МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Русский язык и культура речи
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
канд. филол. наук, доцент, Елкина М.В.;ст.преп., Слепцова Т.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой, Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Русский язык и культура речи
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 11.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель дисциплины «Русский язык и культура речи» состоит в изучении современных тенденций русского литературного языка и культуры речи, развитии и совершенствовании навыков делового и педагогического общения, подготовки разных видов текстов в соответствии со стилевыми и жанровыми особенностями, коммуникативным заданием и ситуацией общения.
Особое внимание в процессе изучения дисциплины уделено анализу единиц языка и речи, а также написанию текстов, тематика которых связана с физкультурно-спортивной отраслью, олимпийской проблематикой, популяризацией здорового образа жизни.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1: знает основы делового общения, способствующие развитию культуры, общества и личности
УК-4.2: знает основные понятия и терминологию на русском и иностранном языках в области физической культуры и спорта, образования, сферы профессиональной деятельности в соответствии с направленностью ОПОП
УК-4.3: умеет на русском и иностранном языке выражать различные коммуникативные намерения (запрос/сообщение информации)
УК-4.4: умеет на русском и иностранном язвке обобщать изложенные в тексте факты, делать выводы по прочитанному тексту
УК-4.5: имеет опыт публичной речи (монологическое высказывание по профессиональной тематике: сообщение, доклад, диалогическое высказывание, дискуссия)
УК-4.6: имеет опыт аргументированного изложения своих мыслей в письменной форме для подготовки тезисов, рефератов и письменного конспекта
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Русский язык и культура речи на современном этапе развития
Понятие о современном русском литературном языке (СРЛЯ). /Лек/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-4.6
Понятие о современном русском литературном языке (СРЛЯ). Структурные и коммуникативные аспекты языка. Культурно-исторические аспекты становления и развития русского языка. Русский язык как способ существования и сохранения национальной культуры. Структурные и коммуникативные свойства языка. Русский язык как знаковая система передачи информации. Функции языка (коммуникативная, познавательная (когнитивная), аккумулятивная, эмоциональная (эмотивная), функция воздействия. Формы существования национального русского языка. Русский язык конца XX – начала XXI вв.: тенденции функционирования, перспективы развития. Русский язык и культура речи: аспекты взаимодействия.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Понятие о современном русском литературном языке (СРЛЯ). /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Структурные и коммуникативные аспекты языка. Культурно-исторические аспекты становления и развития русского языка. Русский язык как способ существования и сохранения национальной культуры. Структурные и коммуникативные свойства языка. Русский язык как знаковая система передачи информации. Функции языка (коммуникативная, познавательная (когнитивная), аккумулятивная, эмоциональная (эмотивная), функция воздействия. Формы существования национального русского языка. Русский язык конца XX – начала XXI вв.: тенденции функционирования, перспективы развития.
Понятие о соверменном русском языке /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Анализ лексики СРЛЯ с точки зрения происхождения, сферы употребления, активного и пассивного запаса.
Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка
Культура речи как раздел языкознания. /Лек/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Язык и речь. Речь и мышление. Качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность. Факторы, определяющие развитие и совершенствование речи носителя русского языка. Виды речевой деятельности. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Понятие «речевой этикет». Факторы, определяющие формирование речевого этикета. Речевой этикет и национальная культура.
Нормы современного русского литературного языка /Лек/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
. Понятие о норме языка. Нормы орфоэпические, акцентологические, орфографические и пунктуационные, словообразовательные, лексические, грамматические.
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Речь и мышление. Виды речевой деятельности. Качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность. Факторы, определяющие развитие и совершенствование речи носителя русского языка. Речевой этикет и национальная культура.
Нормы современного русского литературного языка. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Понятие о норме языка. Нормы орфоэпические, акцентологические, орфографические и пунктуационные, словообразовательные, лексические, грамматические. Анализ речевых ошибок. Анализ единиц языка. Анализ и конструирование текстов.
Конструирование текстов физкультурно-спортивной тематики. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Подготовка эссе по темам: «Физическая культура и спорт: тенденции и перспективы развития», «Здоровый образ жизни», «Проблемы века», «Роль физической культуры и спорта в российском обществе»). Анализ речевых ошибок
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Нормы орфоэпические, акцентологические, орфографические и пунктационные, словообразовательные, лексические, грамматические. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Анализ речевых ошибок. Анализ единиц языка. Анализ и конструирование текстов.
Раздел 3. Стили современного русского литературного языка
Стили современного русского литературного языка (книжные, разговорный). /Лек/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Функциональные стили современного русского литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный). Взаимодействие функциональных стилей. Язык художественной литературы. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Специфика научного стиля. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Подстили и жанры научного стиля. Анализ речевых и стилистических ошибок. Анализ и конструирование текстов.
Специфика официально-делового стиля. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Подстили и жанры официально-делового стиля. Анализ речевых и стилистических ошибок. Анализ и конструирование текстов.
Специфика публицистического стиля. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Подстили и жанры публицистического стиля. Анализ речевых и стилистических ошибок. Анализ и конструирование текстов.
Специфика разговорно-обиходного стиля. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Специфика общения в социальных сетях. Анализ речевых и стилистических ошибок. Анализ и конструирование текстов. Написание текстов, относящихся к разным типам речи: повествование, описание, рассуждение.
Специфика стиля художественной литературы. /Пр/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Чтение и анализ текстов художественных произведений русских и зарубежных классиков. Написание текстов, относящихся к разным типам речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ речевых и стилистических ошибок в текстах научного стиля. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Написание текста научно-популярного подстиля.
Анализ речевых и стилистических ошибок в текстах официально-делового стиля. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Написание текстов официально-делового характера (заявления, докладной записки, автобиографии, резюме, доверенности и др.)
Анализ речевых и стилистических ошибок в текстах публицистического стиля. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Написание текстов публицистического стиля (материал агитационно-пропагандистского характера по теме «ФКиС»)
Анализ речевых и стилистических ошибок в текстах разговорно-обиходного стиля. /Ср/
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Написание текстов разговорно-обиходного стиля
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.6
Написание текстов, относящихся к разным типам речи: повествование, описание, рассуждение.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
В течение семестра необходимо принять участие в 4 устных опросах, подготовить 3 доклада / сообщения (контрольная работа), презентацию, написать 7 текстов различных типов и стилей на заданную тематику, пройти тестирование (задания и темы перечисленных работ, шкалы по их оцениванию представлены в Приложении).
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточного контроля является зачет. Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают 61 балл по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
Опрос 3 3х4=12
Доклад, сообщение 10 10х3=30
Написание текстов 5 5х7=35
Презентация 13 13х1=13
Тестирование 10 10
Итого - 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Бегаева Е. Н., Бойко Е. А., Михайлова Е. В., Шарохина Е. В.
Русский язык и культура речи: учеб. пососбие
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81082
Деловые коммуникации: учеб.-метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2019
https://www.iprbookshop.ru/80614
6.1.2. Дополнительная литература
Гойхман О. Я., Надеина Т. М.
Речевая коммуникация: учеб. для студентов вузов
Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/81799
Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК : http:/lib.sibsport.ru
Образовательный портал и система дистанционного обучения : http:/moodle.sibgufk.ru
Официальный сайт вуза : http:/ sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (htpp:/elibrary.ru)
- Академия Google (htpp:/scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя,мультимедиапроектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к.2, 407 к.2, 502 к.2, 602 к.2, 102 к.4, 305 к.4, 312 к.4, 222 к.5, 229 к.5, 422 к.5, 13 ДЗ).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx