МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
История образования и педагогической мысли
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2023.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
История образования и педагогической мысли
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у бакалавров основ истории образования при подготовке к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, безопасности жизнедеятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Психолого-педагогическая практика
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Современные образовательные технологии
Возрастная и педагогическая психология
Возрастная анатомия и физиология
Становление российской государственности
Основы российской государственности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Междисциплинарная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2: Знает:
- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;
ОПК-8.3: Знает:
- роль и место образования в жизни личности и общества;
- классические и инновационные педагогические концепции и теории;
- основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.6: Знает:
- периодизацию истории педагогической науки, социальную сущность, структуру и функции;
- основные исторические формы взаимодействия человека и общества;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Предмет истории образования и педагогической мысли
Лекция 1. Предмет истории образования и педагогической мысли
/Лек/
Методологические основания истории педагогики. Антропологический подход в истории педагогики. Роль религии в истории педагогики.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Семинарское занятие 1. Предмет истории образования и педагогической мысли
/Пр/
Предмет истории образования. Методологические основания истории педагогики. Антропологический подход в истории педагогики. Религия как фактор развития педагогической мысли. Влияние христианства на общественную мораль. Четыре блока педагогического учения.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 2. Раздел 2. Воспитание и педагогическая мысль в античном мире
Лекция 2. Воспитание и школа в славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве (X – XVIIвв)
/Лек/
Воспитание и обучение у древних славян. Воспитание и обучение в Киевской Руси. Воспитание и обучение в 14–16 в.в. Образование в Русском государстве в 17 веке. Педагогическая мысль к концу 17 века.
Семинарское занятие 2. Воспитание и педагогическая мысль в античном мире и Византии
/Пр/
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции. Значение поэтов и философов в истории воспитания. Особенности римского воспитания. Влияние Византии на развитие просвещения. Зарождение христианства традиций воспитания.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 3. Раздел 3. Воспитание и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения
Лекция 3. Развитие школы и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в 19 веке
/Лек/
Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Педагогические идеи А. Дистервега. Школа и педагогическая мысль в США в 19 веке. Коммунистическое учение К.Маркса и Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования.
Семинарское занятие 3. Воспитание и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения
/Пр/
Влияние церковной культуры на развитие образования. Эпоха Возрождения. Реформация и ее влияние на образование и воспитание. Христианские теологии Востока. Гуманистическая концепция человека. Писатель-гуманист Франсуа Рабле.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 4. Раздел 4. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве
Лекция 4. Школа и педагогика в России в конце 19 века начале 20 века
/Лек/
Народное образование в России в конце 19 века начале 20 века. Проблемы и преобразования. Педагогическая мысль в России в конце 19 начале 20 в.в.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Семинарское занятие 4. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве
/Пр/
Воспитание и обучение у древних славян. Воспитание и обучение в Киевской Руси. Педагогика Православия в 11-17 в.в. Летописные известия о просвещении в Киевской Руси. Образование в Русском государстве в 17 веке. Педагогическая мысль к концу 17 века.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 5. Раздел 5. Воспитание и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америки в 17-18 в.в.
Лекция 5. Школа и педагогика в середине 20 века
/Лек/
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны. Педагогическая наука в странах Запада. Образование в странах Восточной Европы и СССР. Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.
Семинарское занятие 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америки в 17-18 в.в.
/Пр/
Педагогические идеи Я.А.Коменского. Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу 18 века. Концепция воспитания и образования Д.Локка. Педагогическая концепция Ж.-Ж.Руссо. Школа и просвещение в США в эпоху европейского Просвещения.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 6. Раздел 6. Школа и педагогическая мысль в России в 18 века
Семинарское занятие 6. Школа и педагогическая мысль в России в 18 в.
/Пр/
Социально-культурные истоки развития образования и педагогических идей в 18 веке. Просвещение в России в начале 18 века. Реформы Петра I в области просвещения. Духовное и светское образование. Высшее образование в России. Педагогическая деятельность М. В.Ломоносова. Педагогические взгляды и деятельность И.И.Бецкого.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 7. Раздел 7. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в 19 веке
Семинарское занятие 7. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в 19 веке
/Пр/
Социально-педагогическая ситуация и особенности становления школьных систем. Развитие школы в 19 веке. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци. Педагогическая теория И.Ф.Гербарта. Педагогические идеи А.Дистервега. Школы и педагогическая мысль в США в 19 веке. Коммунистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса и их идеи классового подхода к вопросам воспитания и образования. Альтернативное образование.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 8. Раздел 8. Школа и педагогическая мысль в России в 19 веке
Семинарское занятие 8. Школа и педагогическая мысль в России в 19 веке
/Пр/
Развитие и становление школьной системы. Общественное движение в России. Педагогическая мысль в России в 19 веке. Религиозно-нравственное воспитание как основа образовательной политики государства. К.Д.Ушинский – основатель педагогической науки в России. Реформа образования 60-х годов.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 9. Раздел 9. Зарубежная школа и педагогика в конце 19 начале 20 в.в.
Семинарское занятие 9. Зарубежная школа и педагогика в конце 19 начале 20 в.в.
/Пр/
Проблемы в системах зарубежной школы. Реформа школьного дела в конце 19 века. Реформаторы педагогики и их идеи. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики в Англии, Франции, Бельгии, Швейцарии.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 10. Раздел 10. Школа и педагогика в России в конце 19 начале 20 в.в.
Семинарское занятие 10. Школа и педагогика в России в конце 19 начале 20 века
/Пр/
Состояние педагогической науки в России на рубеже веков. Народное образование в России в конце 19 начале 20 века. Проблемы и преобразования в школьном деле. Авторская концепция в экспериментальной педагогике. Христианская педагогика.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 11. Раздел 11. Школа и педагогика в Западной Европе и США (1918 – 1939 г.г.).
Семинарское занятие 11. Школа и педагогика в Западной Европе и США (1918-1939 г.г.).
/Пр/
Межвоенный период развития педагогики на Западе. Изменения в деятельности школ. Изменение содержания начального образования. Новые системы обучения. Педагогика личности.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 12. Раздел 12. Школа и педагогика в России 1917 – 1945 г.г.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Семинарское занятие 12. Школа и педагогика в России 1917-1945 г.г.
й.
/Пр/
Становление системы образования в советской России. Политико-идеологическая направленность содержания общего образования. Развитие педагогической науки до Великой Отечественной войны. Школа в годы ВОВ. Деятельность А.В.Луначарского. Деятельность Н.К.Крупско
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Раздел 13. Раздел 13. Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и США после второй мировой войны
Семинарское занятие 13. Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и СССР после Второй мировой войны
/Пр/
Школа в Западной Европе и США после Второй мировой войны. Восстановление национальных систем образования в странах Западной Европы.
Развитие школы и педагогики в странах социалистического лагеря. Развитие американской школы в послевоенный период. Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.
Подготовка к семинарским занятиям /Ср/
Творческое индивидуальное задание «Исторический подход в изучении педагогических явлений» /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Обучающийся должен принять участие в 13 семинарских занятиях (собеседование), выполнить практические работы (кроссворд), пройти тестирование, подготовить доклад с презентацией и реферат.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
Виды работ:
1. Собеседование на семинарах - 13 семинаров *1-3 балла= 40б.
2. Реферат= 15б.
4. Доклад с презентацией=10б.
5. Тест - итоговый - 20 вопросов *1балл = 20б.
6. Кроссворд = 15 б.
Итого по текущему контролю - 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
6.1.1. Основная литература
История образования и педагогической мысли: учебник
Саратов: Вузов. образование, 2017
https://www.iprbookshop.ru/65722
История педагогики и образования: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
6.1.2. Дополнительная литература
История отечественной педагогики и образования: учеб. для академ. бакалавриата
История педагогики в России (Мировое педагогическое наследие): учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ