МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Анатомия и морфология человека
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
канд. биол. наук, доц., Черапкина Л.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Анатомия и морфология человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 07.05.2024 г. № 11
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовка обучающихся к рекреационной, педагогической и организационно-методической деятельности для решения профессиональных задач, связанных с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий, посредством освоения знаний о строении организма человека и составляющих его органов и систем на макро- и микроскопическом уровнях, формирования целостного представления об единстве строения и функции организма человека в процессе его жизнедеятельности, морфологических особенностей адаптации организма к воздействию физических упражнений, а также умений и навыков, необходимых для формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Психология физической культуры
Теория и методика физической культуры
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
ОПК-1.1: знает анатомо-морфологические и биохимические особенности занимающихся физической культурой и спортом в соответствии с их возрастом и полом
ОПК-1.3: знает анатомо-морфологические, биомеханические и биохимические основы развития физических качеств
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ОПК-9.2: знает антропометрические и биомеханические методы исследования
ОПК-9.5: умеет проводить анатомический анализ положений и движений, интерпретировать результаты антропометрических измерений и показателей физического развития, определяя степень соответствия их контрольным нормативам
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Анатомия человека
Введение в анатомию. /Лек/
Определение анатомии как науки, содержание и место среди биологических наук. Значение изучения анатомии для специалистов по физической культуре и спорту. Методы исследования в анатомии. Краткая история развития, роль отечественных ученых в развитии анатомии. Органы, системы и аппараты органов. Основные понятия и анатомическая терминология.
Развитие организма человека. /Лек/
Развитие организма человека.
Общее понятие о клетках и тканях. Классификация тканей. Краткое строение эпителиальной и соединительной тканей. Периоды развития организма: пренатальный и постнатальный. Возрастная периодизация.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Морфология костной системы /Лек/
Общее сведения о строении и функциях скелета. Строение костей: структурно-функциональная единица, губчатое и компактное вещество, химический состав костей, строение надкостницы. Классификация костей.
Общие данные о соединении костей /Лек/
Классификация соединений костей. Непрерывные, прерывные, полупрерывные соединения. Классификация суставов, основные и вспомогательные элементы суставов. Тормозной аппарат и костные ограничители подвижности в суставах. Адаптация соединений костей.
Введение в мышечную систему /Лек/
Строение мышечной ткани, сократительный и трофический аппарат мышечного волокна. Виды мышечной ткани. Классификация мышц. Подъемная сила мышц и факторы ее определяющие. Вспомогательный аппарат мышц. Виды работы мышц. Рычаговый принцип работы мышц.
Учение о внутренних органах /Лек/
Общая характеристика, классификация и функциональное значение внутренних органов. Общий план строения стенки полых органов. Строение паренхиматозных органов.
Учение о сосудистой системе /Лек/
Общий обзор и функциональное значение сосудистой системы. Круги кровообращения. Классификация сосудов и особенности строения их стенок. Понятие об анастомозах и коллатеральном кровообращении.
Учение о лимфатической системе. /Лек/
Значение и строение лимфатической системы. Теории образования лимфы, ее состав и пути ее продвижения по телу. Строение и функции лимфатических узлов. Лимфатические стволы и протоки. Области лимфооттока. Органы иммуногенеза.
Учение об органах внутренней секреции. /Лек/
Общий обзор и классификация органов внутренней секреции. Гормоны и их влияние на организм. Строение органов внутренней секреции.
Учение о нервной системе /Лек/
Значение, строение и классификация нервной системы. Строение нервной ткани. Рефлекторная дуга соматической нервной системы. Классификация нервной системы. Значение и классификация проводящих путей центральной нервной системы. Понятие об ассоциативных, комиссуральных и проекционных проводящих путях.
Строение органов чувств. /Лек/
Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат органа зрения. Строение органа обоняния. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение органа вкуса.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Строение и соединения скелета туловища /Пр/
Отделы позвоночного столба. Строение позвоночника. Особенности строения позвонков различных отделов. Строение ребер и грудины. Соединение позвоночного столба. Атлантозатылочный и атлантоосевой суставы. Позвоночный столб в целом, его изгибы, оси, движения. Соединения ребер с позвоночным столбом и грудиной. Грудная клетка в целом.
Строение и соединение скелета головы. /Пр/
Краткое строение костей мозгового и лицевого черепа. Соединения костей черепа. Череп в целом.
Строение скелета верхней конечности. /Пр/
Строение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности: ключица, лопатка, плечевая кость, кости предплечья, кости кисти.
Соединения скелета верхней конечности. /Пр/
Строение грудино-ключичного, плечевого, локтевого, лучезапястного суставов, соединения кисти. Классификация суставов, их форма, оси, движения, связки, особенности
Строение скелета нижней конечности. /Пр/
Строение тазовой кости, бедренной, костей голени. Строение стопы.
Соединения скелета нижней конечности. /Пр/
Соединения костей таза. Таз в целом. Строение тазобедренного, коленного, голеностопного суставов, суставы стопы, своды стопы. Классификация суставов, их форма, оси, движения, связки, особенности.
Контрольное занятие по разделу «Остеология». /Пр/
Тестирование по разделу "Остеология". Практическое задание: демонстрация полученных умений на анатомических препаратах на себе или натурщике
Мышцы пояса верхней конечности. /Пр/
Мышцы, производящие движения плечевого пояса: вперед, назад, вверх, вниз - названия, место начала и прикрепления. Проекция мышц на теле.
Мышцы свободной верхней конечности. /Пр/
Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, лучезапястный суставы, мышцы кисти: названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц на теле.
Мышцы нижней конечности. /Пр/
Мышцы, приводящие движения тазобедренном суставе: названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц на теле. Мышцы, действующие на коленный и голеностопный суставы, мышцы стопы: названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц на теле.
Мышцы туловища головы и дыхания. /Пр/
Мышцы спины, живота, шеи: названия, места начала и прикрепления, функции, проекция на теле. Мимические и жевательные мышцы: названия, места начала и прикрепления, функция, проекция на теле. Мышцы, производящие вдох и выдох: основные и вспомогательные, механизм вдоха и выдоха.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Контрольное занятие по разделу «Миология». /Пр/
Тестирование по разделу "Миология". Практическое задание: демонстрация полученных умений на себе или натурщике
Строение пищеварительной системы. /Пр/
Строение и значение полости рта, глотки, пищевода, желудка, толстого и тонкого кишечника. Пищеварительные железы, их расположение, строение и функции. Брюшина и ее производные.
Строение дыхательной системы /Пр/
Значение органов дыхания. Внелегочные и внутрилегочные воздухопроводящие пути, их строение. Ацинус, строение и значение. Плевральная полость, плевральные синусы. Механизм дыхания.
Строение мочеполовой системы. /Пр/
Значение и строение мочевой системы. Строение почек: корковое, мозговое вещество, нефрон. Механизм образования мочи. Строение мочевыводящих путей. Краткая характеристика и строение половых органов.
Контрольное занятие по разделу «Спланхнология». /Пр/
Тестирование по разделу «Спланхнология». Практическое задание: демонстрация полученных умений на анатомических препаратах на себе или натурщике.
Местоположение, камеры сердца. Строение стенки сердца. Клапанный аппарат. Кровоснабжение и иннервация сердца. Круги кровообращения.
Строение артериальной системы. /Пр/
Крупные ветви и области кровоснабжения. Дуги аорты и грудной аорты. Проекция крупных артерий головы, шеи, верхней конечности на теле. Крупные ветви, конечные ветви брюшной аорты, зоны их кровоснабжения. Проекция крупных артерий нижней конечности и брюшной полости на теле.
Строение венозной системы. /Пр/
Принципиальная схема венозной системы. Притоки верхней и нижней полых вен. Притоки воротной вены. Особенности вен конечностей. Механизм тока крови по венам.
Контрольное занятие по разделу «Ангиология». /Пр/
Тестирование по разделу «Ангиология». Практическое задание: демонстрация полученных умений на анатомических препаратах на себе или натурщике.
Учение об органах внутренней секреции /Пр/
Строение органов внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, вилочковая железа, внутрисекреторная часть поджелудочной железы).
Строение спинного мозга. /Пр/
Местоположение. Внешнее строение, отделы спинного мозга, серое и белое вещество, ядра. Строение нервного сегмента Оболочки спинного мозга. Нейроны спинного мозга и их расположение. Функция канатиков в спинном мозге. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Строение ствола мозга. /Пр/
Строение продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга. Расположение ядер и их функции.
Строение конечного мозга. /Пр/
Доли, борозды, извилины конечного мозга. Строение коры полушарий, белого вещества, базальные ядра. Анализаторы 1 и 2 сигнальной системы.
Строение черепно-мозговых нервов. Строение спинномозговых нервов. /Пр/
Характеристика, ядра, крупные ветви и зоны иннервации черепно-мозговых нервов. Образование спинномозговых нервов. Образование и расположение шейного, плечевого поясничного и крестцового сплетений, их ветви, функции и зоны иннервации.
Строение вегетативной нервной системы /Пр/
Общая характеристика, функции, классификация. Основные отличия между симпатическим и парасимпатическим отделами. Особенности строения рефлекторной вегетативной дуги. Строение периферических частей
Строение органов чувств. /Пр/
Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат органа зрения. Строение органа обоняния. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение органа вкуса.
Контрольное занятие по разделу «Неврология». /Пр/
Тестирование по разделу «Неврология». Практическое задание: решение ситуационных задач.
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, составление опорного конспекта.
Раздел 2. Спортивная морфология
Общее понятие о динамической анатомии. /Лек/
Понятие о внешних и внутренних силах. Общий центр тяжести тела, площадь опоры. Виды равновесия и степень устойчивости, факторы, влияющие на них. Схема анатомического анализа положений и движений тела. Классификация положений и движений тела спортсмена, их общая характеристика.
Анатомический анализ положений и движений тела спортсмена. /Лек/
Характеристика типичных положений тела: «стоя», «стойка на кистях», «висы», «гимнастический мост», «упор лежа». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти положения.
Введение в спортивную антропологию и морфологию. /Лек/
Понятие о предмете, задачи спортивной антропологии и морфологии. Методы и классификация спортивной морфологии.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Учение о конституции и половом диморфизме. /Лек/
Классификация конституции. Основы соматотипирования и соматоскопирования. Эволюционная теория пола. Уровни половых отличий. Анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности организма женщин и мужчин.
Возрастная антропология и морфология. /Лек/
Цель и задачи возрастной антропологии и морфологии. Общие закономерности онтогенеза. Возрастная периодизация. Биологический и двигательный возраст человека. Понятие об акселерации. Возрастные особенности органов систем исполнения. Возрастные особенности органов систем обеспечения. Возрастные особенности органов систем регуляции и контроля.
Морфологические аспекты адаптации к физическим нагрузкам. /Лек/
Понятие об адаптации, ее виды и уровни. Норма адаптивной реакции и факторы ее регулирующие. Стресс как механизм адаптации. Пути приспособления организма.
Морфологические основы спортивного отбора и ориентации. /Лек/
Понятие о спортивном отборе и ориентации. Цель и задачи спортивного отбора. Этапы спортивного отбора. Морфологические критерии спортивной одаренности.
Общее понятие о динамической анатомии /Пр/
Понятие о внешних и внутренних силах. Общий центр тяжести тела, площадь опоры. Виды равновесия и степень устойчивости, факторы, влияющие на них. Схема анатомического анализа положений и движений тела. Классификация положений и движений тела спортсмена, их общая характеристика.
Анатомический анализ положений и движений тела спортсмена. /Пр/
Характеристика типичных положений тела: «стоя», «стойка на кистях», «висы», «гимнастический мост», «упор лежа». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти положения. Характеристика типичных движений тела: «ходьба», «бег», «прыжок в длину с места», «сальто назад с места». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти движения. Характеристика положений и движений тела спортсмена в избранном виде спорта.
Контрольное занятие по разделу«Динамическая анатомия». /Пр/
Тестирование по разделу «Динамическая анатомия». Практическое задание «Анатомический анализ положения тела спортсмена».
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Введение в спортивную антропологию и морфологию. /Пр/
Правила проведения антропометрических исследований. Понятие о предмете. Задачи спортивной антропологии и морфологии. Правила проведения антропометрических измерений. Антропометрические инструменты.
Учение о конституции и половом диморфизме. /Пр/
Исследование длиннотных размеров тела (метод работы в малых группах)* Классификация конституции. Основы соматотипирования и соматоскопирования. Эволюционная теория пола. Уровни половых отличий. Анатомические особенности организма женщин и мужчин. Антропометрические точки. Методика вычисления продольных размеров тела.
Возрастная антропология и морфология. /Пр/
Исследование обхватных размеров тела и поперечных размеров тела (метод работы в малых группах)*. Цель и задачи возрастной антропологии и морфологии. Общие закономерности онтогенеза. Возрастная периодизация. Биологический и двигательный возраст человека. Понятие об акселерации. Возрастные особенности органов систем исполнения. Возрастные особенности органов систем обеспечения. Возрастные особенности органов систем регуляции и контроля. Определение поперечных размеров тела. Определение обхватных размеров тела.
Морфологические аспекты адаптации к физическим нагрузкам. /Пр/
Измерение толщины жировых складок. Динамометрия. Спирометрия (метод работы в малых группах)*. Понятие об адаптации, ее виды и уровни. Норма адаптивной реакции и факторы ее регулирующие. Стресс как механизм адаптации. Пути приспособления организма. Цена адаптации. Определение толщины кожно-жировых складок. Определение кистевой и становой динамометрии. Определение ЖЕЛ.
Морфологические основы спортивного отбора и ориентации. /Пр/
Определение компонентного состава тела человека. Понятие о спортивном отборе и ориентации. Цель и задачи спортивного отбора. Этапы спортивного отбора. Морфологические критерии спортивной одаренности. Расчет по формулам Я. Матитко компонентный состав тела. Расчет по формуле Изаксона площади поверхности тела. Расчет по формуле Никитюка значения удельного веса тела.Оформление графика индивидуального профиля физического развития.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Схемы соматоскопирования Черноруцкого, Штефко-Островского. Схемы соматотипирования В.В. Бунака, В. Шелдона, В.П. Чтецова. Морфологическая модель здорового человека. Учет фактора конституции в спортивной практике. Осанка, её виды. Факторы, определяющие осанку. Возрастные изменения осанки тела. Методы определения осанки тела. Симметрия и асимметрия в строении тела человека.
Определение высоты подъема стопы; высоты свода стопы. Расчет по формуле М.О. Фридлянда и Чижина индекса стопы и его оценка.
Оценка физического развития методом индексов и стандартов. /Пр/
Определение индекса Кетле, его значение, средние величины. Определение индекса Эрисмана, его значение, средние величины. Определение индекса Ливии, его значение, средние величины. Определение индекса Брока, понятие нормы. Определение индекса плечевого показателя, его норма, понятие о сутуловатости. Определение индекса Скелии, средние показатели. Порядок оценки физического развития методом стандартов.
Контрольное занятие по разделу «Спортивная морфология». /Пр/
Тестирование по разделу «Спортивная морфология». Практическое задание «Морфологический «портрет» спортсмена в избранном виде спорта».
Спортивная морфология /Ср/
Изучение теоретического материала учебника, лекций
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Первый семестр
В рамках текущего контроля по каждому из подразделов дисциплины обучающийся должен пройти собеседование по вопросам подраздела, представить для проверки выполненные практические работы, выполнить разноуровневые задания (тест, практическое задание/ситуационная задача).
Второй семестр
В рамках текущего контроля обучающийся должен пройти собеседование по вопросам подразделов дисциплины, представить для проверки выполненные практические работы, выполнить разноуровневые задания (тест, практическое задание).
5.2. Промежуточная аттестация
В первом семестре промежуточной аттестацией является зачет. Зачет является итогом текущей успеваемости.
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым видам работ и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля, согласно схемы БРС
Во втором семестре промежуточной аттестацией является экзамен.
Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в форме устного собеседования. Экзаменационный билет включает 3 вопроса.
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамен):
1. Виды тканей. Строение и функция соединительной и эпителиальной тканей.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
2. Развитие организма. Этапы развития. Возрастная периодизация.
3. Части, поверхности, области тела человека. Плоскости симметрии, оси вращения.
4. Строение кости как органа. Развитие и рост костей. Надкостница, ее строение и значение. Строение длинных трубчатых костей.
5. Классификация соединений костей. Непрерывные и полупрерывные соединения. Классификация суставов. Основные и вспомогательные элементы суставов.
6. Позвоночный столб, его отделы. Строение позвонка, его особенности в разных отделах. Соединения позвоночного столба. Атлантоосевой и атлантозатылочный суставы.
7. Состав грудной клетки. Строение грудины и ребер. Форма грудной клетки. Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом.
8. Кости мозгового и лицевого черепа. Контрфорсы черепа. Возрастные особенности черепа. Соединения между костями черепа. Височно-нижнечелюстной сустав.
9. Строение и соединения костей пояса верхней конечности. Грудино-ключичный сустав. Строение плечевого и локтевого суставов (по схеме).
10. Строение плечевой кости и костей предплечья. Строение лучезапястного сустава (по схеме). Строение костей кисти.
11. Строение тазовой кости. Таз в целом. Особенности строения большого и малого таза. Половые отличия таза. Тазобедренный сустав (по схеме).
12. Строение бедренной кости и костей голени. Коленный голеностопный суставы (по схеме). Строение и соединения костей стопы. Виды плоскостопия.
13. Классификация и строение мышц. Строение и механизм сокращения мышечного волокна. Вспомогательный аппарат мышц, его значение.
14. Виды работы мышц. Факторы, влияющие на силу мышц. Мышечный тонус. Рычаговый принцип работы мышц. Антагонизм и синергизм мышц.
15. Мышцы, участвующие в движениях нижней челюсти в височно-нижнечелюстном суставе. Мимические мышцы, их особенности и функциональное значение. Мышцы, участвующие в движениях пояса верхних конечности, в движениях плеча в плечевом суставе.
16. Мышцы, участвующие в движениях предплечья в локтевом суставе. Мышцы, участвующие в движениях кисти в лучезапястном суставе. Собственные мышцы кисти.
17. Мышцы, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе, голени в коленном суставе, стопы в голеностопном суставе. Собственные мышцы стопы.
18. Мышцы, участвующие в сгибании и разгибании позвоночного столба. Мышцы вдоха и выдоха основные и вспомогательные. Функциональное значение мышц брюшного пресса. Слабо защищенные места брюшной стенки, их функциональное значение.
19. Общее понятие о внутренних органах. Классификация внутренних органов по строению и функции: полые и паренхиматозные органы. Строение стенки полых внутренних органов.
20. Строение и функции полости рта и ее органов. Строение, функции и проекция слюнных желез. Строение, функции и проекция глотки.
21. Строение, функции и проекция поджелудочной железы. Внутреннее строение и функции печени.
22. Строение, функции и проекция пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки. Брюшина, ее строение, ход, образования и функциональное значение.
23. Строение и функции носовой полости. Особенности строения стенки дыхательных путей. Строение, функции и проекция гортани. Строение, функции и проекция трахеи и бронхов.
24. Внешнее строение легких: части, поверхности, доли. Отличия в строении правого и левого легких. Внутреннее строение легких: бронхиальное дерево, понятие об ацинусе и альвеолах. Плевра, полость плевры. Понятие о средостении.
25. Внешнее строение, местоположение и проекция почек. Внутреннее строение почки. Функциональное значение нефрона и стадии образования мочи. Строение, функции и проекция мочеточников. Строение и функции внутренних половых органов.
26. Общее понятие о сердечно-сосудистой системе: классификация, функции, круги кровообращения. Состав крови.
27. Строение стенки сосудов. Микроциркуляторное сосудистое русло, его строение и функциональное значение. Понятие о лимфатической системе.
28. Строение сердца, особенности его топографии у спортсменов. Кровоснабжение и иннервация сердца.
29. Аорта, ее части и проекция. Ветви восходящей части дуги аорты. Наружная и внутренняя сонные артерии, их ветви и области кровоснабжения.
30. Подключичная артерия, ее ветви и области кровоснабжения. Артерии верхней конечности, их проекция и области кровоснабжения. Грудная и брюшная аорта, их ход, проекция ветви и области кровоснабжения.
31. Артерии таза, их ветви и области кровоснабжения. Артерии нижней конечности, их проекция и области кровоснабжения.
32. Вены верхней и нижней конечностей и их проекция. Система воротной вены и ее функциональное значение. Система верхней и нижней полых вен.
33. Общее понятие о нервной системе: развитие, функции и классификация. Строение и функции нервной ткани. Строение рефлекторной дуги, отличия соматической и вегетативной рефлекторных дуг. Проводящие пути ЦНС.
34. Строение спинного мозга: проекция, поверхности, борозды, корешки, деление на сегменты, топография серого и белого вещества, ветви спинномозгового нерва.
35. Строение и функции продолговатого мозга. Строение заднего мозга, его части и функциональное значение.
36. Строение среднего мозга, его части и функциональное значение. Строение промежуточного мозга, его части и функциональное значение.
37. Конечный мозг: его части, доли, борозды, извилины. I и II сигнальные системы конечного мозга. Локализация
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
корковых концов анализаторов в полушариях конечного мозга. Ядра основания мозга и их функция.
38. Шейное сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации. Плечевое сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации.
39. Межреберные нервы, их проекция и области иннервации. Поясничное сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации. Крестцовое сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации.
40. Строение, функции и отделы вегетативной нервной системы. Отличия этих отделов. Черепно-мозговые нервы, их функции, ветви и области иннервации.
41. Общая характеристика желез внутренней секреции, их назначение, классификация и свойства. Строение гипофиза и эпифиза, их функции, гормоны, кровоснабжение.
42. Строение щитовидной и паращитовидной желез, их функции, гормоны, кровоснабжение. Строение вилочковой железы и надпочечников, их функции, гормоны и кровоснабжение.
43. Общее понятие об органах чувств, их значение в жизни человека. Понятие об анализаторе: его части и назначение. Рецепторный аппарат: классификация, характеристика и функциональное значение. Строение и функции кожи.
44. Орган зрения, его отделы. Строение глазного яблока: его мышцы, вспомогательный аппарат и светопреломляющие среды глаза.
45. Орган слуха, его отделы и их строение. Строение вестибулярного аппарата.
46. Последовательность анатомического анализа положений и движений тела человека. Понятие о внешних и внутренних силах, обуславливающих положение тела в пространстве.
47. Общий центр тяжести, объема, виды равновесия, степень устойчивости. Площадь опоры, факторы, влияющие на степень устойчивости тела.
48. Спортивная морфология, её цели и задачи. Методы спортивной морфологии, правила проведения антропометрических измерений, основные инструменты.
49. Методы оценки физического развития. Конституция человека, её проявления, основы, типы.
50. Осанка, её виды. Факторы, определяющие осанку. Признаки, типы осанок по Николаеву. Возрастные изменения осанки тела. Методы определения осанки тела. Симметрия и асимметрия в строении тела человека.
51. Половой деморфизм, основные факторы половой дифференцировки, назначение женского и мужского пола. Уровни половых различий и их характеристика.
52. Правила и техника измерений продольных, поперечных и обхватных размеров тела.
53. Калиперометрия (измерение жировых складок), правила и техника. Определение удельного веса площади поверхности тела. Определение компонентного состава массы тела. Возрастная характеристика жирового компонента.
54. Методика динамометрии. Гониометрии. Плантография и подометрия. Методы индексов, стандартов и профилей.
55. Понятие об общей конституции как генотипе. Частные конституции как фенотипическое проявление генотипа. Соматотип как анатомическое проявление конституции и маркер временных параметров онтогенеза. Учет фактора конституции в спортивной практике.
56. Техника соматотипирования (измерительный и описательный подходы). Пропорции тела, их типы, изменение в процессе роста и развития человека. Схемы соматоскопирования Черноруцкого, Штефно-Островского, В.В.Бунака, В.Шелдона, В.П.Чтецова. Морфологическая модель здорового человека.
57. Женщина в современном спорте (антропологические особенности и возможности женского организма).
58. Адаптация, её уровни и виды. Норма реакции организма, факторы от которых она зависит. Реакция – стресс, её фазы и значение. Компенсаторно-приспособительные реакции и их проявления.
59. Адаптационные изменения костной системы на органном уровне. Изменения внутреннего строения костей под влиянием физических нагрузок. Внешние и внутренние факторы, влияющие на подвижность суставов.
60. Рабочая гипертрофия мышц, пути, морфологические признаки. Изменения в мышцах при действии физических нагрузок различного характера. Основные свойства красных и белых мышечных волокон. Изменения в мышцах при перетренированности.
61. Адаптация эндокринной, пищеварительной и мочевой систем к физическим нагрузкам.
62. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам.
63. Адаптация нервной системы к физическим нагрузкам.
Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов;
оценку «хорошо» - 73-86 баллов;
оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла;
оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль в первом семестре:
выполнение практических работ по подразделу дисциплины - Мaкс. возможное кол-во баллов - 15 баллов за один подраздел, итого 15×4=60;
собеседование на контрольном занятии - Мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов за одно задание, итого 5×4=20;
выполнение разноуровневых заданий на контрольном занятии - Мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов за одно задание, итого 5×4=20.
Итого 100 баллов
Текущий контроль во втором семестре:
выполнение практических работ по подразделу дисциплины - Мaкс. возможное кол-во баллов - 10 баллов за один подраздел, итого 10×3=30;
собеседование на контрольном занятии - Мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов за одно задание, итого 5×3=15;
выполнение разноуровневых заданий на контрольном занятии - Мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов за одно
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
задание, итого 5×3=15.
Итого - 60 баллов.
Промежуточная аттестация (экзамен):
Вопрос 1 - 15 баллов
Вопрос 2 - 15 баллов
Вопрос 3 - 10 баллов
Итого: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для высш. учеб. заведений физ. культуры
6.1.2. Дополнительная литература
Губа В. П., Чернова В. Н.
Спортивная морфология: учеб. для вузов
https://lib.rucont.ru/efd/713594
Руководство к практическим занятиям по спортивной морфологии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корнякова В. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корягина Ю. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2007
Алексанянц Г. Д., Абушкевич В. В., Тлехас Д. Б., Филенко А. М., Ананьев И. Н., Гричанова Т. Г.
Спортивная морфология: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 032100 - "Физ. культура" и специальности 032101 - "Физ. культура и спорт"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
- научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
- Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, 10 компьютерных столов, столы и стулья обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), препараты, муляжи, иллюстративный материал, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, мультимедиа проектор.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 13 ДЗ.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx