовки в ИВС. Виды психологической  подготовки. Технология психологической подготовки в спорте.
0
 
3.3
Основы психодиагностики в спорте

/Пр/

2
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
3
Понятие психодиагностики. Методы психодиагностики. Психодиагностический процесс и его этапы. Методики контроля и оценки индивидуально-типологических особенностей личности спортсмена. Методики контроля и оценки волевой сферы личности. Методики контроля и оценки взаимоотношений в команде (в коллективе). Методики контроля и оценки психоэмоционального состояния спортсменов. Диагностика психологической готовности к соревнованиям. Методики контроля и оценки потребностно-мотивационной сферы личности.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.4
Психологические критерии спортивного отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности. /Ср/
6
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
3
0
 
3.5
Создание банка для психодиагностики занимающихся физической культурой и спортом /Ср/
10
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
3
0
 
3.6
Применение базовых методов и методик исследования психических процессов, состояний и свойств у занимающихся /Ср/
6
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
3
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студенту необходимо принять участие в дискуссии на семинарах (17 семинаров), пройти тестирование, терминологический диктант (2 раза), выполнить 5 практических заданий.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды работ (текущий контроль):

Тестирование 1 х 9 = 9 баллов

Терминологический диктант 2 х 5 = 10 баллов

Дискуссия 17 х 3 = 51 балл

Практические задания 1   1 х 4 = 4 балла

Практические задания 2   1 х 8 = 8 баллов

Практические задания 3   1 х 6 = 6 баллов

Практические задания 4   1 х 6 = 6 баллов

Практические задания 5   1 х 6 = 6 баллов

Итого 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Волков Д. Н.
Психология физической культуры и спорта: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
0
 
Л1.2
под ред. : Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Психология физической культуры и спорта: учеб. для физкульт. вузов по специальности - Физ. культура и спорт
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
0
 
Л1.3
Бабушкин Г. Д.
Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/90578
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Попова И. А., Хайбуллин Ю. В.
Психология физической культуры и спорта. Практикум: учеб. пособие
Саратов: Ай пи Эр Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/86453
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
 
Э3
Официальный сайт вуза : sibsport.ru 
 
Э4
Электронный деканат СибГУФК : ies.sibsport.ru
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 413, 414
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики