МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
История физической культуры
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
кандидат исторических наук, доцент, М.Д. Лагутина
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
История физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 09.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой А.С. Казызаева
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой А.С. Казызаева ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой А.С. Казызаева ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой А.С. Казызаева _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой А.С. Казызаева _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
История физической культуры имеет большое образовательное и воспитательное значение. Приобщает будущих специалистов к ценностям физической, духовной и нравственной культуры, обогащает знаниями фактов прошлого, помогает адекватно оценивать сегодняшнее состояние общества и место физической культуры в нем, воспитывает чувства патриотизма, национальной гордости, стремление к честной бескомпромиссной борьбе. Изучение предмета помогает осознать место и роль нашей страны во всемирно историческом процессе развития физической культуры и спорта, понимать историческую обусловленность процессов и явлений физической культуры в современном мире.
Перед дисциплиной «История физической культуры» стоят следующие задачи:
- показать этапы становления и развития физической культуры и спорта в различные исторические периоды;
- раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества;
- способствовать формированию научного мировоззрения, исследовательских навыков;
- прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физкультурного движения;
- способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора, обогащению знаний в области физической культуры и спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
Социология физической культуры
Олимпийское движение и профессиональный спорт
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.12: имеет опыт анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов
УК-5.13: имеет опыт проведения теоретических занятий и бесед со спортсменами о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх
УК-5.3: знает закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем, основные этапы и важнейшие события истории России, роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе
УК-5.4: знает периодизацию истории физической культуры, социальную сущность, структуру и функции физической культуры
УК-5.8: умеет анализировать социальные истоки и мотивацию к занятиям физическими упражнениями и спортом различных социальных слоев и групп, закономерности выбора вида спорта и двигательной активности
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Всеобщая история физической культуры и спорта
Введение в курс истории физической культуры и спорта. Происхождение физической культуры. Развитие физической культуры и спорта в Древнем мире. /Лек/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры и спорта в Новое время. /Лек/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах в первой половине XX века. /Лек/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах после II мировой войны. /Лек/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Основные тенденции развития физкультурно-спортивного движения в современном мире. /Лек/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры в первобытном обществе, странах Древнего Востока и древних цивилизациях Америки. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Введение в курс истории физической культуры и спорта. Теории происхождения физической культуры. Развитие физической культуры в первобытном обществе. Развитие физической культуры в странах Древнего Востока. Особенности развития физической культуры в древних цивилизациях Америки (майя, инки, ацтеки).
Развитие физической культуры в Древнем мире (античность). /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры в Древнем мире. Античная гимнастика. Олимпийские игры Древней Греции. Развитие физической культуры в Древнем Риме.
Развитие физической культуры в средние века. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры в средние века. Рыцарская система воспитания. Физическая культура крестьян и горожан средневековой Европы. Самурайская система воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах гуманистов эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иероним Меркуриалис). Ян Амос Коменский о физическом воспитании детей школьного возраста.
Развитие физической культуры в зарубежных странах в Новое время. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры в зарубежных странах в Новое время. Развитие идейно-теоретических основ физического воспитания в странах Западной Европы в начале Нового времени (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци). Формирование систем физического воспитания (немецкая, французская, шведская, английская, чешская).
Развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах во второй половине XIX – нач.XX вв. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах во второй половине XIX – нач.XX вв. Модернизация национальных систем физического воспитания (Демени, Эбер). Возникновение и развитие рабочего, предпринимательского, церковного, скаутского и рекреационного спорта в Европе во второй период Нового времени. Создание спортивных клубов, национальных и международных спортивных объединений.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения. Исторические предпосылки создания МСиОД. Жизнь и деятельность П. де Кубертена. Создание МОК. Особенности олимпийского движения от Афин до Стокгольма.
Физическая культура и спорт в зарубежных странах в период между первой и второй мировыми войнами. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Физическая культура и спорт в зарубежных странах в период между первой и второй мировыми войнами. Международная обстановка и особенности развития физической культуры и спорта. Милитаризация и фашизация физической культуры и спорта. Международное рабочее спортивное движение. Развитие международного олимпийского движения (1920 – 1945). Возникновение олимпийских зимних игр.
Физическая культура и спорт в зарубежных странах после второй мировой войны. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Физическая культура и спорт в зарубежных странах после второй мировой войны. Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта. Физическое воспитание в учебных заведениях. Организационные основы и особенности развития спортивного движения в США, Германии, Японии и других капиталистических странах после второй мировой войны. Особенности развития физической культуры и спорта в развивающихся странах после второй мировой войны. Комплексные игры: структура и гуманистическое содержание.
Основные тенденции развития физкультурно-спортивного движения в современном мире. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
Основные тенденции развития физкультурно-спортивного движения в современном мире. Организационные основы и социальная сущность рекреационной физической культуры в современном мире (движения «Спорт для всех», «Бег ради жизни», «Новая аэробика, шейпинг и др.). Профессиональный и любительский спорт: история, социальная сущность и проблемы современного развития. Коммерциализация физической культуры и спорта в современном мире: проблемы и противоречия. Научно-техническая революция (НТР) и её влияние на развитие физической культуры и спорта. Спорт и политика: историческая связь и взаимозависимость. История и проблемы современного развития инвалидного спорта. Параолимпийские игры и их гуманистическое значение. Гуманистические функции современного спорта. Движение «Фэйр Плэй» и его значение. ФКиС в период пандемии.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Развитие международного спортивного и олимпийского движения во второй половине XX- нач. XXI веков. МОК и его президенты. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
Развитие международного спортивного и олимпийского движения во второй половине XX- нач. XXI веков. МОК и его президенты. Кризис международного олимпийского движения в период «холодной войны» (на примере Игр в Москве в 1980 г. и Лос-Анджелесе в 1984 г.). Основные проблемы МСиОД (допинг, судейство, профессионализация, коммерциализация, программа Игр, выбор стран и городов, коррупция и пр.) .
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к семинарским занятиям. /Ср/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Выступление на семинарском занятии
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
Подготовка к выступлению на круглом столе /Ср/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
Выступление на семинарском занятии.
Выполнение реферата «История вида спорта (согласно специализации студента)» или реферата по предложенным преподавателям темам /Ср/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Проверка реферата или выступление на семинаре или конференции.
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к экзамену /Ср/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Раздел 2. История физической культуры и спорта России
Развитие физической культуры и спорта в России с древнейших времён до второй половины XIX века. /Лек/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры и спорта в России со второй половины XIX века - до начала XX в. /Лек/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры и спорта в СССР. /Лек/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры и спорта в России (1991-2022). /Лек/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Физическая культура и спорт у народов России с древнейших времён до второй половины XIX века. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Физическая культура и спорт у народов России с древнейших времён до второй половины XIX века. Особенности развития физической культуры древних славян. Физическое воспитание в Киевской Руси. «Поучения чадам своим» Владимира Мономаха. Физическая культура в русском централизованном государстве (XIY – XYIII вв.). Физические упражнения и игры народов Российской империи и их социально-культурное значение. Развитие физической культуры в эпоху Петра Великого. Формирование и развитие основ русской национальной системы военно-физической подготовки войск (Петр I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов). Физическое воспитание в педагогических сочинениях М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена.
Физическая культура и спорт в России со второй половины XIX до 1917 г. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Физическая культура и спорт в России со второй половины XIX до 1917 г. Русские революционеры-демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский о физическом воспитании. Физическое воспитание в гражданских и военных учебных заведениях Российской империи. Физическое воспитание в педагогических сочинениях Е.М. Дементьева и Е.А. Покровского.Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта. Система физического образования П.Ф. Лесгафта: история создания, содержание и значение.
Деятельность В.С. Пирусского по развитию физической культуры в Сибири.
Развитие международного спортивного и олимпийского движения в Российской империи. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие спорта в России. Вступление России в международное спортивное и олимпийское движение. Создание Российского Олимпийского комитета (РОК). Выступление российских спортсменов на олимпийских играх (1908, 1912 гг). Проведение Всероссийских Олимпиад (1913, 1914 гг.). Пионеры российского спорта (А.Д. Бутовский, В.И. Срезневский, В.Н. Воейков и др.). Российский скаутинг: история и содержание.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Развитие физической культуры и спорта в СССР (1917-1945). /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Развитие физической культуры и спорта в СССР (1917-1945). Физическая культура и спорт в СССР в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Деятельность Всевобуча, Наркомпроса, Наркомздрава по развитию физической культуры. Н.И. Подвойский о физической культуре и порте.
Формирование и развитие государственных основ управления физкультурно-спортивным движением до Великой Отечественной войны (Всевобуч, Высший СФК, Всесоюзный комитет ФК). Всесоюзная Спартакиада 1928 года и её международное значение. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года и его значение. Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) и их значение в формировании советской системы физического воспитания и становлении советского спорта. Физическая культура и спорт в СССР накануне и в годы Великой отечественной войны. Постановления правительства по вопросам физической культуры. Советские спортсмены на фронте и в тылу.
Развитие физической культуры и спорта в СССР (1945 – 1991). /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
Развитие физической культуры и спорта в СССР (1945 – 1991). Спортивно-массовая и физкультурная работа в СССР в период 1946 –1958 гг. Учреждение Союза спортивных обществ и организаций СССР и критическая оценка его деятельности в период 1959 – 1968 гг. Спартакиады народов СССР. Развитие науки о физическом воспитании и спорте.
Выход советских спортсменов на международную спортивную и олимпийскую арены. /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
Выход советских спортсменов на международную спортивную и олимпийскую арены. Создание НОК СССР. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Советские спортсмены на Олимпийских зимних играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Выступление сибиряков на международных спортивных аренах и Олимпийских играх.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Развитие физической культуры и спорта в России (1991 – 2022). /Пр/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
Развитие физической культуры и спорта в России (1991 – 2022). Создание органов государственного и общественного управления физкультурным движением в Российской Федерации. Создание ОКР. Политические и социально-экономические реформы 1991 – 2012 гг. и их влияние на развитие физической культуры и спорта в России. Общая характеристика Игр XXYII Олимпиады в Сиднее, XXYIII в Афинах, XXIX в Пекине, XXX в Лондоне, XXXI в Рио-де-Жанейро, XXXII в Токио. Участие в них спортсменов России. XIX, XX, XXI, XXII, XXIII и XXIV Олимпийские зимние игры в Солт-Лейк-Сити, Турине, Ванкувере, Сочи, Пхёнчхане, Пекине: общая характеристика. Результаты выступления российских спортсменов. Организация и проведение XXII Олимпийских зимних игр в Сочи.
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к семинарским занятиям. /Ср/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Выступление на семинарском занятии
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
Подготовка к выступлению на круглом столе /Ср/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12 УК-5.13
Выступление на семинарском занятии.
Выполнение реферата «История вида спорта (согласно специализации студента)» или реферата по предложенным преподавателям темам /Ср/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
Проверка реферата или выступление на семинаре или конференции.
Работа с учебной литературой и лекционным материалом для подготовки к экзамену /Ср/
УК-5.3 УК-5.4 УК-5.8 УК-5.12
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля обучающийся очной формы должен выполнить контрольную работу (КР). КР является итоговой работой по окончанию изучения курса. Выполнение КР необходимо для допуска к итоговой аттестации. КР затрагивает основные темы дисциплины и направлена на закрепление теоретического материала и проверку знаний об изученных вопросах. В КР представлено восемь обязательных заданий. Написать эссе, выполнить реферат и выступить с ним на семинаре. Принять участие в работе круглого стола. Выполнить тесты для самоконтроля.
5.2. Промежуточная аттестация
Вопросы для собеседования на экзамене:
Общетеоретические вопросы истории физической культуры и спорта
1. Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта.
2. Теории происхождения и первоначального развития физической культуры.
3. Социально-экономические и военные функции физической культуры и спорта: история и современность.
4. Спорт и политика: историческая связь и взаимозависимость.
5. Спорт как фактор мира и дружбы между народами: исторический экскурс и современность.
6. Научно-техническая революция (НТР) и её влияние на развитие физической культуры и спорта.
7. Профессиональный спорт: история, социальная сущность и проблемы современного развития.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
8. Коммерциализация физической культуры и спорта в современном мире: проблемы и противоречия.
9. Организационные основы и социальная сущность рекреационной физической культуры в современном обществе (Движения «Спорт для всех», «Бег ради жизни», «Новая аэробика» и др.).
10. Проблемы развития женского спорта в современном мире: положительные и отрицательные тенденции.
11. Физическая культура, спорт и религия: история и современные взаимоотношения.
12. История и проблемы современного развития инвалидного спорта. Параолимпийские игры и их гуманистическое значение.
13. Взаимосвязь физической культуры, спорта и искусства.
14. Гуманистические функции современного спорта. Движение «ФэйрПлэй» и его значение.
Всеобщая история физической культуры и спорта
Древний мир
15. Особенности развития физической культуры и спорта в первобытном обществе. Зарождение элементов спорта.
16. Физические упражнения и игры в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет, Месопотамия и др.).
17. Системы физического воспитания в Древней Греции: Спартанская и Афинская. Древнегреческая гимнастика.
18. Олимпийские игры Древней Греции: происхождение, содержание, причины упадка и гибели.
19. Физическое воспитание и система военно-физической подготовки легионеров в Древнем Риме.
20. Причины возникновения и развития, содержание и общественное значение зрелищного спорта в Римской империи.
21. Особенности развития физической культуры в древних цивилизациях Америки (майя, ацтеки, инки).
Средние века
22. Военно-физическое воспитание феодалов Западной Европы в средние века.
23. Физические упражнения и игры крестьян и горожан средневековой Европы.
24. Вопросы физического воспитания в трудах гуманистов эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иероним Меркуриалис).
25. Ранние социалисты-утописты Томас Мор и Томазо Кампанелла о физическом воспитании.
26. Ян Амос Коменский о физическом воспитании детей школьного возраста.
Новое время
27. Развитие идейно-теоретических основ физического воспитания в странах Западной Европы в начале Нового времени (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци).
28. Возникновение и развитие национальных систем физического воспитания в западноевропейских странах в первый период Нового времени.
29. Немецкая гимнастика (Г.А. Фит, И. Гутс-Мутс, Ф. Ян, А. Шписс).
30. Шведская система гимнастики (Пер и ЯлмарЛинг).
31. Французская гимнастика (Франциско Аморос).
32. Возникновение и развитие сокольского гимнастического движения.
33. Английская спортивно-игровая система физического воспитания. Зарождение современного спорта.
34. Модернизация национальных систем физического воспитанияво второй половине Нового времени.
35. Система гимнастики Жоржа Демени.
36. «Естественный метод» физического воспитания Ж. Эбера.
37. Возникновение и развитие рабочего, предпринимательского, церковного, скаутского и рекреационного спорта во второй период Нового времени.
38. Исторические предпосылки возникновения международного спортивного и олимпийского движения в конце Х1Х века. Создание спортивных клубов, национальных и международных спортивных объединений.
39. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена. Создание Международного Олимпийского комитета.
40. Возникновение и развитие Олимпийских Игр современности в период до первой мировой войны.
Новейшая история
41. Милитаризация и фашизация физического воспитания в странах гитлеровской коалиции и Японии в период между 1-й и 2-й мировыми войнами.
42. Международное рабочее спортивное движение в период между 1-й и 2-й мировыми войнами.
43. Олимпийские Игры в период между 1-й и 2-й мировыми войнами. Борьба прогрессивных сил мира против проведения Игр XI Олимпиады в Берлине и IY зимних Олимпийских игр в Гармиш-Партенкирхене в 1936 году.
44. Организационные основы и особенности развития спортивного движения в США, Германии и других капиталистических странах после второй мировой войны.
45. Физическое воспитание, школьный, внешкольный университетский спорт в современных странах.
46. Развитие физической культуры и спорта в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки.
47. Кризис международного олимпийского движения в период «холодной войны» (на примере Олимпиад в Москве в 1980 г. и Лос-Анджелесе в 1984 г.).
48. Комплексные игры: структура, классификация и гуманистическое содержание.
Отечественная история физической культуры и спорта.
Древняя Русь
49. Особенности развития физической культуры древних славян. Физическое воспитание в Киевской Руси. «Поучения чадам своим» Владимира Мономаха.
50. Физическая культура в русском централизованном государстве (XIY – XYIII вв.).
Российская империя
51. Физические упражнения и игры народов Российской империи и их социально-культурное значение.
52. Развитие физической культуры в эпоху Петра Великого.
53. Формирование и развитие основ русской национальной системы военно-физической подготовки войск (Петр I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов).
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
54. Физическое воспитание в педагогических сочинениях М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена.
55. Русские революционеры-демократы В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский о физическом воспитании.
56. Физическое воспитание в гражданских и военных учебных заведениях Российской империи.
57. Физическое воспитание в педагогических сочинениях Е.М. Дементьева и Е.А. Покровского.
58. Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта.
59. Система физического образования П.Ф. Лесгафта: история создания, содержание и значение.
60. Деятельность В.С. Пирусского по развитию физической культуры в Сибири.
61. Российская империя и олимпийское движение. Создание и деятельность Российского Олимпийского комитета. Всероссийские Олимпиады 1913 и 1914 годов.
62. Зарождение и развитие спортивно-гимнастического движения в российской империи. Российские спортсмены на международной арене в конце XIX – начале XX веков.
Советский Союз
63. Физическая культура и спорт в СССР в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Деятельность Всевобуча, Наркомпроса, Наркомздрава по развитию физической культуры. Н.И. Подвойский и физической культуре и порте.
64. Формирование и развитие государственных основ управления физкультурно-спортивным движением до Великой Отечественной войны (Всевобуч, Высший СФК, Всесоюзный комитет ФК).
65. Всесоюзная Спартакиада 1928 года и её международное значение.
66. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года и его значение.
67. Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) и их значение в формировании советской системы физического воспитания и становлении советского спорта.
68. Физическая культура и спорт в СССР накануне и в годы Великой отечественной войны. Постановления правительства по вопросам физической культуры. Советские спортсмены на фронте и в тылу.
69. Спортивно-массовая и физкультурная работа в СССР в период 1946 –1958 гг.
70. Учреждение Союза спортивных обществ и организаций СССР и критическая оценка его деятельности в период 1959 – 1968 гг.
71. Задачи, этапы и значение Спартакиад народов СССР и их роль в развитии советского физкультурного движения.
72. История одного из видов спорта (согласно специализации студента).
73. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.
74. Советские спортсмены на зимних Олимпийских играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений.
75. Советские спортсмены на международной арене (на примере вида спорта, по которому специализируется студент): анализ выступлений на чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх.
76. Выступление сибиряков на международных спортивных аренах и Олимпийских играх.
Российская Федерация
77. Общая характеристика Игр XXVII Олимпиады в Сиднее, XXVIII в Афинах, XXIX Олимпиады в Пекине, XXX в Лондоне, XXXI в Рио-де Жанейро, XXXII в Токио. Участие в них спортсменов России.
78. XX, XXI, XXII, XXIII, XXIV Олимпийские зимние игры в Турине, Ванкувере, Сочи, Пхёнчхане, Пекине : общая характеристика. Результаты выступления российских спортсменов.
79. Политические и социально-экономические реформы 1991 – 2023 гг. и их влияние на развитие физической культуры и спорта в России.
80. Создание органов государственного и общественного управления физкультурным движением в Российской Федерации.
Критерии оценки ответов на промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине ИФК проводится в виде собеседования по вопросам. Допуском к промежуточной аттестации является наличие от 40 до 60 баллов. Обязательным условием допуска является выполнение контрольной работы, написание эссе и реферата.
Критерии оценки
Оценка осуществляется по результатам ответов с учетом уровня усвоения материала и соответствия теоретических знаний и практических умений профессиональным задачам.
Критерии оценки:
Оценку «отлично» (87 – 100 баллов) заслуживает обучающийся, обнаруживший всесторонние систематические и глубокие знания по вопросам программного материала; показавший умение свободно логически анализировать литературу, рекомендованную программой, правильно оценивать и четко, сжато, ясно излагать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам; проявивший творческие способности в процессе изучения и изложения учебного материала; продемонстрировавший на экзамене твёрдые навыки и умения приложить теоретические знания к их практическому применению при дальнейшем обучении и в последующей профессиональной деятельности.
Оценку «хорошо» (73 – 86 баллов) заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание программного материала; показавший систематический характер знаний, успешно, без существенных недочетов, ответивший на все вопросы экзаменационного билета, но дав не совсем полные ответы на некоторые вопросы; при ответах на дополнительные вопросы обучающийся обнаруживает знания логических связей вопросов билета с другими разделами курса. но ответы недостаточно четкие. Обучающийся способен к овладению знаниями и обновлению их в ходе дальнейшей учебы и предстоящей профессиональной деятельности.
Оценку «удовлетворительно» (61 – 72 балла) заслуживает обучающийся, обнаруживший знание основных вопросов дисциплины в объеме необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии; умеющий выполнить задания, предусмотренные программой, знакомый с основной учебной литературой, рекомендованной программой; допустивший непринципиальные погрешности в ответе на экзамене и обладающий знаниями для их устранения как самостоятельно, так и под руководством экзаменатора.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Оценка «неудовлетворительно» (менее 60 баллов) выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала; допустившему принципиальные ошибки в ответах на вопросы экзаменационного билета и не способному к их исправлению без дополнительных занятий по дисциплине.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Тестирование 5 баллов х 4 теста = 20 баллов
Контрольная работа 8 баллов
Выступления на семинарском занятии 4 балла х 5 = 20 баллов
Подготовка и участие в круглом столе 3 балла
Реферат и его защита на семинаре 5 баллов
Эссе 4 балла
Итого: 60 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен)
Теоретический вопрос 1 20 баллов
Теоретический вопрос 2 20 баллов
Итого: 40
Всего: 100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Столбов В. В., Родиченко В. С., Контанистов А. Т., Столяров В. И.
Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимп. образования
https://www.iprbookshop.ru/88512
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
https://www.iprbookshop.ru/79433
Теория и история физической культуры: учеб. и практикум для вузов
https://urait.ru/book/teoriya-i-istoriya-fizicheskoy-kultury-454169
6.1.2. Дополнительная литература
Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
История физической культуры: учеб.-метод. пособие для бакалавров
Великие Луки: [б. и.], 2019
https://lib.rucont.ru/efd/714062
Комаров С. Н., Цатурова К. А., Курамшин Ю. В, Антонова Т. М., Василевская Н. Г.
История физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению подгот. "Физ. культура"
Всеобщая история физической культуры и спорта: учеб. пособие для вузов по направлению 032100 - Физ. культура
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
: Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru
: Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 - ауд. 405, 407, 502, 602; корп. 4 - 102, 312; корп.5 - 222, 229, 422.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ