МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Оздоровительные виды гимнастики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физкультурно-спортивное образование
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
канд.пед.наук, доцент, зав.кафедрой ТиМ гимнастики, Ивко Ирина Анатольена;старший преподаватель, Лавренова Анна Генадьевна
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Оздоровительные виды гимнастики
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от г. №
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от г. №
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Овладение и закрепление умений и навыков организации и проведения оздоровительной тренировки, расширение двигательного опыта, овладение методикой проведения оздоровительных видов гимнастики для формирования умения самостоятельно поддерживать и развивать физические кондиции на основе показателей самодиагностики и самооценки физической подготовленности и состояния здоровья.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Спортивное ориентирование
Физическая культура и спорт
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Особенности организации занятий по оздоровительным видам гимнастики
Структура и содержание занятий оздоровительными видами гимнастики /Пр/
Цели и задачи применения оздоровительных видов гимнастики, продолжительность и структура занятий, специфика нагрузки с учетом направленности занятий.
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
Разновидности методик самодиагностики и самооценки физической подготовленности и состояния здоровья /Ср/
Составить программу самодиагностики и самооценки физической подготовленности и состояния здоровья. Провести антропометрическое тестирование, тестирование физической работоспособности, статической выносливости крупных групп мышц плечевого пояса, туловища, ног, подвижности позвоночника. Результаты оформить в личную карточку самодиагностики. На основании результатов сделать оценку своей физической подготовленности и состояния здоровья.
Раздел 2. Оздоровительные виды гимнастики релаксационной направленности
Особенности проведения занятий оздоровительной гимнастикой релаксационной и ментальной направленности /Пр/
Техника и методика выполнения упражнений на растягивание, расслабление мышц, вибрационной гимнастики, дыхательно-звуковой гимнастики, релаксации. Особенности организации и проведения занятий оздоровительной гимнастикой релаксационной и ментальной направленности.
Разработка комплекса упражнений релаксационной направленности /Ср/
Подобрать упражнения для заключительной части занятия. Включить упражнения на растягивание, расслабление мышц, вибрационной гимнастики, дыхательно-звуковой гимнастики. Оформить в виде комплекса упражнений (описание упражнений, дозировка, методические указания)
Раздел 3. Оздоровительные виды гимнастики кондиционной направленности
Особенности проведения занятий оздоровительной гимнастикой кондиционной направленности /Пр/
Техника и методика выполнения изометрических, изотонических упражнений на развитие мышечного корсета, формирование мышечного баланса, статической выносливости мышц. Особенности организации и проведения занятий оздоровительной гимнастикой пилатес, каланетик, хатха-йога, силовой стретчинг
Разработка комплекса упражнений кондиционной направленности /Ср/
Подобрать упражнения , направленные на укрепление мышечного корсета, формирование мышечного баланса. Включить упражнения статического и стато-динамического характера для всех звеньев тела. Оформить в виде комплекса упражнений (описание упражнений, дозировка, методические указания)
Раздел 4. Оздоровительная гимнастика в форме профессионально-прикладной физической культуры
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
Особенности применения средств оздоровительной гимнастики в виде профессионально-прикладной физической культуры /Пр/
Особенности применения средств оздоровительной гимнастики для совершенствования физических качеств и техники двигательных действий с учетом специфики профессиональной деятельности (основных трудовых действий).
Разработка комплекса упражнений производственной гимнастики с использованием оздоровительных видов гимнастики /Ср/
С учетом специфики своей будущей профессиональной деятельности, подобрать упражнения и составить комплекс производственной гимнастики, направленный на укрепление здоровья и повышение эффективности выполнения основных трудовых действий в режиме рабочего дня, используя средства оздоровительных видов гимнастики.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Шкала оценивания участия дискуссии
Уровни усвоения Количество баллов Показатели выполнения
Высокий 3 балла студент свободно, достаточно подробно излагает изученный материал по всем вопросам, рассматриваемым на занятии, демонстрирует его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать; может самостоятельно исправить ошибки, допущенные в своей работе; предлагает корректные варианты исправления ошибок, допущенных другими обучающимися
Средний 2 балла студент может излагать изученный материал по отдельным вопросам, рассматриваемым на занятии, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется научной терминологией; может с помощью преподавателя или других студентов исправить ошибки, допущенные в своей работе
Ниже среднего 1 балл студент в целом владеет материалом по отдельным вопросам, рассматриваемым на занятии, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется научной терминологией, допускает ошибки
Низкий 0 баллов ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов
Шкала и критерии оценивания кейс-заданий
Уровни усвоения Количество баллов Показатели выполнения
Высокий 7-8 баллов Кейс-задание выполнено полностью, в рамках установленного регламента, обучающийся приводит (подготовил) полную четкую аргументацию выбранного решения на основе качественно сделанного анализа. Демонстрируются хорошие теоретические знания, имеется собственная обоснованная точка зрения на поставленную задачу и способы ее решения. Представление решеной кейс-задачи подкреплено уверенными и быстрыми ответами на заданные вопросы, сопровождается приемами визуализации (графическое оформление упражнений, рисунки, фото). В случае письменного отчета-презентации по выполнению кейс-задания сделан структурированный и детализированный анализ кейса, представлены возможные варианты решения (3-5), четко и аргументировано обоснован окончательный выбор одного из альтернативных решений.
Средний 5-6 баллов Кейс-задание выполнено полностью, но в рамках установленного на выступление регламента, обучающийся не приводит (не подготовил) полную четкую аргументацию выбранного решения. Имеет место излишнее теоретизирование, или наоборот, теоретическое обоснование ограничено, имеется собственная точка зрения на проблемы, но не все причины ее возникновения установлены. При устной презентации на дополнительные вопросы выступающий отвечает с некоторым затруднением, подготовленная устная презентация выполненного кейс-задания не очень структурирована. При письменном отчете-презентации по выполнению кейс-задания сделан не полный анализ кейса, без учета ряда факторов, выявлены не все возможные проблемы, для решения могла быть выбрана второстепенная, а не главная проблема, количество представленных возможных вариантов решения – 2-3, затруднена четкая аргументация окончательного выбора одного из альтернативных решений.
Ниже среднего 3-4 балла Кейс-задание выполнено более чем на 2/3, но в рамках установленного на выступление регламента, обучающийся расплывчато раскрывает решение, не может четко аргументировать свой выбор, показывает явный недостаток теоретических знаний. Выводы слабые, свидетельствуют о недостаточном анализе фактов, в основе решения может иметь место интерпретация фактов или предположения. Собственная точка зрения на причины возникновения проблемы не обоснована или отсутствует. При устной презентации на вопросы отвечает с трудом или не отвечает совсем. Подготовленная презентация выполненного кейс-задания не структурирована. В случае письменной презентации по выполнению кейс-задания не сделан детальный анализ кейса, далеко не все факты учтены, для решения выбрана второстепенная, а не главная проблема, количество представленных возможных вариантов решения – 1-2, отсутствует четкая аргументация окончательного выбора решения.
Низкий 1-2 балла Кейс-задание не выполнено, или выполнено менее чем на треть. Отсутствует детализация
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
при анализе кейса, изложение устное или письменное не структурировано. Если решение и обозначено в выступлении или отчете-презентации, то оно не является решением проблемы, которая заложена в кейсе.
Шкала оценивания тренировочной программы
Уровни усвоения Количество баллов Показатели выполнения
Высокий 7-8 баллов Правильно сформулированы задачи; выбранные средства и методы соответствуют задачам занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология
Средний 5-6 баллов Правильно сформулированы задачи; выбранные средства и методы соответствуют задачам занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтена специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология
Ниже среднего 3-4 балла Правильно сформулированы задачи; выбранные средства и методы соответствуют задачам занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология.
Низкий 1-2 балла Правильно сформулированы задачи; не все выбранные средства и методы соответствуют задачам занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология фитнес-упражнений
Шкала оценивания проведения части занятия или комплекса упражнений по разным видам оздоровительной гимнастики
Уровни усвоения Количество баллов Показатели выполнения
Высокий 7-8 баллов Выполняет упражнения технически правильно, выполняет все движения в темп музыки; использует различные методики проведения тренировки; активно пользуется всеми видами вербальных и невербальных (жесты) команд; следит за занимающимися, исправляет их ошибки; вносит коррективы в тренировочный процесс во время проведения занятия, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки
Средний 5-6 баллов Выполняет упражнения технически правильно; выполняет все движения в темп музыки; использует различные методики проведения тренировки; активно пользуется всеми видами вербальных и невербальных (жесты) команд, следит за занимающимися, исправляет их ошибки, но не может своевременно внести изменения в тренировочный процесс, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки
Ниже среднего 3-4 балла Выполняет упражнения технически правильно; выполняет все движения в темп музыки; использует различные методики проведения тренировки; испытывает затруднения в управлении группой, некорректно или недостаточно использует вербальные и невербальные команды, не вносит изменения в тренировочный процесс, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки
Низкий 1-2 балла Выполняет упражнения технически правильно; выполняет все движения не соблюдая темп музыки; использует только некоторые методики проведения тренировки; испытывает затруднения в управлении группой, некорректно или недостаточно использует вербальные и невербальные команды, не вносит изменения в тренировочный процесс, если занимающиеся не справляются с выполнением упражнений или интенсивностью нагрузки
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточно аттестации является зачет.
Для допуска к зачету обучающемуся необходимо набрать не менее 61 балла.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Дискуссия: 6 занятий х 1-3 балла=6-18 балл;
Выполнений кейс-заданий: 3 х 1-8 балла = 3-24 баллов
Разработка тренировочной программы 2 х 1-8 балла = 2-16 баллов
Выполнений практических заданий: 4 х 1-8 балла = 4-32 баллов;
Дополнительные бонусные баллы за посещаемость свыше 80 % - 10 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Физкультурно-оздоровительные технологии укрепления здоровья и коррекции телосложения: учеб. пособие
Павлютина Л. Ю., Ляликова Н. Н., Мараховская О. В.
Стретчинг на занятиях по физической культуре для студентов вуза: учеб. пособие
https://www.iprbookshop.ru/78475
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
Лешева Н. С., Дементьев К. Н., Гринёва Т. А.
Использование оздоровительных технологий при проведении учебного занятия по физической культуре: учеб. пособие
Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАСУ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/74368
Павлютина Л. Ю., Ляликова Н. Н., Мараховская О. В.
Стретчинг на занятиях по физической культуре для студентов вуза: учеб. пособие
Москва: ТД "Сов. спорт", 2021
https://lib.rucont.ru/efd/744426
Грудницкая Н. Н., Смышнов К. М., Мазакова Т. В.
Оздоровительный фитнес: учеб. пособие по направлению подгот. 49.03.01 Физ. культура
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019
https://www.iprbookshop.ru/99438
Аутогенная тренировка: практ. пособие
сост. : Н. Н. Грудницкая, Т. В. Мазакова ; Северо-Кавказский федерал. ун-т
Оздоровительная йога. Практикум: учеб. пособие
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/83234
Мякинченко Е. Б., Нечаев В. И., Дидур М. Д., Ионова Л. Л., Алимова О. В.
Диагностика состояния клиентов в фитнес/велнес-клубе (управление, экономика, продажи, технология проведения)
Москва: ТВТ Дивизион, 2009
под общ. ред. : Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова
Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры
Москва: ТВТ Дивизион, 2006
Стретчинг: метод глубокой растяжки : пер. с англ.
Релаксация: Учитесь расслабляться
Санкт-Петербург: Норинт, 2002
Оздоровительная тренировка по системе Изотон
Москва: СпортАкадемПресс, 2001
сост. : А. В. Полуструев, С. Г. Куртев ; Омский ин-т физ. культуры
Методика специальных физических упражнений стретчинг-гимнастика - в режиме рабочего дня: метод. рекомендации для студентов ин-тов физкультуры и методистов по производств. физкультуре
Упражнения на расслабление мышц
Москва: Физкультура и спорт, 1964
Большакова Т. А., Орлова С. В.
Методические основы развития гибкости: учеб.-метод. пособие
https://lib.rucont.ru/efd/586502
Кузьмина В. А., Романенко Н. И.
Методика повышения физической подготовленности девушек 16-17 лет на основе средств фитнеса
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Апанасенко Г. Л., Попова Л. А.
Ростов-на-Дону [и др.]: Феникс [и др.], 2000
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx