2024-2025_49_03_01 ФК СМ очно 2024_plx_Ассистивные технологии в образовании
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Ассистивные технологии в образовании
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
ФТД.01
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивный менеджмент
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
16
19
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
6
6
18
18
Практические
10
10
10
10
10
10
30
30
Итого ауд.
16
16
16
16
16
16
48
48
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
16
16
48
48
Сам. работа
20
20
20
20
16
16
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
36
36
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Канд.пед.наук, Доцент, Потешкин Артем Валерьевич 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Канд. пед. наук, Зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Ассистивные технологии в образовании
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 30.04.2024 г.  № 14

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у студентов знаний, умений и навыков применения ассистивных технологий  в области образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Этика в адаптивной физической культуре
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: знает психологические особенности общения с различными категориями групп людей, функции и средства общения, методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия
 
УК-3.4: умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел I. Социальная защита и социальное обеспечение инвалидов
0
 
1.1
Основы комплексной профилактики заболеваний /Лек/
2
УК-3.1
2
Понятие о здоровье человека. Болезни цивилизации. Факторы риска развития социально значимых заболеваний.
0
 
1.2
Социальная защита и социальное обеспечение инвалидов. /Лек/
2
УК-3.4
2
Государственная система защиты инвалидов в РФ. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов». Социальное обеспечение инвалидов. Организационно-правовые формы социального обеспечения. Предмет права социального обеспечения.
0
 
1.3
Основы здорового образа жизни. /Пр/
2
УК-3.4
2
Основные принципы, составляющие суть рационального питания. Экологический дисбаланс и здоровье человека. Здоровый образ жизни, поведение в быту и взаимоотношения между людьми. Основные принципы оздоровительных физических нагрузок.
0
 
1.4
Государственная система защиты инвалидов. /Пр/
4
УК-3.4
2
Государственная система защиты инвалидов в РФ. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов». Государственная система защиты инвалидов в РФ. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов».
0
 
1.5
Изучение теоретического материала /Ср/
10
УК-3.4
2
Изучение материалов лекций. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к практическим занятиям.
0
 
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
Раздел 2. Раздел II. Нормативно-правовое регулирование комплексной реабилитации больных и инвалидов
0
 
2.1
Нормативно-правовое регулирование вопросов организации и реализации реабилитации. /Лек/
2
УК-3.1
2
Основные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере медицинской и комплексной реабилитации в РФ. Международные документы в сфере реабилитации.
0
 
2.2
Законодательная база физической реабилитации и спорта инвалидов. /Пр/
4
УК-3.4
2
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность реабилитационных, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Нормативно-правовые документы, регламентирующие развитие адаптивной физической культуры и спорта среди инвалидов.
0
 
2.3
Изучение теоретического материала /Ср/
10
УК-3.4
2
Изучение материалов лекций. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к практическим занятиям.
0
 
 
Раздел 3. Раздел III. Основы, принципы и организация комплексной реабилитации
0
 
3.1
Понятие о реабилитации больных и инвалидов. /Лек/
2
УК-3.1
3
Понятие  реабилитации и абилитации. Основные аспекты реабилитации. Виды и этапы реабилитации. Основные задачи реабилитации. Принципы реабилитации больных и инвалидов. Понятие о медицинской и  физической реабилитации
0
 
3.2
Организация и устройство реабилитации в различных типах учреждений. /Лек/
2
УК-3.1
3
Структура и функции учреждений медицинской реабилитации. Организация реабилитации в лечебных учреждениях различного типа и в образовательно-коррекционных учреждениях.
0
 
3.3
Социальная и профессиональная реабилитация больных и инвалидов. /Лек/
2
УК-3.1
3
Составляющие социальной реабилитации. Профессиональная реабилитация. Трудовая реабилитация детей-инвалидов.
0
 
3.4
Краткая характеристика основных реабилитационных средств. /Пр/
2
УК-3.4
3
Решение кейс-пакетов.
0
 
3.5
Физическая реабилитация, как составляющая часть медицинской реабилитации больных и инвалидов. /Пр/
2
УК-3.4
3
Медицинская реабилитация: цель, задачи, методы. Физическая реабилитация: цель,  задачи, методы. Место физической реабилитации в комплексной реабилитации больных и инвалидов.
0
 
3.6
Основные средства физической реабилитации больных и инвалидов. /Пр/
2
УК-3.4
3
Активные средства реабилитации больных и инвалидов. Пассивные средства реабилитации больных и инвалидов. Психорегулирующие средства. Использование средств физической реабилитации в зависимости от типа темперамента больных и инвалидов.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.7
Материально-техническое обеспечение  комплексной реабилитации. /Пр/
4
УК-3.4
3
Решение кейс-пакетов. Составление индивидуальной программы реабилитации
0
 
3.8
Изучение теоретического материала /Ср/
20
УК-3.4
3
Изучение материалов лекций. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к практическим занятиям.
0
 
 
Раздел 4. Раздел IV. Ассистивные технологии в образовании лиц с различными нарушениями в состоянии здоровья.
0
 
4.1
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. /Лек/
2
УК-3.1
4
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Льготы инвалидов на жилплощадь. Условия обучения и воспитания детей-инвалидов. Условия обеспечения занятости инвалидов. Виды пенсий по инвалидности. Порядок выплаты пенсий по инвалидности.
0
 
4.2
Понятие об инклюзивном образовании. /Лек/
2
УК-3.1
4
История развития инклюзивного образования. Требования к образовательному учреждению при обучении лиц, имеющими ограничения в состоянии здоровья. Требования к педагогу, обучающему лиц с ограничениями в состоянии здоровья.
0
 
4.3
Характеристика ассистивных технологий, применяемых в образовании у лиц с ОВЗ /Лек/
2
УК-3.1
4
Понятие об ассистивных технологиях . Особенности обучения лиц с сенсорными нарушениями. Особенности обучения лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
0
 
4.4
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности /Пр/
2
УК-3.4
4
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Условия обучения и воспитания детей-инвалидов. Условия обеспечения занятости инвалидов. Виды пенсий по инвалидности. Порядок выплаты пенсий по инвалидности
0
 
4.5
Организация инклюзивного образования в России и за рубежом. /Пр/
2
УК-3.4
4
Подготовка докладов с мультимедийными презентациями
0
 
4.6
Особенности подбора ассистивных технологий для лиц с нарушением зрения. /Пр/
2
УК-3.4
4
Решение кейс-пакетов.
0
 
4.7
Особенности подбора ассистивных технологий для лиц с нарушением слуха. /Пр/
2
УК-3.4
4
Решение кейс-пакетов.
0
 
4.8
Особенности подбора ассистивных технологий для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата /Пр/
2
УК-3.4
4
Решение кейс-пакетов.
0
 
4.9
Выполнение практических заданий /Ср/
16
УК-3.4
4
Изучение материалов лекций. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к практическим занятиям. Выполнение разноуровневых заданий
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
В рамках текущего контроля студент очной формы на семинарских занятиях должен дать ответы на восемь вопросов, подготовить один мультимедийный доклад с презентацией и один реферат, заполнить одну таблицу, а также решить четыре практические задачи. Бонус за присутствие на всех практических и лекционных занятиях - 7 баллов.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Для получения зачёта студент должен в семестре набрать не менее 61 балла по контрольным видам работ балльно-рейтинговой системы оценки.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

Обязательные виды работ:

Практические задачи 5 баллов × 4 = 20 баллов

Устный опрос 3 балла х 8 = 24 балла

Доклад с презентацией 17 баллов х 1 = 17 баллов                                                                                                                     

Итого 61 балла

Дополнительные виды работ:

Реферат 27 баллов × 1 = 27 баллов

Составление таблицы 5 баллов х 1 = 5 баллов

Посещение занятий 7 баллов                                                                                                                       

Итого 39 баллов

Всего: 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Попов С. Н., Козырева О. В., Малашенко М. М., Жук И. А., Цыкунов М. Б.
Физическая реабилитация: учеб. для студентов  бакалавриата и магистратуры по направлению подгот. "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии  здоровья" : в 2 т.
Москва: Академия, 2016
0
 
Л1.2
Евсеева О. Э.
Адаптивное физическое воспитание в образовательных организациях (специальные медицинские группы): учеб. пособие для высш. проф. образования по направлению 49.04.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
Л1.3
Харченко Л. В.
Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 032102 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адапт. физ. культура)
Омск: Изд-во СибГУФК, 2009
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Федорова Т. Н., Налобина А. Н., Лазарева Н. Н.
Комплексная реабилитация больных и инвалидов: учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине "Комплексная реабилитация больных и инвалидов", направлению 034400 "Физ.культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
0
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л3.1
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/82674
 
Л3.2
под общ. ред. С. П. Евсеева
Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб. пособие для вузов по направлению "Физ. культура"
Москва: Сов. спорт, 2014
1
https://lib.rucont.ru/efd/279258
 
Л3.3
Ладыгина Е. Б., Евсеева О. Э., Антонова А. В.
Частные методики адаптивной физической культуры для лиц пожилого и старшего возраста: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2010
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт библиотеки СибГУФК; : lib.sibsport.ru
 
Э2
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru 
 
Э3
официальный сайт вуза : sibsport.ru 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
система тестирования;
6.3.1.3
программы для просмотра документов в формате pdf (AdobeReader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Оснащенность помещений для самостоятельной работы:
7.2
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран
7.3
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики