49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
________
ции
Практические навыки: Установление порога возбудимости и демонстрация явления суммации возбуждения
Практические навыки: изучение воздействия анестезирующих средств и низкой температуры на потенциал действия
коллоквиум по разделу 1.
Лабораторная работа. Оценка биологического возраста человека.
- Половые особенности различных физиологических показателей. Основные закономерности старения и влияние его на функции систем организма.
Лабораторная работа. Сравнительная характеристика физиологических показателей девушек и юношей.
Лабораторная работа. Изучение приспособительных реакций организма к тренировочным нагрузкам
Лабораторная работа. Оценка функциональных резервов организма человека по показателю адаптационного соответствия
устный ответ
коллоквиум
практическая работа
Экзамен проводится в форме собеседования по двум вопросам
Вопросы к экзамену
1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие физиологии человека.
2. Основные свойства организма человека (обмен веществ, гомеостаз, адаптация, ритмичность физиологических процессов). Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций активного долголетия.
3. Раздражимость и возбудимость. Понятие о возбудимых тканях. Способы измерения возбудимости (порог возбудимости, хронаксия, лабильность).
4. Центральная нервная система и ее функции. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС (рефлекс, рефлекторная дуга и обратные связи).
5. Нейрон. Его структура и функции, разновидности нейронов. Функции глиальных клеток.
6. Мембранные потенциалы покоя и действия, механизмы их возникновения.
7. Синапсы, особенности их строения, механизм проведения возбуждения. Возбуждающий и тормозной постсинаптический потенциалы, механизм возникновения, их роль в возникновении импульсного ответа нейрона
8. Функциональная организация спинного мозга, роль его центров в регуляции движений и висцеральных функций.
9. Задний (продолговатый мозг и варолиев мост) и средний мозг, их функции.
10. Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбугровой области (гипоталамуса).
11. Сетевидное образование (ретикулярная формация), его функции.
12. Функции подкорковых ядер (полосатого тела, бледного ядра и ограды) и мозжечка (Л.А. Орбели).
13. Особенности структурно-функциональной организации лимбической системы и ее функции.
14. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий (многослойность, функциональные единицы, поля, соматотопическая и динамическая локализация функций). Электрическая активность коры больших полушарий.
15. Вегетативная нервная система, морфофункциональная организация и функции ее отделов. Вегетативные рефлексы и регуляция висцеральных систем организма.
16. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Сенсорные системы и их функции. Общая физиология рецепции (классификация, механизм возбуждения, адаптация и чувствительность рецепторов, кодирование информации).
17. Зрительная сенсорная система и ее роль в управлении движениями. Оптическая система глаза (преломляющие свойства глаза, острота зрения, поля зрения).
18. Воспринимающая система (фоторецепторы, их функции, цветовое зрение, адаптация к свету и темноте). Поисковая функция глаза. Корковый уровень зрительной сенсорной системы.
19. Слуховая сенсорная система. Функции структур наружного, среднего и внутреннего уха. Воздушная и костная проводимость. Фонорецепторы, механизм восприятия звука.
20. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулорецепторы, механизм рецепции. Функции отолитового аппарата преддверия и полукружных каналов. Вестибулярные рефлексы как источник помех при выполнении упражнений в избранном виде спорта. Вестибулярная устойчивость.
21. Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы (мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы), механизм рецепции. Корковое представительство. Роль в управлении движениями.
22. Безусловные рефлексы, их виды и значение в жизни животных и человека.
23. Условные рефлексы, механизм и условия их образования (И.П. Павлов). Значение условных рефлексов при
24. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов.
25. Типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Первая и вторая сигнальные системы.
26. Понятие о функциональной системе (П.К.Анохин) как принципе работы мозга.
27. Типы мышц и свойства поперечнополосатых мышц. Двигательные единицы, их виды (большие и малые, медленные и быстрые) и особенности их деятельности при динамической работе и статическом усилии.
28. Механизм (теория скольжения), химизм и энергетика мышечного сокращения.
29. Типы и формы работы мышц. Типы и режимы мышечного сокращения. Коэффициент полезного действия мышц.
30. Сила мышц и их рабочая гипертрофия. Регуляция силы сокращения мышц. Электромиография.
31. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (условно-рефлекторные механизмы, двигательный динамический стереотип, экстраполяция, двигательная память, сенсорная афферентация).
32. Фазы формирования двигательного навыка, автоматизация движений спортсмена. Соматический и вегетативный компоненты двигательного навыка. Особенности формирования двигательного навыка в различных видах спорта.
33. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности.
34. Гормоны гипофиза, функции.
35. Гормоны щитовидной железы, функции.
36. Гормоны поджелудочной железы, функции.
37. Гормоны надпочечников, функции.
38. Гормоны мужских половых желез, функции.
39. Гормоны женских половых желез, функции. Фазы менструального цикла
55. Состав, объем и основные функции крови.
56. Функции эритроцитов, их количество и функции. Лейкоциты, их количество и функции. Тромбоциты их количество и функции
57. Значение групп крови и резус-фактора в жизнедеятельности человека. особенности системы крови у спортсменов.
58. Лимфа как внутренняя среда организма, ее состав и функции.
60. Свойства сердечной мышцы: Автоматизм сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Возбудимость и проводимость сердечной мышцы.
61. Механическая работа сердца. Сердечный цикл и его фазовая структура.
62. Показатели деятельности сердца (частота сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови, пульсовое давление, среднее артериальное давление).Определение, нормативное значение показателя, особенности изменения при мышечной работе.
63. Артериальное давление, демонстрация метода измерения давления; факторы, влияющие на его величину.
64. Регуляция системной гемодинамики в покое и при мышечной работе.
65. Значение дыхания для организма. Механизм вдоха и выдоха.
66. Показатели внешнего дыхания в покое и при мышечной работе.
68. Общая характеристика основных пищеварительных процессов. Работы И.П. Павлова и его школы в исследовании пищеварения.
69. Пищеварение в полости рта. Механизм секреции слюны, ее состав и ферменты.
70. Пищеварение в желудке. Механизм секреции желудочного сока.
71. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Роль желчи в пищеварении.
72. Пищеварение в тонком кишечнике. Ферменты кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение.
73. Всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. Механизм всасывания.
74. Органы и процессы выделения. Выделительная функция каждого из органов, входящих в систему выделения.
75. Функции почек. Нефрон как структурно-функциональная единица почек, кровоснабжение, функции его отделов.
76. Процесс мочеобразования. Количество, состав и свойства мочи.
77. Сущность обмена веществ и энергии.
78. Обмен белков, жиров, углеводов в покое и при мышечной работе, его регуляция.
79. Обмен энергии (основной обмен, обмен в состоянии относительного покоя и при мышечной работе).
80. Тепловой баланс организма, тепловой гомеостаз, температура тела. Теплопродукция и теплоотдача в покое и при мышечной работе.
81. Понятие об адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам и ее основные функциональные эффекты.
82. Физиологическая классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы, по типу мышечной работы, по силе или мощности сокращений, по энергетической стоимости упражнений.
83. Физиологическая классификация спортивных упражнений по В.С. Фарфелю. Классификация упражнений избранного вида спорта.
84. Физиологическая характеристика ациклических упражнений (силовые и скоростно-силовые упражнения). Позы и статические усилия. Феномен статического усилия (Д. Линдгард). Натуживание и его влияние на дыхание, кровообращение, мышечную силу. Взрывные усилия.
85. Физиологическая характеристика предстартового состояния (механизмы возникновения, особенности функциональных изменений).Разновидности предстартового состояния и способы управления ими.
86. Физиологическая характеристика разминки (механизмы и особенности функциональных сдвигов, общая и специальные части разминки, сохранение эффектов разминки). Ее особенности в избранном виде спорта.
87. Физиологические закономерности и механизмы врабатывания. Факторы, его определяющие. «Мертвая точка» и «второе дыхание», механизмы возникновения этих состояний. Пути преодоления «мертвой точки».
88. Утомление, как биологический процесс (острое и хроническое, общее и локальное утомление). Признаки утомления. Чувство усталости. Компенсированное и некомпенсированное утомление.
90. Физиологические закономерности занятий физической культурой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обратимости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.
91. Морфофункциональные особенности женского организма, лимитирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений.
92.Менструальный цикл и его фазы (морфофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).
93. Физиологические основы отбора и ориентации юных спортсменов. Значение генетического фактора и условий среды в прогнозировании спортивных результатов.
94. Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность (физические механизмы теплоотдачи и физиологические механизмы ее усиления).
95 Физиологические особенности мышечной работы человека в условиях низкой температуры воздуха (лыжный и конькобежный спорт): изменения функций организма и особенности акклиматизации.
96. Влияние горных условий на организм человека. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления. Горная акклиматизация.
97. Влияние биоритмов (циркадианных и др.) на работоспособность спортсменов. Физиологические изменения в организме при смене временных поясов.
98. Влияние водной среды на спортивную работоспособность (факторы, действующие на организм, особенности терморегуляции и функции сенсорных систем, систем внешнего дыхания и кровообращения).
99. Раскройте содержание методов оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
100. Раскройте содержание метода динамометрии.
101. Раскройте содержание методов оценки функционального состояния дыхательной системы.
102. Раскройте содержание методов оценки оперативной памяти.
103.Раскройте содержание методов оценки функционального состояния ВНС
104. Раскройте содержание тестов по оценке функций мозжечка. Оценка результаты.
105. Раскройте содержание методов оценки физических качеств (сила). Оценка результаты
106. Раскройте содержание методов оценки физических качеств (выносливость). Оценка результатов.
107. Раскройте содержание методов оценки суточной работоспособности. Оценка результатов.
108. Раскройте содержание методов оценки тренированности спортсмена.
109. Раскройте алгоритм оценки восстановительного периода после мышечной работы различного характера.
110. Раскройте критерии и алгоритм педагогического контроля, отражающие состояние спортсмена
Оценка по дисциплине формируется как сумма баллов текущего контроля и промежуточной аттестации.
60 и менее - неудовлетворительно
61-72 - удовлетворительно
73-86 - хорошо
87-100 - отлично
при условии получения максимального количество баллов за каждый вид работ БРС выглядит следующим образом (60 баллов):
Устный ответ 4 х 5 б = 20 баллов
Коллоквиум 2×10 б = 20 баллов
Практическая работа 4 х 5 б = 20 баллов
Итого 60 баллов
Текущий контроль
при условии получения минимального количество баллов за виды работ БРС выглядит следующим образом (40 баллов)
Практическая работа 15 х 2б= 30 баллов
Коллоквиум 2×5 б = 10 баллов
Итого 40 баллов
Промежуточная аттестация
Собеседование 20 б х 2=40 баллов
Итого 40 баллов
Итого 100 баллов