МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Олимпийское движение и профессиональный спорт
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
канд. исторических наук, доц., М.Д. Лагутина
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Олимпийское движение и профессиональный спорт
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 09.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовить обучающихся к реализации следующих профессиональных задач: распространение знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх, формирование у молодежи принципов благородного поведения, стремление к гармоничному развитию физических и духовных способностей. Особенно это важно сегодня, когда часть молодежи охвачена прагматизмом, нигилизмом, безразличием к духовным ценностям. В Олимпийской Хартии среди основополагающих принципов записано: «Цель олимпийского движения – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Социология физической культуры
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
История физической культуры
Основы российской государственности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.12: имеет опыт анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов
УК-5.13: имеет опыт проведения теоретических занятий и бесед со спортсменами о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх
УК-5.3: знает закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем, основные этапы и важнейшие события истории России, роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе
УК-5.4: знает периодизацию истории физической культуры, социальную сущность, структуру и функции физической культуры
УК-5.8: умеет анализировать социальные истоки и мотивацию к занятиям физическими упражнениями и спортом различных социальных слоев и групп, закономерности выбора вида спорта и двигательной активности
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Введение. Происхождение ритуальных праздников.
Введение в курс. Происхождение ритуальных праздников. /Лек/
Предмет, задачи и значение учебной дисциплины «Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры» в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Теоретические основы и терминология олимпизма. Ритуалы и символы. Олимпийское движение и профессиональный спорт.
План-конспект ««Символы и атрибуты Олимпийских игр» возможна лекция с презентацией. /Ср/
Практическая работа, выступление на семинаре.
Раздел 2. Древнегреческая агонистика
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Древнегреческая агонистика /Пр/
Истоки и генезис олимпизма, их связь с развитием всей культуры человечества, органическое единение Олимпийских игр с поразительными достижениями науки и культуры («греческое чудо»). Олимпийское перемирие. Содержание античных Олимпийских игр: программа, церемонии и ритуалы, правила соревнований, чествование победителей. Причины упадка и гибели древнегреческих Олимпийских игр. Обще греческие и региональные игры (Истмийские, Пифийские, Немейские, Панафинейские): их содержание и значение. Социально-политическое и культурное значение античных Олимпийских игр.
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями. /Ср/
Устный опрос, тестирование
Раздел 3. Возрождение Олимпийских Игр.
Возрождение Олимпийских игр и создание МОК. /Лек/
Возрождение Олимпийских Игр /Пр/
История возрождения Олимпийских игр: от гуманистов до Пьера де Кубертена. Котсволдские, Мач Венлокские, Дрейбергские, Рамлёские, Панэлинские и др. Олимпийские игры. Исторические предпосылки выхода спорта на мировую арену: промышленная революция, мировой рынок, глобальные коммуникации, широкий культурный обмен, формирование современной цивилизации. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена – основателя современного олимпийского движения. Международный атлетический конгресс 1894 г. в Париже, его решения. Создание, структура и функции МОК. Принятие Олимпийской хартии, её содержание.
Написать эссе «Пьер де Кубертен и его идеи в XXI веке» /Ср/
Практическая работа, проверка преподавателя.
Раздел 4. Этапы развития современного олимпийского движения.
Этапы развития современного олимпийского движения. /Лек/
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Олимпийские игры современности (1896-1945).
/Пр/
Становление и развитие современного олимпийского движения и Олимпийских игр до I мировой войны (1896 – 1914). Олимпийские игры в период между Первой и Второй мировыми войнами. Учреждение и развитие зимних Олимпийских игр
Российская империя и олимпийское движение.
/Пр/
Предпосылки возникновения олимпийского движения в Российской империи. Члены МОК для России. «…И генерал Бутовский для России».Дебют российских спортсменов на Олимпийских играх. Создание Российского олимпийского комитета (РОК). Российская империя на Играх V Олимпиады. «Российские Олимпиады».
Олимпийское движение и Олимпийские игры после II мировой войны (1945 – 1992 гг.).
/Пр/
Особенности олимпийского движения после II мировой войны (1945 – 1992 гг.). Спортсмены Советского Союза и социалистических стран на Олимпийских играх. Кризис международного олимпийского движения в период «холодной войны». Выход советских спортсменов на международную спортивную и олимпийскую арены. Создание НОК СССР. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Советские спортсмены на Олимпийских зимних играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Выступление сибиряков на международных спортивных аренах и Олимпийских играх.
Олимпийское движение и Олимпийские игры в конце XX – начале XXI веков (1992 - 2022 гг). /Пр/
Особенности развития олимпийского движения в Российской Федерации. Спортсмены РФ на Играх XXVI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXX, XXXI, XXXII Олимпиад в Атланте, Сиднее, Афинах, Пекине, Лондоне, Рио-де-Жанейро, Токио и XVII, XYIII, XIX, XX, XXI,XXII, XXIII, XXIV Олимпийских зимних играх в Лиллехаммере, Нагано, Солт-Лейк-Сити, Турине, Ванкувере, Сочи, Пхёнчхане, Пекине. Подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. Олимпийское движение в Сибирском регионе: спортсмены Сибири на Олимпийских играх.
Современное Олимпийское движение: проблемы и перспективы.
/Пр/
«Гигантизм», коррупция, борьба с допингом, профессионализации и коммерциализация. Движение «Фэйр плэй». Программа «Олимпийская солидарность». Инвалидный спорт и олимпийское движение. Детский спорт и олимпийское движение. Женский спорт и олимпийское движение. Олимпийское движение в условиях эпидемии ковида и войн и локальных конфликтов.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями /Ср/
Устный опрос, тестирование
«Фэйр плэй в современном мире» (доклад с презентацией). /Ср/
Подготовка к дискуссии «Современное Олимпийское движение: проблемы и перспективы». /Ср/
Участие в дискуссии
В рамках семинарского занятия «Современное Олимпийское движение: проблемы и перспективы» предлагается проведение дискуссии о современных проблемах развития спортивного и олимпийского движения.
План-конспект "История олимпийского движения в деятельности президентов МОК", возможна лекция с презентацией. /Ср/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12 УК-5.13
Практическая работа, проверка преподавателя, выступление на семинарском занятии.
Раздел 5. Структура и функции современного олимпийского движения.
Структура и функции современного олимпийского движения. /Лек/
Структура и функции современного олимпийского движения. /Пр/
Система управления современным олимпийским движением. Деятельность НОК, МСФ, Международной олимпийской академии и других международных организаций и объединений. Комплексные игры: история формирования, структура и типологическая классификация (игры территориальной и социально-демографической направленности).
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями. /Ср/
Раздел 6. Олимпийское образование: структура и содержание.
Олимпийское образование: структура и содержание. /Лек/
Олимпийское образование: структура и содержание. /Пр/
Исторические, социальные и организационные аспекты олимпийского образования. Воспитательное значение олимпийского образования. Анализ программ по олимпийскому образованию для разных возрастных групп (дошкольные, школьные, студенческие). Методика организации работы по олимпийскому образованию в школе.
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями. /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля обучающийся очной формы должен пройти тестирование для самопроверки, затем выполнить итоговый тест. Написать эссе, выступить с сообщением на семинарском занятии, принять участие в дискуссии, активно работать на семинарских занятиях. Бонус (до 5 баллов) за посещение лекций.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и набравший 61 балл и более, получает зачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Тестирование для самопроверки 5 баллов х 4 теста = 20 баллов
Итоговое тестирование = 20 баллов
Выступление на семинарах - 3 балла х 14 семинаров = 42 балла
Участие в дискуссии = 5 баллов
Написание эссе = 8 баллов
Бонус за посещение лекций 1 балл Х 5 лекций = 5 баллов
Итого - 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Столбов В. В., Родиченко В. С., Контанистов А. Т., Столяров В. И.
Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимп. образования
https://www.iprbookshop.ru/88512
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
https://www.iprbookshop.ru/79433
Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А., Кузьмина О. И.
Олимпийские зимние игры: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А., Кузьмина О. И.
Игры Олимпиад: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Современное олимпийское движение - гуманистическая миссия ("храм") или "рынок"?: монография
Олимпийское воспитание: теория и практика: кн. для студентов и преподавателей вузов
Москва: Национ. образование, 2014
под общ. ред. В. Н. Платонова
Олимпийский спорт: монография : в 2 т.
под общ. ред. В. Н. Платонова
Олимпийский спорт: монография : в 2 т.
6.1.2. Дополнительная литература
Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Олимпийские мемуары: пер. с фр.
Энциклопедия современного олимпийского спорта
Олимпийская идея для России
Олимпийская хартия (в действии с 17 июля 2020 г.): пер. с англ.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru
Официальный сайт вуза: sibsport.ru
:
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- система тестирования Индиго;
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
- программа для проведения дистанционных занятий и экзаменов https://bigbluebutton.ru/.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru
Официальный сайт вуза: sibsport.ru :
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 - ауд. 405, 407, 502, 602; корп. 4 - 102, 312; корп.5 - 222, 229, 422.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ