МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психология физической культуры
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Канд. пед. наук, доцент, Бакурова Т.П.;Канд. пед. наук, старший преподаватель, Константинова Е.А.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Психология физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у обучающихся систематизированных знаний о закономерностях проявления, развития и формирования психики человека в условиях физического воспитания и спорта, их применения в профессиональной деятельности педагога по физической культуре.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анатомия и морфология человека
Биомеханика двигательной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
ОПК-1.6: знает психологическую характеристику физического воспитания и спорта, психологические особенности занимающихся дошкольного, школьного возраста, взрослых и людей пожилого возраста
ОПК-1.9: умеет определять психологические и гендерные особенности взрослых и детей
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
ОПК-5.4: знает основы психолого-педагогической диагностики личности и коллектива
ОПК-5.8: имеет опыт составления психолого-педагогической характеристики личности и коллектива
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
ОПК-6.5: умеет применять общие (классические) психологические рекомендации по общению, оптимизации психических состояний, самооценки, поддержанию мотивации у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ОПК-9.4: знает основные слагаемые педагогического контроля, методику его проведения, анализа и интерпретации полученных данных, их фиксации
ОПК-9.7: умеет подбирать и применять базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Основы возрастной психологии
Общая характеристика возрастной психологии как науки. Общие закономерности психического развития человека /Лек/
Основные понятия возрастной психологии /Лек/
Психологические особенности занимающихся разного возраста /Лек/
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Психологические особенности занимающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста
/Пр/
Особенности развития в дошкольном возрасте. Физическое и моторное развитие в дошкольном возрасте. Особенности когнитивного развития. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Младший школьный возраст: основные характеристики и закономерности развития. Готовность к обучению в школе как основа перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Психологические особенности занимающихся подросткового и юношеского возраста
/Пр/
Общая характеристика развития в подростковом возрасте. Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста. Возникновение и развитие чувства взрослости в подростковом возрасте. Особенности общения подростка. Роль и значение самопознания в подростковом возрасте. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток. Общие закономерности личностного развития в юности. Становление мировоззрения. Личностное и профессиональное самоопределение как основные новообразования юношеского возраста. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте. Специфика обучения. Проблема самовыражения и самоутверждения в юношеском возрасте.
Психологические особенности занимающихся зрелого и пожилого возраста
/Пр/
Психосоциальное развитие в ранней взрослости. Родительский и профессиональный цикл как основные циклы развития. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости. Этапы взрослости. Специфика профессиональной самореализации в зрелости. Кризисы на этапе взрослости. Психологический смысл кризиса середины жизни. Особенности динамики познавательных процессов в зрелом возрасте. Возраст и проблемы смысла жизни. Биологические и социальные факторы старения. Изменение системы социальных связей и отношений в пожилом возрасте. Ведущий тип деятельности в пожилом возрасте. Приобретение жизненной мудрости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского – (тематический конспект научных статей) /Ср/
Типы и виды возрастных периодизаций (заполнение таблицы) /Ср/
Первоначальный выбор жизненного пути как содержание социальной ситуации развития в юношеском возрасте (конспект и анализ научных статей). /Ср/
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Раздел 2. Раздел 2. Основы психологии физического воспитания
Введение в психологию физической культуры /Лек/
Психологическая характеристика деятельности в физическом воспитании. /Лек/
Психологические особенности формирования личности в физическом воспитании /Лек/
Психология общения в физкультурно-спортивной деятельности. /Лек/
Методы и принципы психологии физической культуры
/Пр/
Общепсихологические принципы и их характеристика. Основные принципы изучения психических явлений. Структура психических явлений (процессы, свойства, состояния). Методы исследования в психологии физической культуры и спорта.
Психологическая характеристика деятельности в физическом воспитании
/Пр/
Внешняя и внутренняя деятельность. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки.
Условия формирования навыка. Способы активизации деятельности в физическом воспитании.
Психологические основы обучения двигательным действиям
/Пр/
Управление движениями как психолого-педагогическая проблема. Предпосылки к обучению спортивным упражнениям. Функции педагога в процессе обучения движениям. Представление о движении в структуре формирования двигательного навыка.
Психологические основы обучения на занятиях по физической культуре
/Пр/
Характеристика внимания и способы поддержания его устойчивости. Организация эффективного восприятия на занятиях физической культурой. Особенности мыслительной деятельности и проявлений памяти. Факторы, способствующие повышению активности школьников на занятиях физической культурой.
Особенности формирования личности спортсмена и педагога физической культуры
/Пр/
Понятие личности, структура личности. Движущие силы, условия и источники развития личности. Двигательная активность как условие развития личности. Личность педагога. Особенности формирования личности в онтогенезе. Индивидуально-типологические особенности личности.
Психоэмоциональные состояния и управление ими на занятиях физической культурой
/Пр/
Характеристика психических состояний в процессе занятий физической культурой. Причины возникновения неблагоприятных психических состояний. Предотвращение неблагоприятных психических состояний. Развитие эмоциональной сферы личности средствами физической культуры и спорта.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Проявление и воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом
/Пр/
Характеристика волевой сферы личности. Проявление воли при выполнении физических упражнений. Возрастные проявления воли. Воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом.
Мотивы и потребности при занятиях физической культурой
/Пр/
Понятие мотива и мотивации в психологии. Мотивы и потребности. Виды потребностей. Классификация мотивов занятий физической культурой. Стадии и этапы формирования мотивов.
Психология общения в процессе занятий физической культурой и спортом
/Пр/
Понятие общения, его виды, функции. Структура общения и характеристика сторон общения. Барьеры в общении. Особенности педагогической коммуникации при занятиях физической культурой. Особенности общения тренера и спортсменов. Конфликты в общении.
Типичные психологические трудности занимающихся физической культурой и спортом и способы их преодоления. /Ср/
Разработка психологических рекомендаций по оптимизации психических состояний, поддержанию мотивации у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью /Ср/
Приемы профилактики и конструктивного разрешения конфликтов в группе /Ср/
Раздел 3. Раздел 3. Психологическое сопровождение физкультурно-спортивной деятельности
Психологическое сопровождение физкультурно-спортивной деятельности /Лек/
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
Психологическая подготовка в спорте
/Пр/
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
Понятие, средства и методы психологической подготовки в ИВС. Виды психологической подготовки. Технология психологической подготовки в спорте.
Основы психодиагностики в спорте
/Пр/
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
Понятие психодиагностики. Методы психодиагностики. Психодиагностический процесс и его этапы.
Методики контроля и оценки индивидуально-типологических особенностей личности спортсмена. Методики контроля и оценки волевой сферы личности. Методики контроля и оценки взаимоотношений в команде (в коллективе). Методики контроля и оценки психоэмоционального состояния спортсменов. Диагностика психологической готовности к соревнованиям. Методики контроля и оценки потребностно-мотивационной сферы личности.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Психологические критерии спортивного отбора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности. /Ср/
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
Создание банка для психодиагностики занимающихся физической культурой и спортом /Ср/
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
Применение базовых методов и методик исследования психических процессов, состояний и свойств у занимающихся /Ср/
ОПК-1.9 ОПК-5.4 ОПК-5.8 ОПК-9.4 ОПК-9.7
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студенту необходимо принять участие в дискуссии на семинарах (17 семинаров), пройти тестирование, терминологический диктант (2 раза), выполнить 5 практических заданий.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды работ (текущий контроль):
Тестирование 1 х 9 = 9 баллов
Терминологический диктант 2 х 5 = 10 баллов
Дискуссия 17 х 3 = 51 балл
Практические задания 1 1 х 4 = 4 балла
Практические задания 2 1 х 8 = 8 баллов
Практические задания 3 1 х 6 = 6 баллов
Практические задания 4 1 х 6 = 6 баллов
Практические задания 5 1 х 6 = 6 баллов
Итого 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Волков Д. Н.
Психология физической культуры и спорта: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
под ред. : Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Психология физической культуры и спорта: учеб. для физкульт. вузов по специальности - Физ. культура и спорт
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2020
https://www.iprbookshop.ru/90578
6.1.2. Дополнительная литература
Попова И. А., Хайбуллин Ю. В.
Психология физической культуры и спорта. Практикум: учеб. пособие
Саратов: Ай пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/86453
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
Официальный сайт вуза : sibsport.ru
Электронный деканат СибГУФК : ies.sibsport.ru
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 413, 414
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ