МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
канд.мед.наук, доц., Кальсина В.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 07.05.2024 г. № 11
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовить обучающихся к тренерской, педагогической деятельности для решения профессиональных задач, обеспечивающих формирование личности обучающихся средствами физической культуры в процессе занятий физической культурой и спортом, занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Педагогика физической культуры
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Основы медицинских знаний
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
ОПК-6.3: знает санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта
ОПК-6.4: умеет устанавливать тренировочный режим с учётом возрастных гигиенических нормативов по режиму сна, питания, учебных занятий
ОПК-6.8: имеет опыт использования методики расчета суточных энергозатрат и энергоемкости пищи, методики составления меню-раскладки
ОПК-7: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
ОПК-7.1: знает основные разделы гигиены, понятия, нормативную документацию, санитарно-гигиенические требования к проведению занятий физкультурой и спортом, спортивным сооружениям разных видов спорта, а также в процессе тренировок, при подготовке к соревнованиям и в восстановительном периоде, основы личной гигиены и экипировки, профилактику отравлений, заболеваемости и травматизма, особенности проведения занятий с лицами разных возрастных групп
ОПК-7.4: знает способы (варианты) рационального размещения занимающихся для выполнения упражнений, специфику проведения тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований по избранному виду спорта
ОПК-7.5: умеет обеспечивать технику безопасности на занятиях с учётом гигиенических норм
ОПК-7.6: умеет оценивать санитарно-гигиеническое состояние спортивного зала и проводить мероприятия по санитарно-просветительной работе в спортивных коллективах
ОПК-7.9: имеет опыт измерения основных параметров микроклимата в спортивных сооружениях и использования специальной аппаратуры и инвентаря
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Гигиенические требования условиям и местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью
Гигиена как отрасль медицинской науки. /Лек/
Гигиена физической культуры и спорта. Предмет и задачи гигиены. Гигиена физической культуры и спорта. Основоположники гигиены физической культуры и спорта
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Гигиеническая характеристика основных факторов воздушной среды /Лек/
Гигиеническое значение температуры воздуха. Гигиеническое значение влажности воздуха. Гигиеническое значение направления и скорости движения воздуха. Нормативные величины температуры, влажности, скорости движения воздуха при занятиях физической культурой и спортом. Гигиеническое значение атмосферного давления. Гигиеническое значение солнечной радиации. Гигиеническое значение ионизации воздуха.
Гигиенические требования к санитарно-техническим системам спортивных сооружений /Лек/
Гигиенические требования к освещению спортивных сооружений. Гигиенические требования к отоплению спортивных сооружений. Гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений.
Определение и гигиеническая оценка запыленности и микробной обсемененности воздуха спортивных сооружений. /Пр/
Приборы для определения запыленности, бактериальной обсемененности в помещениях. Методика определения пыли, микробов в воздухе помещений, составление протокола и интерпретация результатов исследования
Определение и гигиеническая оценка показателей микроклимата спортивных сооружений /Пр/
Приборы для определения скорости движения воздуха, барометрического давления в помещениях. Методика определения скорости движения воздуха и атмосферного давления, составление протокола и интерпретация результатов исследования.Определение и гигиеническая оценка температурного режима и влажности воздуха спортивных сооружений. Приборы для определения влажности и температурного режима в помещениях. Методика измерения температуры и влажности воздуха в помещении с помощью прибора «ТКА - ПКМ». Составление протокола и интерпретация результатов исследования. Определение и гигиеническая оценка отопления и вентиляции спортивных сооружений. Определение вида отопительной системы, температуры в помещении (в шести точках), необходимого объема чистого воздуха, фактически поступающего объема чистого воздуха, кратности воздухообмена, воздушного куба, суммарной площади форточек, коэффициента аэрации. Составление протокола и интерпретация результатов исследования
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Определение и гигиеническая оценка освещения спортивных сооружений /Пр/
Определение светового коэффициента, коэффициента естественной освещенности, абсолютной освещенности, световых углов, коэффициента равномерности, искусственной освещенности. Составление протокола и интерпретация результатов исследования
Гигиеническая характеристика санитарно-технических систем спортивных сооружений /Пр/
ОПК-7.1 ОПК-7.4 ОПК-7.5 ОПК-7.6
Рубежный контроль усвоения материала, подведение итогов по разделам "Гигиеническая характеристика воздушной среды спортивных сооружений», «Гигиеническая характеристика санитарных систем спортивных сооружений». Тестовый контроль.
Определение и гигиеническая оценка запыленности и микробной обсемененности воздуха спортивных сооружений /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию «Определение и гигиеническая оценка запыленности и микробной обсемененности воздуха спортивных сооружений»
Определение и гигиеническая оценка скорости движения воздуха и атмосферного давления спортивных сооружений /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию «Определение и гигиеническая оценка скорости движения воздуха и атмосферного давления спортивных сооружений»
Определение и гигиеническая оценка освещения спортивных сооружений /Ср/
Подготовка к практическому занятию «Определение и гигиеническая оценка освещения спортивных сооружений»
Раздел 2. Гигиенические требования к питанию спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой и спортом
Гигиенические основы рационального питания различных групп населения /Лек/
Калорийность пищевых рационов. Качественная полноценность пищевых рационов. Режим питания и усвояемость пищи. Особенности питания отдельных групп населения
Гигиенические требования к питанию спортсменов. /Лек/
Калорийность и качественный состав пищи. Режимы питания и режимы тренировок в разных видах спорта. Питание и коррекция массы тела. Дополнительное питание: ППБЦ. Питание перед, во время и после тренировок и соревнований.
Доброкачественность продуктов питания. Пищевые отравления. /Лек/
Понятие доброкачественности пищевых продуктов. Пищевые отравления и их профилактика. Пищевые отравления микробного происхождения. Пищевые отравления немикробного происхождения
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Гигиенические требования к питьевой воде /Лек/
Современные системы очистки и обеззараживания воды (метод работы в малых группах). Изучение санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.4. 1074 – 01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, СанПиН 2.1.2.1188 – 03 «Плавательные бассейны». Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».
Определение суточных энергозатрат спортсмена. /Пр/
Понятие энергозатрат организма и энергоёмкости пищи. Определение суточных энергозатрат спортсмена. Расчет суточных энерготрат хронометражно – табличным и другими методами.
Анализ питания по меню-раскладке. /Пр/
Составление меню-раскладки и расчет норм потребления пищевых веществ. Оформление выводов и рекомендаций
Гигиеническая оценка доброкачественности пищевых продуктов. /Пр/
Исследование органолептических свойств молока, хлеба, сухарей, круп, внешнего вида и маркировки консервных банок. Составление протокола и интерпретация результатов исследования.
Гигиеническая характеристика питания спортсменов /Пр/
Рубежный контроль усвоения материала, подведение итогов по разделу «Гигиена питания» Проведение тестового контроля по темам: «Суточные энерготраты спортсмена», «Гигиеническая характеристика питания», «Гигиеническая оценка доброкачественности пищевых продуктов».
Гигиенические требования к питьевой воде. Современные системы очистки и обеззараживания воды /Ср/
Самостоятельное изучение материалов по теме «Гигиенические требования к питьевой воде. Современные системы очистки и обеззараживания воды»
Анализ питания по меню-раскладке /Ср/
Самостоятельная подготовка меню-раскладки, производство расчетных работ. Подготовка к практическому занятию «Анализ питания по меню-раскладке»
Гигиеническая характеристика питания спортсменов /Ср/
Самостоятельная подготовка к рубежному контролю «Гигиеническая характеристика питания спортсменов»
Раздел 3. Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности
Вспомогательные гигиенические средства восстановления. /Лек/
Классификация и принципы использования вспомогательных гигиенических средств восстановления. Естественные гигиенические средства восстановления. Искусственные гигиенические средства восстановления
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Гигиенические основы закаливания /Лек/
Гигиенические основы и принципы закаливания. Основные средства и методика закаливания. Особенности закаливания спортсменов.
Гигиенические основы построения процесса восстановления спортсменов /Пр/
Характеристика используемых гигиенических средств восстановления в тренировочном процессе в избранном виде спорта. разработка плана восстановительных мероприятий с использованием разнообразных гигиенических факторов.
Личная гигиена спортсмена. /Пр/
Особенности мероприятий по соблюдению общественной и личной гигиена в процессе занятий физической культурой и спортом. Гигиена спортивной одежды, обуви, инвентаря.
Гигиенические основы закаливания спортсменов /Пр/
Гигиенические принципы закаливания спортсменов. Разработка программы закаливания спортсмена в избранном виде спорта с учетом, уровня подготовки, возраста, особенностей тренировочного процесса. Холодовая проба.
Вспомогательные гигиенические средства восстановления /Ср/
Самостоятельное изучение материала по теме. Подготовка к выполнению практических заданий.
Личная гигиена спортсмена /Ср/
Самостоятельное изучение материала. Подготовка сообщений для практического занятия.
Гигиенические основы закаливания спортсменов /Ср/
Самостоятельное изучение материала по теме. Подготовка к проведению холодовой пробы. Оценка состояния адаптационных возможностей.
Раздел 4. Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола
Гигиенические принципы организации физкультурно-спортивной деятельности для лиц разного возраста и пола. /Лек/
Гигиенические основы построения режима дня в образовательных учреждениях для детей. Гигиенические принципы организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Гигиенические требования к организации режима образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
Гигиенические принципы организации физкультурно-спортивной деятельности для лиц разного возраста /Пр/
Гигиеническая характеристика учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Изучение санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-022.4.2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Составление режима дня учащегося с учетом смены занятий в школе и специфики вида спорта.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Гигиеническая характеристика организации физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола /Пр/
Рубежный контроль усвоения материала, подведение итогов по разделам "Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола" и "Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности".
Гигиенические принципы организации организации физкультурно-спортивной деятельности для лиц разного возраста и пола /Ср/
Самостоятельное изучение темы "Гигиеническая характеристика учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении". Изучение санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-022.4.2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Составление режима дня учащегося с учетом смены занятий в школе и специфики вида спорта.
Гигиеническая характеристика организации физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола /Ср/
Самостоятельная подготовка к рубежному контролю по разделам "Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола", "Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности".
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра и проводится в виде устного собеседования, решения кейсов, тестирования, подготовки доклада и презентации.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета, который выставляется на основании результатов текущего контроля (61-100 баллов).
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по темам дисциплины и набирают от 61 до 100
баллов по итогам текущего контроля.
Если обучающийся в процессе изучения дисциплины набрал менее 61 баллов, для получения зачета он обязан
ликвидировать текущую задолженность.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Собеседование мах 10 баллов × 3 = 30 баллов
Кейс мах 5 баллов × 5 = 25 баллов
Тест мах 6 баллов × 3 = 18 баллов
Доклад мах 5 баллов × 3 = 15 баллов
Презентация к докладу мах 4 балла × 3 = 12
Итого: 100 баллов
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от
61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: учеб. для студентов вузов по направлению "Физ. культура"
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Макарова Г. А., Нефедов П. В.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
6.1.2. Дополнительная литература
Цаллагова Р. Б., Дубкова Н. В., Башмаков В. П.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: количественная и качественная адекватность питания студента-спортсмена: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
Цаллагова Р. Б., Дубкова Н. В., Башмаков В. П.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: гигиена детей и подростков: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Цаллагова Р. Б., Дубкова Н. В., Башмаков В. П.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: гигиена факторов окружающей среды. Физкультурно-спортивные сооружения: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник
Саратов: Вузов. образование, 2014
https://www.iprbookshop.ru/4175
Гигиенические основы закаливания: текст лекции
сост. С. А. Полиевский ; Государственный центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры (ГЦОЛИФК)
Спортивная гигиена. Гигиенические основы профессионально-прикладной физической подготовки: лекция для студентов ин-тов физ. культуры
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК : : : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения: : : : moodle.sibgufk.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория №303 УК №4 Количество компьютеров:для студентов - 3; для преподавателя- 1.Количество посадочных мест: для студентов -2 1 ; для преподавателя - 1. Учебная доска, 9 учебных столов, 18 стульев, 3 стола для компьютеров, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя Доска магнитная -1, компьютер в комплекте с монитором - 4 шт., видеотека, колонки -1 степ-платформа-2, Механический прибор для
измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая - 1, калипер механический - 2 шт.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405,407,502,602, учебный корпус №4 - ауд. 102,305,312, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229,422, дворец здоровья - ауд. 13.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx