2024-2025_1_5_5 ФЧиЖ очно 2024_plx_Педагогика и психология высшей школы
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Педагогика и психология высшей школы
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx

1.5.5. Физиология человека и животных

_________________________Арбузин И.А.
2.1.4
 
экзамены 4 зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
35
самостоятельная работа
41
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
144
в том числе:
Профиль(специализация):
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18
11
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
20
20
Практические
24
24
24
24
48
48
Итого ауд.
34
34
34
34
68
68
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
68
68
Сам. работа
30
30
11
11
41
41
Часы на контроль
8
8
27
27
35
35
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
PhD, доц., Чусовитина О.М. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. биол. наук, доцент, Кузнецова И.А. _________________
 
Педагогика и психология высшей школы
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
1.5.5. Физиология человека и животных
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 23.04.2024 г.  № 10

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 9

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Дисциплина «Педагогика и психология высшей школы» направлена на  изучение аспирантами закономерностей, принципов, методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в процессе профессионального образования, овладение преподавательской деятельностью по реализации образовательных программам высшего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
2.1
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
НПК-5: готовность к преподавательской деятельности в области биологических наук по образовательным программам высшего образования
 
НПК-5.1: Знать

- психолого-педагогические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности обучающихся юношеского возраста на занятиях различного вида в вузе;

- социально-психологические особенности студенческого коллектива, особенности общения и руководства коллективом обучающихся;

- особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса, особенности организации образовательного процесса по программам высшего образования;

- сущность и закономерности обучения и воспитания, методы и организационные формы обучения и воспитания в условиях высшего образования;

- виды и структуру учебных занятий в вузе, критерии оценки эффективности занятий разного типа;

- формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебного курса, дисциплины (модуля);

- виды самостоятельной работы обучающихся и особенности организации самостоятельной работы в условиях высшего образования;

- этические нормы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, требования, предъявляемые профессией преподавателя, возможности и перспективы карьерного роста в высшей школе;

 
НПК-5.2: Уметь

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, социально-психологических особенностей студенческого коллектива;

- определять обоснованные формы и методы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся с учётом возрастных особенностей, направленности программного материала и проблемно-ориентированной образовательной среды;

- подбирать образовательные технологии, технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии для освоения учебного курса (дисциплины);

- разрабатывать содержание самостоятельной работы обучающихся в условиях высшего образования;

- определять структуру и содержание учебно-методической документации в соответствии с поставленными целями и запланированными результатами, современным требованиям ФГОС ВО;

- определять педагогически обоснованные формы, методы и способы организации контроля и оценки освоения обучающимися программы, разрабатывать критерии оценки результатов обучения и воспитания, осуществлять педагогический контроль на занятиях различного вида;

- оценивать и анализировать занятия, проведенные преподавателями, проводить обсуждение занятий, давать рекомендации по их совершенствованию;

- оценивать результаты собственной профессиональной деятельности, планировать собственное профессиональное и личностное развитие;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Психология высшей школы
0
 
стр. 5
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
1.1
Возрастные особенности развития личности в юношеском возрасте /Лек/
2
НПК-5.1
3
Личность как психологическая категория.

Личность, индивид, индивидуальность. Строение личности: потребности и мотивы, эмоциональная сфера личности. Развитие личности. Движущие силы, условия, механизмы развития личности. Основные линии онтогенеза (гедонистическая, эгоистическая, духовно-нравственная). Студент как субъект образовательного процесса. Возрастные особенности юношеского возраста. Периодизация юношеского возраста. Социально-психологические аспекты изучения личности студентов. Типология личности студента. Индивидуальный стиль деятельности студента.

0
 
1.2
Психологические особенности учебной деятельности студентов. /Лек/
2
НПК-5.1
3
Общая характеристика познавательной сферы личности. Развитие познавательной сферы и интеллекта в студенческие годы. Структура учебной деятельности. Стратегия формирования психики – стратегия интериоризации. Стратегия экстериоризации. Стратегия проблематизации и рефлексии. Развитие творческого мышления. Проблемы повышения успеваемости студентов. Психологические основы развития мотивации студентов. Мотивы учения: непосредственно побуждающие мотивы, перспективно-побуждающие мотивы, интеллектуально-побуждающие мотивы. Волевая сфера личности студента. Основные признаки волевых действий. Этапы волевого действия. Характеристика волевых черт личности.
0
 
1.3
Психологические аспекты профессионального самоопределения /Лек/
2
НПК-5.1
3
Профессиональное самоопределение и профессиональное образование. Классификация профессий и профессионально важных психологических качеств. Теории профессионального развития. Теории профессиональных предпочтений. Выбор профессии и ошибки в выборе профессии.
0
 
1.4
Социальная адаптация студентов в вузе /Лек/
2
НПК-5.1
3
азвитие студента на различных курсах. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии. Характеристика темпераментов и учебный процесс. Характер и акцентуации характера студентов. Сущность профессионального становления (цели и система персонального роста). Технология персонального роста. Конкурентоориентированность студенческой молодежи. Этапы профессионального пути.
0
 
стр. 6
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
1.5
Роль студенческих групп в процессе воспитания /Лек/
2
НПК-5.1
3
Психологический климат в группе.  Факторы, определяющие социально-психологический климат в группе. Роль студенческих групп. Проблемы воспитания российского студенчества. Роль и место студенчества в Российском социуме. Международный опыт воспитания студенчества.
0
 
1.6
Личность как психологическая категория /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Личность, индивид, индивидуальность.

2.Строение личности: потребности и мотивы, эмоциональная сфера личности.

3. Развитие личности. Движущие силы, условия,  механизмы развития личности.

0
 
1.7
Возрастные особенности юношеского возраста /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Понятия: «возраст», «возрастная периодизация».

2. Основные линии онтогенеза (гедонистическая, эгоистическая, духовно-нравственная).

3. Развитие студента на различных курсах.

0
 
1.8
Психологические особенности учебной деятельности студентов /Пр/
4
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Общая характеристика познавательной сферы личности.

2. Развитие познавательной сферы и интеллекта в студенческие годы.

3. Структура учебной деятельности.

4. Стратегии формирования психики – стратегия интериоризации, стратегия экстериоризации, стратегия проблематизации и рефлексии.

5. Развитие творческого мышления.

6. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов.

0
 
1.9
Психологические основы развития мотивации студентов /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Понятия «мотив» и «мотивация».

2. Мотивы учения в юношеском возрасте.

0
 
1.10
Психологические основы профессионального самоопределения /Пр/
4
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Профессиональное самоопределение и профессиональное образование.

2. Классификация профессий и профессионально важных психологических качеств.

3. Теории профессионального развития.

4. Теории профессиональных предпочтений.

5. Выбор профессии и ошибки в выборе профессии.

0
 
стр. 7
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
1.11
Социальная адаптация студентов в вузе /Пр/
4
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Социальная адаптация – понятие и структура.

2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии

3. Сущность профессионального становления (цели и система персонального роста).

0
 
1.12
Развитие эмоциональной и волевой сферы личности в студенческие годы /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности.

2. Развитие эмоциональной сферы личности в студенческие годы.

3. Волевая сфера личности студента.

0
 
1.13
Роль студенческих групп в процессе воспитания /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Воспитательные функции групповой деятельности.

2. Студенческое самоуправление в вузе.

0
 
1.14
Психологический климат в группе и его коррекция /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Социально-психологический климат в группе.

2. Работа педагога-куратора с группой.

0
 
1.15
Возрастные особенности развития личности в юношеском возрасте /Ср/
6
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Подготовка к семинарским занятиям
0
 
1.16
Психологические особенности учебной деятельности студентов /Ср/
6
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Подготовка к семинарским занятиям
0
 
1.17
Психологические основы профессионального самоопределения /Ср/
6
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Подготовка к семинарским занятиям
0
 
1.18
Социальная адаптация студентов в вузе /Ср/
6
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Подготовка к семинарским занятиям
0
 
1.19
Роль студенческих групп в процессе воспитания /Ср/
6
НПК-5.1 НПК-5.2
3
Подготовка к семинарским занятиям
0
 
 
Раздел 2. Педагогика высшей школы
0
 
стр. 8
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
2.1
Развитие высшего образования в современной цивилизации /Лек/
2
НПК-5.1
4
Развитие образовательных институтов в мировой практике. Роль высшего образования в современной цивилизации. Становление высшего образования в мировом пространстве. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Интеграционные процессы в современном образовании. Воспитательная компонента в профессиональном образовании. Место физкультурного образования в российском образовательном пространстве. Особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса, организации образовательного процесса на основе системы зачетных единиц. Сущность компетентностного подхода. Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном и высшем образовании (анализ ФГОС).
0
 
2.2
Основы дидактики высшей школы: сущность, структура и движущие силы обучения /Лек/
2
НПК-5.1
4
Общее понятие о дидактике. Дидактика высшей школы: обоснование специфических целей высшего образования и социальных функций высшей школы: обоснование содержания образования; способы конструирования педагогического процесса в ВШ. Сущность, структура и движущие силы обучения. Принципы обучения. Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения. 
0
 
2.3
Методы обучения в высшей школе /Лек/
2
НПК-5.1
4
Понятие «метод». Классификация методов обучения. Традиционные методы обучения. Интерактивные и активные методы обучения. Метод проектирования. Инновационные методы обучения. Средства обучения в профессиональном образовании: понятие, классификация.
0
 
2.4
Функции и формы педагогического контроля в высшей школе /Лек/
2
НПК-5.1
4
Основные задачи педагогического контроля: формирование отношения к учению; формированию самооценки студента.

Функции и формы педагогического контроля. Пути повышения объективности контроля. Назначение тестового контроля.

0
 
2.5
Принципы и методы воспитания как основной ориентир в преподавательской деятельности /Лек/
2
НПК-5.1
4
Сущность, структура и движущие силы воспитания. Принципы воспитания как основной ориентир в преподавательской деятельности. Теория воспитания в условиях профессионального образования.
0
 
стр. 9
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
2.6
Особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Интеграция и системный подход в развитии современной науки.

2. Синергетический подход и системный анализ в современном образовании.

3. Интегративный тип познания.

4. Междисциплинарные связи и интегративные курсы.

5. Реализация компетентностного подхода в среднем и высшем образовании (анализ ФГОС).

0
 
2.7
Основы дидактики высшей школы: сущность, структура и движущие силы обучения /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Дидактика высшей школы:  обоснование специфических целей высшего образования  и социальных функций высшей школы: обоснование содержания образования; способы конструирования педагогического процесса в ВШ; определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения.

2. Сущность, структура и движущие силы обучения.

0
 
2.8
Методы обучения в высшей школе /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Сущность  понятия  «методы обучения». Принципиальные различия методов обучения общеобразовательной высшей школы.    

2. Классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых.  

3. Виды методов обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный метод;  метод проблемного изложения; частично-поисковый, или эвристический;  исследовательский метод.  

4 . Алгоритм оптимального выбора метода обучения.

0
 
2.9
Роль и место лекции в вузе /Пр/
4
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Роль и место лекции в вузе.

2. Преимущества и недостатки лекционного изложения материала.

3. Виды лекций: вводная, обзорно-повторительная, обзорная.

4. Критерии оценки качества лекции.

5. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения

0
 
2.10
Семинарские и практические занятия в высшей школе /Пр/
4
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Дидактическое назначение семинарского занятия.

2. Пути активизации деятельности студентов на семинарском занятии.

3. Типы семинарских занятий.

4. Критерии оценки семинарского занятия.

0
 
стр. 10
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
2.11
Организация самостоятельной работы студентов /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых.

2. Психолого-педагогические аспекты успешности СРС.

3. Пути дальнейшего совершенствования СРС.

0
 
2.12
Функции и формы педагогического контроля в высшей школе /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Основные задачи педагогического контроля: формирование отношения к учению; формированию самооценки студента.

2. Функции и формы педагогического контроля.

3. Пути повышения объективности контроля.

4. Назначение тестового контроля.

0
 
2.13
Педагогические технологии в вузе /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Технология модульно-компетентностного подхода.

2. Технология проблемного обучения.

3. Интенсификация обучения и активные методы.

4. Деловая игра как ведущая форма активного обучения.

5. Технология кейс-метода.

6. Технология метода проектов.

7. Эвристические технологии обучения.

0
 
2.14
Принципы, методы и организационные формы воспитательной работы в вузе /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Принципы воспитания как основной ориентир в преподавательской деятельности в вузе.

2. Методы воспитания

3. Организационные формы воспитания в ВШ.

0
 
2.15
Структура педагогической культуры /Пр/
2
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Вопросы для рассмотрения:

1. Сущность профессионально-педагогической культуры педагога.

2. Компоненты педагогической культуры: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

3. Репутация, авторитет и имидж преподавателя.

4. Стили профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

5. Коммуникативная культура преподавателя высшей школы.

0
 
2.16
Семинарские и практические занятия в высшей школе /Ср/
4
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Подготовка технологической карты семинарского занятия, плана-конспекта практического занятия
0
 
2.17
Функции и формы педагогического контроля в высшей школе /Ср/
4
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Разработка оценочных средств по дисциплине
0
 
2.18
Особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса /Ср/
3
НПК-5.1 НПК-5.2
4
Разработка рабочей программы дисциплины
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
3 семестр

 
стр. 11
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 

1. Устный ответ на семинарском занятии

Шкала и критерии оценки за ответа на одном семинарском занятии:

Высокий уровень - 3 балла – Обучающийся уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);  использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);  анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

Средний уровень - 2 балла – Обучающийся в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.

Пороговый уровень - 1 балл  - Обучающийся в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

2. Тест

Шкала и критерии оценки за один тест:

Высокий уровень - 9-10 баллов - Дано более 85% правильных понятий и терминов.

Средний уровень - 7-8 баллов - Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов.

Пороговый уровень - 5-6 баллов - Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов.

3. Индивидуальная карта саморазвития

Шкала и критерии оценки:

Высокий уровень - 32-34 баллов – определяет уровень развития своих педагогических способностей в соответствии с результатами самодиагностики. Подбирает методы самообразования в соответствии со своими способностями и возможностями.

Даёт подробное описание мероприятий программы саморазвития.

Средний уровень - 29-31 баллов – определяет уровень развития своих педагогических способностей по результатам самодиагностики. Подбирает методы само-образования в соответствии со своими способностями, однако не учитывает возможности. Описываются все мероприятия программы саморазвития, но кратко.

Пороговый уровень - 26-28 баллов - затрудняется в определении уровня развития своих педагогических способностей. Методы саморазвития подобраны формально, частично соответствуют способностям. Даёт краткое описание 50% мероприятий программы саморазвития.

4 семестр

1. Устный ответ на семинарском занятии

Шкала и критерии оценки за ответ на одном семинарском занятии:

Высокий уровень - 3 балла – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);  использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);  анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

Средний уровень - 2 балла – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.

Пороговый ровень - 1 балл  - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

2. Рабочая программа дисциплины

Шкала и критерии оценки:

Высокий уровень - 9-11 баллов - В рабочей программе дисциплины отражены цель и задачи дисциплины, требования к результатам обучения, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение, фонды оценочных средств. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Средний уровень - 7-8 баллов - В рабочей программе дисциплины отражены цель и задачи дисциплины, требования к результатам обучения, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение, фонды оценочных средств представлены частично. Программа частично соответствует требованиям ФГОС ВО.

Пороговый уровень - 5-6 баллов - В рабочей программе дисциплины не отражены цель и задачи дисциплины, требования к результатам обучения, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение, фонды оценочных средств. Программа 

 
стр. 12
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
не соответствует требованиям ФГОС ВО.

3. Технологическая карта занятия

Шкала и критерии оценки:

Высокий уровень - 9-10 баллов - Технологическая карта полностью соответствует требованиям, включает в себя все необходимые компоненты.

Формы, методы, средства соответствуют ФГОС ВО, целям и задачам дисциплины, представленным в программе, целям и

задачам занятия, особенностями группы. При разработке технологической карты проявляет творчество, самостоятельно

разрабатывая формат карты. Подробно прописаны все части занятия, методы и приемы, средства обучения выбраны в

соответствии с выбранной формой. Подробно прописана деятельность не только преподавателя, но и тщательно

спрогнозирована деятельность обучающихся. Использованы преимущественно активные и интерактивные формы и

методы.

Средний уровень - 7-8 баллов - Технологическая карта отвечает требованиям, включает все компоненты, составлена по одному из

предложенных преподавателем вариантов. Формы, методы, средства частично соответствуют ФГОС ВО, не во всех

случаях прослеживается связь. При этом соответствуют целям и задачам дисциплины, представленным в программе,

целям и задачам занятия, особенностям группы. Прописаны все части, методы и приемы, средства обучения, но есть

некоторые замечания в отношении подробной проработанности всего занятия. Недостаточно подробное прогнозирование

деятельности обучающихся на занятии. Использованы активные и интерактивные методы в отдельных частях занятия.

Пороговый уровень - 5-6 баллов - В технологической карте неполно представлены необходимые компоненты либо какие-то из необходимых

отсутствуют. Отбор форм, методов, средств не соответствует ФГОС ВО, программе учебной дисциплины, не связаны с

решением задач занятия, не учтены особенности группы. Занятие недостаточно проработано по используемым методам,

приемам, описание краткое, неконкретное. Деятельность обучающихся не прописана либо прописана формально. Методы

и приемы традиционные, не запланированы интерактивные методы.

4. План-конспект занятия

Шкала и критерии оценки:

Высокий уровень - 9-10 баллов - Конспект полностью соответствует требованиям, включает в себя все необходимые компоненты. Формы,

методы, средства соответствуют ФГОС ВО, целям и задачам дисциплины, представленным в программе, целям и задачам

занятия, особенностями группы. При разработке конспекта проявляет творчество, самостоятельно разрабатывая формат

карты. Подробно прописаны все части занятия, методы и приемы, средства обучения выбраны в соответствии с выбранной

формой. Подробно прописана деятельность не только преподавателя, но и тщательно спрогнозирована деятельность

обучающихся. Использованы преимущественно активные и интерактивные формы и методы.

Средний уровень - 7-8 баллов - Конспект отвечает требованиям, включает все компоненты, составлена по одному из предложенных

преподавателем вариантов. Формы, методы, средства частично соответствуют ФГОС ВО, не во всех случаях

прослеживается связь. При этом соответствуют целям и задачам дисциплины, представленным в программе, целям и

задачам занятия, особенностям группы. Прописаны все части, методы и приемы, средства обучения, но есть некоторые

замечания в отношении подробной проработанности всего занятия. Недостаточно подробное прогнозирование

деятельности обучающихся на занятии. Использованы активные и интерактивные методы в отдельных частях занятия.

Пороговый уровень - 5-6 баллов - В конспекте неполно представлены необходимые компоненты либо какие-то из необходимых отсутствуют.

Отбор форм, методов, средств не соответствует ФГОС ВО, программе учебной дисциплины, не связаны с решением задач

занятия, не учтены особенности группы. Занятие недостаточно проработано по используемым методам, приемам, описание

краткое, неконкретное. Деятельность обучающихся не прописана либо прописана формально. Методы и приемы

традиционные, не запланированы интерактивные методы.

5. Проведение фрагмента занятия

Шкала и критерии оценки:

Высокий уровень - 6 баллов - Фрагмент занятия проведен в соответствии  с представленной разработкой. Методика преподавания соблюдена полностью в соответствии с выбранной формой организации. Грамотно использует современные методы и средства обучения. Владеет элементами педагогической техники. Удается быстро установить контакт с группой и поддерживать его на принципах сотрудничества,  с соблюдением  педагогического такта и учетом возраста. Проявляет способность к рефлексии: видит ошибки и пути их устранения. Соблюдает нормы педагогической этики.

Средний уровень -  5-4 балла - Фрагмент занятия проведен в соответствии  с представленной разработкой. Методика преподавания в основном соблюдена  в соответствии с выбранной формой организации. Использует современные методы и средства обучения, есть незначительные замечания. Пытается применять  элементы педагогической техники. Удается установить контакт с группой, но  затрудняется в поддержании его на принципах сотрудничества, может переходить на авторитарный или попустительский стили взаимодействия. Затрудняется в выделении своих ошибок и путей их устранения. Иногда присутствуют нарушения норм педагогической этики.

Пороговый уровень - 3 балла - Фрагмент проведенного занятия частично соответствует разработке либо не соответствует ей. Методика преподавания не отвечает требованиям и форме организации. Не использует  педагогическую технику, современные методы и средства. Либо использует их необоснованно, без учета задач занятия, особенностей группы и т.д.  Контакт с группой затруднен либо не удается его установить.  Рефлексивные умения отсутствуют или слабо развиты. Частично соблюдает нормы педагогической  этики.

 
стр. 13
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
6. Педагогический анализ проведения  фрагмента занятия

Шкала и критерии оценки:

Высокий уровень - 4 балла - Педагогический анализ занятия проведен по схеме, проанализирована подготовленность преподавателя к

занятию (учебно-методическое обеспечение, подготовка места занятия, внешний вид преподавателя), организация занятия

(правильность постановки задач перед обучающимися, использование методов организации занимающихся на занятии,

применение методов обучения и пр.). Сделаны обоснованные выводы и предложения.

Средний уровень - 3 балла - Педагогический анализ занятия частично проведен по схеме, проанализирована подготовленность преподавателя

к занятию (учебно-методическое обеспечение, подготовка места занятия, внешний вид преподавателя), организация

занятия (правильность постановки задач перед обучающимися, использование методов организации занимающихся на

занятии, применение методов обучения и пр.). Сделаны выводы и предложения, но не обоснованы.

Пороговый уровень - 2 балла - В педагогическом анализе не отражены основные показатели, частично проанализирована подготовленность

преподавателя к занятию (учебно-методическое обеспечение, подготовка места занятия, внешний вид преподавателя),

организация занятия (правильность постановки задач перед обучающимися, использование методов организации

занимающихся на занятии, применение методов обучения и пр.). Выводы и предложения сформулированы кратко.

7. Разработка оценочных материалов по одной дисциплине

Шкала и критерии оценки:

Высокий уровень - 9-10 баллов - Оценочные материалы разработаны в соответствии с требованиями. Средства контроля соответствуют компетенциям, теме, охватывают содержание всей дисциплины. Присутствуют разные формы и средства контроля, использованы инновационные средства контроля.

Средний уровень - 7-8 баллов - Оценочные материалы разработаны в соответствии с требованиями. Средства контроля соответствуют компетенциям, теме, охватывают содержание всей дисциплины. Присутствуют разные формы и средства контроля, использованы инновационные средства контроля. Есть незначительные замечания.

Пороговый уровень - 5-6 баллов - Оценочные материалы разработаны частично, представлены лишь отдельные компоненты фонда оценочных средств. Нет соответствия проверяемым компетенциям, наблюдается рассогласование с темой. Не владеет разнообразием средств и форм контроля.

 
5.2. Промежуточная аттестация
3 семестр

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ - ЗАЧЕТ выставляется по итогам текущего контроля - min - 61 б., max - 100 б.

4 семестр

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):

1. Собеседование по вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

Вопросы к собеседованию на экзамене

1. Развитие высшего образования в современной цивилизации.

2. Особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса.

3. Интеграционные процессы в современном высшем образовании.

4. Основы дидактики высшей школы: сущность, структура и движущие силы обучения.

5. Принципы обучения и воспитания как основной ориентир в преподавательской деятельности.

6. Методы обучения в высшей школе.

7. Структура педагогической деятельности.

8. Роль и место лекции в вузе.

9. Семинарские и практические занятия в высшей школе.

10. Организация самостоятельной работы студентов.

11. Функции и формы педагогического контроля в высшей школе.

12. Современные педагогические технологии в высшей школе.

13. Структура педагогической культуры.

14. Коммуникативная культура преподавателя высшей школы.

15. Личность как психологическая категория.

16. Возрастные особенности юношеского возраста.

17. Социальная адаптация студентов в вузе.

18. Психологические особенности учебной деятельности студентов

19. Психологические основы развития мотивации студентов

20. Психологические аспекты профессионального самоопределения.

21. Развитие эмоциональной и волевой сферы личности в студенческие годы.

22. Психология профессионального становления личности студента.

23. Роль студенческих групп в процессе воспитания.

24. Психологический климат в группе и его коррекция.

Шкала и критерии оценки за ответ :

Высокий уровень - 17-20 баллов – Обучающийся  уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);  использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера 

 
стр. 14
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
(монографии, статьи в сборниках и периодической печати);  анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

Средний уровень - 13-16 баллов – Обучающийся в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.

Пороговый уровень - 10-12 баллов  - Обучающийся в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

2. Практико-ориентированное задание - min - 11 б.; max - 20 б.

Шкала и критерии оценки за выполнение задания:

Высокий уровень - 17-20 баллов – Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.

Средний уровень - 14-16 баллов – Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.

Пороговый уровень - 11-13 баллов  - Обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения.

ОЦЕНКА по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:

неудовлетворительно - 60 и менее баллов

удовлетворительно - 61-72 балла

хорошо - 73-86 баллов

отлично - 87-100 баллов

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
3 семестр

Текущий контроль - min - 61 б., max - 100 б.

1. Собеседование на семинарском занятии - min - 20 б., max - 36 б.

2. Тест - min - 15 б., max - 30 б.

3. Индивидуальная карта саморазвития - min - 26 б., max - 34 б.

Промежуточная аттестация - зачет выставляется по итогам текущего контроля - min - 61 б., max - 100 б.

4 семестр

Текущий контроль - min - 40 б., max - 60 б.

1. Собеседование на семинарском занятии - min - 6 б., max - 9 б.

2. Рабочая программа дисциплины - min - 5 б., max - 11 б.

3. Технологическая карта занятия - min - 5 б., max - 10 б.

4. План-конспект занятия - min - 5 б., max - 10 б.

5. Проведение фрагмента занятия - min - 3 б., max - 6 б.

6. Педагогический анализ проведения  фрагмента занятия - min - 2 б., max - 4 б.

7. Разработка оценочных материалов по одной дисциплине - min - 5 б., max - 10 б.

Промежуточная аттестация - экзамен - min - 21 б.; max - 40 б.

1. Собеседование по вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

2. Практико-ориентированное задание - min - 11 б.; max - 20 б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Шарипов Ф. В.
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей вузов
Москва: Логос, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/66421
 
Л1.2
Симонов В. П.
Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учеб. пособие
Москва: Вузов. учебник [и др.], 2017
2
 
стр. 15
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.3
Столяренко Л. Д., Ревин И. А., Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Сучков Г. В., Самыгин С. И., Загутин Д. С., Кулаковская Н. А., Столяренко В. Е., Червоная И. В.
Психология и педагогика высшей школы: учеб. для студентов и аспирантов вузов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
2
 
Л1.4
Шарипов Ф. В.
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей вузов
Москва: Логос, 2012
3
https://www.iprbookshop.ru/9147
 
Л1.5
под ред. И. В. Охременко
Психология и педагогика высшей школы: учеб. пособие для бакалавриата
Москва: Юрайт, 2017
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Фадеева М. В., Фадеев В. И., Дерябина Е. А.
Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/69317
 
Л2.2
Гуревич П. С.
Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/81835
 
Л2.3
Батюта М. Б., Князева Т. Н.
Возрастная психология. Практикум для студентов: учеб.-метод. пособие для вузов
Саратов: Вузов. образование, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/40436
 
Л2.4
Околелов О. П.
Педагогика высшей школы: учебник
Москва: ИНФРА-М, 2017
0
 
Л2.5
Сорокопуд Ю. В.
Педагогика высшей школы: учеб. пособие для вузов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
1
 
Л2.6
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А.
Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вузов
Минск: [б. и.], 1978
3
 
Л2.7
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А.
Психология высшей школы: учеб. пособие для магистров пед. специальностей вузов
Минск: Тесей, 2003
1
 
Л2.8
Громкова М. Т.
Педагогика высшей школы: учеб. пособие для пед. вузов
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
1
http://www.iprbookshop.ru/74901
 
Л2.9
Исаев Е. И.
Педагогическая психология: учеб. для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л2.10
Талызина Н. Ф.
Педагогическая психология. Практикум: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
 
стр. 16
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики