2024-2025_49_03_01 ФК СМ очно 2024_plx_Биохимия человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Биохимия человека
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.11
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
46
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивный менеджмент
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
46
46
46
46
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Т.А. Линдт;кандидат биологических наук, доц., Л.Г. Баймакова 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Биохимия человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 07.05.2024 г.  № 11

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование у студентов знаний о процессах, происходящих в организме человека под влиянием внешних факторов среды, и компетенций, позволяющих использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.3
Педагогическая практика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
ОПК-1.1: знает анатомо-морфологические и биохимические особенности занимающихся физической культурой и спортом в соответствии с их возрастом и полом
 
ОПК-1.3: знает анатомо-морфологические, биомеханические и биохимические основы развития физических качеств
 
ОПК-1.4: знает возрастные особенности обмена веществ при организации занятий физической культурой и спортом
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
ОПК-9.6: умеет с помощью методов экспресс-диагностики определить протекание восстановительных процессов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Химический состав организма, биоорганические соединения
0
 
1.1
Биоорганические соединения  /Лек/
4
ОПК-1.1
3
Низко- и высокомолекулярные органические соединения. Углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты: строение, классификация, функции.
0
 
1.2
Химический состав организма человека /Пр/
2
ОПК-1.1
3
Химический состав организма человека (химические элементы, неорганические вещества). Значение и роль в организме. Функциональные группы органических соединений
0
 
1.3
Биоорганические соединения /Пр/
4
ОПК-1.3
3
Химия белков, липидов, углеводов
0
 
1.4
Водно-дисперсные системы организма /Пр/
2
ОПК-1.3
3
Вода: содержание, состояние, распределение в организме, биологическая роль. Водно-дисперсные системы, классификация, свойства (активная реакция среды, диффузия, осмос). Понятие об алкалозах и ацидозах. Буферные системы организма: состав, механизм буферного действия. 
0
 
1.5
Итоговое занятие по модулю 1 /Пр/
2
ОПК-1.1
3
Контрольная работа 1.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
1.6
Самостоятельное изучение темы Функциональные группы органических соединений /Ср/
1
ОПК-1.3
3
Устный    опрос    по теме, тест
0
 
1.7
Самостоятельное изучение темы Химия углеводов /Ср/
2
ОПК-1.3
3
Устный    опрос    по теме, тест
0
 
1.8
Самостоятельное изучение темы Химия липидов /Ср/
2
ОПК-1.3
3
Устный    опрос    по теме, тест
0
 
1.9
Самостоятельное изучение темы Химия белков и нуклеиновых кислот /Ср/
2
ОПК-1.3
3
Устный    опрос    по теме, тест
0
 
1.10
Самостоятельное изучение темы   Характеристика   водно-дисперсных систем организма  /Ср/
2
ОПК-1.1
3
Устный    опрос    по теме, тест 
0
 
1.11
Подготовка к итоговому занятию по модулю 1 /Ср/
3
ОПК-1.1
3
Ответы на вопросы (письменно/устно)
0
 
 
Раздел 2. Статическая биохимия
0
 
2.1
Биокатализ  /Лек/
2
ОПК-1.4
3
Понятие о ферментах. Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация. Витамины. Классификация, механизм воздействия витаминов на процессы обмена веществ. Понятие о гипо-, гипер- и авитаминозах. 
0
 
2.2
Гормоны /Лек/
2
ОПК-1.4
3
Биологическая роль, классификация, механизм действия, влияние гормонов на интенсивность биохимических процессов в организме.
0
 
2.3
Витамины. Определение витаминов в продуктах питания /Пр/
2
ОПК-1.1 ОПК-1.4
3
Витамины. Классификация, механизм воздействия витаминов на процессы обмена веществ. Понятие о гипо-, гипер- и авитаминозах. 
0
 
2.4
Ферменты. Влияние различных факторов на активность ферментов /Пр/
2
ОПК-1.1
3
Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация.
0
 
2.5
Гормоны. Роль отдельных гормонов в жизнедеятельности организма /Пр/
2
ОПК-1.1 ОПК-1.4
3
Гормоны и их роль в жизнедеятельности человека. Роль гормонов в спортивной деятельности
0
 
2.6
Итоговое занятие по модулю 2 /Пр/
2
ОПК-1.1
3
Контрольная работа по 2-у модулю
0
 
2.7
Нормы потребления и физиологическая роль витаминов /Ср/
2
ОПК-1.1 ОПК-1.4
3
Устный    опрос    по теме, тест
0
 
2.8
Гормональный статус организма на разных этапах онтогенеза /Ср/
3
ОПК-1.1 ОПК-1.4
3
Устный    опрос    по теме, тест
0
 
2.9
Подготовка к итоговому занятию по модулю 2 /Ср/
3
ОПК-1.1 ОПК-1.4
3
Ответы на вопросы (письменно/устно)
0
 
 
Раздел 3. Динамическая биохимия
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.1
Обмен веществ и энергии

/Лек/

2
ОПК-9.6
3
Общая характеристика обмена веществ и энергии (три этапа энергетического обмена). Цикл Кребса. Биологическое окисление (особенности, понятие об аэробном и анаэробном окислении, дыхательная цепь, окислительное и субстратное фосфорилирование, энергетический эффект этих процессов). 
0
 
3.2
Обмен углеводов

/Лек/

2
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Особенности переваривания углеводов. Мобилизация и синтез гликогена в мышцах и печени. Использование углеводов в энергетическом обмене. Анаэробный распад гликогена и глюкозы (гликолиз). Энергетический эффект. Пути устранения молочной кислоты во время работы и в период отдыха. Аэробное окисление гликогена и глюкозы. Энергетический эффект, стадии синтеза АТФ.
0
 
3.3
Обмен липидов

/Лек/

2
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Особенности переваривания и усвоения липидов. Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина, жирных карбоновых кислот. Пути устранения кетоновых тел.
0
 
3.4
Обмен белков и нуклеиновых кислот

/Лек/

2
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Особенности переваривания и дальнейшее использование свободных аминокислот. Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. Пути устранения аммиака из организма.
0
 
3.5
Обмен воды и минеральных солей  /Лек/
2
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Взаимосвязь обменов веществ. Потребность человека в воде. Экзогенная и эндогенная вода. Минеральные вещества организма человека, распределение их между отдельными тканями, биологическая роль. Потребность организма человека в различных минералах в зависимости от физической активности. Регуляция обмена воды и минеральных солей. 
0
 
3.6
Основы рационального питания. /Лек/
2
ОПК-9.6
3
Принципы рационального питания. Нутриенты (макро- и микро). Углеводы, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления и структура углеводного питания. Липиды, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления, структура липидного питания. Белки, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления, структура белкового питания, биологическая ценность белков. Возрастные особенности питания. 
0
 
3.7
Биологическое окисление. Обнаружение окислительно-восстановительных ферментов в биологических объектах /Пр/
2
ОПК-1.1 ОПК-9.6
3
Обнаружение окислительно-восстановительных ферментов в биологических объектах
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.8
Обмен углеводов /Пр/
4
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Анаэробное и аэробное окисление. Молочная кислота. Роль углеводов в спортивной деятельности
0
 
3.9
Обмен липидов /Пр/
2
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина, жирных карбоновых кислот. Кетоновые тела.
0
 
3.10
Обмен белков /Пр/
2
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. Аммиак, образование и устранение.
0
 
3.11
Обмен воды и минеральных веществ /Пр/
2
ОПК-1.4
3
Потребность человека в воде.  Минеральные вещества организма человека, распределение их между отдельными тканями, биологическая роль. Регуляция обмена воды и минеральных солей. Потребность организма человека в различных минералах в зависимости от физической активности. 
0
 
3.12
Возрастные особенности обмена веществ /Пр/
2
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Особенности обмена веществ у лиц различного возраста
0
 
3.13
Итоговое занятие  /Пр/
2
ОПК-1.1 ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Собеседование/тестирование
0
 
3.14
Ферменты, участвующие в углеводном, липидном и белковом обмене в организме  /Ср/
3
ОПК-1.1
3
Устный    опрос    по теме
0
 
3.15
Макроэргические вещества мышц, их концентрация и локализация в мышечном волокне /Ср/
3
ОПК-1.4
3
Устный    опрос    по теме 
0
 
3.16
Решение ситуационных задач /Ср/
6
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Проверка решения задач
0
 
3.17
Особенности обменных процессов и  рационального питания в зависимости от возраста, пола, двигательной активности /Ср/
3
ОПК-1.4 ОПК-9.6
3
Устный опрос, тест, доклад по реферату, мультимедийная презентация
0
 
3.18
Подготовка реферата по предложенной теме /Ср/
5
ОПК-1.4
3
Проверка реферата
0
 
3.19
Подготовка к итоговому занятию по модулю 3 /Ср/
6
ОПК-9.6
3
Ответы на коллоквиуме
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студенту необходимо выполнить следующие виды работ: собеседование по темам (9 штук), 1 итоговое собеседование, выполнить лабораторные работы  (5 штук), написать контрольные работы (3 штуки), пройти тесты (7 штук).
 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется студентам по результатам текущего контроля, при наборе от 61 балла до 100 баллов.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Распределение баллов по видам работ

Собеседование по темам                                                  3 б*9=27 баллов

Контрольная работа 1 (письменная)                             5 б*1=5 баллов

Контрольная работа 2 (письменная)                             7  б*1=7 баллов

Контрольная работа 3 (письменная)                             10  б*1=10 баллов

Выполнение лабораторных

(практических) работ                                                       3 б*5=15 баллов

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
Решение тестов                                                                  3 б*7=21 баллов

Итоговое собеседование                                                 15 баллов    

Итого                                                                                               100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
сост. : О. Н. Кудря, Т. А. Линдт, Л. Н. Тюрина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Курс лекций по биохимии: учеб. пособие для студентов вузов по направлению - Физ. культура
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
0
 
Л1.2
Черемисинов В. Н.
Биохимия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 - Физ. культура и спорт, 032102 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Москва: Физическая культура, 2009
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Черемисинов В. Н.
Биохимия человека: учеб. пособие для студентов вузов
М.: ТВТ Дивизион, 2019
1
https://lib.rucont.ru/efd/719634/info
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
-офисный пакет MS Office либо аналог
6.3.1.2
-браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
2. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к.2, 502 к. 2, 602 к.2, 102 к. 4, 305 к. 4, 321 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5).
7.2
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики