МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
ст.преп., Т.А. Линдт;кандидат биологических наук, доц., Л.Г. Баймакова
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 07.05.2024 г. № 11
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формирование у студентов знаний о процессах, происходящих в организме человека под влиянием внешних факторов среды, и компетенций, позволяющих использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анатомия и морфология человека
Биомеханика двигательной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
ОПК-1.1: знает анатомо-морфологические и биохимические особенности занимающихся физической культурой и спортом в соответствии с их возрастом и полом
ОПК-1.3: знает анатомо-морфологические, биомеханические и биохимические основы развития физических качеств
ОПК-1.4: знает возрастные особенности обмена веществ при организации занятий физической культурой и спортом
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ОПК-9.6: умеет с помощью методов экспресс-диагностики определить протекание восстановительных процессов
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Химический состав организма, биоорганические соединения
Биоорганические соединения /Лек/
Низко- и высокомолекулярные органические соединения. Углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты: строение, классификация, функции.
Химический состав организма человека /Пр/
Химический состав организма человека (химические элементы, неорганические вещества). Значение и роль в организме. Функциональные группы органических соединений
Биоорганические соединения /Пр/
Химия белков, липидов, углеводов
Водно-дисперсные системы организма /Пр/
Вода: содержание, состояние, распределение в организме, биологическая роль. Водно-дисперсные системы, классификация, свойства (активная реакция среды, диффузия, осмос). Понятие об алкалозах и ацидозах. Буферные системы организма: состав, механизм буферного действия.
Итоговое занятие по модулю 1 /Пр/
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Самостоятельное изучение темы Функциональные группы органических соединений /Ср/
Устный опрос по теме, тест
Самостоятельное изучение темы Химия углеводов /Ср/
Устный опрос по теме, тест
Самостоятельное изучение темы Химия липидов /Ср/
Устный опрос по теме, тест
Самостоятельное изучение темы Химия белков и нуклеиновых кислот /Ср/
Устный опрос по теме, тест
Самостоятельное изучение темы Характеристика водно-дисперсных систем организма /Ср/
Устный опрос по теме, тест
Подготовка к итоговому занятию по модулю 1 /Ср/
Ответы на вопросы (письменно/устно)
Раздел 2. Статическая биохимия
Понятие о ферментах. Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация. Витамины. Классификация, механизм воздействия витаминов на процессы обмена веществ. Понятие о гипо-, гипер- и авитаминозах.
Биологическая роль, классификация, механизм действия, влияние гормонов на интенсивность биохимических процессов в организме.
Витамины. Определение витаминов в продуктах питания /Пр/
Витамины. Классификация, механизм воздействия витаминов на процессы обмена веществ. Понятие о гипо-, гипер- и авитаминозах.
Ферменты. Влияние различных факторов на активность ферментов /Пр/
Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация.
Гормоны. Роль отдельных гормонов в жизнедеятельности организма /Пр/
Гормоны и их роль в жизнедеятельности человека. Роль гормонов в спортивной деятельности
Итоговое занятие по модулю 2 /Пр/
Контрольная работа по 2-у модулю
Нормы потребления и физиологическая роль витаминов /Ср/
Устный опрос по теме, тест
Гормональный статус организма на разных этапах онтогенеза /Ср/
Устный опрос по теме, тест
Подготовка к итоговому занятию по модулю 2 /Ср/
Ответы на вопросы (письменно/устно)
Раздел 3. Динамическая биохимия
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Обмен веществ и энергии
/Лек/
Общая характеристика обмена веществ и энергии (три этапа энергетического обмена). Цикл Кребса. Биологическое окисление (особенности, понятие об аэробном и анаэробном окислении, дыхательная цепь, окислительное и субстратное фосфорилирование, энергетический эффект этих процессов).
Особенности переваривания углеводов. Мобилизация и синтез гликогена в мышцах и печени. Использование углеводов в энергетическом обмене. Анаэробный распад гликогена и глюкозы (гликолиз). Энергетический эффект. Пути устранения молочной кислоты во время работы и в период отдыха. Аэробное окисление гликогена и глюкозы. Энергетический эффект, стадии синтеза АТФ.
Особенности переваривания и усвоения липидов. Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина, жирных карбоновых кислот. Пути устранения кетоновых тел.
Обмен белков и нуклеиновых кислот
/Лек/
Особенности переваривания и дальнейшее использование свободных аминокислот. Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. Пути устранения аммиака из организма.
Обмен воды и минеральных солей /Лек/
Взаимосвязь обменов веществ. Потребность человека в воде. Экзогенная и эндогенная вода. Минеральные вещества организма человека, распределение их между отдельными тканями, биологическая роль. Потребность организма человека в различных минералах в зависимости от физической активности. Регуляция обмена воды и минеральных солей.
Основы рационального питания. /Лек/
Принципы рационального питания. Нутриенты (макро- и микро). Углеводы, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления и структура углеводного питания. Липиды, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления, структура липидного питания. Белки, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления, структура белкового питания, биологическая ценность белков. Возрастные особенности питания.
Биологическое окисление. Обнаружение окислительно-восстановительных ферментов в биологических объектах /Пр/
Обнаружение окислительно-восстановительных ферментов в биологических объектах
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Анаэробное и аэробное окисление. Молочная кислота. Роль углеводов в спортивной деятельности
Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина, жирных карбоновых кислот. Кетоновые тела.
Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. Аммиак, образование и устранение.
Обмен воды и минеральных веществ /Пр/
Потребность человека в воде. Минеральные вещества организма человека, распределение их между отдельными тканями, биологическая роль. Регуляция обмена воды и минеральных солей. Потребность организма человека в различных минералах в зависимости от физической активности.
Возрастные особенности обмена веществ /Пр/
Особенности обмена веществ у лиц различного возраста
Собеседование/тестирование
Ферменты, участвующие в углеводном, липидном и белковом обмене в организме /Ср/
Макроэргические вещества мышц, их концентрация и локализация в мышечном волокне /Ср/
Решение ситуационных задач /Ср/
Особенности обменных процессов и рационального питания в зависимости от возраста, пола, двигательной активности /Ср/
Устный опрос,
тест, доклад по реферату, мультимедийная презентация
Подготовка реферата по предложенной теме /Ср/
Подготовка к итоговому занятию по модулю 3 /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студенту необходимо выполнить следующие виды работ: собеседование по темам (9 штук), 1 итоговое собеседование, выполнить лабораторные работы (5 штук), написать контрольные работы (3 штуки), пройти тесты (7 штук).
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется студентам по результатам текущего контроля, при наборе от 61 балла до 100 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Распределение баллов по видам работ
Собеседование по темам 3 б*9=27 баллов
Контрольная работа 1 (письменная) 5 б*1=5 баллов
Контрольная работа 2 (письменная) 7 б*1=7 баллов
Контрольная работа 3 (письменная) 10 б*1=10 баллов
Выполнение лабораторных
(практических) работ 3 б*5=15 баллов
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Решение тестов 3 б*7=21 баллов
Итоговое собеседование 15 баллов
Итого 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
сост. : О. Н. Кудря, Т. А. Линдт, Л. Н. Тюрина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Курс лекций по биохимии: учеб. пособие для студентов вузов по направлению - Физ. культура
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
Биохимия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 - Физ. культура и спорт, 032102 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Москва: Физическая культура, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Биохимия человека: учеб. пособие для студентов вузов
https://lib.rucont.ru/efd/719634/info
6.3.1 Перечень программного обеспечения
-офисный пакет MS Office либо аналог
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к.2, 502 к. 2, 602 к.2, 102 к. 4, 305 к. 4, 321 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5).
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ