МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА:
Плавание
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
канд.пед.наук, доц., Бакшеев М.Д.;канд.пед.наук, доц., Жукова Е.С.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Аикин В.А.
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. ______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. ______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. _______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Аикин В.А. _______
Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью изучения дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту, в частности, изучение технологии проведения занятий по плаванию и приобретение личного опыта использования средств плавания для упрочения и сохранения здоровья, поддержания высокой работоспособности
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-3: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
ОПК-3.1: знает историю и современное состояние базовых видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта), их место и значение в физической культуре, науке и образовании
ОПК-3.2: знает методы, средства и основы обучения базовым видам спорта и возможности их применения в сфере спортивной подготовки и сфере образования
ОПК-3.3: знает методику развития физических качеств средствами базовых видов спорта, а также контроль и оценку технической и физической подготовленности занимающихся
ОПК-3.4: знает правила судейства и организацию соревнований в базовых видов спорта
ОПК-3.5: умеет использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по базовым видам спорта в зависимости от поставленных задач
ОПК-3.6: умеет контролировать и оценивать качество выполнения упражнений занимающимися в базовых видах спорта и определять ошибки в технике
ОПК-3.7: умеет нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, контролировать динамику развития физической подготовленности обучающихся
ОПК-3.8: имеет опыт проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий с использованием средств базовых видов спорта
ОПК-3.9: имеет опыт участия в судействе физкультурно-спортивных мероприятий по базовым видам спорта
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Начальное обучение плаванию
Ознакомление с плавательной подготовленностью студентов. /Пр/
Правила поведения в бассейне (инструктаж, журнал по технике безопасности). Проверка плавательной подготовленности
Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. /Пр/
Классификация, методика применения упражнений по освоению с водой. Выполнение 2-3 упражнений из каждой группы. Игровые упражнения в воде.
Совершенствование скольжения. /Пр/
Скольжение в различных положениях. Изучение облегченных способов плавания. Упражнения у неподвижной опоры. Применение подвижной опоры (доска) в процессе обучения движениям ног.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Плавание кролем на груди и на спине по элементам. /Пр/
ОПК-3.1 ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-3.6
Попеременные движения ногами в положениях на груди и на спине. Одновременные гребки руками в положении на груди и на спине. Плавание на спине при помощи движений ногами с различными положениями рук. Плавание при помощи движений рук: по элементам, двумя руками, одновременно, с доской. Учебные прыжки в воду. Игры и развлечения в воде. (Активный метод – метод творческих заданий)
Теоретическое изучение основных положений дидактики, теории и методики физической культуры, особенностей начального обучения плаванию. Средства и методы обучения. /Ср/
Составление перечня подготовительных упражнений по освоению с водой /Ср/
Особенности применения подвижных игр в процессе освоения с водой /Ср/
Меры безопасности при проведении занятий по обучению плаванию в «глубокой» воде /Ср/
Раздел 2. Техника спортивных способов плавания, стартов, поворотов, методика обучения
Техника плавания способами кроль на груди, на спине, брасс, баттерфляй. /Лек/
Период основных и подготовительных движений. Координационная структура способов плавания:
- кроль на груди (2-х,4-х,6-ти ударная);
- кроль на спине (6-ти ударная);
- брасс;
- баттерфляй (2-х ударная).
Изучение движений руками в способе кроль на спине. /Пр/
Плавание при помощи движений рук с доской в ногах, выполнение гребков двумя руками. Выполнение упражнения кролем на спине «на сцепление». Изучение общего согласования движений. Плавание на спине в полной координации. Плавание в полной координации, с акцентом на длинный «шаг», активную работу ногами, рациональное согласование движений.
Изучение согласования движений руками и дыхания при плавании кролем на спине. /Пр/
Совершенствование техники плавания способом кроль на спине. Плавание при помощи движений ногами, руками, по элементам. Плавание при помощи движений ногами отрезков 15-100 м, руками 25-50 м. Текущий контроль. Плавание 50м с оценкой техники.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Изучение движений руками в способе кроль на груди. /Пр/
Совершенствование движений ногами в кроле на груди. Выполнение попеременных движений ногами с неподвижной опорой, с подвижной опорой, без опоры. Изучение согласования движений ногами и дыхания. Плавание при помощи движений ногами с различным положением рук. Вдох во время поворота головы в сторону.
Изучение согласования движений руками и дыхания в способе кроль на груди. /Пр/
Плавание при помощи движений руками по элементам в согласовании с дыханием. Изучение общего согласования
движений при плавании кролем на груди. Совершенствование техники плавания способом кроль на груди. Плавание с задержкой дыхания, с акцентом на сильную работу руками, ногами. Текущий контроль. Плавание 50м с оценкой техники.
(Активный метод – метод позиционного обучения /ролевая игра/)
Изучение техники движений ногами в брассе. /Пр/
Согласование движений ногами и дыхания. Имитационные упражнения на суше и в воде. Плавание при помощи движений ногами с различным положением рук (на груди, на спине). Изучение движений руками при плавании способом брасс. Согласование движений руками и дыхания. Плавание при помощи движений руками с доской, на задержке дыхания, в согласовании с дыханием.
Изучение общего согласования движений в способе брасс. /Пр/
ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-3.7
Плавание брассом при помощи движений ногами, руками, в согласовании с дыханием. Совершенствование техники плавания способом брасс. Плавание способом брасс в полной координации с различной скоростью, плавание по элементам. Текущий контроль. Плавание 50м с оценкой техники.
(Активный метод – метод позиционного обучения /ролевая игра/)
Изучение техники движений ногами в способе баттерфляй. /Пр/
ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-3.7
Плавание при помощи волнообразных движений ногами в различных положениях: на груди, на спине, на боку. Согласование движений ногами и дыхания. Изучение движений руками в способе баттерфляй. Согласование движений руками и дыхания. Плавание при помощи движений руками, по элементам, на задержке дыхания, в согласовании с дыханием.
Техника плавания способом кроль на груди, фазовая структура /Ср/
Техника плавания способом кроль на спине, фазовая структура /Ср/
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Техника плавания способом брасс, фазовая структура /Ср/
Техника плавания способом баттерфляй, фазовая структура /Ср/
Техника выполнения стартов, поворотов, фазовая структура /Ср/
Раздел 3. Методика обучения технике спортивных способов плавания, стартов, поворотов
Методика обучения технике кроля на груди /Пр/
Имитационные упражнения на суше. Упражнения для освоения техники движений ногами. Упражнения для освоения техники движений руками. Упражнения для освоения техники дыхания. Упражнения для освоения согласования движений.
Методика обучения технике спортивных способов плавания, стартов, поворотов. /Лек/
Дидактические принципы обучения плаванию. Основные группы средств обучения плаванию. Методы обучения плаванию. Типичные ошибки в технике плавания, упражнения для их исправления.
Методика обучения технике кроля на спине /Пр/
Имитационные упражнения на суше. Упражнения для освоения техники движений ногами. Упражнения для освоения техники движений руками. Упражнения для освоения техники дыхания. Упражнения для освоения согласования движений.
Методика обучения технике баттерфляя /Пр/
Имитационные упражнения на суше. Упражнения для освоения техники движений ногами. Упражнения для освоения техники движений руками. Упражнения для освоения техники дыхания. Упражнения для освоения согласования движений.
Методика обучения технике брасса /Пр/
Имитационные упражнения на суше. Упражнения для освоения техники движений ногами. Упражнения для освоения техники движений руками. Упражнения для освоения техники дыхания. Упражнения для освоения согласования движений.
Методика обучения технике стартов, поворотов /Пр/
Имитационные упражнения на суше. Упражнения для освоения техники старта из воды. Упражнения для освоения техники старта с тумбочки. Упражнения для освоения техники открытого поворота. Упражнения для освоения техники скоростного поворота.
Последовательность изучения способа кроль на груди /Ср/
Последовательность изучения способа кроль на спине /Ср/
Последовательность изучения способа брасс /Ср/
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Последовательность изучения способа баттерфляй /Ср/
Последовательность изучения стартов, поворотов /Ср/
Раздел 4. Проведение и судейство соревнований по плаванию
Проведение и судейство массовых соревнований по плаванию. /Пр/
Участие в учебных соревновательных заплывах на короткие дистанции (25-50 м) спортивными способами плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс). Правила проведения соревнований по плаванию, состав и обязанности судейской коллегии. Участие в качестве судей в процессе проведения учебных соревновательных заплывов и эстафет с элементами спортивных и прикладных способов плавания, игр и развлечений на воде. Участие в спортивно-массовых соревнованиях по плаванию. (Активный метод – метод позиционного обучения /ролевая игра/)
Организация и проведение соревнований по плаванию. Виды, классификация, программа соревнований /Ср/
Состав и обязанности судейских бригад по плаванию /Ср/
Представить и обосновать содержание мероприятий по предотвращению нарушений правил соревнований /Ср/
Особенности взаимодействия судей, обслуживающих соревнования по плаванию /Ср/
Основные разделы положения для проведения соревнований по плаванию /Ср/
Раздел 5. Прикладное плавание
Прикладное плавание. /Лек/
ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-3.8
Техника плавания прикладными способами: брасс на спине; на боку; способы ныряния; оказание помощи уставшему пловцу; транспортировка «утопающего»; плавание в усложненных условиях; транспортировка грузов.
Изучение техники прикладных способов плавания /Пр/
ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-3.8
Брасс на спине и на боку. Плавание способом брасс на спине по элементам, согласование движений ногами и руками с дыханием, общее согласование. Плавание способом на боку. Движения ногами в положении на боку, согласование движений ногами и руками с дыханием, общее согласование движений.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Изучение техники ныряния. /Пр/
ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-3.8
Способы погружения при нырянии в длину и глубину. Погружение после прыжка в воду вниз головой или вниз ногами. Погружение с поверхности воды. Изучение ныряния способом брасс и комбинированными способами. Опробование в воде различных способов плавания под водой: брассом; ноги кролем – руки брассом; ноги брассом-дельфином - руки брассом. Плавание под водой на дальность. Текущий контроль.
Оказание помощи уставшему и тонущемупловцу /Пр/
ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-3.6 ОПК-3.8
Изучение приемов оказания помощи уставшему пловцу и транспортировки тонущего. Транспортировка уставшего пловца и пострадавшего различными способами. Изучение приемов освобождения от захватов тонущего. Приемы имитируются на суше, затем воспроизводятся в воде. Текущий контроль.
Организация спасательной службы на воде. /Ср/
Техника и методика обучения плаванию на боку /Ср/
Техника и методика обучения способу брасс на спине /Ср/
Техника и методика обучения нырянию в длину и глубину /Ср/
Техника и методика обучения транспортировки «утопающего» /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Задания в рамках текущего контроля:
1. Выполнение контрольных нормативов
2. Устный опрос
3. Разработка конспекта УТЗ
4. Проведение фрагмента УТЗ (комплекса упражнений)
5. Реферат
Поощрительные баллы: от 1 до 2 баллов начисляются на каждом занятии при выполнении соответствующего освоенного упражнения. Всего 10 баллов.
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации студента по дисциплине "ТиМ ОБВС: плавание" является зачет.
Максимальное количество баллов по итогам дисциплины - 100 баллов.
Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Распределение баллов по видам работ
Текущий контроль
1. Выполнение контрольных нормативов: 5х8=40 баллов
- 50 м кроль на груди с оценкой техники
- 50 м кроль на спине с оценкой техники
- 50 м брасс с оценкой техники 3-5 баллов
- 25 м баттерфляй с оценкой техники
- 600 м вольным стилем без учета времени
- 50 м вольным стилем с учетом времени
- 50 м транспортировки «утопающего»
- ныряние в длину
2. Устный опрос 6х5=30 баллов
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
3. Разработка конспекта УТЗ 3-5 баллов
4. Проведение фрагмента УТЗ (комплекса упражнений) 3-5 баллов
5. Реферат 6-10 баллов
6. Поощрительные баллы 10 баллов
Итого 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Казызаева А. С., Галеева О. Б., Жукова Е. С., Бакшеев М. Д.
Теория и методика обучения базовым видам спорта: плавание: учеб. пособие для студентов вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Александров А. Ю., Фаворская Е. Л., Лаврентьева Д. А., Бакеев А. В.
Плавание: техника, методика обучения и тренировка. Курс лекций: учеб. пособие
https://lib.rucont.ru/efd/772847
авт.-сост. : Л. Е. Школьникова, А. И. Морозов ; Набережночелнинский гос. пед. ун-т
Организация занятий по плаванию в вузе: учеб. пособие
Набережные Челны: Изд-во НГПУ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/70481
Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
Ивченко И. Е., Кууз Р. В., Липовка А. Ю., Ивченко Е. А.
Рекреационные занятия плаванием с различным контингентом занимающихся: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
авт.-сост. : М. А. Ермакова, Е. Ю. Богданова ; Оренбургская гос. мед. акад.
Методика обучения плаванию: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Оренбург: Изд-во ОрГМА, 2014
https://www.iprbookshop.ru/51456
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Помещения для проведения консультаций:
Наименование помещений Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся и промежуточной аттестации:
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Крытый бассейн, СОК «Альбатрос» – спортивный зал для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Тренажёрный зал, СОК «Альбатрос» – спортивный зал для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ