МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
старший преподаватель, Калугина Марина Григорьевна
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, зав.кафедрой, Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 09.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовить обучающихся к решению профессиональных задач, связанных с реализацией дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в избранном виде спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Русский язык и культура речи
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Психология физической культуры
Теория и методика физической культуры
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
Профессионально-ориентированная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
ОПК-1.11: умеет подбирать содержание занятий физической культурой и спортом с учетом возраста занимающихся
ОПК-13: Способен осуществлять организацию и судейство соревнований по избранному виду спорта
ОПК-13.2: знает методику организации и проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, правила проведения соревнований по избранному виду спорта, состав и функции судейской коллегии и отдельных судей
ОПК-13.4: умеет планировать и проводить спортивные соревнования, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, осуществлять судейство соревнований по избранному виду спорта, в том числе составлять документацию по проведению соревнований по установленному образцу
ОПК-13.5: имеет опыт организации и проведения физкультурно-смортивных мероприятий, спортивных соревнований в избранном виде спорта в качестве организатора и/или судьи
ОПК-3: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
ОПК-3.8: имеет опыт проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий с использованием средств базовых видов спорта
ОПК-3.9: имеет опыт участия в судействе физкультурно-спортивных мероприятий по базовым видам спорта
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ОПК-9.8: умеет использовать систему нормативов и методик педагогического контроля
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.4: умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
УК-3.5: умеет применять методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия, участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом
УК-3.9: имеет опыт распределения ролей и реализации своей роли в команде для решения образовательных и спортивных задач
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
УК-4.5: имеет опыт публичной речи (монологическое высказывание по профессиональной тематике: сообщение, доклад, диалогическое высказывание, дискуссия)
УК-4.6: имеет опыт аргументированного изложения своих мыслей в письменной форме для подготовки тезисов, рефератов и письменного конспекта
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.4: умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы
УК-6.5: имеет опыт управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Организационная работа
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с правилами внутреннего распорядка. /Ср/
Общие требования по охране труда. Общие требования перед началом работы. Требования охраны труда во время работы. Требования охраны труда в аварийных ситуациях. Требования охраны труда после работы. Права и обязанности студента – практиканта. Режим работы.
Составление индивидуального плана
работы на весь период практики.
/Ср/
Содержание разделов индивидуального плана: организационная работа, учебно-методическая работа, учебно-спортивная работа, учебно-исследовательская работа. Требования к оформлению и утверждению индивидуального плана.
Участие в методических занятиях с руководителями практики. /Ср/
Посещение обучающимся методических занятий руководителя практики от университета. Проверка отчетной документации по практике.
Оформление отчетной документации по практике. /Ср/
Оформление результатов прохождения практики. Подготовка отчета. Порядок утверждения отчетной документации по практике
Подготовка отчета и презентации на собеседование по практике. /Ср/
Подготовка презентации для защиты отчета по практике. Подготовка доклада для защиты отчета по практике. Выступление с докладом и презентацией. Ответы на вопросы в ходе защиты отчета по практике.
Планирование деятельности на практике /Пр/
Содержание разделов индивидуального плана: организационная работа, учебно-методическая работа, учебно-спортивная работа, учебно-исследовательская работа. Требования к оформлению и утверждению индивидуального плана.
Раздел 2. Учебно-методическая работа
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Программно-нормативное обеспечение дополнительных образовательных программ спортивной подготовки /Ср/
Анализ Федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду спорта.
Анализ образовательной программы спортивной подготовки по избранному виду спорта.
Анализ документов, регламентирующих организацию дополнительного образования: устав организации, правила внутреннего распорядка, положение о проведении индивидуального отбора для прохождения спортивной подготовки, положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся, положение о порядке периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Планирование учебно-тренировочного занятия /Ср/
Требования к разработке плана конспекта занятия. Структура плана-конспекта занятия. Последовательность разработки плана конспекта занятия. Формулирование задач тренировочного занятия. Определение содержания частей занятия. Подбор средств тренировочного занятия в зависимости от решаемых задач и контингента занимающихся.
Подбор дозировки. Требования к организационно-методическим указаниям
Проведение учебно-тренировочных занятий с учетом возраста занимающихся /Ср/
Проведение учебно-тренировочных занятий в спортивно-оздоровительных группах, группах начальной подготовки в качестве помощника тренера.
Самоанализ проведенных занятий.
Программно-нормативное обеспечение дополнительных образовательных программ спортивной подготовки /Пр/
Анализ Федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду спорта. Анализ образовательной программы спортивной подготовки по избранному виду спорта. Анализ документов, регламентирующих организацию дополнительного образования: устав организации, правила внутреннего распорядка, положение о проведении индивидуального отбора для прохождения спортивной подготовки, положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся, положение о порядке периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Раздел 3. Учебно-спортивная работа
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Разработка и реализация общественного проекта /Ср/
УК-4.5 УК-6.4 УК-6.5 ОПК-13.2 ОПК-13.4 ОПК-3.8 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.9
Анализ ситуации и постановка проблемы общественного проекта. Определение социальной задачи, поставленной партнером, или поиск на платформе ДОБРО.РФ.Определение актуальности проекта. Определение этапов реализации проекта. Разработка и защита паспорта проекта. Реализация общественного проекта. Подведение итогов и рефлексия деятельности.
Организация и проведение спортивного соревнования /Ср/
ОПК-13.2 ОПК-13.4 ОПК-13.5
Документы планирования спортивного соревнования: календарь соревнований, положение о соревновании, программа соревнований, протоколы, заявки.
Материально-техническое обеспечение соревнований. Судейство соревнований. Отчет о проведении соревнования.
Судейство соревнований по базовым видам спорта /Ср/
ОПК-3.9 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.9
Ознакомление с правилами соревнований по виду спорта. Выполнение судейских обязанностей в качестве помощника судьи, судьи. Подготовка отчета по итогам судейства.
Разработка и реализация общественного проекта /Пр/
УК-4.5 УК-6.4 УК-6.5 ОПК-13.2 ОПК-13.4 ОПК-3.8 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.9
Образовательный подход "Обучение служением". Анализ ситуации и постановка проблемы. Определение социальной задачи, поставленной партнером, или поиск на платформе ДОБРО.РФ.Определение актуальности проекта. Выработка гипотезы проектного решения и ее проверка. Определение этапов реализации проекта. Разработка и защита паспорта проекта. Реализация общественного проекта. Подведение итогов и рефлексия деятельности.
Раздел 4. Учебно-исследовательская работа
Методы педагогического контроля в реализации дополнительных программ спортивной подготовки /Ср/
Ознакомление с системой нормативов по видам подготовленности
Составление программы тестирования физической подготовленности. Проведение тестирования физической подготовленности.
Анализ и интерпретация полученных результатов.
Контроль в реализации дополнительных программ спортивной подготовки /Пр/
Методики спортивной ориентации и отбора спортсменов и обучающихся с учетом их
возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей в сфере спортивной подготовки и сфере образования
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения программы практики. Выполнение программы практики должно быть выполнено min 40 баллов, max 60 баллов. Оценка складывается из различных видов работ: организационной, учебно-методической, учебно-спортивной, учебно-исследовательской.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Обучающиеся выполняют следующие виды работ:
1. Составление индивидуального плана на период практики
2. Анализ программно-нормативных документов, регламентирующих дополнительных образовательных программ спортивной подготовки
3. Разработка планов-конспектов учебно-тренировочных занятий
4. Проведение учебно-тренировочных занятий
5. Разработка и реализация общественного проекта
6. Участие в организации соревнований с разработкой документов планирования спортивного соревнования по базовым видам спорта.
7. Разработка программы тестирования физической подготовленности обучающихся
8. Тестирование физической подготовленности и разработка практических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса
9. Подготовка индивидуального отчета по итогам практики
5.2. Промежуточная аттестация
Формой аттестации по практике является зачет с оценкой.
Оценка по практике формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации.
На промежуточной аттестации оценивается качество и своевременность сдачи документации по практике, заслушивается доклад обучающегося по результатам прохождения практики, дается оценка руководителя от базы практики, определяется уровень сформированности компетенций, дается оценка руководителя от университета по итогам текущего контроля, проводится собеседование с обучающимся.
Оценка деятельности обучающихся осуществляется посредством балльно-рейтинговой системы оценки (100 баллов: текущий контроль- 40-60 баллов; промежуточная аттестация - 20-40 баллов.). К собеседованию допускаются обучающиеся, освоившие программу практики набравшие от 40 баллов.
Оценка документации по практике 4-8 баллов
Уровень сформированности компетенций в соответствии с аттестационным листом 4-8 баллов
Оценка руководителя практики от СибГУФК по итогам текущего контроля 3-6 баллов
Оценка руководителя от базы практики (характеристика с оценкой) 3-5 баллов
Оценка отчета о реализации общественного проекта – 3-5 баллов
Собеседование 3-5 баллов
Вопросы к собеседованию
1. Какую цель вы ставили перед собой до выхода на практику? Достигли ли Вы её?
2. Удовлетворены ли своей работой в период практики?
3. Какие пункты индивидуального плана было наиболее сложно выполнять?
4. Какие проблемы и трудности появились во время прохождения практики?
5. Знания по каким учебным дисциплинам помогли по время прохождения практики?
6. Каких теоретических знаний было недостаточно?
7. Какие знания, умения и навыки удалось приобрести в процессе практики?
8. Какие знания о профессиональной деятельности тренера (тренера – преподавателя) вы получили за период практики?
9. Что для вас главное в вашей будущей профессии?
10. Что было для вас наиболее интересным при прохождении практики?
11. Изменилось ли ваше представление об избранной профессии, в чем?
12. Какие умения вы приобрели в процессе прохождения практики?
Итоговая оценка:
Неудовлетворительно 60 баллов и менее
Удовлетворительно 61-72 баллов
Хорошо 73-86 баллов
Отлично 87-100 баллов
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль 40-60 баллов
1. Составление индивидуального плана на период практики 3-5 баллов
2. Анализ программно-нормативных документов, регламентирующих дополнительных образовательных программ спортивной подготовки 3-5 баллов
3. Разработка планов-конспектов учебно-тренировочных занятий 7-10 баллов
4. Проведение учебно-тренировочных занятий 3-5 баллов
5. Разработка и реализация общественного проекта 7-10 баллов
6. Участие в организации соревнований с разработкой документов планирования спортивного соревнования по базовым видам спорта. 3-5 баллов
7. Разработка программы тестирования физической подготовленности обучающихся 4-5 баллов
8. Тестирование физической подготовленности и разработка практических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса 7-10 баллов
9. Подготовка индивидуального отчета по итогам практики 3-5 баллов
Промежуточная аттестация 20-40 баллов
1. Оценка документации по практике 4-8 баллов
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
2. Уровень сформированности компетенций в соответствии с аттестационным листом 4-8 баллов
3. Оценка руководителя практики от СибГУФК по итогам текущего контроля 3-6 баллов
4. Оценка руководителя от базы практики (характеристика с оценкой) 3-8 баллов
5. Оценка отчета о реализации общественного проекта – 3-5 баллов
6. Собеседование 3-5 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Губа В. П., Булыкина Л. В., Ачкасов Е. Е., Безуглов Э. Н.
Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта: монография
https://www.iprbookshop.ru/101285
Организация методической работы в спортивной школе: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/83623
Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 - "Физ. культура и спорт"
Мельникова Ю. А., Мельников К. В.
Технология планирования образовательного и тренировочного процесса по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования: учеб.-метод. пособие
Управление системой спортивного соревнования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 - Физ. культура
Москва: Физическая культура, 2009
Диагностика и прогнозирование способностей при спортивной ориентации и отборе: учеб.-метод. пособие
Спортивный отбор в спорте: учеб. пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2022
https://e.lanbook.com/book/207530
Управление системой спортивного соревнования: монография
Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: монография
https://www.iprbookshop.ru/119191
Филиппов С. С., Михайлова Е. Я., Ермилова В. В.
Управление процессом спортивной подготовки на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.-практ. пособие для вузов
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/85832
Самсонов И. И., Сапунков А. А., Лазуткин В. В.
Организационно-правовые аспекты деятельности спортивных школ: монография
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
Тесты физической подготовленности (методология и практика): метод. указания для проведения учеб. занятий
Нижний Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2011
https://www.iprbookshop.ru/16068
Федоров А. И., Шумайлов В. А., Береглазов В. Н.
Комплексный контроль в спорте : теоретико-методические, технические и информационные аспекты: учеб. пособие
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Макурин С. К., Федоров В. В., Шмик А. Г.
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями: учеб. пособие
Мельникова Ю. А., Гречко А. С.
Оперативное планирование занятий физической культурой: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2007
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
1. Спортивные сооружения для проведения учебных занятий, соответствующие требованиям противопожарной
безопасности и санитарно-гигиеническими нормам и имеющие достаточное материально-техническое оснащение,
2. Доступ к информации образовательной организации, необходимой для выполнения задания по практике и
- аудитория с презентационным оборудованием (стационарный компьютер или ноутбук, мультимедиа проектор,
- лицензионное программное обеспечение (средство создания и демонстрации электронных презентаций,
текстовый редактор, мультимедиа проигрыватель);
- для самостоятельной работы студентов: кабинет информационных технологий, оснащенный компьютерной
техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно
-образовательную среду вуза;
- книжный фонд библиотеки (в том числе в электронном виде) www.lib.sibsport.ru.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
дискретно по периодам проведения практик