МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Канд. пед. наук, Доцент, Потешкин Артем Валерьевич
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
овладение профессиональными компетенциями по обеспечению доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом имеющихся у них расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Профессионально-ориентированная практика
Событийный менеджмент в физкультурно-спортивной отрасли
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-3: Способен организовывать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия (в том числе в образовательных организациях СПО/ВО) с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала с использованием соответствующего оборудования, экипировки и инвентаря
ПК-3.4: знает методики организации спортивно-массовой работы в организации СПО/ВО, в том числе для обучающихся с ОВЗ
ПК-3.7: умеет организовывать спортивно-массовую работу в организации СПО/ВО, в том числе для обучающихся с ОВЗ
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Нормативно-правовая база обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
Лекция 1. Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом. /Лек/
Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом. Понятие «инклюзивное образование». Характеристика ключевых международных законодательных актов (Концепция ООН о правах человека; Концепция о правах ребенка; декларация ООН о правах инвалидов). Анализ законодательной базы РФ в сфере инклюзивного образования.
Практическое занятие 1. Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом. /Пр/
Характеристика основных этапов становления инклюзивного образования в России. Анализ открытых и доступных источников нормативной базы.
Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом. /Ср/
Подготовка к практическому занятию:
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
3. Работа с законодательными и нормативными документами.
Раздел 2. Специальные условия обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Доступная среда для лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях. /Лек/
Доступная среда для лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях. Требования к оказанию образовательных услуг по получению образования лицами с инвалидностью с учетом различных нозологических нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, поражения опорно-двигательного аппарата). Доступность зданий образовательных организаций.
Доступная среда для лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях. /Пр/
Требования к оказанию образовательных услуг по получению образования лицами с инвалидностью с учетом различных нозологических нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, поражения опорно-двигательного аппарата). Инструментально-технологическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Специальные условия обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
Подготовка к практическому занятию:
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
- Составление кластерной таблицы «Требования к оказанию образовательных услуг по получению образования (среднего, высшего) лицам с инвалидностью с учетом различных нозологических групп»
- Подготовка мультимедийной презентации с докладом.
Раздел 3. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением сенсорных систем. /Лек/
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения. Характеристика обучающихся с нарушением зрения. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением зрения. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения. Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха. Характеристика обучающихся с нарушением слуха. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением слуха. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, соматическими нарушениями и психическими нарушениями. /Лек/
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Особенности психофизического развития обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Анализ образовательных потребностей обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.
Особые образовательные потребности обучающихся с соматическими нарушениями. Виды соматических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с соматическими расстройствами.
Особые образовательные потребности обучающихся с соматическими нарушениями. Виды соматических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с соматическими расстройствами.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения.
/Пр/
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения.
Характеристика обучающихся с нарушением зрения. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением зрения. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха.
/Пр/
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха.
Характеристика обучающихся с нарушением слуха. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением слуха. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.
/Пр/
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Особенности психофизического развития обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Анализ образовательных потребностей обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Особые образовательные потребности обучающихся с соматическими нарушениями.
/Пр/
Особые образовательные потребности обучающихся с соматическими нарушениями.
Виды соматических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с соматическими расстройствами.
Особые образовательные потребности обучающихся с психическими нарушениями.
/Пр/
Особые образовательные потребности обучающихся с психическими нарушениями.
Виды психических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с психическими расстройствами.
Современное состояние теории и практики инклюзивного образования.
/Пр/
Современное состояние теории и практики инклюзивного образования.
Проблемы реализации инклюзивного образования в образовательных организациях. Образовательные технологии для лиц с инвалидностью.
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
/Пр/
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Структура адаптированных программ общие положения по разработке адаптированных программ и адаптационных модулей.
Организация индивидуально образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
/Пр/
Организация индивидуально образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Формы, методы организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Дистанционные образовательные технологии.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
- Подготовка к практическим занятиям:
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
- Заполнение таблицы «Образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов»;
- Проектирование отдельных компонентов адаптированных программ;
- Моделирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ
Раздел 4. Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. /Лек/
Основные подходы к социально-психологическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Организационное обеспечение, требования к техническому оснащению для проведения социальной и психологической адаптации обучающихся с инвалидностью.
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. /Пр/
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Основные подходы к социально-психологическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Организационное обеспечение, требования к техническому оснащению для проведения социальной и психологической адаптации обучающихся с инвалидностью. Технологии социально-психологического сопровождения обучающихся с инвалидностью. Технологии педагогической адаптации. Психофизиологическая адаптация обучающихся с ОВЗ к образовательному процессу.
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
- Подготовка к практическому занятию:
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
- Подготовка эссе «Технологии толерантного взаимодействия в инклюзивной среде ОО»
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы на семинарских занятиях должен дать ответы на три вопроса, подготовить два мультимедийных доклада с презентацией, заполнить сравнительную таблицу, разработать адаптированную образовательную программу, составить индивидуальную образовательную траекторию, написать эссе, а также выполнить три практические задания.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачёт проводится с обучающимися, набравшими не менее 61 балла. За все выполненные виды работ обучающийся может получить от 61 до 100 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Обязательные виды работ:
Устный опрос 4 балла х 3 = 12 баллов
Практическое задание 5 баллов х 3 = 15 баллов
Мультимедийная презентация с докладом 10 баллов х 2 = 20 баллов
Индивидуальная образовательная траектория 14 баллов х 1 = 14 баллов
Итого: 61
Дополнительные виды работ:
Сравнительная таблица 15 баллов х 1 таблица = 15 баллов
Адаптированная программа (компоненты) 9 баллов х 1 программа = 9 баллов
Эссе 15 баллов х 1 эссе = 15 баллов
Итого 39
Всего 100 баллов
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
https://www.iprbookshop.ru/88510
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82674
Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
https://www.iprbookshop.ru/55593
6.1.2. Дополнительная литература
Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие
Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017
https://www.iprbookshop.ru/83879
авт.-сост. : Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова; Волгоградский гос. соц.-пед. ун-т
Нормативно-методические основы деятельности педагога инклюзивной практики: учеб. пособие
Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2019
https://www.iprbookshop.ru/87383
Подопригора В. Г., Гончарова С. И.
Основы инклюзивной культуры и профессиональной этики в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие (практикум)
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019
https://www.iprbookshop.ru/92718
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК : : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Официальный сайт Министерства спорта РФ - URL: https://minsport.gov.ru/
Официальный сайт Специальной Олимпиады РФ - URL: https://specialolympics.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы:
количество посадочных мест для студентов – 18;
количество посадочных мест для преподавателя – 1;
количество проекторов – 1.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.01 ФК СМ очно 2024.plx