МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Профилактика применения допинга
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
к.м.н., профессор, Куртев Сергей Георгиевич
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Профилактика применения допинга
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 07.05.2024 г. № 11
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель освоения дисциплины: овладение студентами системой научно-практических знаний, умений и компетенций в области предотвращения допинга в спорте. Формирование у обучающихся современных представлений о нормативной основе, организации, задачах и значимости предотвращения применения допинга в спорте и готовности к реализации мероприятий по профилактике применения допинга в своей профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-8: Способен проводить работу по предотвращению применения допинга
ОПК-8.1: знает основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу в спорте
ОПК-8.2: знает современные методики составления антидопинговых образовательных и информационных программ для различных целевых аудиторий
ОПК-8.3: умеет обеспечивать прохождение спортсменами процедур допинг-контроля, оказывать им помощь в осуществлении взаимодействия с органами допинг-контроля
ОПК-8.4: умеет использовать антидопинговые образовательные программы в зависимости от целевой аудитории, учитывая квалификационные, возрастные и другие особенности
ОПК-8.5: умеет планировать и проводить антидопинговые мероприятия
ОПК-8.6: имеет опыт проведения антидопинговых образовательных мероприятий для различных целевых аудиторий, учитывая квалификационные, возрастные и другие особенности
ОПК-8.7: владеет методиками проведения работы по предотвращению применения допинга
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Введение в дисциплину. История допинга и борьбы с допингом в спорте.
История допинга и борьбы с допингом в спорте /Лек/
Назначение, цель и задачи учебной дисциплины «Профилактика применения допинга». Проблема сохранения чистоты спортивных состязаний на современном этапе.
Основные этапы многовековой истории допинга. Случаи применения допинга на спортивных состязаниях в течение XX и XXI века. Первые попытки введения антидопингового контроля. Основные вехи антидопингового контроля в XX и в начале XXI века.
Основные положения Декларации по допингу в спорте, принятой на I Всемирной конференции по допингу в спорте (04.02.1999 г., Лозанна, Швейцария).
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Основные этапы введения антидопингового контроля. /Пр/
Первые попытки введения антидопингового контроля. Основные вехи антидопингового контроля в XX и в начале XXI века.
Основные положения Декларации по допингу в спорте, принятой на I Всемирной конференции по допингу в спорте (04.02.1999 г., Лозанна, Швейцария).
История допинга и антидопингового контроля. Причины распространения допинга в спорте. /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка устных ответов и к дискуссии на семинаре, подготовка реферата).
Раздел 2. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). Всемирный антидопинговый кодекс. Международное и национальное антидопинговое правовое регулирование.
Всемирное антидопинговое агентство (WADA), Всемирный антидопинговый кодекс. /Лек/
Всемирное антидопинговое агентство (WADA), история создания, учредители ВАДА. Функции, финансирование и управление ВАДА. Международная Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте (Париж, 2005 г). Всемирный анти-допинговый кодекс
Всемирный антидопинговый кодекс. Международные стандарты кодекса/ /Пр/
Всемирный антидопинговый Кодекс (2021 г.) и восемь Международных стандартов Кодекса. Порядок принятия, пересмотра и вступления в силу Всемирного антидопингового кодекса и Международных стандартов. Цель и назначение этих документов/
Общероссийские антидопинговые правила. Национальная антидопинговая организация России – РУСАДА. /Пр/
Общероссийские антидопинговые правила (2021 г.). РУСАДА - национальная антидопинговая организация России. Цели и задачи РУСАДА.
Всемирный антидопинговый кодекс. Международное и национальное анти- допинговое правовое регулирование. /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание рефератов, подготовка докладов с презентациями, подготовка к дискуссии, проводимой на семинаре, подготовка к тестированию).
Раздел 3. Запрещенный список. Последствия для здоровья спортсменов применения запрещенных в спорте субстанций и методов.
запрещенный список. /Лек/
Порядок подготовки и издания Запрещенного списка. Критерии включения субстанций и методов в Запрещенный список. Структура Запрещенного списка: субстанции и методы, запрещенные всегда, субстанции, запрещенные в соревновательный период, субстанции, запрещенные в отдельных видах спорта. Классы запрещенных субстанций .
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Запрещенный список. Структура по периодам запрета и классам. Субстанции, запрещенные все время. /Пр/
Критерии включения субстанций и методов в Запрещенный список. Структура Запрещенного списка. Субстанции и методы, запрещенные всегда.
Характеристика отдельных классов субстанций и методов. Цель использования, механизмы действия, последствия применения запрещенных веществ и использования запрещенных методов
Запрещенный список.
Запрещенные методы.
/Пр/
Методы, запрещенные всегда.
Характеристика отдельных классов методов. Цель использования, механизмы действия, последствия использования запрещенных методов.
Запрещенный список. Субстанции, запрещенные в соревновательный период и в отдельных видах спорта. /Пр/
Субстанции, запрещенные в соревновательный период и в отдельных видах спорта. Механизмы действия, последствия применения запрещенных веществ. Особые субстанции.
Субстанции, вызывающие зависимость.
Запрещенный список. Последствия для здоровья спортсменов применения запрещенных в спорте субстанций и методов. /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание рефератов, подготовка докладов с презентациями, подготовка к дискуссии, проводимой на семинаре, подготовка к тестированию).
Раздел 4. Международный стандарт по тестированию и расследованиям. Соревновательное и внесоревновательное тестирование.
Международный стандарт по тестированию и расследованиям.
Соревновательное и внесоревновательное тестирование.
/Лек/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Соревновательное и внесоревновательное тестирование. Принципы отбора спортсменов
для тестирования: по результату, по жребию, целевое. Международный и национальный регистрируемые пулы тестирования.
Критерии включения спортсменов в регистрируемый пул тестирования.
Соревновательное и внесоревновательное тестирование. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Требования и порядок предъявления информации о местонахождении спортсмена, включенного в регистрируемый пул тестирования. Система АДАМС и её использование антидопинговыми организациями и спортсменами.
Допинг- контроль. Содержание этапов допинг-контроля. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Содержание этапов допинг-контроля: планирование тестирования, взятие допинг-проб, хранение и транспортировка проб, послетестовые процедуры, проведение слушаний, рассмотрение апелляций. Типы проб. Порядок взятия проб мочи и крови. Права и обязанности спортсменов при тестировании. Заполнение протокола тестирования.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Допинг-контроль.
Расследования. Биологический паспорт спортсмена.
/Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Процесс расследования случаев нарушения антидопинговых правил.
Биологический паспорт спортсмена (БПС): программа долговременного мониторинга биологических параметров спортсмена (маркеров), изменения которых свидетельствуют об использовании запрещенных препаратов и/ или методов.
Допинг-контроль.
Соревновательное и внесоревновательное тестирование.
/Ср/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов с презентациями, подготовка к тестированию, подготовка к устным ответа и дискуссии, проводимой на семинаре).
Раздел 5. Международный стандарт по терапевтическому использованию.
Международный стандарт по терапевтическому использованию. /Лек/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Критерии получения разрешения на терапевтическое использование запрещенных в спорте субстанций и методов. Порядок подачи запроса для получения разрешения на терапевтическое использование (ТИ)
Терапевтическое использование запрещенных в спорте субстанций и методов. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Получение разрешения на терапевтическое использование (ТИ) спортсменами национального и международного уровня. Роль врачебного персонала спортсмена в процессе составления запроса на ТИ. Комитеты по терапевтическому использованию (КТИ) антидопинговых организаций, требования к их составу и квалификации. Ретроактивная подача запроса на ТИ. Заполнение формы запроса на ТИ.
Терапевтическое использование. /Ср/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов с презентациями, подготовка к тестированию, подготовка к дискуссии, проводимой на семинаре).
Раздел 6. Последствия применения допинга.
Последствия применения допинга. Санкции. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
Право спортсменов и иных лиц на объективные и беспристрастные слушания.
Последствия для карьеры в спортивной сфере для спортсменов и персонала спортсменов – санкции. Виды санкций: аннулирование результатов, дисквалификация, штрафные санкции. Факторы, влияющие на сроки дисквалификации. Санкции в отношении отдельных спортсменов и в командных видах спорта. Апелляции.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Последствия применения допинга. Статус при дисквалификации. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
Негативные последствия применения допинга для здоровья спортсменов.
Уголовное преследование за склонение спортсменов к применению допинга (в России и других странах мира).
Статус спортсменов и иных лиц при дисквалификации.
Последствия применения допинга. /Ср/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов с презентациями, подготовка к дискуссии, проводимой на семинаре, решение практико-ориентированных заданий (кейсов).
Раздел 7. Пути предотвращения применения допинга в спорте.
Подготовка и реализация антидопинговых образовательных программ. /Пр/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-8.7
Международный стандарт по образованию. Планирование образовательных программ, целевые аудитории и образовательный пул.
Целевая направленность образовательных антидопинговых программ. Актуальные вопросы, которые необходимо включать в антидопинговые образовательные программ.
Пути предотвращения применения допинга в спорте. /Ср/
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 ОПК-8.6 ОПК-8.7
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов с презентациями, подготовка к решению кейсов и тестированию, подготовка к дискуссии, проводимой на семинаре).
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы обучения должен дать ответы на вопросы семинарского занятия (2 вопроса), сделать два доклада с мультимедийной презентацией, подготовить реферат на заданную тему, пройти тесты для текущего контроля, выполнить письменную работу (решение кейс-задач). Бонусы начисляются за 100% посещаемость (до 10-ти баллов) и дополнительные задания по подготовке двух докладов и одного реферата.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым темам и набирают 61 балл и более по итогам текущего контроля.
Студент, у которого образовалась академическая задолженность, обязан устранить задолженности по контролируемым темам и набрать необходимое количество баллов. Контролируемыми темами, по которым требуется обязательная ликвидация задолженностей, являются 2, 3, 4, 5, 6-я и 7-я темы. Формы ликвидации задолженностей – подготовка и защита реферата и доклада с презентацией, собеседование по теме, выполнение практико-ориентированных заданий (комплект кейс-задач), тестирование.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Балльно - рейтинговая оценка по дисциплине:
Устные ответы на семинарах, участие в дискуссии – 5 баллов х 2 = 10 баллов.
Тестирование – 5 баллов х 3 = 15 баллов.
Подготовка реферата - 9 баллов х 1 = 9 баллов.
Подготовка доклада с презентацией: 10 баллов х 2 = 20 баллов.
Выполнение варианта, включающего 4-е практико-ориентированных задания (кейс-задач) – 7 баллов х 1 = 7 баллов.
Итого: 61 балл.
Дополнительные виды работ: подготовка двух докладов с презентациями (20 баллов), подготовка реферата (9 баллов) и баллы за посещение занятий (до 10-ти баллов за 100% посещение занятий) - 39 баллов.
Итого: максимальное количество – 100 баллов.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Куртев С. Г., Поддубный С. К.
Основы антидопингового обеспечения: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
Смоленский А. В., Тарасов А. В.
Основы антидопингового обеспечения: учеб.-метод. пособие
Москва: ИКЦ "Колос-с", 2018
https://lib.rucont.ru/efd/664331
6.1.2. Дополнительная литература
Безуглов Э. Н., Ачкасов Е. Е., Веселова Л. В., Зуева А. В., Конева Е. С.
Основы антидопингового обеспечения спорта: учеб. пособие
Москва: Спорт [и др.], 2019
https://www.iprbookshop.ru/88473
Основы антидопингового обеспечения: учеб. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2017
https://lib.rucont.ru/efd/603883
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК:
- lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
- moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
- sibsport.ru – официальный сайт вуза.
:
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Справочная правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
Нормативно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru/
Нормативно-правовая справочная система «Кодекс» http://www.kodex.ru/
Федеральный портал «Российское образование» - www.edu.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, мультимедиапроектор, экран. Для самостоятельной работы студентов необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405, к. 2; 407, к. 2; 502, к. 2; 602, к. 2; 102, к. 4; 305, к. 4; 312, к. 4; 222, к. 5; 229, к. 5; 422, к. 5).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ