2024-2025_49_03_01 ФК СМ очно 2024_plx_Инклюзивное образование
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Инклюзивное образование
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.05
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивный менеджмент
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
32
32
32
32
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Канд. пед. наук, Доцент, Потешкин Артем Валерьевич 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Инклюзивное образование
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 30.04.2024 г.  № 14

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
овладение профессиональными компетенциями по обеспечению доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом имеющихся у них расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Профессионально-ориентированная практика
2.2.2
Событийный менеджмент в физкультурно-спортивной отрасли
2.2.3
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-3: Способен организовывать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия (в том числе в образовательных организациях СПО/ВО) с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала с использованием соответствующего оборудования, экипировки и инвентаря
 
ПК-3.4: знает методики организации спортивно-массовой работы в организации СПО/ВО, в том числе для обучающихся с ОВЗ
 
ПК-3.7: умеет организовывать спортивно-массовую работу в организации СПО/ВО, в том числе для обучающихся с ОВЗ
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовая база обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
0
 
1.1
Лекция 1. Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом.  /Лек/
2
ПК-3.4
4
Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом. Понятие «инклюзивное образование». Характеристика ключевых международных законодательных актов (Концепция ООН о правах человека; Концепция о правах ребенка; декларация ООН о правах инвалидов). Анализ законодательной базы РФ в сфере инклюзивного образования.
0
 
1.2
Практическое занятие 1. Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом.  /Пр/
2
ПК-3.7
4
Характеристика основных этапов становления инклюзивного образования в России. Анализ открытых и доступных источников нормативной базы.
0
 
1.3
Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом.  /Ср/
6
ПК-3.4
4
Подготовка к практическому занятию:

1. Изучение рекомендованной литературы;

2. Работа с лекциями;

3. Работа с законодательными и нормативными документами.

0
 
 
Раздел 2. Специальные условия обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
2.1
Доступная среда для лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях.  /Лек/
2
ПК-3.4
4
Доступная среда для лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях. Требования к оказанию образовательных услуг по получению образования лицами с инвалидностью с учетом различных нозологических нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, поражения опорно-двигательного аппарата). Доступность зданий образовательных организаций.
0
 
2.2
Доступная среда для лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях.  /Пр/
2
ПК-3.7
4
Требования к оказанию образовательных услуг по получению образования лицами с инвалидностью с учетом различных нозологических нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, поражения опорно-двигательного аппарата). Инструментально-технологическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
0
 
2.3
Специальные условия обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
6
ПК-3.7
4
Подготовка к практическому занятию:

1. Изучение рекомендованной литературы;

2. Работа с лекциями;

- Составление кластерной таблицы «Требования к оказанию образовательных услуг по получению образования (среднего, высшего) лицам с инвалидностью с учетом различных нозологических групп»

- Подготовка мультимедийной презентации с докладом.

0
 
 
Раздел 3. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
0
 
3.1
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением сенсорных систем.  /Лек/
2
ПК-3.4
4
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения. Характеристика обучающихся с нарушением зрения. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением зрения. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения. Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха. Характеристика обучающихся с нарушением слуха. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением слуха. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.2
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, соматическими нарушениями и психическими нарушениями.  /Лек/
2
ПК-3.4
4
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Особенности психофизического развития обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Анализ образовательных потребностей обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.

Особые образовательные потребности обучающихся с соматическими нарушениями. Виды соматических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с соматическими расстройствами.

Особые образовательные потребности обучающихся с соматическими нарушениями. Виды соматических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с соматическими расстройствами.

0
 
3.3
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения.

/Пр/

2
ПК-3.7
4
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения. Характеристика обучающихся с нарушением зрения. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением зрения. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения.
0
 
3.4
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха.

/Пр/

2
ПК-3.7
4
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха. Характеристика обучающихся с нарушением слуха. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением слуха. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха.
0
 
3.5
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.

/Пр/

2
ПК-3.7
4
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Особенности психофизического развития обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Анализ образовательных потребностей обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
3.6
Особые образовательные потребности обучающихся с соматическими нарушениями.

/Пр/

2
ПК-3.7
4
Особые образовательные потребности обучающихся с соматическими нарушениями. Виды соматических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с соматическими расстройствами.
0
 
3.7
Особые образовательные потребности обучающихся с психическими нарушениями.

/Пр/

2
ПК-3.7
4
Особые образовательные потребности обучающихся с психическими нарушениями. Виды психических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с психическими расстройствами.
0
 
3.8
Современное состояние теории и практики инклюзивного образования.

/Пр/

2
ПК-3.7
4
Современное состояние теории и практики инклюзивного образования. Проблемы реализации инклюзивного образования в образовательных организациях. Образовательные технологии для лиц с инвалидностью.
0
 
3.9
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

/Пр/

2
ПК-3.7
4
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Структура адаптированных программ общие положения по разработке адаптированных программ и адаптационных модулей.
0
 
3.10
Организация индивидуально образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

/Пр/

2
ПК-3.7
4
Организация индивидуально образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Формы, методы организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Дистанционные образовательные технологии.
0
 
3.11
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
14
ПК-3.7
4
- Подготовка к практическим занятиям:

1. Изучение рекомендованной литературы;

2. Работа с лекциями;

- Заполнение таблицы «Образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов»;

- Проектирование отдельных компонентов адаптированных программ;

- Моделирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ

0
 
 
Раздел 4. Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
4.1
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.  /Лек/
2
ПК-3.4
4
Основные подходы к социально-психологическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Организационное обеспечение, требования к техническому оснащению для проведения социальной и психологической адаптации обучающихся с инвалидностью. 
0
 
4.2
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.  /Пр/
2
ПК-3.7
4
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Основные подходы к социально-психологическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Организационное обеспечение, требования к техническому оснащению для проведения социальной и психологической адаптации обучающихся с инвалидностью. Технологии социально-психологического сопровождения обучающихся с инвалидностью. Технологии педагогической адаптации. Психофизиологическая адаптация обучающихся с ОВЗ к образовательному процессу.
0
 
4.3
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
6
ПК-3.7
4
- Подготовка к практическому занятию:

1. Изучение рекомендованной литературы;

2. Работа с лекциями;

- Подготовка эссе «Технологии толерантного взаимодействия в инклюзивной среде ОО»

0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент очной формы на семинарских занятиях должен дать ответы на три вопроса, подготовить два мультимедийных доклада с презентацией, заполнить сравнительную таблицу, разработать адаптированную образовательную программу, составить индивидуальную образовательную траекторию, написать эссе, а также выполнить три практические задания. 
 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачёт проводится с обучающимися, набравшими не менее 61 балла. За все выполненные виды работ обучающийся может получить от 61 до 100 баллов.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

Обязательные виды работ:

   Устный опрос 4 балла х 3 = 12 баллов

   Практическое задание 5 баллов х 3  = 15 баллов

   Мультимедийная презентация с докладом 10 баллов х 2 = 20 баллов

   Индивидуальная образовательная траектория 14 баллов х 1 = 14 баллов

Итого: 61

Дополнительные виды работ:

    Сравнительная таблица 15 баллов х 1 таблица = 15 баллов

    Адаптированная программа (компоненты) 9 баллов х 1 программа = 9 баллов

    Эссе 15 баллов х 1 эссе = 15 баллов

    Итого 39

Всего 100  баллов

 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Ростомашвили Л. Н.
Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Москва: Спорт, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/88510
 
Л1.2
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/82674
 
Л1.3
Евсеев С. П.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
Москва: Спорт, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/55593
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие
Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/83879
 
Л2.2
авт.-сост. : Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова; Волгоградский гос. соц.-пед. ун-т
Нормативно-методические основы деятельности педагога инклюзивной практики: учеб. пособие
Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/87383
 
Л2.3
Подопригора В. Г., Гончарова С. И.
Основы инклюзивной культуры и профессиональной этики в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие (практикум)
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/92718
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт библиотеки СибГУФК : :  lib.sibsport.ru
 
Э2
образовательный портал и система дистанционного обучения  : moodle.sibgufk.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Официальный сайт Министерства спорта РФ - URL: https://minsport.gov.ru/
6.3.2.2
Официальный сайт Специальной Олимпиады РФ - URL: https://specialolympics.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы:
7.2
количество посадочных мест для студентов – 18;
7.3
количество посадочных мест для преподавателя – 1;
7.4
количество проекторов – 1. 
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики