2024-2025_49_03_01 ФК СМ очно 2024_plx_Олимпийское движение и профессиональный спорт
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Олимпийское движение и профессиональный спорт
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.23
 
зачеты 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
30
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивный менеджмент
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
30
30
30
30
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. исторических наук, доц., М.Д. Лагутина  
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Олимпийское движение и профессиональный спорт
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 09.04.2024 г.  № 9

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Казызаева А.С.

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовить  обучающихся к реализации следующих профессиональных задач:  распространение знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх, формирование у молодежи принципов благородного поведения, стремление к гармоничному развитию физических и духовных способностей.  Особенно это важно сегодня, когда часть молодежи охвачена прагматизмом, нигилизмом, безразличием к духовным ценностям. В Олимпийской Хартии среди основополагающих принципов записано: «Цель олимпийского движения – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Социология физической культуры
2.1.2
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
2.1.3
История физической культуры
2.1.4
Философия
2.1.5
История России
2.1.6
Основы российской государственности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.12: имеет опыт анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов
 
УК-5.13: имеет опыт проведения теоретических занятий и бесед со спортсменами о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх
 
УК-5.3: знает закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем, основные этапы и важнейшие события истории России, роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе
 
УК-5.4: знает периодизацию истории физической культуры, социальную сущность, структуру и функции физической культуры
 
УК-5.8: умеет анализировать социальные истоки и мотивацию к занятиям физическими упражнениями и спортом различных социальных слоев и групп, закономерности выбора вида спорта и двигательной активности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Введение. Происхождение ритуальных праздников.
0
 
1.1
Введение в курс. Происхождение ритуальных праздников. /Лек/
1
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Предмет, задачи и значение учебной дисциплины «Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры» в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Теоретические основы и терминология олимпизма. Ритуалы и символы. Олимпийское движение и профессиональный спорт.
0
 
1.2
План-конспект ««Символы и атрибуты Олимпийских игр» возможна лекция с презентацией.  /Ср/
2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Практическая работа, выступление на семинаре.
0
 
 
Раздел 2. Древнегреческая агонистика
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
2.1
Античные игры. /Лек/
1
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
0
 
2.2
Древнегреческая агонистика /Пр/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Истоки и генезис олимпизма, их связь с развитием всей культуры человечества, органическое единение Олимпийских игр с поразительными достижениями науки и культуры («греческое чудо»). Олимпийское перемирие. Содержание античных Олимпийских игр: программа, церемонии и ритуалы, правила соревнований, чествование победителей. Причины упадка и гибели древнегреческих Олимпийских игр. Обще греческие и региональные игры (Истмийские, Пифийские, Немейские, Панафинейские): их содержание и значение.  Социально-политическое и культурное значение античных Олимпийских игр.
0
 
2.3
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями. /Ср/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Устный опрос, тестирование
0
 
 
Раздел 3. Возрождение Олимпийских Игр.
0
 
3.1
Возрождение Олимпийских игр и создание МОК. /Лек/
1
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
0
 
3.2
Возрождение Олимпийских Игр /Пр/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
История возрождения Олимпийских игр: от гуманистов до Пьера де Кубертена. Котсволдские, Мач Венлокские, Дрейбергские, Рамлёские, Панэлинские и др. Олимпийские игры.  Исторические предпосылки выхода спорта на мировую арену: промышленная революция, мировой рынок, глобальные коммуникации, широкий культурный обмен, формирование современной цивилизации. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена – основателя современного олимпийского движения. Международный атлетический конгресс 1894 г. в Париже, его решения. Создание, структура и функции МОК. Принятие Олимпийской  хартии, её содержание.
0
 
3.3
Написать эссе «Пьер де Кубертен и его идеи в XXI веке»  /Ср/
2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Практическая работа, проверка преподавателя.
0
 
 
Раздел 4. Этапы развития современного олимпийского движения.
0
 
4.1
Этапы развития современного олимпийского движения. /Лек/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
4.2
Олимпийские игры современности (1896-1945).

/Пр/

2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Становление и развитие современного олимпийского движения и Олимпийских игр до I мировой войны (1896 – 1914). Олимпийские игры в период между Первой и Второй мировыми войнами. Учреждение и развитие зимних Олимпийских игр
0
 
4.3
Российская империя и олимпийское движение.

/Пр/

2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Предпосылки возникновения олимпийского движения в Российской империи. Члены МОК для России. «…И генерал Бутовский для России».Дебют российских спортсменов на Олимпийских играх. Создание Российского олимпийского комитета (РОК). Российская империя на Играх V Олимпиады. «Российские Олимпиады».
0
 
4.4
Олимпийское движение и Олимпийские игры после II мировой войны (1945 – 1992 гг.).

  /Пр/

4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Особенности олимпийского движения после II мировой войны (1945 – 1992 гг.). Спортсмены Советского Союза и социалистических стран на Олимпийских играх. Кризис международного олимпийского движения в период «холодной войны». Выход советских спортсменов на международную спортивную и олимпийскую арены. Создание НОК СССР. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Советские спортсмены на Олимпийских зимних играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Выступление сибиряков на международных спортивных аренах и Олимпийских играх.
0
 
4.5
Олимпийское движение и Олимпийские игры в  конце XX – начале XXI веков (1992 - 2022 гг). /Пр/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Особенности развития олимпийского движения в Российской Федерации. Спортсмены РФ на Играх XXVI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXX, XXXI, XXXII Олимпиад  в Атланте, Сиднее, Афинах, Пекине, Лондоне, Рио-де-Жанейро, Токио и XVII, XYIII, XIX, XX, XXI,XXII, XXIII, XXIV Олимпийских зимних играх в  Лиллехаммере, Нагано, Солт-Лейк-Сити, Турине, Ванкувере, Сочи, Пхёнчхане, Пекине. Подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. Олимпийское движение в Сибирском регионе: спортсмены Сибири на Олимпийских играх.
0
 
4.6
Современное Олимпийское движение: проблемы и перспективы.

  /Пр/

4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
«Гигантизм», коррупция,  борьба с допингом, профессионализации и коммерциализация. Движение «Фэйр плэй». Программа «Олимпийская солидарность». Инвалидный спорт и олимпийское движение. Детский спорт и олимпийское движение. Женский спорт и олимпийское движение. Олимпийское движение в условиях эпидемии ковида и войн и локальных конфликтов.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
4.7
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями  /Ср/
6
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Устный опрос, тестирование
0
 
4.8
«Фэйр плэй в современном мире» (доклад с презентацией). /Ср/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Выступление на семинаре
0
 
4.9
Подготовка к дискуссии «Современное Олимпийское движение: проблемы и перспективы». /Ср/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Участие в дискуссии В рамках семинарского занятия «Современное Олимпийское движение: проблемы и перспективы» предлагается проведение дискуссии о современных проблемах развития спортивного и олимпийского движения.
0
 
4.10
План-конспект "История олимпийского движения в деятельности президентов МОК", возможна лекция с презентацией. /Ср/
4
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12 УК-5.13
8
Практическая работа, проверка преподавателя, выступление на семинарском занятии.
0
 
 
Раздел 5. Структура и функции современного олимпийского движения.
0
 
5.1
Структура и функции современного олимпийского движения.  /Лек/
2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
0
 
5.2
Структура и функции современного олимпийского движения. /Пр/
2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Система управления современным олимпийским движением. Деятельность НОК, МСФ, Международной олимпийской академии и других международных организаций и объединений. Комплексные игры: история формирования, структура и типологическая классификация (игры территориальной и социально-демографической направленности).
0
 
5.3
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями.  /Ср/
2
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.12
8
Устный опрос.
0
 
 
Раздел 6. Олимпийское образование: структура и содержание.
0
 
6.1
Олимпийское образование: структура и содержание. /Лек/
1
УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
8
0
 
6.2
Олимпийское образование: структура и содержание. /Пр/
2
УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
8
Исторические, социальные и организационные аспекты олимпийского образования. Воспитательное значение олимпийского образования. Анализ программ по олимпийскому образованию для разных возрастных групп (дошкольные, школьные, студенческие). Методика организации работы по олимпийскому образованию в школе.
0
 
6.3
Подготовка к семинарским занятиям и выступление на них с докладами и сообщениями.  /Ср/
2
УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
8
Устный опрос.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля обучающийся очной формы должен пройти тестирование для самопроверки, затем выполнить итоговый тест.  Написать эссе, выступить с сообщением на семинарском занятии, принять участие в дискуссии, активно работать на семинарских занятиях. Бонус (до 5 баллов) за посещение лекций.
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и  набравший 61 балл и более, получает зачет.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Тестирование для самопроверки 5 баллов х 4 теста     =  20 баллов

Итоговое тестирование                                                          = 20 баллов

Выступление на семинарах - 3 балла х 14 семинаров   =   42 балла

Участие в дискуссии                                                                = 5 баллов

Написание эссе                                                                         = 8 баллов

Бонус за посещение лекций 1 балл Х 5 лекций               = 5 баллов                       

Итого -                                                                                           100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Столбов В. В., Родиченко В. С., Контанистов А. Т., Столяров В. И.
Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимп. образования
Москва: Спорт, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/88512
 
Л1.2
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
Москва: Спорт, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/79433
 
Л1.3
Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А., Кузьмина О. И.
Олимпийские зимние игры: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Москва: Юрайт, 2019
0
 
Л1.4
Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А., Кузьмина О. И.
Игры Олимпиад: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л1.5
Столяров В. И.
Современное олимпийское движение - гуманистическая миссия ("храм") или "рынок"?: монография
Москва: РУСАЙНС, 2017
0
 
Л1.6
Столяров В. И.
Олимпийское воспитание: теория и практика: кн. для студентов и преподавателей вузов
Москва: Национ. образование, 2014
0
 
Л1.7
под общ. ред. В. Н. Платонова
Олимпийский спорт: монография : в 2 т.
Киев: Олимп. лит., 2009
0
 
Л1.8
под общ. ред. В. Н. Платонова
Олимпийский спорт: монография : в 2 т.
Киев: Олимп. лит., 2009
2
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Лагутина М. Д.
Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
0
 
Л2.2
Кубертен П. де
Олимпийские мемуары: пер. с фр.
Москва: Рид Групп, 2011
2
 
Л2.3
гл. ред. В. Н. Платонов
Энциклопедия современного олимпийского спорта
Киев: Олимп. лит., 1998
2
 
Л2.4
Родиченко В. С.
Олимпийская идея для России
Москва: Сов. спорт, 1998
4
 
Л2.5
Междунар. Олимп. Комитет
Олимпийская хартия (в действии с 17 июля 2020 г.): пер. с англ.
[б. м.]: [б. и.], 2020
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru Официальный сайт вуза: sibsport.ru   : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- система тестирования Индиго;
6.3.1.3
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
6.3.1.4
-  программа для проведения дистанционных занятий и экзаменов https://bigbluebutton.ru/.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru
6.3.2.2
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru
6.3.2.3
Официальный сайт вуза: sibsport.ru :
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 - ауд. 405, 407, 502, 602; корп. 4 - 102, 312; корп.5 - 222, 229, 422.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики