1.5.5. Физиология человека и животных
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 14.05.2024 г. № 9
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
________
- психолого-педагогические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности обучающихся юношеского возраста на занятиях различного вида в вузе;
- социально-психологические особенности студенческого коллектива, особенности общения и руководства коллективом обучающихся;
- особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса, особенности организации образовательного процесса по программам высшего образования;
- сущность и закономерности обучения и воспитания, методы и организационные формы обучения и воспитания в условиях высшего образования;
- виды и структуру учебных занятий в вузе, критерии оценки эффективности занятий разного типа;
- формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебного курса, дисциплины (модуля);
- виды самостоятельной работы обучающихся и особенности организации самостоятельной работы в условиях высшего образования;
- этические нормы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, требования, предъявляемые профессией преподавателя, возможности и перспективы карьерного роста в высшей школе;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, социально-психологических особенностей студенческого коллектива;
- определять обоснованные формы и методы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся с учётом возрастных особенностей, направленности программного материала и проблемно-ориентированной образовательной среды;
- подбирать образовательные технологии, технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии для освоения учебного курса (дисциплины);
- разрабатывать содержание самостоятельной работы обучающихся в условиях высшего образования;
- определять структуру и содержание учебно-методической документации в соответствии с поставленными целями и запланированными результатами, современным требованиям ФГОС ВО;
- определять педагогически обоснованные формы, методы и способы организации контроля и оценки освоения обучающимися программы, разрабатывать критерии оценки результатов обучения и воспитания, осуществлять педагогический контроль на занятиях различного вида;
- оценивать и анализировать занятия, проведенные преподавателями, проводить обсуждение занятий, давать рекомендации по их совершенствованию;
- оценивать результаты собственной профессиональной деятельности, планировать собственное профессиональное и личностное развитие;
ции
Личность, индивид, индивидуальность. Строение личности: потребности и мотивы, эмоциональная сфера личности. Развитие личности. Движущие силы, условия, механизмы развития личности. Основные линии онтогенеза (гедонистическая, эгоистическая, духовно-нравственная). Студент как субъект образовательного процесса. Возрастные особенности юношеского возраста. Периодизация юношеского возраста. Социально-психологические аспекты изучения личности студентов. Типология личности студента. Индивидуальный стиль деятельности студента.
1. Личность, индивид, индивидуальность.
2.Строение личности: потребности и мотивы, эмоциональная сфера личности.
3. Развитие личности. Движущие силы, условия, механизмы развития личности.
1. Понятия: «возраст», «возрастная периодизация».
2. Основные линии онтогенеза (гедонистическая, эгоистическая, духовно-нравственная).
3. Развитие студента на различных курсах.
1. Общая характеристика познавательной сферы личности.
2. Развитие познавательной сферы и интеллекта в студенческие годы.
3. Структура учебной деятельности.
4. Стратегии формирования психики – стратегия интериоризации, стратегия экстериоризации, стратегия проблематизации и рефлексии.
5. Развитие творческого мышления.
6. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов.
1. Понятия «мотив» и «мотивация».
2. Мотивы учения в юношеском возрасте.
1. Профессиональное самоопределение и профессиональное образование.
2. Классификация профессий и профессионально важных психологических качеств.
3. Теории профессионального развития.
4. Теории профессиональных предпочтений.
5. Выбор профессии и ошибки в выборе профессии.
1. Социальная адаптация – понятие и структура.
2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии
3. Сущность профессионального становления (цели и система персонального роста).
1. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности.
2. Развитие эмоциональной сферы личности в студенческие годы.
3. Волевая сфера личности студента.
1. Воспитательные функции групповой деятельности.
2. Студенческое самоуправление в вузе.
1. Социально-психологический климат в группе.
2. Работа педагога-куратора с группой.
Функции и формы педагогического контроля. Пути повышения объективности контроля. Назначение тестового контроля.
1. Интеграция и системный подход в развитии современной науки.
2. Синергетический подход и системный анализ в современном образовании.
3. Интегративный тип познания.
4. Междисциплинарные связи и интегративные курсы.
5. Реализация компетентностного подхода в среднем и высшем образовании (анализ ФГОС).
1. Дидактика высшей школы: обоснование специфических целей высшего образования и социальных функций высшей школы: обоснование содержания образования; способы конструирования педагогического процесса в ВШ; определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения.
2. Сущность, структура и движущие силы обучения.
1. Сущность понятия «методы обучения». Принципиальные различия методов обучения общеобразовательной высшей школы.
2. Классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых.
3. Виды методов обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый, или эвристический; исследовательский метод.
4 . Алгоритм оптимального выбора метода обучения.
1. Роль и место лекции в вузе.
2. Преимущества и недостатки лекционного изложения материала.
3. Виды лекций: вводная, обзорно-повторительная, обзорная.
4. Критерии оценки качества лекции.
5. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения
1. Дидактическое назначение семинарского занятия.
2. Пути активизации деятельности студентов на семинарском занятии.
3. Типы семинарских занятий.
4. Критерии оценки семинарского занятия.
1. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых.
2. Психолого-педагогические аспекты успешности СРС.
3. Пути дальнейшего совершенствования СРС.
1. Основные задачи педагогического контроля: формирование отношения к учению; формированию самооценки студента.
2. Функции и формы педагогического контроля.
3. Пути повышения объективности контроля.
4. Назначение тестового контроля.
1. Технология модульно-компетентностного подхода.
2. Технология проблемного обучения.
3. Интенсификация обучения и активные методы.
4. Деловая игра как ведущая форма активного обучения.
5. Технология кейс-метода.
6. Технология метода проектов.
7. Эвристические технологии обучения.
1. Принципы воспитания как основной ориентир в преподавательской деятельности в вузе.
2. Методы воспитания
3. Организационные формы воспитания в ВШ.
1. Сущность профессионально-педагогической культуры педагога.
2. Компоненты педагогической культуры: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
3. Репутация, авторитет и имидж преподавателя.
4. Стили профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
5. Коммуникативная культура преподавателя высшей школы.
1. Устный ответ на семинарском занятии
Шкала и критерии оценки за ответа на одном семинарском занятии:
Высокий уровень - 3 балла – Обучающийся уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
Средний уровень - 2 балла – Обучающийся в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
Пороговый уровень - 1 балл - Обучающийся в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
2. Тест
Шкала и критерии оценки за один тест:
Высокий уровень - 9-10 баллов - Дано более 85% правильных понятий и терминов.
Средний уровень - 7-8 баллов - Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов.
Пороговый уровень - 5-6 баллов - Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов.
3. Индивидуальная карта саморазвития
Шкала и критерии оценки:
Высокий уровень - 32-34 баллов – определяет уровень развития своих педагогических способностей в соответствии с результатами самодиагностики. Подбирает методы самообразования в соответствии со своими способностями и возможностями.
Даёт подробное описание мероприятий программы саморазвития.
Средний уровень - 29-31 баллов – определяет уровень развития своих педагогических способностей по результатам самодиагностики. Подбирает методы само-образования в соответствии со своими способностями, однако не учитывает возможности. Описываются все мероприятия программы саморазвития, но кратко.
Пороговый уровень - 26-28 баллов - затрудняется в определении уровня развития своих педагогических способностей. Методы саморазвития подобраны формально, частично соответствуют способностям. Даёт краткое описание 50% мероприятий программы саморазвития.
4 семестр
1. Устный ответ на семинарском занятии
Шкала и критерии оценки за ответ на одном семинарском занятии:
Высокий уровень - 3 балла – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
Средний уровень - 2 балла – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
Пороговый ровень - 1 балл - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
2. Рабочая программа дисциплины
Шкала и критерии оценки:
Высокий уровень - 9-11 баллов - В рабочей программе дисциплины отражены цель и задачи дисциплины, требования к результатам обучения, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение, фонды оценочных средств. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Средний уровень - 7-8 баллов - В рабочей программе дисциплины отражены цель и задачи дисциплины, требования к результатам обучения, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение, фонды оценочных средств представлены частично. Программа частично соответствует требованиям ФГОС ВО.
Пороговый уровень - 5-6 баллов - В рабочей программе дисциплины не отражены цель и задачи дисциплины, требования к результатам обучения, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение, фонды оценочных средств. Программа
3. Технологическая карта занятия
Шкала и критерии оценки:
Высокий уровень - 9-10 баллов - Технологическая карта полностью соответствует требованиям, включает в себя все необходимые компоненты.
Формы, методы, средства соответствуют ФГОС ВО, целям и задачам дисциплины, представленным в программе, целям и
задачам занятия, особенностями группы. При разработке технологической карты проявляет творчество, самостоятельно
разрабатывая формат карты. Подробно прописаны все части занятия, методы и приемы, средства обучения выбраны в
соответствии с выбранной формой. Подробно прописана деятельность не только преподавателя, но и тщательно
спрогнозирована деятельность обучающихся. Использованы преимущественно активные и интерактивные формы и
методы.
Средний уровень - 7-8 баллов - Технологическая карта отвечает требованиям, включает все компоненты, составлена по одному из
предложенных преподавателем вариантов. Формы, методы, средства частично соответствуют ФГОС ВО, не во всех
случаях прослеживается связь. При этом соответствуют целям и задачам дисциплины, представленным в программе,
целям и задачам занятия, особенностям группы. Прописаны все части, методы и приемы, средства обучения, но есть
некоторые замечания в отношении подробной проработанности всего занятия. Недостаточно подробное прогнозирование
деятельности обучающихся на занятии. Использованы активные и интерактивные методы в отдельных частях занятия.
Пороговый уровень - 5-6 баллов - В технологической карте неполно представлены необходимые компоненты либо какие-то из необходимых
отсутствуют. Отбор форм, методов, средств не соответствует ФГОС ВО, программе учебной дисциплины, не связаны с
решением задач занятия, не учтены особенности группы. Занятие недостаточно проработано по используемым методам,
приемам, описание краткое, неконкретное. Деятельность обучающихся не прописана либо прописана формально. Методы
и приемы традиционные, не запланированы интерактивные методы.
4. План-конспект занятия
Шкала и критерии оценки:
Высокий уровень - 9-10 баллов - Конспект полностью соответствует требованиям, включает в себя все необходимые компоненты. Формы,
методы, средства соответствуют ФГОС ВО, целям и задачам дисциплины, представленным в программе, целям и задачам
занятия, особенностями группы. При разработке конспекта проявляет творчество, самостоятельно разрабатывая формат
карты. Подробно прописаны все части занятия, методы и приемы, средства обучения выбраны в соответствии с выбранной
формой. Подробно прописана деятельность не только преподавателя, но и тщательно спрогнозирована деятельность
обучающихся. Использованы преимущественно активные и интерактивные формы и методы.
Средний уровень - 7-8 баллов - Конспект отвечает требованиям, включает все компоненты, составлена по одному из предложенных
преподавателем вариантов. Формы, методы, средства частично соответствуют ФГОС ВО, не во всех случаях
прослеживается связь. При этом соответствуют целям и задачам дисциплины, представленным в программе, целям и
задачам занятия, особенностям группы. Прописаны все части, методы и приемы, средства обучения, но есть некоторые
замечания в отношении подробной проработанности всего занятия. Недостаточно подробное прогнозирование
деятельности обучающихся на занятии. Использованы активные и интерактивные методы в отдельных частях занятия.
Пороговый уровень - 5-6 баллов - В конспекте неполно представлены необходимые компоненты либо какие-то из необходимых отсутствуют.
Отбор форм, методов, средств не соответствует ФГОС ВО, программе учебной дисциплины, не связаны с решением задач
занятия, не учтены особенности группы. Занятие недостаточно проработано по используемым методам, приемам, описание
краткое, неконкретное. Деятельность обучающихся не прописана либо прописана формально. Методы и приемы
традиционные, не запланированы интерактивные методы.
5. Проведение фрагмента занятия
Шкала и критерии оценки:
Высокий уровень - 6 баллов - Фрагмент занятия проведен в соответствии с представленной разработкой. Методика преподавания соблюдена полностью в соответствии с выбранной формой организации. Грамотно использует современные методы и средства обучения. Владеет элементами педагогической техники. Удается быстро установить контакт с группой и поддерживать его на принципах сотрудничества, с соблюдением педагогического такта и учетом возраста. Проявляет способность к рефлексии: видит ошибки и пути их устранения. Соблюдает нормы педагогической этики.
Средний уровень - 5-4 балла - Фрагмент занятия проведен в соответствии с представленной разработкой. Методика преподавания в основном соблюдена в соответствии с выбранной формой организации. Использует современные методы и средства обучения, есть незначительные замечания. Пытается применять элементы педагогической техники. Удается установить контакт с группой, но затрудняется в поддержании его на принципах сотрудничества, может переходить на авторитарный или попустительский стили взаимодействия. Затрудняется в выделении своих ошибок и путей их устранения. Иногда присутствуют нарушения норм педагогической этики.
Пороговый уровень - 3 балла - Фрагмент проведенного занятия частично соответствует разработке либо не соответствует ей. Методика преподавания не отвечает требованиям и форме организации. Не использует педагогическую технику, современные методы и средства. Либо использует их необоснованно, без учета задач занятия, особенностей группы и т.д. Контакт с группой затруднен либо не удается его установить. Рефлексивные умения отсутствуют или слабо развиты. Частично соблюдает нормы педагогической этики.
Шкала и критерии оценки:
Высокий уровень - 4 балла - Педагогический анализ занятия проведен по схеме, проанализирована подготовленность преподавателя к
занятию (учебно-методическое обеспечение, подготовка места занятия, внешний вид преподавателя), организация занятия
(правильность постановки задач перед обучающимися, использование методов организации занимающихся на занятии,
применение методов обучения и пр.). Сделаны обоснованные выводы и предложения.
Средний уровень - 3 балла - Педагогический анализ занятия частично проведен по схеме, проанализирована подготовленность преподавателя
к занятию (учебно-методическое обеспечение, подготовка места занятия, внешний вид преподавателя), организация
занятия (правильность постановки задач перед обучающимися, использование методов организации занимающихся на
занятии, применение методов обучения и пр.). Сделаны выводы и предложения, но не обоснованы.
Пороговый уровень - 2 балла - В педагогическом анализе не отражены основные показатели, частично проанализирована подготовленность
преподавателя к занятию (учебно-методическое обеспечение, подготовка места занятия, внешний вид преподавателя),
организация занятия (правильность постановки задач перед обучающимися, использование методов организации
занимающихся на занятии, применение методов обучения и пр.). Выводы и предложения сформулированы кратко.
7. Разработка оценочных материалов по одной дисциплине
Шкала и критерии оценки:
Высокий уровень - 9-10 баллов - Оценочные материалы разработаны в соответствии с требованиями. Средства контроля соответствуют компетенциям, теме, охватывают содержание всей дисциплины. Присутствуют разные формы и средства контроля, использованы инновационные средства контроля.
Средний уровень - 7-8 баллов - Оценочные материалы разработаны в соответствии с требованиями. Средства контроля соответствуют компетенциям, теме, охватывают содержание всей дисциплины. Присутствуют разные формы и средства контроля, использованы инновационные средства контроля. Есть незначительные замечания.
Пороговый уровень - 5-6 баллов - Оценочные материалы разработаны частично, представлены лишь отдельные компоненты фонда оценочных средств. Нет соответствия проверяемым компетенциям, наблюдается рассогласование с темой. Не владеет разнообразием средств и форм контроля.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ - ЗАЧЕТ выставляется по итогам текущего контроля - min - 61 б., max - 100 б.
4 семестр
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
1. Собеседование по вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
Вопросы к собеседованию на экзамене
1. Развитие высшего образования в современной цивилизации.
2. Особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса.
3. Интеграционные процессы в современном высшем образовании.
4. Основы дидактики высшей школы: сущность, структура и движущие силы обучения.
5. Принципы обучения и воспитания как основной ориентир в преподавательской деятельности.
6. Методы обучения в высшей школе.
7. Структура педагогической деятельности.
8. Роль и место лекции в вузе.
9. Семинарские и практические занятия в высшей школе.
10. Организация самостоятельной работы студентов.
11. Функции и формы педагогического контроля в высшей школе.
12. Современные педагогические технологии в высшей школе.
13. Структура педагогической культуры.
14. Коммуникативная культура преподавателя высшей школы.
15. Личность как психологическая категория.
16. Возрастные особенности юношеского возраста.
17. Социальная адаптация студентов в вузе.
18. Психологические особенности учебной деятельности студентов
19. Психологические основы развития мотивации студентов
20. Психологические аспекты профессионального самоопределения.
21. Развитие эмоциональной и волевой сферы личности в студенческие годы.
22. Психология профессионального становления личности студента.
23. Роль студенческих групп в процессе воспитания.
24. Психологический климат в группе и его коррекция.
Шкала и критерии оценки за ответ :
Высокий уровень - 17-20 баллов – Обучающийся уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера
Средний уровень - 13-16 баллов – Обучающийся в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
Пороговый уровень - 10-12 баллов - Обучающийся в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
2. Практико-ориентированное задание - min - 11 б.; max - 20 б.
Шкала и критерии оценки за выполнение задания:
Высокий уровень - 17-20 баллов – Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.
Средний уровень - 14-16 баллов – Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.
Пороговый уровень - 11-13 баллов - Обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения.
ОЦЕНКА по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов
удовлетворительно - 61-72 балла
хорошо - 73-86 баллов
отлично - 87-100 баллов
Текущий контроль - min - 61 б., max - 100 б.
1. Собеседование на семинарском занятии - min - 20 б., max - 36 б.
2. Тест - min - 15 б., max - 30 б.
3. Индивидуальная карта саморазвития - min - 26 б., max - 34 б.
Промежуточная аттестация - зачет выставляется по итогам текущего контроля - min - 61 б., max - 100 б.
4 семестр
Текущий контроль - min - 40 б., max - 60 б.
1. Собеседование на семинарском занятии - min - 6 б., max - 9 б.
2. Рабочая программа дисциплины - min - 5 б., max - 11 б.
3. Технологическая карта занятия - min - 5 б., max - 10 б.
4. План-конспект занятия - min - 5 б., max - 10 б.
5. Проведение фрагмента занятия - min - 3 б., max - 6 б.
6. Педагогический анализ проведения фрагмента занятия - min - 2 б., max - 4 б.
7. Разработка оценочных материалов по одной дисциплине - min - 5 б., max - 10 б.
Промежуточная аттестация - экзамен - min - 21 б.; max - 40 б.
1. Собеседование по вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
2. Практико-ориентированное задание - min - 11 б.; max - 20 б.