МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
канд.пед. наук, доцент, Лукьянова Н.А.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева О.В.;канд. пед. наук, зав. кафедрой, Кравчук Т.А. _________________
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 09.04.2024 г. № 12
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Кравчук Т.А.
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 13.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовка обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности по организации оздоровительной работы по месту жительства. Формирование у обучающихся достаточного объема методических знаний и умений по основным составляющим здорового образа жизни и современного подхода к проблемам здоровья детей и молодежи.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Психология физической культуры
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Физиология физической культуры
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Биомеханика двигательной деятельности
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Возрастная анатомия и физиология
Правовые основы профессиональной деятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Информационная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
Обеспечение безопасности образовательной организации
Противодействие терроризму
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
ПК-1.11: Умеет:
- проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук;
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; требований дополнительного образования;
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся;
ПК-2: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности
ПК-2.2: Знает:
- организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательных организациях;
- организацию досуговой деятельности учащихся в образовательных организациях;
- способы повышения эффективности педагогического процесса на уроках физической культуры;
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.6: Умеет:
- осуществлять планирование физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учетом его целей и задач физкультурно-спортивной организации
- проводить оценку ресурсного обеспечения спортивного, физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. 1. Роль оздоровительной физической культуры в формировании личности человека
Тема 1. Культура здоровья личности и ее взаимосвязь с физической культурой. /Лек/
Культура здоровья как часть общей культуры человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Культура здоровья с позиции системно-структурного подхода
Раздел 2. 2.Содержание физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками по месту жительства
Тема 4. Формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками /Пр/
Методические особенности физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста. Современные физкультурно-оздоровительные методики для дошкольников.
Проблемные вопросы теории и практики физического воспитания дошкольников. /Ср/
Проблемы, препятствующие развитию дошкольного физического воспитания, перечень рекомендаций по их возможному решению (подготовить презентацию).
Раздел 3. 3. Физкультурно- оздоровительная работа со школьниками по месту жительства
Физическое воспитание школьников в контексте модернизации образования. /Пр/
Сущность процесса модернизации физического воспитания в Российской Федерации. Основные направления модернизации физического воспитания школьников. Инновационные подходы в системе физического воспитания школьников.
Состояние здоровья современных школьников и причины его ухудшения /Ср/
Раздел 4. 4.Методика и организация физкультурно- оздоровительной работы с учащейся молодежью
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Методика и организация физкультурно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи /Ср/
Пути повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с допризывной молодежью.
Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах. Состояние здоровья допризывной молодежи и военнослужащих. /Ср/
Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах. Состояние здоровья допризывной молодежи и военнослужащих.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля обучающийся должен подготовить: сообщение (2);контрольную работу (1); план-конспект (1); творческое задание (из 3 пунктов).
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет проставляется обучающемуся при условии набора в текущем контроле от 61 до 100 баллов
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
БРС Заочная форма
Сообщение 15 баллов 2х15= 30
Контрольная работа 1х20=20
План-конспект 1Х20=20
Творческое задание 1х30=30
Итого 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
авт.-сост. М. П. Асташина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Теория и методика физической рекреации" по направлению подготовки "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
Как сохранить здоровье школьников: игры, классные часы, родительские собрания: 5-9 кл.
сост. В. Ю. Давыдова ; Волгоградский гос. ин-т физ. культуры
Физическое воспитание дошкольников: сб. науч. тр. обл. науч.-практ. cеминара по физ. восп. детей дошк. учреждений, (г. Волгорад, 20-23 нояб. 1991 г.)
отв. ред. М. И. Бордуков; Красноярский пед. ин-т
Физическое воспитание школьников и пути его совершенствования
Красноярск: [б. и.], 1978
Асташина М. П., Шульпина В. П., Ивко И. А., Коптева Т. В., Куртев С. Г.
Рабочие учебные программы специальных дисциплин направления 032100 - "Физическая культура" кафедры теории и методики физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н.
Оздоровительные технологии в системе физического воспитания: учеб. пособие для вузов
https://urait.ru/bcode/532213
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Лаврухина Г. М., Петров А. Б.
Физкультурно-оздоровительная работа со взрослым населением: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н.
Оздоровительные технологии в системе физического воспитания: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры
Физкультурно-оздоровительная работа с разными возрастными группами населения: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
Осадчая Т. Ю., Максименко И. Г.
Физическое воспитание школьников в США: учеб. пособие для студентов вузов
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие
Минск: Четыре четверти, 1998
Физическое воспитание и здоровье школьников
Казахский ин-т физ. культуры
Физическое воспитание школьников, отнесенных к специальной медицинской группе: метод. разработки
Антропова М. В., Глухова Р. И., Ефимова С. П.
Родителям о здоровье школьников
сост. : М. П. Асташина, И. К. Леванчукова ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению (специальности) "Режиссура театрализованных представлений и праздников": учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2011
Применение физкультурно-оздоровительных средств на уроках физической культуры с первоклассниками
6.1.3. Методические разработки
Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н.
Оздоровительные технологии в системе физического воспитания: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7 лет в ДОУ: практ. пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет в ДОУ: практ. пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4-5 лет в ДОУ: практ. пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-4 лет в ДОУ: практ. пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей
под общ. ред. Н. В. Микляевой
Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований: метод. пособие
Москва: Перспектива, 2011
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
под ред. Г. Н. Сперанского
Родителям о здоровье школьников: сб. ст
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран;
- для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 13 СОК "Зеленый остров").
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
- лекционная аудитория с презентационным оборудованием (стационарный компьютер или ноутбук, мультимедиа проектор, экран);
- лицензионное программное обеспечение (средство создания и демонстрации электронных презентаций, текстовый редактор, мультимедиа проигрыватель);
- для самостоятельной работы студентов: кабинет информационных технологий, оснащенный компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду вуза;
- книжный фонд библиотеки (в том числе в электронном виде) www.lib.sibsport.ru.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ