2024-2025_49_03_01 ФК СМ очно 2024_plx_Теория и методика физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Теория и методика физической культуры
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.18
 
экзамены 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
21
самостоятельная работа
93
аудиторные занятия
102
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивный менеджмент
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
19
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
40
40
Практические
34
34
28
28
62
62
Итого ауд.
54
54
48
48
102
102
Кoнтактная рабoта
54
54
48
48
102
102
Сам. работа
54
54
39
39
93
93
Часы на контроль
21
21
21
21
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
PhD, проф., Филатова Нина петровна;канд.пед.наук, доц., Асеева Анна Юрьевна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Теория и методика физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 09.04.2024 г.  № 9

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Казызаева А.С.

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с проектированием, организацией и реализацией образовательного и тренировочного процессов в организациях различного типа для следующих объектов профессиональной деятельности − лиц, вовлеченных в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальных потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.2
Педагогическая практика
2.1.3
Анатомия и морфология человека
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
ОПК-1.11: умеет подбирать содержание занятий физической культурой и спортом с учетом возраста занимающихся
 
ОПК-1.5: знает положения теории и методики физической культуры и спорта, определяющие методику проведения занятий по физической культуре и спорту в сферах спортивной подготовки и образования
 
ОПК-1.8: знает документы планирования образовательного и тренировочного процесса
 
ОПК-14: Способен осуществлять методическое обеспечение и контроль тренировочного и образовательного процесса
 
ОПК-14.1: знает систему организации образовательного и тренировочного процесса в системе дополнительного образования детей по физической культуре и спорту
 
ОПК-14.4: знает основные способы оформления и представления методических материалов по обеспечению образовательного и тренировочного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в организациях различного типа
 
ОПК-14.5: знает показатели, характеризующие эффективность проведения занятия физической культурой и спортом, особенности оценивания результатов образовательного и тренировочного процесса, физкультурно-спортивной и спортивно-массовой работы в организациях различного типа
 
ОПК-14.6: умеет определять содержание методического обеспечения образовательного и тренировочного процесса, физкультурно-спортивной и спортивно-массовой работы в организациях различного типа
 
ОПК-14.7: умеет анализировать занятия физической культурой и спортом, физкультурно-спортивные мероприятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным задачам, интерпретировать полученные результаты 
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
ОПК-9.1: знает методы контроля и оценки разных сторон подготовленности занимающихся 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Введение в предмет
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
1.1
Введение в теорию физической культуры. Отправные определения понятий /Лек/
2
ОПК-1.5
3
Вводное представление о предмете теории и методики физической культуры и спорта, его значение в профессиональном образовании и деятельности. Определение понятия «физическая культура». Различия этого понятия в «бытовой» и профессиональной трактовке. Соотношение понятий «культура» (общества, личности) и «физическая культура»; общие и специфические признаки, характеризующие физическую культуру. «Физическая культура личности» и ее основные составляющие. Значимость теоретико-методических основ профессии.
0
 
1.2
Система физической культуры в обществе (вводные представления) /Пр/
2
ОПК-14.1
3
Понятие о системе ФК: физическая культура как система, ядро системы физической культуры, составные части системы физической культуры, модель системы ФК в России. Цель, задачи системы ФК. Общие принципы системы ФК. Физическая культура личности, ее структурные элементы
0
 
1.3
Система физической культуры в обществе (вводные представления) /Ср/
10
ОПК-14.1
3
Задание: Составить таблицы (см. ОМ).
0
 
 
Раздел 2. Системная характеристика физической культуры
0
 
2.1
Общие и специфические функции физической культуры  /Лек/
1
ОПК-1.5
3
Функции физической культуры как объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять потребности личности и общества в определенном отношении. Характеристика специфических функций физической культуры. 
0
 
2.2
Виды, разновидности и структура физической культуры в обществе /Лек/
1
ОПК-1.5
3
Определяющие черты физической культуры в системах образования-воспитания, производительного труда, здравоохранения, сферах повседневного быта, отдыха и развлечения. Актуальные проблемы обеспечения прогресса физической культуры на современном этапе развития российского общества.
0
 
2.3
Виды, разновидности и структура физической культуры в обществе /Ср/
6
ОПК-1.5
3
Задание: Составить таблицы (см. ОМ).
0
 
2.4
Общие и специфические функции физической культуры  /Пр/
2
ОПК-1.5
3
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по вопросам тем (см. ОМ).
0
 
2.5
Общие и специфические функции физической культуры  /Ср/
6
ОПК-1.5
3
Задание: Составить таблицу (см. ОМ).
0
 
 
Раздел 3. Общие основы теории и методики физического воспитания
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.1
Средства и методы, используемые для формирования физической культуры личности  /Лек/
4
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
1. Физическое упражнение как основное средство физической культуры. Классификация физических упражнений. Содержание и форма физического упражнения. Характеристика физического упражнения в качестве целостного двигательного действия, совершаемого по закономерностям физического воспитания. Форма физического упражнения как способ его выполнения, характеризующийся пространственной, временной и динамической упорядоченностью параметров. Классификация физических упражнений. Основные и вспомогательные средства физической культуры. Нагрузка при выполнении физических упражнений. Понятие о «нагрузке» как о количественной характеристике степени воздействия физического упражнения на выполняющего упражнение. Показатели нагрузки при выполнении физических упражнений, ее «внешняя» и «внутренняя» стороны, объем и интенсивность. 2. Методы, направленные на приобретение знаний. Методы речевого (словесного) воздействия. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Методы, используемые для развития физических качеств. Методы строго регламентированного упражнения. Систематизационная характеристика основных групп этих методов по признакам, существенным для оптимизации занятий физическими упражнениями. Особенности методов строго регламентированного упражнения при комплексном содержании занятий (методы упражнения в "круговой" тренировке и при "линейном" способе организации занятий). Игровой и соревновательный методы, их определяющие черты в физическом воспитании. Возможности, предоставляемые ими, и ограничения.
0
 
3.2
Методические принципы занятий физическими упражнениями  /Лек/
2
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Общие и специфические методические принципы занятий физическими упражнениями. 
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.3
Основы обучения двигательным действиям  /Лек/
2
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Отправные положения. Двигательные действия как предмет обучения. Обучение двигательным действиям как процесс целесообразного управления формированием двигательных умений и навыков, их отличительные черты. Особенности этапов обучения. Этап начального разучивания. Задачи, решаемые на этапе начального разучивания двигательного действия. Особенности средств и методов его начального разучивания. Пути управления формированием ориентировочной основы нового двигательного действия, выделения «опорных точек», актуализации мотивов и обеспечения адекватной установки на его разучивание. Правила устранения ошибок. Этап углубленного разучивания. Задачи, решаемые на этапе углубленного разучивания двигательного действия. Особенности контроля и самоконтроля на этапе углубленного разучивания. Пути и условия, позволяющие исключить автоматизацию двигательных ошибок на этом этапе. Этап закрепления и совершенствования. Задачи, решаемые на этапе закрепления.
0
 
3.4
Общая характеристика физических способностей /Лек/
1
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Понятия "физические качества", "физические способности". Различия содержания понятий. Виды физических способностей.
0
 
3.5
Собственно силовые способности задачи по их  воспитанию  /Лек/
2
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Основные факторы, лежащие в основе собственно силовых способностей; современные представления об их сущности. Критерии и способы оценки силовых способностей, используемые в практике физического воспитания, Общие задачи по воспитанию собственно силовых способностей; конкретизация задач применительно к периодам возрастного развития, этапам физического воспитания и другим условиям их реализации. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для воспитания собственно силовых способностей. Средства и основные черты методики. Отличительные признаки упражнений, используемых в качестве основных средств воспитания собственно-силовых способностей. Дополнительные средства воздействия на развитие силовых способностей (внешние отягощения различного рода, тренажерные устройства).
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.6
Скоростные способности, задачи и методика  их воспитания /Лек/
1
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Дифференцированный характер способностей, определяющих временные параметры двигательных реакций и скорость движений. Современные представления о факторах, лежащих в основе способности к экстренным двигательным реакциям и "двигательной быстроты" как способности, которая в единстве с другими двигательными способностями в решающей мере лимитирует скоростные характеристики движений. Особенности средств и методики воспитания способности к экстренным двигательным реакциям. Особенности средств и методики воспитания двигательной быстроты (как способности, лимитирующей скоростные характеристики движений). Особенности собственно скоростных упражнений, их формы, разновидности.
0
 
3.7
Выносливость, задачи и методика воспитания разных видов выносливости /Лек/
2
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Выносливость, как физическое качество задачи по воспитанию выносливости в процессе, физического воспитания.  Обобщающее представление о выносливости как о комплексе функциональных возможностей, определяющих способность противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности; основные факторы выносливости. Многообразие форм проявления выносливости; типы выносливости, проявляемой в двигательной деятельности; так называемая «общая» и «специальная» выносливость. Задачи, решаемые в основных аспектах воспитания выносливости; их особенности. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для направленного воздействия на развитие выносливости разного типа. Средства воспитания выносливости. Основы методики воспитания выносливости. Методические подходы, характеризующиеся преимущественно избирательным и целостным воздействием на факторы, определяющие выносливость.
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.8
Двигательно-координационные и непосредственно связанные с ними способности; задачи и методика их воспитания /Лек/
1
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Характеристика двигательно-координационных и непосредственно связанных с ними способностей как объектов направленного воздействия в процессе физического воспитания. Комплексный характер способностей, определяющих качество координации движений. Двигательно-координационные способности как основа ловкости (способности координировать движения при построении двигательных действий и способности перестраивать их в соответствии с требованиями меняющихся условий). Средства и методика воспитания координационных способностей. 
0
 
3.9
Направленное воздействие в процессе занятий физическими упражнениями на осанку, гибкость и некоторые компоненты телосложения /Лек/
1
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Воспитание осанки. Значение нормальной осанки; задачи по обеспечению ее формирования оптимизации в физическом воспитании. Внешние признаки и критерии нормальной осанки; факторы, определяющие ее. Причины ее нарушений, поддающиеся исправлению средствами физического воспитания. Задачи, решаемые в процессе физического воспитания по обеспечению формирования, предупреждению и исправлению нарушений осанки. Общие условия профилактики нарушения и оптимизации осанки в физическом воспитании. Гибкость как одно из жизненно важных физических качеств; задачи по ее оптимизации в физическом воспитании.
0
 
3.10
Средства и методы, используемые для формирования физической культуры личности  /Пр/
4
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Основные и вспомогательные средства физической культуры. Нагрузка при выполнении физических упражнений. Показатели нагрузки при выполнении физических упражнений, ее «внешняя» и «внутренняя» стороны, объем и интенсивность. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Методы, используемые для развития физических качеств. Методы строго регламентированного упражнения. Игровой и соревновательный методы, их определяющие черты в физическом воспитании. Возможности, предоставляемые ими, и ограничения.
0
 
3.11
Средства и методы, используемые для формирования физической культуры личности  /Ср/
4
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Задание: Составить таблицу (см. ОМ).
0
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.12
Методические принципы занятий физическими упражнениями /Пр/
2
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Система общих принципов, направляющих деятельность по формирования физической культуры личности. Наиболее общие принципы, направляющие физкультурное движение и функционирование системы физического воспитания в гуманном обществе. Необходимость руководствоваться в сфере физического воспитания общепедагогическими (в том числе общедидактическими) принципами. Основные правила, направления и пути реализации в физическом воспитании принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. Принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями: принцип непрерывности, принцип прогрессирования воздействий, принцип цикличности, принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.
0
 
3.13
Методические принципы занятий физическими упражнениями /Ср/
4
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Задание: Составить таблицу (см. ОМ).
0
 
3.14
Основы обучения двигательным действиям  /Пр/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Этап начального разучивания. Этап углубленного разучивания. Этап закрепления и совершенствования.
0
 
3.15
Основы обучения двигательным действиям  /Ср/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
3.16
Общая характеристика физических способностей /Пр/
4
ОПК-1.5 ОПК-14.1
3
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
3.17
Собственно силовые способности задачи по их  воспитанию /Пр/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Средства и основные черты методики. Отличительные признаки упражнений, используемых в качестве основных средств воспитания собственно-силовых способностей. Дополнительные средства воздействия на развитие силовых способностей (внешние отягощения различного рода, тренажерные устройства).
0
 
3.18
Собственно силовые способности задачи по их  воспитанию  /Ср/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
3.19
Скоростные способности, задачи и методика  их воспитания /Пр/
2
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Особенности средств и методики воспитания способности к экстренным двигательным реакциям. Особенности средств и методики воспитания двигательной быстроты (как способности, лимитирующей скоростные характеристики движений). Особенности собственно скоростных упражнений, их формы, разновидности.
0
 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.20
Скоростные способности, задачи и методика  их воспитания /Ср/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
3.21
Выносливость, задачи и методика воспитания разных видов выносливости /Пр/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Средства воспитания выносливости. Основы методики воспитания выносливости. Методические подходы, характеризующиеся преимущественно избирательным и целостным воздействием на факторы, определяющие выносливость.
0
 
3.22
Выносливость, задачи и методика воспитания разных видов выносливости /Ср/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
3.23
Двигательно-координационные и непосредственно связанные с ними способности; задачи и методика их воспитания /Пр/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Средства и методика воспитания координационных способностей. 
0
 
3.24
Двигательно-координационные и непосредственно связанные с ними способности; задачи и методика их воспитания /Ср/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
3.25
Направленное воздействие в процессе занятий физическими упражнениями на осанку, гибкость и некоторые компоненты телосложения /Пр/
2
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Гибкость как одно из жизненно важных физических качеств; задачи по ее оптимизации в физическом воспитании.
0
 
3.26
Направленное воздействие в процессе занятий физическими упражнениями на осанку, гибкость и некоторые компоненты телосложения /Ср/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.5
3
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
 
Раздел 4. Возрастные и некоторые избирательно профилированные аспекты теории и методики физической культуры
0
 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
4.1
Формы построения занятий физическими упражнениями /Лек/
2
ОПК-1.5 ОПК-14.1
4
Соотношение формы и содержания  занятия. Понятие о форме и содержании занятия как целостного звена физического воспитания. Многообразие форм построения занятий  физическими упражнениями; их типология. Общие черты структуры различных форм занятий. Закономерности динамики оперативной работоспособности как одна из основ структуры занятия. Физиологические и психологические аспекты динамики работоспособности, существенные для управления ею в рамках отдельного занятия как целостного звена процесса занятий физическими упражнениями. Педагогический аспект построения отдельного занятия. Основные характеристики структуры занятия.  Особенности форм занятий урочного и неурочного типа. Определяющие черты урока в физическом воспитании; педагогические возможности, представляемые урочными формами занятий.
0
 
4.2
Планирование и контроль в физической культуре /Лек/
2
ОПК-9.1 ОПК-1.8 ОПК-14.4
4
Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания и управления его эффектами. Взаимообусловленность планирования и контроля, их единство. Планирование как предвидение реального хода процесса физического воспитания. Основные аспекты планирования: планирование результирующих показателей, материала занятий и параметров, связанных с ними нагрузок, методических подходов и общего порядка построения процесса физического воспитания. Проблема оптимального планирования (прогнозирования, программирования, моделирования) физического воспитания; современные и перспективные подходы в ее решении. Основные операции планирования; их последовательность, условия осуществления и особенности в различных условиях. Текстовые, графические, математические и другие формы планирования.
0
 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
4.3
Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста /Лек/
2
ОПК-1.5 ОПК-14.4
4
Первостепенная роль физической культуры в жизни,  развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Особенности задач, решаемых на начальных этапах физического воспитания, их обусловленность закономерностями возрастного развития детей в дошкольные периоды жизни. Содержание и формы  физического воспитания в яслях и детских садах. Характеристика направленности, типичного состава средств и определяющих черт методики физического воспитания в общей системе воспитания, осуществляемого в яслях и детских садах.
0
 
4.4
Физическая культура в системе воспитания детей и молодежи школьного возраста /Лек/
6
ОПК-1.5 ОПК-14.4
4
Основы системы физического воспитания детей и молодежи школьного возраста. Социально-педагогическое и оздоровительное значение   физического  воспитания детей и молодежи школьного возраста, задачи, нормативные критерии. Роль государственного стандарта по физической культуре в регламентации процесса физического воспитания учащихся. Программное содержание, тенденции его совершенствования и определяющие черты методики физического воспитания детей и молодежи школьного возрасти.   Урок физической культуры – основная форма физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Требования к урокам физической культуры.  Типы школьных уроков и особенности их структуры и содержания. Методика школьного урока физической культуры для учащихся младших, средних и старших классов. Особенности развития физических способностей. Основные требования к развитию физических способностей в младших, средних и старших классах. Правила и условия оптимального построения системы уроков физической культуры  в рамках учебного года и его четвертей. Система планирования физического воспитания в школе. Порядок определения учебно-воспитательных задач (образовательных, воспитательных, физического развития) для учащихся разных параллелей.
0
 
4.5
Физическая культура в системе высшего образования и в быту студенческой молодежи. /Лек/
2
ОПК-1.5 ОПК-14.4
4
Физическая культура в системе высшего образования.  Физическая культура в быту.  Физическая культура студенческой молодежи.
0
 
4.6
Адаптивная физическая культура /Лек/
2
ОПК-1.5
4
Адаптивная физическая культура: понятия и содержание. Направления адаптивной физической культуры.
0
 
стр. 14
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
4.7
Физическая культура в системе рациональной организации труда и в быту основных контингентов трудящихся /Лек/
2
ОПК-1.5
4
Физическая культура в системе рациональной организации труда (производственная физическая культура). Физическая культура как непосредственный фактор повышения производительности труда. Научные основы внедрения физической культуры в организацию труда. Методические принципы вводной гимнастики, физкультурных пауз и других форм физической культуры в режиме рабочего дня. Особенности использования факторов производственной физической культуры, обусловленные спецификой труда и его условий. Рекреативно-оздоровительные формы использования факторов физической культуры (направленность,  отличительные особенности применения). Система научной организации труда как один из каналов внедрения физической культуры в повседневную жизнь трудящихся.  
0
 
4.8
Особенности направленного использования факторов физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста /Лек/
2
ОПК-1.5
4
Социальные факторы, определяющие значение физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста. Проблема противодействия возрастной инволюции с использованием факторов физической культуры; научные данные о возможностях влияния на инволюционные процессы путем направленного применения ее факторов. Задачи физкультурной деятельности людей пожилого и старшего возраста. Характеристика физических упражнений, адекватных возможностям стареющего организма, принципы их выбора и нормирования  нагрузок. Методические основы построения системы занятий. Критерии их эффективности и контроль.
0
 
4.9
Формы построения занятий физическими упражнениями /Пр/
2
ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.4 ОПК-14.6
4
Особенности форм занятий урочного и неурочного типа. Определяющие черты урока в физическом воспитании; педагогические возможности, представляемые урочными формами занятий.
0
 
4.10
Формы построения занятий физическими упражнениями /Ср/
6
ОПК-1.5 ОПК-1.11 ОПК-14.1 ОПК-14.4 ОПК-14.6
4
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
4.11
Планирование и контроль в физической культуре /Пр/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.8 ОПК-1.11 ОПК-14.4 ОПК-14.5 ОПК-14.6 ОПК-14.7
4
Основные операции планирования; их последовательность, условия осуществления и особенности в различных условиях. Текстовые, графические, математические и другие формы планирования. 
0
 
стр. 15
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
4.12
Планирование и контроль в физической культуре /Ср/
12
ОПК-9.1 ОПК-1.8 ОПК-1.11 ОПК-14.4 ОПК-14.5 ОПК-14.6 ОПК-14.7
4
Задание: 1.Составить таблицы (см. ОМ). 2.Составить документы планирования (см. ОМ).
0
 
4.13
Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста /Пр/
4
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.8 ОПК-14.4
4
Содержание и формы  физического воспитания в яслях и детских садах. Характеристика направленности, типичного состава средств и определяющих черт методики физического воспитания в общей системе воспитания, осуществляемого в яслях и детских садах.
0
 
4.14
Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста /Ср/
6
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.8 ОПК-14.4
4
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
4.15
Физическая культура в системе воспитания детей и молодежи школьного возраста /Пр/
6
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.8 ОПК-14.4 ОПК-14.5 ОПК-14.6 ОПК-14.7
4
Методика школьного урока физической культуры для учащихся младших, средних и старших классов. Особенности развития физических способностей. Основные требования к развитию физических способностей в младших, средних и старших классах.
0
 
4.16
Физическая культура в системе воспитания детей и молодежи школьного возраста /Ср/
12
ОПК-9.1 ОПК-1.5 ОПК-1.8 ОПК-14.4 ОПК-14.5 ОПК-14.6 ОПК-14.7
4
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
4.17
Физическая культура в системе высшего образования и в быту студенческой молодежи /Пр/
2
ОПК-9.1 ОПК-1.5
4
Физическая культура в системе высшего образования. Формы и структура занятий ФКиС в вузах с учетом их направленности.
0
 
4.18
Адаптивная физическая культура /Пр/
2
ОПК-1.5
4
Формы и структура занятий адаптивной физической культурой.
0
 
4.19
Физическая культура в системе рациональной организации труда и в быту основных контингентов трудящихся /Пр/
4
ОПК-1.5
4
Рекреативно-оздоровительные формы использования факторов физической культуры (направленность,  отличительные особенности применения). Система научной организации труда как один из каналов внедрения физической культуры в повседневную жизнь трудящихся.  
0
 
4.20
Особенности направленного использования факторов физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста /Пр/
4
ОПК-1.5 ОПК-1.11
4
Характеристика физических упражнений, адекватных возможностям стареющего организма, принципы их выбора и нормирования  нагрузок. Методические основы построения системы занятий. Критерии их эффективности и контроль.
0
 
4.21
Физическая культура в системе рациональной организации труда и в быту основных контингентов трудящихся /Ср/
3
ОПК-1.5 ОПК-1.11
4
Задание: Подготовиться к семинарскому занятию (см. ОМ).
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
стр. 16
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
5.1. Текущий контроль
Для допуска к экзамену  обучающийся должен набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю.

Виды работ:

Устный опрос

Тестирование (тесты для самоконтроля, итоговый тест)

Контрольная работа

 
5.2. Промежуточная аттестация
Собеседование по 2 вопросам (промежуточный контроль)

1 вопрос - 10-20 баллов

2 вопрос  - 10-20 баллов

Оценка

неудовлетворительно - 60 и ниже

удовлетворительно - 61-72

хорошо - 73-86

отлично - 87-100

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Теория и методика физической культуры как наука и учебная дисциплина.

2. Сравнительная характеристика понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «физическое совершенство», их связь и специфические стороны.

3. Методы научного исследования в области физической культуры.

4. Структура физической культуры как вида культуры.

5. Общие и специфические функции физической культуры.

6. Цель, задачи и общие принципы системы физкультурного воспитания.

7. Понятие о средствах формирования физической культуры личности, их классификационная характеристика.

8. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.

9. Техника физических упражнений (понятие, основа, ведущее звено, детали техники).

10. Пространственные и пространственно-временные характеристики техники движений, их педагогическое значение.

11. Временные и динамические характеристики техники движений, их педагогическое значение.

12. Ритм как комплексная характеристика техники движений, его педагогическое значение.

13. Неспецифические средства физической культуры, их характеристика.

14. Классификация методов, используемых для формирования физической культуры личности. Требования к выбору методов.

15. Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

16. Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

17. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

18. Метод повторного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

19. Метод интервального упражнения  (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

20. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

21. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования.

22. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.

23. Характеристика словесных методов, особенности их использования при занятиях физическими упражнениями.

24. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями.

25. Принцип сознательности и активности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).

26. Принцип наглядности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).

27. Принцип доступности и индивидуализации (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).

28. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).

29. Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).

30. Принцип циклического построения системы занятий (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).

31. Принцип прогрессирования воздействий (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).

32. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия (общая характеристика, пути реализации в 

 
стр. 17
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
процессе занятий физическими упражнениями).

33. Общая характеристика процесса обучения двигательным действиям.

34. Понятие о двигательных умениях и навыках, их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков.

35. Перенос двигательных навыков (понятие, виды переноса).

36. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов.

37. Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения. Способы предупреждения и устранения ошибок.

38. Общая характеристика физических способностей (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация,

39. Основные закономерности развития физических способностей: этапность, неравномерность, гетерохронность.

40. Силовые способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).

41. Скоростные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).

42. Скоростно-силовые способности (факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).

43. Выносливость (понятие; виды; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития общей выносливости).

44. Специальная выносливость (определение, факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).

45. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).

46. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей (факторы, определяющие уровень развития и проявления;  методика развития).

47. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).

48. Перенос физических способностей (качеств): понятие о переносе, его виды и значение.

49. Задачи, содержание и пути интеллектуального, нравственного, эстетического и других видов воспитания занимающихся физическими упражнениями.

50. Формы построения занятий физическими упражнениями, их классификация и особенности.

51. Занятия урочного типа, их виды и разновидности.

52. Содержание и структура занятий урочного типа.

53. Содержание подготовки педагога к уроку. Форма конспекта урока и требования к его разработке.

54. Современные требования к уроку физической культуры.

55. Методы организации и управления деятельностью занимающихся на уроке.

56. Планирование работы по физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание, технология и документы).

57. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями (назначение, методические требования, виды, содержание и технология, документы).

58. Общая характеристика занятий неурочного типа.

59. Социально-педагогическое значение физической культуры дошкольников. Возрастная классификация детей дошкольного возраста. Содержание «Паспорта здоровья дошкольника» (соматическое, физическое, психическое здоровье).

60. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми до 3-х лет.

61. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми младшего дошкольного возраста.

62. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми среднего дошкольного возраста.

63. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста.

64. Современные программы физической культуры дошкольников.

65. Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.

66. Цель, задачи, направленность и формы физической культуры детей  школьного возраста.

67. Характеристика программ физической культуры учащихся общеобразовательной школы: назначение, структура, основное содержание. Содержание учебного предмета «Физическая культура в школе».

68. Особенности содержания и методики проведения учебных (классно-урочных) занятий с детьми школьного возраста.

69. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста.

70. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми среднего школьного возраста.

71. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми старшего школьного возраста.

72. Особенности содержания и методики проведения учебных (классно-урочных) занятий физической культурой в специальных медицинских группах в общеобразовательной школе.

73. Назначение, виды и особенности занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.

74. Назначение, виды и особенности внеклассных занятий по физической культуре с учащимися школьного возраста.

75. Назначение, виды и особенности внешкольных занятий с детьми; связь ее со школьной работой по физической культуре.

 
стр. 18
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
76. Характеристика годового плана учебной работы по физической культуре в школе.

77. Планирование учебно-воспитательного процесса по  физической культуре на четверть в школе (назначение, формы, требования, технология составления).

78. Проверка и оценка успеваемости школьников на уроках физической культуры.

79. Педагогический контроль над проведением уроков  физической культуры в школе (назначение, виды, содержание и технология проведения).

80. Физическая культура студенческой молодежи (значение, цель, задачи, основные формы организации занятий и их методическая направленность).

81. Программное обеспечение и содержание учебного предмета «Физическая культура» в средних специальных учебных заведения профессионального образования. Разделы, нормы, требования программы.

82. Особенности академических занятий со студентами ССУЗов в основном (подготовительном), специальном отделении.

83. Программное обеспечение и содержание учебного предмета «Физическая культура» в вузах. Разделы, нормы, требования программы.

84. Особенности академических занятий со студентами в основном (подготовительном) отделении.

85. Особенности академических занятий со студентами в специальном отделении.

86. Особенности занятий со студентами в отделении спортивного совершенствования. Спортивный клуб вуза (назначение, задачи и формы работы).

87. Физическая культура студентов в каникулярное время и в быту (значение, основные формы и методические особенности).

88. Профессионально-прикладная физическая культура на производственном предприятии (значение, задачи, средства, формы, методические особенности).

89. Профессионально-прикладная физическая культура в вооруженных силах (значение, задачи, средства, формы, методические особенности).

90. Физическая культура людей первого и второго периода зрелого возраста в условиях повседневного быта и отдыха (значение, основные формы и методические особенности).

91. Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста (задачи, средства, формы организации и особенности методики занятий).

92. Современные физкультурно-оздоровительные методики и системы и пути их внедрения в быт взрослого населения.

93. Адаптивная физическая культура (значение, цель, задачи, особенности программного обеспечения, основные формы организации занятий и их методическая направленность).

94. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, паралимпийский спорт, движение Special Olympic (цели, задачи, формы организации занятий).

95. Физическая рекреация (значение для занимающихся, цели, задачи, формы занятий и их методическая направленность)

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

Виды работ

Устный опрос - 2*(7-10)= 14-20 баллов

Тестирование (тест для самоконтроля, итоговый тест) 2* (4-10)= 8-20 баллов

Контрольная работа 2* (5-10)= 10-20 баллов

Итого: 40-60

Промежуточная аттестация (экзамен) собеседование по

Собеседование по 2 вопросам (промежуточный контроль)

1 вопрос - 10-20 баллов

2 вопрос  - 10-20 баллов

Всего 100

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
под ред. Ю. Ф. Курамшина
Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 - "Физ. культура и спорт"
Москва: Сов. спорт, 2010
16
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 19
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Сафошин А. В., Иванков Ч. Т., Габбазова А. Я., Мухаметова Ч. С.
Теория, методика и практика физического воспитания: учеб. пособие для студентов высш. образоват. учреждений физ. культуры и спорта
Москва: Изд-во МПГУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/94698
 
Л2.2
Карась Т. Ю.
Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.-практ. пособие для вузов
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/85832
 
Л2.3
Быченков С. В., Курбатов А. В., Сафонов А. А.
Теория и организация физической культуры в вузах: учеб.-метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/70999
 
Л2.4
Сираковская Я. В., Киселев Ф. А.
Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Малаховка: [б. и.], 2017
0
 
Л2.5
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.
Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки "Пед. образование"
Москва: Академия, 2016
0
 
Л2.6
Кузнецов В. С., Холодов Ж. К.
Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подготовки "Пед. образование" профиль "Физ. культура"
Москва: Академия, 2014
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
система тестирования;
6.3.1.3
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 - ауд. 405, 407, 502, 602; корп. 4 - 102, 312; корп.5 - 222, 229, 422. 
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики