2024-2025_1_5_5 ФЧиЖ очно 2024_plx_Математическая статистика в научных исследованиях
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Математическая статистика в научных исследованиях
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx

1.5.5. Физиология человека и животных

_________________________Арбузин И.А.
2.1.6.2(Ф)
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
Профиль(специализация):
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
32
32
32
32
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.п.н, доц., Непомнящих Т. А. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. биол. наук, доцент, Кузнецова И. А. _________________
 
Математическая статистика в научных исследованиях
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
1.5.5. Физиология человека и животных
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 07.05.2024 г.  № 11

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 9

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовка аспирантов к высококвалифицированной работе, связанной с планированием, организацией, сбором статистической информации выборочных исследований и анализом полученных результатов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
2.1.6
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физиологическое тестирование
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Итоговая аттестация
2.2.2
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
НПК-2: способность применять и разрабатывать новые методы физиологических исследований для изучения функций человека при различных видах деятельности
 
НПК-2.2: Знать

- современные статистические методы сбора и анализа информации;

 
НПК-2.4: Уметь

- выбирать и применять основные статистические методы анализа информации, в том числе с использованием компьютерных технологий;

- интерпретировать полученные результаты статистического анализа;

 
НПК-2.6: Владеть навыками и / или опытом

- участия в подготовке эмпирических исследований;

- составления информационных обзоров по исследуемой проблеме;

- применения статистических методов сбора и анализа информации.

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Исходные понятия
0
 
1.1
Л.1.Экспериментальные величины. Шкалы измерений педагогических параметров.  /Лек/
2
НПК-2.2
4
Измерение. Экспериментальная величина. Генеральная совокупность. Выборочная совокупность. Номинативная шкала. Шкала порядка.Интервальная шкала. Шкала равных отношений. 
0
 
1.2
Л.2.Статистические гипотезы. Типы исследовательских задач и используемые критерии. /Лек/
2
НПК-2.2
4
Нулевая гипотеза. Альтернативная гипотеза. Уровень статистической значимости. Статистические критерии. Выбор статистического критерия. Зависимые и независимые выборки. 
0
 
1.3
Пр. 1. Ранжирование. Качественная порядковая шкала. Количественная порядковая шкала. Интервальная шкала. Шкала равных отношений. /Пр/
2
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Операция ранжирования позволяет перейти от шкалы порядка с качественными признаками к шкале с количественными признаками, которые поддаются дальнейшей математической обработки. 
0
 
стр. 5
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
1.4
Пр.2. Статистические гипотезы и критерии.  /Пр/
2
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Доказательство справедливости исходной гипотезы осуществляется в два этапа:

1. Доказать значимость различий параметров исследуемой системы в процессе опыта.

2. Обосновать, что эти различия связаны именно с экспериментальным педагогическим воздействием.

Доказательство значимости различий начинается с выдвижения статистических гипотез, сначала формулируется нулевая гипотеза, далее альтернативная гипотеза. Гипотезы подразделяются на ненаправленные и направленные.

Для принятия или отклонения гипотезы используются статистические критерии. 

0
 
1.5
Типы исследовательских задач и используемые критерии.  /Ср/
6
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Выбор статистического критерия определяется двумя факторами:

1.Количеством обрабатываемых выборок данных.

2. Стоящей перед исследователем задачей.

Зависимые и независимые выборки. Экспериментальная и контрольная группа. 

0
 
 
Раздел 2. Непараметрические статистические методы
0
 
2.1
Л.3. Выявление различий в уровне признака. Оценка достоверности сдвига уровня признака. Выявление различий в распределениях признака.  /Лек/
2
НПК-2.2
4
Выявление различий в уровне признака: U-критерий Манна-Уитни; S-критерий тенденций Джонкира.

Оценка достоверности сдвига уровня признака: G-критерий знаков (критерий Мак-Немара); Т-критерий Вилкоксона; L-критерий тенденций Пейджа.

Выявление различий в распределениях признака: Критерий Пирсона x²;λ-критерий Колмогорова-Смирнова.

Проверка связанности классификаций.

0
 
2.2
Л.4. Многофункциональные критерии. Методы корреляционного анализа.  /Лек/
2
НПК-2.2
4
Понятие многофункционального критерия. φ-критерий Фишера.

Методы корреляционного анализа: коэффициент контингенции Пирсона; коэффициент взаимной сопряженности Пирсона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена; коэффициент линейной корреляции Пирсона. 

0
 
стр. 6
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
2.3
ПР.3. Выявление различий в уровне признака (U-критерий Манна-Уитни;

S-критерий тенденций Джонкира) /Пр/

2
НПК-2.4 НПК-2.6
4
U-критерий Манна-Уитни - критерий предназначен для проверки достоверности различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного по шкале порядка.

S-критерий тенденций Джонкира - критерий позволяет проверить достоверность существования тенденции изменения количественного признака при переходе от одной независимой выборки к другой. S-критерий позволяет выявить существование согласованного изменения качественного и количественного или двух количественных показателей, характеризующих независимые выборки. 

0
 
2.4
Пр.4 Оценка достоверности сдвига уровня признака (Т-критерий Вилкоксона) /Пр/
2
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Является мощным , универсальным методом, поскольку применим, как для качественных признаков, измеренных по шкале порядка, так и для количественных.

Критерий Вилкоксона применяется при сопоставлении показателей, полученных на одной и той же группе испытуемых в двух разных условиях; доказательство достоверности и их изменения в среднем по группе производится по интенсивности индивидуальных сдвигов.

0
 
2.5
Пр.5. Выявление различий в распределениях признака (Критерий Пирсона x²;λ-критерий Колмогорова-Смирнова) /Пр/
2
НПК-2.4 НПК-2.6
4
С помощью критерия Пирсона возможна проверка нескольких вариантов гипотез - выбор осуществляется в зависимости от стоящей перед исследователем задачи. Критерий Пирсона позволяет ответить на вопрос о том, закономерно ли различие в распределении частот, с которыми встречаются разные значения признака в двух выборках.

λ-критерий Колмогорова-Смирнова - критерий предназначен для нахождения точки, в которой накопленное отклонение одного распределения от другого оказывается максимальным Э(сравниваться могут эмпирическое распределение с теоретическим, либо два эмпирических), и оценки статистической достоверности этого отклонения. 

0
 
стр. 7
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
2.6
Пр. 6. Многофункциональные критерии (φ-критерий Фишера).

Методы корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). /Пр/

2
НПК-2.4 НПК-2.6
4
φ-критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок (независимых или связанных) по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Он позволяет оценить достоверность различия между долями обеих выборок, в которых эффект проявился.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Универсальность методов данной группы обусловлена тем, что, во-первых, они являются непараметрическими, т.е. не требуют никаких предположений относительно характера распределения сопоставляемых величин; во-вторых, не требуется вводить ограничение, что связь между показателями А и В должна быть линейной; в-третьих, показатели могут быть измерены даже с помощью качественных шкал (но обязательно порядковых).

0
 
2.7
Непараметрические статистические методы /Ср/
10
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Выявление различий в уровне признака. Оценка достоверности сдвига уровня признака. Выявление различий в распределениях признака. Многофункциональные критерии. Методы корреляционного анализа. 
0
 
 
Раздел 3. Параметрические статистические методы
0
 
3.1
Л.5. Параметрические статистические методы.  /Лек/
2
НПК-2.2
4
Некоторые понятия и соотношения математической статистики. Т-Критерий Стьюдента. Корреляционно-регрессионный анализ. Дисперсионный анализ. 
0
 
3.2
Пр. 7. Некоторые понятия и соотношения математической статистики (Возможности пакета MS Excel для вычисления статистических характеристик. Прверка нормальности эмпирического распределения).

Т-Критерий Стьюдента.  /Пр/

2
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Определение параметров эмпирического распределения при больших n может показаться довольно сложной и трудоемкой задачей. Однако решение делается вполне простым и доступным, если его производить в пакете MS Excel. В принципе, используя прием автозаполнения, достаточно несложно самостоятельно реализовать расчетные схемы. В  Excel включена специальная надстройка, обеспечивающая статистические расчеты. Надстройка называется "Пакет анализа".

t-критерий Стьюдента можно считать параметрическим аналогом критериев Манна-Уитни и Вилкоксона. В этом методе производится сопоставление двух количественных выборок - независимых или связанных - по средним значениям входящим в них величин.

0
 
стр. 8
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
3.3
Пр.8. Корреляционно-регрессионный анализ. /Пр/
2
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Линейная корреляция Пирсона. В статистической теории достаточно хорошо развит аппарат оценки линейного коэффициента корреляции. Линейная зависимость между случайными величинами проявляется в том, что при изменении одной из них (X) другая (Y) имеет тенденцию изменяться (возрастать или убывать) по линейному закону, т.е. y (x)=a*x+b.

Многофакторный корреляционный анализ. Проведение многофакторного корреляционного анализа позволяет оценить влияния на результативный показатель каждого из имеющихся факторов, а также оценить интенсивность связи между результативным показателем и всей совокупностью факторов.

Элементы регрессионного анализа (прогнозирование результатов педагогического воздействия). По устанавливаемым в статистической теории критериям можно оценить,насколько выбор функции был удачен. Выбранная функция называется функцией (уравнением) регрессии, а раздел математической статистики, занимающийся решением подобных задач, называется"регрессионный (регрессивный)анализ".

0
 
3.4
Пр. 9. Дисперсионный анализ.  /Пр/
2
НПК-2.2 НПК-2.4 НПК-2.6
4
Однофакторный дисперсионный анализ. При исследовании зависимостей одной из наиболее простых является ситуация, когда можно выделить только один фактор, влияющий на изучаемый признак, и этот фактор может принимать лишь конечное число значений (уровней). Задачи такого типа, называемые задачами однофакторного анализа, достаточно часто встречаются в практике педагогических исследований.

Двухфакторный дисперсионный анализ. При применении двухфакторного дисперсионного анализа исследователь проверяет влияние двух независимых переменных (факторов) на зависимую переменную. Может быть изучен также эффект взаимодействия двух переменных. Исследуемые группы называют эффектами обработки.

0
 
3.5
Параметрические статистические методы /Ср/
10
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Некоторые понятия и соотношения математической статистики. Определение параметров эмпирического распределения. Т-критерий Стьюдента. Корреляционно-регрессионный анализ. Дисперсионный анализ.
0
 
 
Раздел 4. Представление экспериментальных данных
0
 
стр. 9
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
4.1
Л.6. Представление экспериментальных данных /Лек/
2
НПК-2.2 НПК-2.4 НПК-2.6
4
Представление числовых данных. Усреднение (Среднее по выборке. Доверительная вероятность. Интегральный показатель). Графическое представление данных (Построение диаграмм. Построение графиков). 
0
 
4.2
Пр. 10. Представление числовых данных. Усреднения. Графическое представление данных.  /Пр/
2
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Среднее по выборке. Доверительная вероятность. Интегральный показатель. Построение диаграмм. Постртоение графиков. 
0
 
4.3
Представление экспериментальных данных /Ср/
6
НПК-2.4 НПК-2.6
4
Представление числовых данных. Усреднения. Графическое представление данных. 
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент очной формы должен выполнить 10 основных практических работ: 1. Исходные понятия 2. Статистические гипотезы и критерии. 3. Выявление различий в уровне признака (U-критерий Манна-Уитни; S-критерий тенденций Джонкира). 4. Оценка достоверности сдвига уровня признака (G-критерий знаков, Т-критерий Вилкоксона). 5. Выявление различий в распределения признака (Критерий Пирсона, λ-критерий Колмогорова-Смирнова). 6. Многофункциональные критерии (φ-критерий Фишера). Методы корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).   7. Некоторые понятия и соотношения математической статистики (Возможности пакета MS Excel для вычисления статистических характеристик. Проверка нормальности эмпирического распределения). Т-критерий Стьюдента.   8. Корреляционно-регрессионный анализ.    9. Дисперсионный анализ.    10. Представление числовых данных. Усреднения. Графическое представление данных.     Также студентам предложены 5 дополнительных заданий  «Найди ошибку». При выполнении практических работ необходимо использовать возможности пакета MS Excel для вычисления статистических характеристик. Все работы необходимо выполнить и оформить в соответствии с требованиями предъявленными к каждой работе.  
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (зачет) выставляется, если обучающийся набирает 61-100 баллов.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Практическая работа №1 - 5 баллов Практическая работа №2 - 5 баллов Практическая работа №3 - 5 баллов Практическая работа №4 - 7 баллов Практическая работа №5 - 7 баллов Практическая работа №6 - 7 баллов Практическая работа №7 - 7 баллов Практическая работа №8 - 7 баллов Практическая работа №9 - 10 баллов Практическая работа №10 -10 баллов      Дополнительное задание: 5 заданий * 6 баллов = 30 баллов Итого: 100 баллов         
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 10
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Афанасьев В. В., Осетров И. А., Муравьев А. В., Михайлов П. В.
Спортивная метрология: учеб. для вузов
Москва: Юрайт, 2023
1
https://urait.ru/bcode/513404
 
Л1.2
Железняк Ю. Д.
Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Пед. образование" профиль "Физ. культура"
Москва: Академия, 2014
0
 
Л1.3
Трифонова Н. Н., Еркомайшвили И. В.
Спортивная метрология: учеб. пособие для сред. проф. образования
Саратов [и др.]: Профобразование [и др.], 2019
1
http://www.iprbookshop.ru/87872
 
Л1.4
Кошкарев Л. Т.
Спортивная метрология (основы статистики, измерений, комплексного контроля в тренировочном процессе спортсменов): учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
Великие Луки: [б. и.], 2014
1
https://lib.rucont.ru/efd/279257
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Калинина В. Н.
Теория вероятностей и математическая статистика. Компьютерно-ориентированный курс: учеб. для бакалавров вузов
Москва: Юрайт, 2013
2
 
Л2.2
Гмурман В. Е.
Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для бакалавров вузов
Москва: Юрайт, 2013
2
 
Л2.3
Попов А. М., Сотников В. Н.
Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. для бакалавров
Москва: Юрайт, 2015
1
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК: 1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК; 2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения; 3. sibsport.ru – официальный сайт вуза. : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.3
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
7.2
Учебная аудитория 422, учебный корпус 5
7.3
Учебная аудитория 413, учебный корпус 4 Учебная доска, столы и стулья для обучающихся, стол и стул для преподавателя - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
7.4
- система тестирования;
7.5
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
стр. 11
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики