2024-2025_49_03_01 ФК СМ очно 2024_plx_Физиология человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиология человека
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.12
 
экзамены 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
27
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
102
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивный менеджмент
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
19
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
40
40
Практические
34
34
28
28
62
62
Итого ауд.
54
54
48
48
102
102
Кoнтактная рабoта
54
54
48
48
102
102
Сам. работа
54
54
33
33
87
87
Часы на контроль
27
27
27
27
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Салова Ю.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Физиология человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 07.05.2024 г.  № 11

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к педагогической деятельности для решения профессиональных задач, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья на занятиях физической деятельностью посредством изучения основных функций систем и органов человека, их регуляции в покое и при мышечной деятельности, оценки функционального состояния.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.3
Педагогическая практика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
ОПК-1.2: знает физиологические функции и механизмы регуляции деятельности основных органов и систем организма человека с учетом возраста, пола, состояния человека
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
ОПК-9.10: имеет опыт применения методов измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма
 
ОПК-9.3: знает методы оценки функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола
 
ОПК-9.4: знает основные слагаемые педагогического контроля, методику его проведения, анализа и интерпретации полученных данных, их фиксации
 
ОПК-9.6: умеет с помощью методов экспресс-диагностики определить протекание восстановительных процессов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общая физиология человека
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
1.1
Введение в физиологию человека. Общая характеристика возбудимых тканей. Физиология нервной и эндокринной систем.  /Лек/
4
ОПК-1.2
3
Характеристика физиологии как науки. Основные физиологические понятия. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях, свойства возбудимых тканей. Нервная система и её функции. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Нейрон, его строение и функции, виды нейронов. Синапс как образование для передачи возбуждения и торможения. Рефлекторный механизм деятельности  ЦНС. Частная физиология ЦНС: Функциональная организация спинного мозга. Задний мозг (продолговатый мозг и варолиев мост) и его функции. Средний мозг и его функции. Промежуточный мозг и его функции. Сетевидное образование (ретикулярная формация) ствола мозга. Мозжечок  и его функции. Функции подкорковых ядер. Лимбическая система мозга. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий. Вегетативная нервная система. Гормональная регуляция функций организма. Гормоны гипофиза, надпочечников и их функции. Гормоны. Щитовидная железа, околощитовидные железы и функции их гормонов. Функции гормонов поджелудочной железы. Фазы менструального цикла. 
0
 
1.2
Физиология нервно-мышечного аппарата /Лек/
2
ОПК-1.2
3
Виды мышц и свойства поперечно-полосатых мышц. Механизм мышечного сокращения. Режимы и типы мышечных сокращений. Функциональная организация двигательных единиц. Сила мышц. Регуляция силы сокращения мышц. Тонус скелетных мышц. Работа мышц. 
0
 
1.3
Физиология ВНД и сенсорных систем /Лек/
4
ОПК-1.2
3
Общая физиология рецепции. Сенсорные системы и их функции. Рецепторы и их классификация. Адаптация рецепторов. Физиология зрительной сенсорной систем: механизм восприятия и передачи информации в кору головного мозга, аккомодация, острота, поле зрения, роль зрительной системы в двигательной деятельности. Физиология слуховой, вестибулярной, двигательной. Учение Павлова И.П. о безусловных и условных рефлексах, виды рефлексов, виды торможения условных рефлексов и их механизмы. Динамический стереотип и механизмы его образования. Понятие о высшей нервной деятельности Экстраполяция. Типы ВНД. Сигнальные системы. Память, внимание, мышление, восприятие и физиологические механизмы.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
1.4
Физиология крови /Лек/
2
ОПК-1.2
3
Состав и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и их функции. Плазма крови и её физико-химические свойства. Группы крови и резус-фактор. Свертывание крови. Наследование групп крови.
0
 
1.5
Физиология сердечно-сосудистой системы /Лек/
4
ОПК-1.2
3
Свойства сердечной мышцы. Функциональная организация системы кровообращения. Функциональные особенности сердечной мышцы. Электрические явления в сердце - электрокардиограмма (ЭКГ). Механическая работа сердца. Показатели деятельности сердца. Регуляция работы сердца. Изменение работы сердца при мышечной работе. Физиология кровообращения. Функции сосудистой системы. Основы гемодинамики. Движение крови по артериям, венам, капиллярам. Сосудистый тонус. Регуляция системной гемодинамики в покое и при мышечной работе.
0
 
1.6
Физиология дыхания /Лек/
2
ОПК-1.2
3
Дыхание и его функции. Этапы дыхания. Вентиляция легких: механизм вдоха и выдоха. Дыхательный цикл и его изменения. Легочные объемы и емкости. Основные показатели вентиляции. Газообмен в лёгких. Транспорт газов крови и газообмен в тканях. Транспорт кислорода кровью. Транспорт углекислого газа кровью. Обмен газов между кровью и тканями. Регуляция дыхания в покое. Регуляция дыхания при мышечной работе.
0
 
1.7
Физиология пищеварения /Лек/
2
ОПК-1.2
3
Общая характеристика пищеварительных процессов. Пищеварение в полости рта, желудке, двенадцатиперстной кишке. Пищеварение и всасывание в кишечнике.  
0
 
1.8
Физиология выделения, обмена веществ и энергии, терморегуляции /Лек/
6
ОПК-1.2
4
Физиология системы выделения: Органы и процессы выделения. Водно-солевой обмен. Функции почек. Регуляция работы почек. Влияние мышечной деятельности на функции выделения. Физиология обмена веществ и энергии. Теплообмен. Сущность обмена веществ и энергии. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен энергии. Температура тела и её регуляция. Тепловой обмен: теплоотдача  и теплопродукция.
0
 
1.9
Возрастные физиологические особенности организма человека /Лек/
4
ОПК-1.2
4
Общие закономерности онтогенеза. Возрастные и половые особенности физиологических функций организма детей и подростков, пожилых. Основные закономерности старения и влияние его на функции систем организма. Мужские и женские половые гормоны, их влияние на рост и развитие организма.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
1.10
Введение в физиологию. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях, свойства возбудимых тканей /Пр/
2
ОПК-9.3
3
Собеседование по вопросам: Введение в физиологию. Основные физиологические понятия. Общая характеристика возбудимых тканей. Свойства клеточной мембраны. Транспорт веществ через мембрану. Потенциал покоя и потенциал действия.

Практические навыки: Установление порога возбудимости и демонстрация явления суммации возбуждения

Практические навыки: изучение воздействия анестезирующих средств и низкой температуры на потенциал действия

0
 
1.11
Физиология нервной системы /Пр/
6
ОПК-9.3 ОПК-9.4
3
- Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Рефлекторная дуга. Свойства нервных центров. Торможение в ЦНС. Лабораторная работа. Определение скорости проведения нервного импульса по нервному волокну и ее зависимости от диаметра аксона, наличия или отсутствия миелина Лабораторная работа. Центральное торможение - Общая схема регуляции двигательной активности. Спинной мозг и стволовые центры в регуляции движений. Лабораторная работа. Изучение рефлексов спинного мозга Лабораторная работа. Исследование роли мозжечка в регуляции двигательной активности - Физиология вегетативных систем. Функции симпатического и парасимпатического отдела. Лабораторная работа. Оценка дермографизма Лабораторная работа. Определение вегетативного индекса Кердо (ВИК).
0
 
1.12
Физиология эндокринной системы /Пр/
2
ОПК-9.3
3
Гормональная регуляция функций организма. Гормоны гипоталамуса, гипофиза, надпочечников и их функции. Гормон щитовидной и околощитовидной железы. Эндокринные функции поджелудочной железы. Половые гормоны и их функции. Лабораторная работа. Влияние тироксина, тиреотропина и пропилтиоурацила на метаболизм Лабораторная работа. Влияние инсулина и аллоксана на уровень глюкозы в крови Лабораторная работа. Выявление предрасположенности к заболеванию сахарным диабетом
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
1.13
Физиология нервно-мышечного аппарата /Пр/
4
ОПК-9.3 ОПК-9.4 ОПК-9.10
3
- Механизм мышечного сокращения. Скелетные мышцы. Лабораторная работа. Мембранный потенциал покоя Лабораторная работа. Мембранный потенциал действия Лабораторная работа. Простое сокращение скелетных мышц. - Морфофункциональные основы мышечной силы. Управление движениями человека. Лабораторная работа. Определение силы мышц кисти. Лабораторная работа. Мышечная сила спины. Лабораторная работа. Управление движениями человека Лабораторная работа. Управление напряжением и расслаблением мышц расслаблению и сокращению мышц».
0
 
1.14
Физиология ВНД /Пр/
2
ОПК-9.10
3
Понятие о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Торможение – механизм формирования условных рефлексов. Динамический стереотип. Экстраполяция. Типы ВНД. Сигнальные системы. Функции головного мозга. Лабораторная работа. Исследование типа темперамента Лабораторная работа. Уравновешенность нервных процессов Лабораторная работа. Влияние обстановочной афферентации на результативность целенаправленной деятельности Лабораторная работа. Диагностика состояния кратковременной памяти
0
 
1.15
Физиология сенсорных систем /Пр/
2
ОПК-9.3 ОПК-9.4 ОПК-9.10
3
- Сенсорные системы и их функции. Общая физиология рецепции. Зрительная сенсорная система. Функциональная организация слуховой сенсорной системы. Вестибулярная и двигательная сенсорная системы. Понятие о висцеральной, болевой, тактильной, обонятельной и вкусовой сенсорных системах. Лабораторная работа. Исследование остроты зрения Лабораторная работа. Обнаружение слепого пятна на сетчатке глаза (опыт Мариотта) Лабораторная работа. Исследование бинокулярного зрения Лабораторная работа. Исследование цветоощущения Лабораторная работа. Определение устойчивости вестибулярного аппарата Лабораторная работа. Исследование способностей двигательного анализатора
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
1.16
Физиология крови /Пр/
2
ОПК-9.10
3
- Состав и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и их функции. Плазма крови и её физико-химические свойства. Группы крови и резус-фактор. Свертывание крови. Лабораторная работа. Определение форменных элементов крови. Лабораторная работа. Определение группы крови.
0
 
1.17
Физиология сердечно-сосудистой системы /Пр/
4
ОПК-9.4 ОПК-9.6 ОПК-9.10
3
- Функциональная организация сердечно-сосудистой системы и свойства сердечной мышцы Лабораторная работа. Изучение проводящей системы сердца (наложение лигатур Станниуса) Лабораторная работа. Воздействие электрических стимулов на деятельность сердца - Механическая работа сердца. Движение крови по сосудам и регуляция кровообращения Лабораторная работа. Определение длительности сердечного цикла Лабораторная работа. Показатели работы сердца. Лабораторная работа. Механизмы регуляция деятельности сердца. Лабораторная работа. Определение показателей движения крови по сосудам. Лабораторная работа. Регуляция кровообращения при мышечной работе
0
 
1.18
Физиология дыхания /Пр/
4
ОПК-9.4 ОПК-9.10
3
- Дыхание и его функции. Этапы дыхания. Вентиляция легких: механизм вдоха и выдоха. Дыхательный цикл и его изменения. Легочные объемы и емкости. Основные показатели вентиляции. Газообмен в лёгких. Транспорт кислорода кровью. Транспорт углекислого газа кровью. Обмен газов между кровью и тканями. Лабораторная работа. Влияние сурфактанта на вентиляцию легких Лабораторная работа. Влияние давления в плевральной полости на вентиляцию легких Регуляция дыхания в покое. Регуляция дыхания при мышечной работе. Лабораторная работа. Механизм дыхания. Объемы и емкости легких. Влияние радиуса просвета дыхательных путей на легочную вентиляцию Лабораторная работа. Определение показателей внешнего дыхания
0
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
1.19
Физиология пищеварения /Пр/
2
ОПК-9.10 ОПК-1.2
3
- Общие принципы работы ЖКТ. Функции ЖКТ. Физиология отделов ЖКТ. Практическая работа. Влияние рН на действие пепсина Лабораторная работа. Субстратная активность амилазы слюны Лабораторная работа. Демонстрация действия липазы поджелудочной железы в зависимости от наличия или отсутствия желчи
0
 
1.20
Физиология выделения /Пр/
2
ОПК-9.10
3
- Общая характеристика выделительных процессов. Общие принципы и механизмы работы почек. Лабораторная работа. Влияние гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи Лабораторная работа. Влияние альдостерона и антидиуретического гормона на скорость образования мочи Лабораторная работа. Влияние глюкозы на скорость образования мочи
0
 
1.21
Итоговое занятие по разделу 1 /Пр/
2
ОПК-9.4 ОПК-1.2
3

коллоквиум по разделу 1. 

0
 
1.22
Общая физиология человека /Ср/
54
ОПК-9.3 ОПК-9.10 ОПК-1.2
3
Теоретическое изучение темы. Подготовка доклада/реферата Подготовка к коллоквиуму
0
 
 
Раздел 2. Физиология физической культуры
0
 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
2.1
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности /Лек/
2
ОПК-9.3 ОПК-1.2
4
Предстартовое состояние и его разновидности. Физиологическая природа эмоциональных состояний. Факторы, определяющие характер предстартовых реакций. Изменение функционального состояния различных систем. Влияние разминки на состояние нервной системы и вегетативные функции. Значение продолжительности разминки и интервалов отдыха между разминкой и началом основной работы. Особенность физических упражнений применяемых при разминке. Постепенная мобилизация функций и повышение работоспособности в процессе врабатывания. Характеристика устойчивого состояния, его интенсивность. Особенность функций нервной системы и вегетативных органов при кажущемся устойчивом состоянии. «Мертвая точка» и «второе дыхание», физиологические механизмы их возникновение и протекания. Устойчивое состояние при циклических упражнениях. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности. Утомление и восстановление – роль утомления в адаптации организма к спортивной деятельности. Современные представления о механизмах утомления. Физиологические закономерности  восстановительных процессов. Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления. Активный отдых. Эргогенные средства  восстановления и повышения работоспособности.
0
 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
2.2
Физиологические основы развития физических качеств /Лек/
6
ОПК-9.3 ОПК-9.4
4
Формы проявления мышечной силы, абсолютная сила, относительная сила. Режим мышечного сокращения, статическая и динамическая сила. Физиологические механизмы развития силы, факторы,  влияющие на развитие силы.  Рабочая гипертрофия мышц. Функциональные резервы силы. «Феномен   статических усилий» у лиц нетренированных и тренированных в статической работе. Формы проявления быстроты. Элементарные формы заявления быстроты: общая скорость однократных движений, время двигательной реакции, максимальный темп движений. Особенности протекания нервной деятельности, сенсорных систем, функций дыхания и кровообращения, энергетических затрат при выполнении скоростно-силовой и силовой работы. Формы проявления выносливости, общая и специальная выносливость. Физиологические механизмы развития выносливости. Аэробные возможности организма и выносливость. Физиологические резервы выносливости. Понятие о ловкости и гибкости, физиологические механизмы и закономерности их развития
0
 
2.3
Физиологические основы спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды /Лек/
2
ОПК-9.3 ОПК-1.2
4
Понятие об адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Функциональные резервы и их классификация. Физиологические основы спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды – приспособительные механизмы организма спортсмена к работе в условиях высокой и низкой температуры окружающей среды, повышенного и пониженного атмосферного давления, повышенной влажности, в водной среде. Смена поясно-климатических условий и физическая работоспособность. Биологические ритмы и физическая работоспособность. Физиологическая характеристика экстремальных видов туризма и спорта. Принципы классификации горных видов спорта.
0
 
2.4
Физиология обмена веществ и энергии /Пр/
2
ОПК-9.3 ОПК-9.10
4
- Энергетический баланс. Питание. Лабораторная работа. Вычисление основного обмена по таблицам Гарриса и Бенедикта. Лабораторная работа. Расчет энергетического баланса организма студента. Лабораторная работа. Расчет энергетических затрат при мышечной работе.
0
 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
2.5
Физиология терморегуляции /Пр/
2
ОПК-9.10
4
- Терморегуляция. Температура тела. Теплопродукция и теплоотдача. Физиологические особенности способов теплоотдачи. Терморегуляция при различных температурах окружающей среды. Лабораторная работа. Изучение температуры тела в покое и при мышечной работе.
0
 
2.6
Возрастные особенности организма человека /Пр/
4
ОПК-9.10
4
- Общие закономерности онтогенеза. Понятие о росте и развитие. Мужские и женские половые гормоны, их влияние на рост и развитие организма. Возрастные особенности функций организма.

Лабораторная работа. Оценка биологического возраста человека.

-  Половые особенности различных физиологических показателей. Основные закономерности старения и влияние его на функции систем организма.

Лабораторная работа. Сравнительная характеристика физиологических показателей девушек и юношей.

0
 
2.7
Адаптивные реакции организма человека на действие стресса.  /Пр/
2
ОПК-9.6 ОПК-9.10
4
- Адаптация и стресс. Срочная адаптация. Долговременная адаптация. Общий адаптационный синдром и его фазы. Функциональные резервы адаптации.

Лабораторная работа. Изучение приспособительных реакций организма к тренировочным нагрузкам

Лабораторная работа. Оценка функциональных резервов организма человека по показателю адаптационного соответствия

0
 
стр. 14
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
2.8
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности  /Пр/
4
ОПК-9.6
4
- Предстартовое состояние и его разновидности. Влияние разминки на состояние нервной системы и вегетативные функции. Постепенная мобилизация функций и повышение работоспособности в процессе врабатывания. Характеристика устойчивого состояния, его интенсивность. «Мертвая точка» и «второе дыхание», физиологические механизмы их возникновение и протекания. Устойчивое состояние при циклических упражнениях. Утомление и восстановление – роль утомления в адаптации организма к спортивной деятельности. Современные представления о механизмах утомления. Лабораторная работа. Физиологические эффекты разминки Лабораторная работа.  Утомление нервно-мышечного аппарата при статической и динамической работе - Физиологические закономерности  восстановительных процессов. Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления. Активный отдых. Эргогенные средства  восстановления и повышения работоспособности Практическая работа. Использование современных медико-биологических средств восстановления и повышения работоспособности в физической культуре и спорте
0
 
стр. 15
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
2.9
Физиологические основы развития физических качеств /Пр/
4
ОПК-9.10
4
- Формы проявления мышечной силы, абсолютная сила, относительная сила. Физиологические механизмы развития силы, факторы,  влияющие на развитие силы.  Рабочая гипертрофия мышц. «Феномен   статических усилий» у лиц нетренированных и тренированных в статической работе. Формы проявления быстроты. Особенности протекания нервной деятельности, сенсорных систем, функций дыхания и кровообращения, энергетических затрат при выполнении скоростно-силовой и силовой работы. Лабораторная работа. Физиологическая характеристика силы, быстроты. - Формы проявления выносливости, общая и специальная выносливость. Физиологические механизмы развития выносливости. Аэробные возможности организма и выносливость. Физиологические резервы выносливости. Лабораторная работа 10. Физиологическая характеристика выносливости. Понятие о ловкости и гибкости, физиологические механизмы и закономерности их развития Лабораторная работа. Физиологическая характеристика гибкости.
0
 
2.10
Физиологические изменения в организме человека в условиях среднегорья и высокогорья /Пр/
2
ОПК-9.6 ОПК-9.10
4
- Приспособительные механизмы организма спортсмена к работе в условиях повышенного и пониженного атмосферного давления, повышенной влажности и в водной среде. Практическая работа. Физиологическая характеристика горных условий и их влияние на организм человека
0
 
2.11
Адаптация к различным температурным условиям /Пр/
2
ОПК-9.10
4
- Физиологические основы спортивной работоспособности в условиях высокой и низкой температуры окружающей среды и влажности воздуха. Лабораторная работа. Исследование температурной адаптации кожных рецепторов.
0
 
2.12
Биологические ритмы человека и трансмеридианные перелеты /Пр/
2
ОПК-9.4
4
- Смена поясно-климатических условий и физическая работоспособность. Биологические ритмы. Адаптация к трансмеридианным перелетам. Практическая работа. Определение оптимального режима работоспособности
0
 
стр. 16
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
2.13
Физиологическая характеристика оздоровительных и экстремальных видов туризма и спорта /Пр/
2
ОПК-9.10
4
Практическая работа. Физиологическая характеристика экстремальных видов туризма и спорта Практическая работа. Особенности влияния на организм человека различных видов оздоровительной физической культуры
0
 
2.14
Итоговое занятие по разделу 2 /Пр/
2
ОПК-9.3 ОПК-9.4 ОПК-1.2
4
Итоговое занятие включает: - устный/письменный опрос - защиту лабораторных и практических работ - защиту доклада/реферата
0
 
2.15
Физиология физической культуры и спорта /Ср/
33
ОПК-9.3 ОПК-9.4 ОПК-1.2
4
Теоретическое изучение темы. Подготовка доклада/реферата Подготовка к коллоквиуму
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Для оценки освоения знаний, умений, опыта используются следующие средства оценивания:

устный ответ

коллоквиум

практическая работа

 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации является экзамен.

Экзамен проводится в форме собеседования по двум вопросам

Вопросы к экзамену

1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие физиологии человека.

2. Основные свойства организма человека (обмен веществ, гомеостаз, адаптация, ритмичность физиологических процессов). Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций активного долголетия.

3. Раздражимость и возбудимость. Понятие о возбудимых тканях. Способы измерения возбудимости (порог возбудимости, хронаксия, лабильность).

4. Центральная нервная система и ее функции. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС (рефлекс, рефлекторная дуга и обратные связи).

5. Нейрон. Его структура и функции, разновидности нейронов. Функции глиальных клеток.

6. Мембранные потенциалы покоя и действия, механизмы  их возникновения.

7. Синапсы, особенности их строения, механизм проведения возбуждения. Возбуждающий и тормозной постсинаптический потенциалы, механизм возникновения, их роль в возникновении импульсного ответа нейрона

8. Функциональная организация спинного мозга, роль его центров в регуляции движений и висцеральных функций.

9. Задний (продолговатый мозг и варолиев мост) и средний мозг, их функции.

10. Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбугровой области (гипоталамуса).

11. Сетевидное образование (ретикулярная формация), его функции.

12. Функции подкорковых ядер (полосатого тела, бледного ядра и ограды) и мозжечка (Л.А. Орбели).

13. Особенности структурно-функциональной организации лимбической системы и ее функции.

14. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий (многослойность, функциональные единицы, поля, соматотопическая и динамическая локализация функций). Электрическая активность коры больших полушарий.

15. Вегетативная нервная система, морфофункциональная организация и функции ее отделов. Вегетативные рефлексы и регуляция висцеральных систем организма.

16. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Сенсорные системы и их функции. Общая физиология рецепции (классификация, механизм возбуждения, адаптация и чувствительность рецепторов, кодирование информации).

17. Зрительная сенсорная система и ее роль в управлении движениями. Оптическая система глаза (преломляющие свойства глаза, острота  зрения, поля зрения).

18. Воспринимающая система (фоторецепторы, их функции, цветовое зрение, адаптация к свету и темноте). Поисковая функция глаза. Корковый уровень зрительной сенсорной системы.

19. Слуховая сенсорная система. Функции структур наружного, среднего и внутреннего уха. Воздушная и костная проводимость. Фонорецепторы, механизм  восприятия звука.

20. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулорецепторы, механизм рецепции. Функции отолитового аппарата преддверия и полукружных каналов. Вестибулярные рефлексы как источник помех при выполнении упражнений в избранном виде спорта. Вестибулярная устойчивость.

21. Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы (мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы), механизм рецепции. Корковое представительство. Роль в управлении движениями.

22. Безусловные рефлексы, их виды и значение в жизни животных и человека.

23. Условные рефлексы, механизм и условия их образования (И.П. Павлов). Значение условных рефлексов при 

 
стр. 17
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
спортивной деятельности.

24. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов.

25. Типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Первая и вторая сигнальные системы.

26. Понятие о функциональной системе (П.К.Анохин) как принципе работы мозга.

27. Типы мышц и свойства поперечнополосатых мышц. Двигательные единицы, их виды (большие и малые, медленные и быстрые) и особенности их деятельности при динамической работе и статическом усилии.

28. Механизм (теория скольжения), химизм и энергетика мышечного сокращения.

29. Типы и формы работы мышц. Типы и режимы мышечного сокращения. Коэффициент полезного действия мышц.

30. Сила мышц и их рабочая гипертрофия. Регуляция силы сокращения мышц. Электромиография.

31. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (условно-рефлекторные механизмы, двигательный динамический стереотип, экстраполяция, двигательная память, сенсорная афферентация).

32. Фазы формирования двигательного навыка, автоматизация движений спортсмена. Соматический и вегетативный компоненты двигательного навыка. Особенности формирования двигательного навыка в различных видах спорта.

33. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности.

34. Гормоны гипофиза, функции.

35. Гормоны щитовидной железы, функции.

36. Гормоны поджелудочной железы, функции.

37. Гормоны надпочечников, функции.

38. Гормоны мужских половых желез, функции.

39. Гормоны женских половых желез, функции. Фазы менструального цикла

55. Состав, объем и основные функции крови.

56. Функции эритроцитов, их количество и функции. Лейкоциты, их количество и функции. Тромбоциты их количество и функции

57. Значение групп крови и резус-фактора в жизнедеятельности человека. особенности системы крови у спортсменов.

58. Лимфа как внутренняя среда организма, ее состав и функции.

60. Свойства сердечной мышцы: Автоматизм сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Возбудимость и проводимость сердечной мышцы.

61. Механическая работа сердца. Сердечный цикл и его фазовая структура.

62. Показатели деятельности сердца (частота сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови, пульсовое давление, среднее артериальное давление).Определение, нормативное значение показателя, особенности изменения при мышечной работе.

63. Артериальное давление, демонстрация метода измерения давления;  факторы, влияющие на его величину.

64. Регуляция системной гемодинамики в покое и при мышечной работе.

65. Значение дыхания для организма. Механизм вдоха и выдоха.

66. Показатели внешнего дыхания в покое и при мышечной работе.

68. Общая характеристика основных пищеварительных процессов. Работы И.П. Павлова и его школы в исследовании пищеварения.

69. Пищеварение в полости рта. Механизм секреции слюны, ее состав и ферменты.

70. Пищеварение в желудке. Механизм секреции желудочного сока.

71. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Роль желчи в пищеварении.

72. Пищеварение в тонком кишечнике. Ферменты кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение.

73. Всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. Механизм всасывания.

74. Органы и процессы выделения. Выделительная функция каждого из органов, входящих в систему выделения.

75. Функции почек. Нефрон как структурно-функциональная единица почек, кровоснабжение, функции его отделов.

76. Процесс мочеобразования. Количество, состав и свойства мочи.

77. Сущность обмена веществ и энергии.

78. Обмен белков, жиров, углеводов в покое и при мышечной работе, его регуляция.

79. Обмен энергии (основной обмен, обмен в состоянии относительного покоя и при мышечной работе).

80. Тепловой баланс организма, тепловой гомеостаз, температура тела. Теплопродукция  и теплоотдача в покое и при мышечной работе.

81. Понятие об адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам и ее основные функциональные эффекты.

82. Физиологическая классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы, по типу мышечной работы, по силе или мощности сокращений, по энергетической стоимости упражнений.

83. Физиологическая классификация спортивных упражнений по В.С. Фарфелю. Классификация упражнений избранного вида спорта.

84. Физиологическая характеристика ациклических упражнений (силовые и скоростно-силовые упражнения). Позы и статические усилия. Феномен статического усилия (Д. Линдгард). Натуживание и его влияние  на дыхание, кровообращение, мышечную силу. Взрывные усилия.

85. Физиологическая характеристика предстартового состояния (механизмы возникновения, особенности функциональных изменений).Разновидности предстартового состояния и способы управления ими.

86. Физиологическая характеристика разминки (механизмы и особенности функциональных сдвигов, общая и специальные части разминки, сохранение эффектов разминки). Ее особенности в избранном виде спорта.

87. Физиологические закономерности и механизмы врабатывания. Факторы, его определяющие. «Мертвая точка» и «второе дыхание», механизмы возникновения этих состояний. Пути преодоления «мертвой точки».

88. Утомление, как биологический процесс (острое и хроническое, общее и локальное утомление). Признаки утомления. Чувство усталости. Компенсированное и некомпенсированное утомление.

 
стр. 18
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
89. Восстановление и восстановительный период. Их физиологические закономерности. Кислородный долг (его компоненты) и восстановление энергетических запасов организма.

90. Физиологические закономерности занятий физической культурой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обратимости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.

91. Морфофункциональные особенности женского организма, лимитирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений.

92.Менструальный цикл и его фазы (морфофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).

93. Физиологические основы отбора и ориентации юных спортсменов. Значение генетического фактора и условий среды в прогнозировании спортивных результатов.

94. Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность (физические механизмы теплоотдачи и физиологические механизмы ее усиления).

95 Физиологические особенности мышечной работы человека в условиях низкой температуры воздуха (лыжный и конькобежный спорт): изменения функций организма и особенности акклиматизации.

96. Влияние горных условий на организм человека. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления. Горная акклиматизация.

97. Влияние биоритмов (циркадианных и др.) на работоспособность спортсменов. Физиологические изменения в организме при смене временных поясов.

98. Влияние водной среды на спортивную работоспособность (факторы, действующие на организм, особенности терморегуляции и функции сенсорных систем, систем внешнего дыхания и кровообращения).

99. Раскройте содержание методов оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

100. Раскройте содержание метода динамометрии.

101. Раскройте содержание методов оценки функционального состояния дыхательной системы.

102. Раскройте содержание методов оценки оперативной памяти.

103.Раскройте содержание методов оценки функционального состояния ВНС

104. Раскройте содержание тестов по оценке функций мозжечка. Оценка результаты.

105. Раскройте содержание методов оценки физических качеств (сила). Оценка результаты

106. Раскройте содержание методов оценки физических качеств (выносливость). Оценка результатов.

107. Раскройте содержание методов оценки суточной работоспособности. Оценка результатов.

108. Раскройте содержание методов оценки тренированности спортсмена.

109. Раскройте алгоритм оценки восстановительного периода после мышечной работы различного характера.

110. Раскройте критерии и алгоритм педагогического контроля, отражающие состояние спортсмена

Оценка по дисциплине  формируется как сумма баллов текущего контроля и промежуточной аттестации.

60 и менее - неудовлетворительно

61-72 - удовлетворительно

73-86 - хорошо

87-100 - отлично

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

при условии получения максимального количество баллов за каждый вид работ БРС выглядит следующим образом (60 баллов):

Устный ответ 4  х 5 б = 20 баллов

Коллоквиум  2×10 б = 20 баллов

Практическая работа 4 х 5 б = 20 баллов

Итого  60 баллов

Текущий контроль

при условии получения минимального  количество баллов за виды работ БРС выглядит следующим образом (40 баллов)

Практическая работа 15 х 2б= 30 баллов

Коллоквиум  2×5 б = 10 баллов

Итого 40 баллов

Промежуточная аттестация

Собеседование 20 б х 2=40 баллов

Итого  40 баллов

Итого  100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 19
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
сост. С. Ю. Махов; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания
Физиология физического воспитания и спорта: учеб.-метод. пособие
Орел: МАБИВ, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/95434
 
Л1.2
Фудин Н. А.
Физиологические механизмы произвольной регуляции дыхания при занятиях спортом: монография
Москва: Спорт, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/88524
 
Л1.3
Хайбуллин Ю. В., Попова И. А., Берестень Л. А.
Спортивная физиология: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/85904
 
Л1.4
Тамбовцева Р. В., Войтенко Ю. Л., Орел В. Р.
Состояние метаболизма при напряженной мышечной деятельности спортсменов циклических видов спорта: монография
М.: ТВТ Дивизион, 2019
1
https://lib.rucont.ru/efd/719645/info
 
Л1.5
Караулова Л. К.
Физиология физкультурно-оздоровительной деятельности: учеб. по направлению подготовки 49.03.01 "Физ. культура" (квалификация (степень) "бакалавр")
Москва: ИНФРА-М, 2017
0
 
Л1.6
Земцова И. И.
Физиология спорта и двигательной активности. Практические занятия: учеб. пособие
Москва: ТВТ Дивизион, 2017
0
 
Л1.7
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2015
2
 
Л1.8
Солодков А. С.
Физиология спорта: функциональные состояния спортсменов и способы их восстановления: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
Л1.9
Корягина Ю. В., Салова Ю. П., Замчий Т. П.
Курс лекций по физиологии физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
0
 
Л1.10
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Сов. спорт, 2012
38
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Тулякова О. В.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Исследование и оценка физического развития детей и подростков: учеб. пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/93803
 
Л2.2
Замчий Т. П., Салова Ю. П.
Физиология физкультурно-спортивной деятельности: практикум
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
0
 
Л2.3
Солодков А. С., Поварещенкова Ю. А.
Функциональные состояния спортсменов и способы их коррекции: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
Л2.4
Солодков А. С., Селиверстова В. В.
Физиологические проблемы адаптации к физическим нагрузкам: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
0
 
Л2.5
Селиверстова В. В., Мельников Д. С.
Работоспособность в различных средовых условиях: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
0
 
Л2.6
Бреслав И. С., Волков Н. И., Тамбовцева Р. В.
Дыхание и мышечная активность человека в спорте: руководство для изучающих физиологию человека
Москва: Сов. спорт, 2013
4
https://lib.rucont.ru/efd/279272
 
стр. 20
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.7
сост. : Ю. П. Салова, Т. П. Замчий, Г. В. Самойлова ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры
Руководство к практическим занятиям по физиологии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
 
Э2
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
 
Э3
официальный сайт вуза : sibsport.ru 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная аудитория 302, 303, 304: Учебная доска,  столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Механический прибор для измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая, кистевой динамометр механический - 6, спирометр - 4, становый динамометр – 1, велоэргометр – 1, степ-платформа - 2, виртуальный лабораторный практикум LuPraFisim
7.2
7.3
7.4
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405,407,502,602, учебный корпус №4 - ауд. 102,305,312, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229,422, дворец здоровья - ауд. 13.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики