МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы медицинских знаний
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
канд.мед.наук, доц., Кальсина В.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Основы медицинских знаний
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 07.05.2024 г. № 11
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель дисциплины сформировать теоретические знания и практические умения и навыки, ценностные ориентации и компетенции в области основ медицинских знаний необходимых для укрепления и сохранения здоровья, профилактики травматизма, оказания первой доврачебной помощи при травмах и неотложных состояниях
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Безопасность жизнедеятельности
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-7: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
ОПК-7.10: имеет опыт оказания первой помощи при неотложных состояниях и травматических повреждениях
ОПК-7.11: имеет опыт составление плана профилактических мероприятий по возникновению и распространению инфекционных заболеваний, травм и патологических состояний
ОПК-7.2: знает этиологию и признаки травматических повреждений и неотложных состояний организма, противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений, основы оказания первой помощи при неотложных состояниях, и травматических повреждениях, основы сердечно-легочной реанимации
ОПК-7.3: знает внешние признаки утомления и переутомления занимающихся, правила безопасности при проведении физкультурно-спортивного праздника, соревнования, дня здоровья и других мероприятий оздоровительного характера
ОПК-7.7: умеет распознавать признаки неотложных состояний и травматических повреждений и оказывать первую помощь при возникновении неотложных состояниях и травматических повреждениях
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.6: умеет оказывать первую помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивной деятельности, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
УК-8.9: имеет опыт оказания первой помощи пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий, в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, а так же использования методов защиты обучающихся на уроках физической культуры, при проведении учебно-тренировочных занятий
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Понятие здоровья и болезни. Организация оказания медицинской помощи населению
Здоровье и факторы его определяющие. /Лек/
Определение понятия «здоровье», его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье. Этапы формирования здоровья. Критерии здоровья. Группы здоровья.
Болезнь. Стадии развития болезни. Основные признаки заболеваний внутренних органов. /Лек/
Болезнь. Определение понятия. Стадии развития болезни. Основные клинические проявления заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, системы пищеварения, выделения, эндокринной системы, нервной системы.. Заболевания, функциональные нарушения в процессе учебной деятельности. Особенности течения заболеваний в детском возрасте.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Понятие о микробиологии, эпидемиологии, иммунологии. /Лек/
Определение понятия инфекционный процесс, его компоненты. Эпидемический процесс. Особенности проявления инфекционных заболеваний, меры профилактики. Иммунитет. Виды иммунитета.
Здоровье и факторы его определяющие. /Пр/
Определение понятия «здоровье», его составляющие. Факторы, влияющие на здоровье. Вклад генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни в формирование и сохранение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Группы здоровья.
Болезнь. Стадии развития болезни /Пр/
Понятие болезнь. Стадии течения заболеваний. Основные клинические проявления заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, системы пищеварения.
Основные признаки заболеваний внутренних органов. /Пр/
Основные клинические проявления заболеваний органов выделения, эндокринной системы, нервной системы. Заболевания, функциональные нарушения в процессе учебной и спортивной деятельности.
Основы эпидемиологии, иммунологии. /Пр/
Понятие о микробиологии, эпидемиологии, иммунологии. Особенности проявления инфекционных заболеваний, меры профилактики. Особенности течения заболеваний в детском возрасте.
Организация оказания медицинской помощи населению /Пр/
Итоговое занятие по разделу. Устный опрос, решение ситуационных задач, кейсов.
Здоровье и факторы его определяющие. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию, изучение теоретического материала, анкетирование
Болезнь. Стадии развития болезни. Основные признаки заболеваний внутренних органов. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию, изучение теоретического материала, подготовка сообщений
Основы эпидемиологии, иммунологии. /Ср/
Подготовка к практическому занятию, самостоятельное изучение теоретического материала.
Раздел 2. Травматизм. Первая помощь при травмах.
Травмы мягких тканей. Классификация травм. Классификация травматизма. Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Ожоги. Обморожения. Первая доврачебная помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Кровотечения. Вывихи. Переломы. /Лек/
Первая доврачебная помощь. Представления об иммобилизации. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Принципы оказания первой доврачебная помощи. Организация первой доврачебной помощи при стихийных бедствиях. Виды кровотечения. Признаки, опасность кровопотери. Временная и окончательная остановка кровотечения. Само и взаимопомощь при кровотечениях. Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей.
Травмы мягких тканей, ожоги, обморожения. /Пр/
ОПК-7.7 ОПК-7.10 УК-8.6 УК-8.9
Первая доврачебная помощь и меры профилактики (решение ситуационных задач, работа в малых группах). Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь . Основные правила наложения повязок. Техника наложения повязок на голову, грудную клетку, брюшную полость, верхние и нижние конечности.
Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок. Основные виды повязок. Основные правила наложения повязок. Техника наложения повязок на голову, грудную клетку, брюшную полость, верхние и нижние конечности.
Вывихи и переломы костей. Кровотечения. /Пр/
Первая доврачебная помощь и меры профилактики (решение ситуационных задач). Переломы костей, их виды. Первая доврачебная помощь открытых и закрытых переломах, повреждениях позвоночника, головы, груди и живота, верхних и нижних конечностей. Кровотечения, виды. Способы остановки кровотечений.
Первая помощь при травмах /Пр/
Итоговое занятие по разделу. Устный опрос, решение ситуационных задач, кейсов.
Травмы мягких тканей, ожоги, отморожения /Ср/
Самостоятельное изучение материалов по теме занятия.
Самостоятельная подготовка к занятию, изучение теоретических материалов, освоение навыков наложения повязок.
Вывихи и переломы костей. Кровотечения. /Ср/
Самостоятельная подготовка к занятию, изучение теоретических материалов. освоение навыков наложения шин, кровоостанавливающего жгута, способов остановки кровотечений.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Раздел 3. Неотложные состояния. Реанимация
Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие. /Лек/
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них (продолжение). /Лек/
Понятие «острый живот» тактика и первая помощь. Диагностика и приемы оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях, химических и термических ожогах, переохлаждении, отморожении, утоплении.
Терминальные состояния. Реанимация. /Лек/
Терминальные состояния (предагония, терминальная пауза, агония и клиническая смерть). Биологическая смерть причины и признаки.
Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ.
Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Основные приемы сердечно- легочной реанимации
Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие. /Пр/
Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие. Первая доврачебная помощь при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, обмороке.
Неотложные состояния и первая доврачебная помощь при них (продолжение). /Пр/
Первая доврачебная помощь при гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Терминальные состояния. Реанимация. /Пр/
Терминальные состояния (предагония, терминальная пауза, агония и клиническая смерть). Биологическая смерть причины и признаки.
Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ.
Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Основные приемы сердечно- легочной реанимации.
Сердечно-легочная реанимация /Пр/
Итоговое занятие по разделу. Решение ситуационных заданий, кейс-задач.
Понятие о неотложных состояниях. /Ср/
Самостоятельное изучение материала по теме. Подготовка к проведению мероприятий первой помощи.
Неотложные состояния. Приемы первой помощи. /Ср/
Самостоятельная подготовка к занятию, изучение теоретического материала. Подготовка к проведению приемов первой помощи при отравлениях.
Терминальные состояния. Сердечно-легочная реанимация. /Ср/
Самостоятельная подготовка к занятию, изучение теоретического материала, приемов сердечно-легочной реанимации.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль успеваемости проводится в виде собеседования на семинарах, решения кейсов, тестирования, докладов по теме и презентаций
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от
61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Собеседование мах 10 баллов × 3 = 30 баллов
Кейс мах 5 баллов × 5 = 25 баллов
Тест мах 6 баллов × 3 = 18 баллов
Доклад мах 5 баллов × 3 = 15 баллов
Презентация к докладу мах 4 балла × 3 = 12
Итого: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов
Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2017
https://www.iprbookshop.ru/65284
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. и практикум для вузов
https://urait.ru/bcode/533120
6.1.2. Дополнительная литература
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для студентов вузов по дисциплине "Основы мед. знаний и здорового образа жизни"
Орехова И. Л., Романова Е. А., Щелчкова Н. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. практ. пособие
Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/83862
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК : : : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения: : : : moodle.sibgufk.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория №303 УК №4 Количество компьютеров:для студентов - 3; для преподавателя- 1.Количество посадочных мест: для студентов -2 1 ; для преподавателя - 1. Учебная доска, 9 учебных столов, 18 стульев, 3 стола для компьютеров, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя Доска магнитная -1, компьютер в комплекте с монитором - 4 шт., видеотека, колонки -1 степ-платформа-2, Механический прибор для
измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая - 1, калипер механический - 2 шт.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405,407,502,602, учебный корпус №4 - ауд. 102,305,312, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229,422, дворец здоровья - ауд. 13.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ