МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Ассистивные технологии в образовании
Проректор по УР _______________
42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
_________________________Арбузин И.А.
Информационно-коммуникационная деятельность в сфере физической культуры и спорта
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Канд.пед.наук, ст.преп., Потешкин А.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Ассистивные технологии в образовании
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 08.05.2024 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у студентов знаний, умений и навыков применения ассистивных технологий в области образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3: Знает:
- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, этническим и религиозным признакам и др.);
УК-3.6: Умеет:
- эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом и презентации результатов работы команды;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел I. Социальная защита и социальное обеспечение инвалидов
Социальная защита и социальное обеспечение инвалидов. /Лек/
Государственная система защиты инвалидов в РФ. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов».
Социальное обеспечение инвалидов.
Организационно-правовые формы социального обеспечения.
Предмет права социального обеспечения.
Государственная система защиты инвалидов. /Пр/
Государственная система защиты инвалидов в РФ.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов».
Государственная система защиты инвалидов в РФ.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов».
Изучение теоретического материала /Ср/
Изучение материалов лекций.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Раздел 2. Раздел II. Нормативно-правовое регулирование комплексной реабилитации больных и инвалидов
Нормативно-правовое регулирование вопросов организации и реализации реабилитации. /Ср/
Основные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере медицинской и комплексной реабилитации в РФ.
Международные документы в сфере реабилитации.
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Законодательная база физической реабилитации и спорта инвалидов. /Ср/
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность реабилитационных, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие развитие адаптивной физической культуры и спорта среди инвалидов.
Изучение теоретического материала /Ср/
Изучение материалов лекций.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Раздел 3. Раздел III. Основы, принципы и организация комплексной реабилитации
Понятие о реабилитации больных и инвалидов. /Ср/
Понятие реабилитации и абилитации.
Основные аспекты реабилитации.
Виды и этапы реабилитации.
Основные задачи реабилитации.
Принципы реабилитации больных и инвалидов.
Понятие о медицинской и физической реабилитации
Организация и устройство реабилитации в различных типах учреждений. /Ср/
Структура и функции учреждений медицинской реабилитации.
Организация реабилитации в лечебных учреждениях различного типа и в образовательно-коррекционных учреждениях.
Социальная и профессиональная реабилитация больных и инвалидов. /Ср/
Составляющие социальной реабилитации.
Профессиональная реабилитация.
Трудовая реабилитация детей-инвалидов.
Краткая характеристика основных реабилитационных средств. /Ср/
Физическая реабилитация, как составляющая часть медицинской реабилитации больных и инвалидов. /Ср/
Медицинская реабилитация: цель, задачи, методы.
Физическая реабилитация: цель, задачи, методы.
Место физической реабилитации в комплексной реабилитации больных и инвалидов.
Основные средства физической реабилитации больных и инвалидов. /Ср/
Активные средства реабилитации больных и инвалидов.
Пассивные средства реабилитации больных и инвалидов.
Психорегулирующие средства.
Использование средств физической реабилитации в зависимости от типа темперамента больных и инвалидов.
Материально-техническое обеспечение комплексной реабилитации. /Ср/
Решение кейс-пакетов. Составление индивидуальной программы реабилитации
Раздел 4. Раздел IV. Ассистивные технологии в образовании лиц с различными нарушениями в состоянии здоровья.
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Характеристика ассистивных технологий, применяемых в образовании у лиц с ОВЗ /Лек/
Понятие об ассистивных технологиях . Особенности обучения лиц с сенсорными нарушениями. Особенности обучения лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Понятие об инклюзивном образовании. /Ср/
История развития инклюзивного образования.
Требования к образовательному учреждению при обучении лиц, имеющими ограничения в состоянии здоровья.
Требования к педагогу, обучающему лиц с ограничениями в состоянии здоровья.
Характеристика ассистивных технологий, применяемых в образовании у лиц с ОВЗ /Пр/
Понятие об ассистивных технологиях .
Особенности обучения лиц с сенсорными нарушениями.
Особенности обучения лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности /Ср/
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации.
Условия обучения и воспитания детей-инвалидов.
Условия обеспечения занятости инвалидов.
Виды пенсий по инвалидности. Порядок выплаты пенсий по инвалидности
Организация инклюзивного образования в России и за рубежом. /Ср/
Подготовка докладов с мультимедийными презентациями
Особенности подбора ассистивных технологий для лиц с нарушением зрения. /Ср/
Особенности подбора ассистивных технологий для лиц с нарушением слуха. /Ср/
Особенности подбора ассистивных технологий для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент заочной формы на семинарских занятиях должен дать ответы на три вопроса, подготовить один доклад с мультимедийной презентацией, составить таблицу, а также решить одну практическую задачу. В межсессионный период студент должен выполнить контрольную работу.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Для получения зачёта студент должен в семестре набрать не менее 61 балла по контрольным видам работ балльно-рейтинговой системы оценки.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль
Обязательные виды работ:
Практическая задача 21 балл × 1 = 21 балл
Составление таблицы 20 баллов х 1 = 20 баллов
Контрольная работа 20 баллов × 1 = 20 баллов
Итого 61 балла
Дополнительные виды работ:
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Мультимедийная презентация с докладом 30 баллов х 1 = 30 баллов
Устный опрос 3 балла х 3 = 9 баллов
Итого 39 баллов
Всего: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Попов С. Н., Козырева О. В., Малашенко М. М., Жук И. А., Цыкунов М. Б.
Физическая реабилитация: учеб. для студентов бакалавриата и магистратуры по направлению подгот. "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" : в 2 т.
Адаптивное физическое воспитание в образовательных организациях (специальные медицинские группы): учеб. пособие для высш. проф. образования по направлению 49.04.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 032102 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адапт. физ. культура)
Омск: Изд-во СибГУФК, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Федорова Т. Н., Налобина А. Н., Лазарева Н. Н.
Комплексная реабилитация больных и инвалидов: учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине "Комплексная реабилитация больных и инвалидов", направлению 034400 "Физ.культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
6.1.3. Методические разработки
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82674
под общ. ред. С. П. Евсеева
Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб. пособие для вузов по направлению "Физ. культура"
https://lib.rucont.ru/efd/279258
Ладыгина Е. Б., Евсеева О. Э., Антонова А. В.
Частные методики адаптивной физической культуры для лиц пожилого и старшего возраста: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК; : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
официальный сайт вуза : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
программы для просмотра документов в формате pdf (AdobeReader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Оснащенность помещений для самостоятельной работы:
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ