МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
к.б.н, Зав.каф., Баймакова Л. Г;к.п.н, доц., Непомнящих Т.А.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 07.05.2024 г. № 11
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью освоения дисциплины «Спортивные сооружения» являются формирование компетенций в сфере материально-технического обеспечения физической культуры и спорта; знакомство студентов с основами проектирования, функционирования спортивных сооружений для различных видов спорта; знакомство с основными понятиями, проблемами и направлениями современных спортивных сооружений в России и за рубежом.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-15: Способен проводить материально-техническое оснащение занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий
ОПК-15.1: знает историю строительства и классификацию спортивных сооружений, особенности спортивных сооружений для различных видов спорта
ОПК-15.2: знает правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники, параметры и оборудование различных спортивных объектов, способы проверки наличия и качественных характеристик спортивных объектов, снарядов, инвентаря и оборудования
ОПК-15.5: умеет выявлять неисправности спортивного инвентаря, использовать шаблоны и образцы для проверки спортивных снарядов, инвентаря, оборудования по размерам, массе и иным нормируемым физическим характеристикам
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Основы проектирования, строительства, эксплуатации и учета спортивных сооружений
Л.№1.1. Введение в курс «Спортивные сооружения» /Лек/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Краткая история развития и строительства спортивных сооружений. Общая характеристика и классификация спортивных сооружений. Особенности спортивных сооружений для различных видов спорта. Основы проектирования, строительства и учета спортивных сооружений. Структура спортивного сооружения. Типы проектов. Критерии строительства спортивных сооружений по архитектурно-планировочным особенностям. Документация спортивного сооружения. Паспортизация и категорийность спортивного сооружения. Планирование деятельности спортивных сооружений.
Л.№1.2. Основы проектирования, строительства и учета спортивных сооружений. /Лек/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Документация и паспортизация спортивного сооружения. Экологические требования при строительстве спортсооружений.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
СЗ №1.1. Предмет и основные понятия дисциплины «Спортивные сооружения» /Пр/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Цель и задачи учебной дисциплины.
2. Классификация спортивных сооружений.
3. Определение потребности в спортивных сооружениях.
4. Финансирование строительства спортивных сооружений.
5. Краткая история развития спортивных сооружений.
СЗ №1.1-1.2 Основы проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений /Пр/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Основы проектирования спортивных сооружений и типы проектов спортивных сооружений.
2. Подрядный, хозяйственный и комбинированный способы строительства спортивных сооружений.
3. Прием построенных спортивных сооружений в эксплуатацию (рабочая и государственная комиссии).
4. Основные этапы строительства плоскостного сооружения (на примере волейбольной площадки).
Дать информацию о характеристиках и назначении спортивных сооружений.
/Ср/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Предоставить информацию об организационных, планировочных, нормативных, технологических и технико-педагогических требованиях к строительству спортивных сооружений, предназначенных для работы с детьми и взрослыми.
Раздел 2. Спортивные сооружения и комплексы. Специализированные сооружения для занятий в избранном виде спорта
Л.№. 2.1. Универсальные спортивные сооружения и комплексы.
/Лек/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Характеристика спортивных сооружений.
Л.№ 2.2. Открытые спортивные сооружения для различных видов спорта.
/Лек/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Спортивные площадки и игровые поля для спортивных и подвижных игр. Габариты, планировка конструкции,
разметка, оборудование.
Л.№2.3. Крытые спортивные сооружения для различных видов спорта. /Лек/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Общие положения. Спортивное ядро. Конструкция покрытий и устройство легкоатлетических беговых дорожек. Места для прыжков и метаний.
4. Инженерное оборудование, освещение и цвет в спортивных сооружениях (Отопление и вентиляция; водопровод и канализация; искусственное освещение и электротехнические устройства; естественное освещение и цвет).
СЗ №2.1. Открытые плоскостные сооружения в избранном виде спорта
/Пр/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Размещение спортсооружений.
2. Влияние климатоэкологических факторов спортсооружений.
3. Конструкции покрытий открытых плоскостных спортсооружений.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
№2.2. Игровые площадки. Футбольные поля. Требования к покрытиям, их обслуживание и ремонт /Пр/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Размещение и планировка спортивных площадок.
2. Сооружение площадок.
3. Футбольные поля, их сооружение, эксплуатация и ремонт.
4. Инженерное оборудование, освещение и цвет в спортивных сооружениях (Отопление и вентиляция; водопровод и канализация; искусственное освещение и электротехнические устройства; естественное освещение и цвет).
СЗ №2.3. Места для занятий легкой атлетикой. Спортивное ядро
/Пр/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Общие положения. Спортивное ядро.
2. Конструкция покрытий и устройство легкоатлетических беговых дорожек.
3. Места для прыжков и метаний.
4. Инженерное оборудование, освещение и цвет в спортивных сооружениях (Отопление и вентиляция; водопровод и канализация; искусственное освещение и электротехнические устройства; естественное освещение и цвет).
СЗ №2.4 -2.5- 2.6 Спортивные залы. Основные требования к их эксплуатации и обслуживанию в избранном виде спорта
/Пр/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Спортивные залы для занятий различными видами спорта.
2. Оборудование и конструктивные решения спортивных залов.
3. Полы в спортивных залах.
4. Инженерное оборудование, освещение и цвет в спортивных сооружениях (Отопление и вентиляция; водопровод и канализация; искусственное освещение и электротехнические устройства; естественное освещение и цвет).
СЗ №2.7 Места для занятий зимними видами спорта
/Пр/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Лыжные трассы.
2. Катки.
3. Биатлон.
4. Инженерное оборудование, освещение и цвет в спортивных сооружениях (Отопление и вентиляция; водопровод и канализация; искусственное освещение и электротехнические устройства; естественное освещение и цвет).
СЗ №2.8. Бассейны для спортивного и оздоровительного плавания
/Пр/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Типы бассейнов.
2. Размеры и основное оборудование ванн бассейнов.
3. Основные требования к функциональной организации бассейнов.
4. Инженерное оборудование, освещение и цвет в спортивных сооружениях (Отопление и вентиляция; водопровод и канализация; искусственное освещение и электротехнические устройства; естественное освещение и цвет).
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Дать информацию о классификации спортивных залов, основных требований к их функционированию.
/Ср/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Предоставить информацию о видах покрытий спортивных залов, разметке площадок, оборудовании.
Рассмотреть особенности функционирования открытого спортивного сооружения на примере сооружений, предназначенных для избранного вида спорта. /Ср/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Универсальные спортивные сооружения и комплексы. Общая характеристика и классификация. Стадионы, дворцы спорта, манежи. Параметры и оборудование различных спортивных объектов. Эксплуатация спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники в избранном виде спорта.
Раздел 3. Физкультурно-оздоровительные сооружения по месту жительства и отдыха
Л.№3.1. Спортивные сооружения в различных типах жилых образований. /Лек/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Физкультурно - досуговые комплексы по месту жительства. Сеть спортивных образовательных сооружений различного уровня: МОУ и
ДОУ; учреждения высшего, профессионального образования.
СЗ №3.1-3.2-3.3 Физкультурно-оздоровительные сооружения по месту жительства и отдыха
/Пр/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
1. Состав сооружений городского центра.
2. Парковые физкультурно-оздоровительные сооружения.
3. Озеленение и микроклимат территории спортивных сооружений.
Дать информацию о характеристиках и назначении о физкультурно-оздоровительных сооружениях по месту жительства и отдыха /Ср/
ОПК-15.1 ОПК-15.2 ОПК-15.5
Физкультурно - досуговые комплексы по месту жительства. Сеть спортивных образовательных сооружений различного уровня: МОУ и
ДОУ; учреждения высшего, профессионального образования.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы должен выполнить следующие задания:
1. Собеседование
2. Реферат
3. Итоговый тест
4. Разноуровневые задания
5. Презентация
6. Расчетно-графическая работа (уровень бакалавриата)
7. Поощрительные баллы за посещаемость (не более 10 баллов)
5.2. Промежуточная аттестация
Формой аттестации является зачет. Обучающийся получает зачет, если он набирает от 61 до 100 баллов в рамках текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Собеседование 3х5 б= 15 баллов
2. Реферат: 1х10= 10 баллов
3. Тест: 1х10= 10 баллов
4. Разноуровневые задачи и задания: 2х10= 20 баллов
5. Презентация: 1х5= 5 баллов
6. Расчетно-графическая работа (уровень бакалавриата): 10х3=30 баллов
7. Поощрительные баллы за посещаемость 10 баллов.
Итого:100 баллов
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Лебедев А. И., Ерёмин И. Б., Хитёв А. В.
Теория и практика размещения объекта спорта: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура", направленность (профиль) - "Руководитель орг. в обл. физ. культуры и спорта"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2017
Пшеничников А. Ф., Цеховой В. А., Хитёв А. В.
Функционирование отдельных типов спортивных сооружений: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Каратаев О. Р., Каратаева Е. С., Кузнецов А. С.
Спортивные сооружения: учеб. для студентов вузов
Москва: Физическая культура, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Горбань И. Г., Гребенникова В. А.
Основные требования к организации мест занятий физической культурой: учеб. пособие для студентов вузов
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/78804
Цаллагова Р. Б., Дубкова Н. В., Башмаков В. П.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: количественная и качественная адекватность питания студента-спортсмена: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
Цаллагова Р. Б., Дубкова Н. В., Башмаков В. П.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: гигиена факторов окружающей среды. Физкультурно-спортивные сооружения: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК:
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
:
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование помещений оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет»
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 602, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 31, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 31 стул, 6 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 222, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 8, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 28, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 8 компьютерных столов, 5 компьютерных кресел, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Аудитория 229, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 4 учебных стола, 16 стульев, 11 компьютерных столов, 6 компьютерных кресел, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, колонки.
Аудитория 422, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 2 компьютерных кресла, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка.
Аудитория 13, Дворец здоровья Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
Аудитория 21, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 36; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 26, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ