МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
История и философия науки
Проректор по УР _______________
1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
1.5.5. Физиология человека и животных
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Доктор культурологии, профессор, Берсенева Татьяна Павловна
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. биол. наук, доцент, Кузнецова Ирина Александровна _________________
История и философия науки
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
1.5.5. Физиология человека и животных
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 11.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель изучения дисциплины: философско-методологическое обеспечение научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в аспирантуре, и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Успешное освоение дисциплины «История и философия науки» возможно с опорой на компетенции, сформированные у выпускников бакалавриата и магистратуры в рамках изучения таких дисциплин, как «Философия», «История», «Культурология», «Социология физической культуры», «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта». "Теория и методика спорта".
«История и философия науки» является предшествующей дисциплиной для научно-исследовательской работы студентов, обучающихся в аспирантуре. Форма контроля – экзамен.
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
НПК-1: способность к анализу фундаментальных проблем науки на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
НПК-1.1: Знать
- структуру научного знания и основные этапы становления науки;
НПК-1.2: Уметь
- использовать философские и / или общенаучные методы исследования в научной деятельности;
- критически анализировать и оценивать перспективы и последствия отдельных научных открытий и научно-технического прогресса в целом;
НПК-1.3: Уметь
- анализировать исторические особенности развития научного знания;
НПК-1.4: Владеть навыками и / или опытом
- применения эффективных методов исследования в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в сфере биологических наук;
- рефлективного мышления.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Наука как объект философии науки: основные аспекты бытия науки.
Введение в историю и философию науки. /Лек/
- Объект и предмет истории и философии науки.
- Основные этапы развития западной философии науки.
- Отечественная философия науки.
Наука как объект философии науки: основные аспекты бытия науки. /Лек/
- Исторический характер науки.
- Наука как познавательная деятельность и система знаний.
- Наука как социальный институт.
- Наука как явление культуры.
Введение в историю и философию науки. /Ср/
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
Раздел 2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции.
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции: от Античности до Нового времени. /Пр/
1. Проблема зарождения науки. Наука и преднаука.
2. Развитие науки в Античности.
3. Развитие науки в Средневековье.
4. Развитие науки в Новое время.
5. Механическая картина мира и механицизм в культуре.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. /Пр/
1. Классическая наука XVIII-XIX вв., ее особенности и методология.
2. Становление и специфика неклассической науки.
3. Специфика постнеклассической науки.
4. Синергетика как альтернативная концепция развития мира.
История развития философии науки: основные тенденции и направления. /Пр/
1. Становление и развитие западного позитивизма. Образ науки в классическом позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер).
2. Постпозитивизм. Концепция фальсификации (демаркации знания) и роста научного знания К. Поппера.
3. Теория исследовательских программ И. Лакатоса.
История развития философии науки: основные тенденции и направления. /Пр/
1. Концепция развития знания Т. Куна и его теория парадигмы.
2. Социокультурные элементы в структуре научного знания М. Полани.
3. Гносеологический анархизм П. Фейерабенда.
Возникновение науки и основные стадии ее эволюции. /Ср/
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
История развития философии науки. /Ср/
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
Раздел 3. Наука как познавательная деятельность и особый вид знания.
Наука как познавательная деятельность и особый вид знания. /Лек/
- Наука как познавательная деятельность.
- Отличительные признаки научного знания.
- Проблема достоверности научных знаний:
а) корреспондентная теория истины;
б) когерентная теория;
в) элиминационная теория;
г) конвенционалистская теория;
д) марксистская теория истины.
Наука как познавательная деятельность и особый вид знания. /Лек/
- Объективная, абсолютная и относительная истина.
- Критерии научной истины.
- Наука и околонаучное знание.
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Наука как познавательная деятельность и особый вид знания. /Ср/
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
Раздел 4. Структура научного знания.
Структура научного знания. Уровни, компоненты, методы. /Пр/
1. Понятие науки. Основные концепции классификации наук.
2.Наука как познавательная деятельность.
3. Основные характеристики научного знания. Научное и вненаучное знание. Наука и околонаучное знание.
4. Проблема истины в науке.
Структура научного знания. Уровни, компоненты, методы. /Пр/
1. Строение эмпирического уровня научного знания и его функции.
2. Методы получения фактического знания.
3. Теоретический уровень знания и его специфика. Функции теоретического знания.
4. Методы теоретического познания.
5. Использование философских методов в познании
Структура научного знания. Уровни, компоненты, методы. /Пр/
1. Научная проблема, основные этапы ее постановки.
2. Гипотеза как форма теоретического знания. Основные требования к гипотезе (логические, содержательные, эвристические).
3. Научная теория, ее функция и структура.
4. Научный закон: понятие и виды.
Структура научного знания. Уровни, компоненты, методы. /Ср/
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
Раздел 5. Наука и общество. Наука как социальный институт.
Наука и общество. Наука как социальный институт. /Лек/
- Институциональная форма научной деятельности.
- Научное сообщество. Формы научной коммуникации.
- Специфика научного этоса.
- Наука в современном мире.
- Роль науки в преодолении глобальных проблем.
Наука и общество. Наука как социальный институт. /Пр/
1. Наука как социальный институт.
2. Наука и производство. Научно-технический прогресс и его последствия.
3. Этос ученого. Этические проблемы современной науки.
4. Наука и глобальные кризисы современности.
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
Раздел 6. Динамика науки как процесс порождения нового знания.
Динамика науки как процесс порождения нового знания /Лек/
НПК-1.1 НПК-1.2 НПК-1.3 НПК-1.4
- Феномен научных революций.
- Первая научная революция.
- Вторая научная революция.
- Третья научная революция.
- Четвертая научная революция.
Динамика научного знания. /Пр/
НПК-1.1 НПК-1.2 НПК-1.3 НПК-1.4
1. Научная картина мира как основание науки.
2. Сциентизм и антисциентизм в научной картине мира.
3. Экстернализм и интернализм как концепции развития науки.
4. Традиции и новации в динамике научного знания.
5. Научные революции и их виды.
Динамика науки как процесс порождения нового знания. /Ср/
НПК-1.1 НПК-1.2 НПК-1.3 НПК-1.4
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
Раздел 7. Наука как явление культуры.
Наука как явление культуры. /Лек/
- Наука и религия. Сущность религии. Умозрительная наука и религия. Экспериментальная наука и религия. Эволюционная наука и креационизм.
- Наука и философия. Сущностная специфика философского знания. Основные варианты соотношения философии и частных наук.
- Наука и искусство. Сущность искусства и науки. Влияние науки на искусство. Влияние искусства на науку.
Наука как явление культуры. /Пр/
1. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство.
2. Сущность религии. Умозрительная наука и религия. Экспериментальная наука и религия. Эволюционная наука и креационизм.
3. Сущностная специфика философского знания. Основные варианты соотношения философии и частных наук.
4. Сущность искусства и науки. Влияние науки на искусство. Влияние искусства на науку.
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Наука как явление культуры. /Ср/
Самостоятельная работа по подготовке к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устного сообщения, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль состоит из следующих заданий:
1) устный опрос на занятиях семинарского типа;
2) тест;
3) письменная контрольная работа.
5.2. Промежуточная аттестация
К оценке результатов освоения дисциплины, осуществляемой в рамках промежуточной аттестации, относится сдача аспирантом кандидатского экзамена.
Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль.
1. Устный опрос. Мaкс. возможное кол-во баллов - 4 балла. Итого: 4*11=44
2. Тест. Мaкс. возможное кол-во баллов - 6.
3. Письменная работа (контрольная). Мaкс. возможное кол-во баллов - 10.
Итого 60 баллов
Промежуточная аттестация (кандидатский экзамен) 40 баллов
Итого 40 баллов
Всего 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
под ред. : Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной
История и философия науки (философия науки): учеб. пособие
История и философия науки: учеб. пособие
Москва: РИОР [и др.], 2018
Матяш Т. П., Положенкова Е. Ю., Воденко К. В., Могилевская Г. И.
История и философия науки: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
История и философия науки: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: РИОР [и др.], 2017
История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/69902
Беляев Г. Г., Котляр Н. П.
Реферативные материалы первоисточников для подготовки аспирантов к кандидатскому экзамену по дисциплине "История и философия науки": учеб. пособие
Екатеринбург: Изд-во Альтаир-МГАВТ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/65680
История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей учен. степ. по программе канд. минимума
История и философия науки для аспирантов : кандидатский экзамен за 48 часов: учеб. пособие
Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
lib.sibsport.ru - сайт библиотеки СибГУФК
sibsport.ru - официальный сайт СибГУФК :
moodle.sibgufk.ru - образовательный портал и система дистанционного обучения :
sibsport.ru - официальный сайт СибГУФК :
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Офисный пакет MS office или аналог (например, libreoffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде ФГБО ВО СибГУФК (Аадитория 405, учебный корпус 2, аудитория 229, учебный корпус 5, аудитория 407, учебный корпус 2, аудитория 502, учебный корпус 2, аудитория 602, учебный корпус 2, аудитория 102, учебный корпус 4, аудитория 305, учебный корпус 4, аудитория 312, учебный корпус 4, аудитория 222, учебный корпус 5, аудитория 422, учебный корпус 5, аудитория 13, Дворец здоровья, аудитория 21, легкоатлетический манеж, аудитория 26, легкоатлетический манеж.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ