2024-2025_42_03_01 РиСО заочно 2024_plx_История физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
МОДУЛИ/ДИСЦИПЛИНЫ ПОДГОТОВКИ ПО УЗКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ/ПРОФИЛЮ История физической культуры
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
42.03.01 РиСО заочно 2024.plx

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.01.12
 
зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Информационно-коммуникационная деятельность в сфере физической культуры и спорта
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.ист.наук, доцент, Лагутина Марина Дмитриевна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол.наук, доцент, Кайгоровцева О.В _________________
 
История физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)
 
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 09.04.2024 г.  № 9

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 08.05.2024 г.  № 9

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
История физической культуры имеет большое образовательное и воспитательное
1.2
значение. Приобщает будущих специалистов к ценностям физической, духовной и
1.3
нравственной культуры, обогащает знаниями фактов прошлого, помогает адекватно оценивать
1.4
сегодняшнее состояние общества и место физической культуры в нем, воспитывает чувства
1.5
патриотизма, национальной гордости, стремление к честной бескомпромиссной борьбе.
1.6
Изучение предмета помогает осознать место и роль нашей страны во всемирно историческом
1.7
процессе развития физической культуры и спорта, понимать историческую обусловленность
1.8
процессов и явлений физической культуры в современном мире.
1.9
Перед дисциплиной «История физической культуры» стоят следующие задачи:
1.10
- показать этапы становления и развития физической культуры и спорта в различные
1.11
исторические периоды;
1.12
- раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества;
1.13
- способствовать формированию научного мировоззрения, исследовательских навыков;
1.14
- прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста
1.15
физкультурного движения;
1.16
- способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора, обогащению знаний в
1.17
области физической культуры и спорта.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Межкультурная коммуникация
2.2.2
История России
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.15: Имеет опыт:

- проведения теоретических занятий и бесед с целевыми группами о содержании и значении корпоративной этики, недопустимости использования нечестных методов борьбы с конкурентами, скрытых и явных нарушений корпоративных кодексов и т.п.;

- организации участия обучающихся и представителей целевых групп в мероприятиях патриотического характера;

 
УК-5.4: Знает:

- периодизацию истории физической культуры и олимпизма, социальную сущность, структуру и функции физической культуры и олимпизма;

 
УК-5.8: Умеет:

- выделять стержень исторических фактов и событий и видеть причинно-следственные связи;

- раскрывать суть исторического процесса: его закономерности, движущие силы;

- давать объективную характеристику и интерпретацию исторического события, этапа, исторического деятеля;

 
УК-5.9: Умеет:

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений в области физической культуры, спорта и олимпизма;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Всеобщая история физической культуры и спорта
0
 
1.1
Обзорная лекция по всеобщей

истории физической культуры и

спорта. /Лек/

2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Происхождение ФКиС . Развитие

физической культуры и спорта в

Древнем мире. Развитие ФКиС в

Новое время. Основные тенденции

развития физкультурно-спортивного

движения в современном мире.

0
 
стр. 5
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
 
1.2
Возникновение и развитие систем

физического воспитания. /Пр/

2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
1
Особенности развития физической

культуры в древних государствах

Востока и цивилизациях Америки

(майя, инки, ацтеки). Античная

гимнастика. Олимпийские игры

Древней Греции. Развитие

физической культуры в Древнем

Риме. Рыцарская система воспитания.

Физическая культура крестьян и

горожан средневековой Европы.

Самурайская система воспитания.

Формирование систем физического

воспитания (немецкая, французская,

шведская, английская, чешская) и их

модернизация.

0
 
1.3
Возникновение и развитие международного спортивного и олимпийского движения.  /Пр/
2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
1
Исторические предпосылки создания МСиОД. Жизнь и деятельность П. де Кубертена. Создание МОК. Особенности олимпийского движения от Афин до Стокгольма.

Физическая культура и спорт в зарубежных странах в период между первой и второй мировыми войнами. Международная обстановка и особенности развития физической культуры и спорта. Развитие международного олимпийского движения (1920 – 1945). Возникновение олимпийских зимних игр.

Физическая культура и спорт в зарубежных странах после второй мировой войны.  Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта. Физическое воспитание в учебных заведениях. Организационные основы и особенности развития спортивного движения в США, Германии, Японии и других капиталистических странах после второй мировой войны. Особенности развития физической культуры и спорта в развивающихся странах после второй мировой войны. Комплексные игры: структура и гуманистическое содержание.

0
 
стр. 6
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
 
1.4
Основные тенденции развития

физкультурно-спортивного движения

в современном мире. /Пр/

2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
1
Основные тенденции развития

физкультурно-спортивного движения

в современном мире.

Организационные основы и

социальная сущность рекреационной

физической культуры в современном

мире (движения «Спорт для всех»,

«Бег ради жизни», «Новая аэробика,

шейпинг и др.). Профессиональный и

любительский спорт: история,

социальная сущность и проблемы

современного развития.

Коммерциализация физической

культуры и спорта в современном

мире: проблемы и противоречия.

Научно-техническая революция

(НТР) и её влияние на развитие

физической культуры и спорта.

Спорт и политика: историческая

связь и взаимозависимость. История

и проблемы современного развития

инвалидного спорта.

Параолимпийские игры и их

гуманистическое значение.

Гуманистические функции

современного спорта. Движение

«Фэйр Плэй» и его значение.

0
 
1.5
Работа с учебной литературой и

лекционным материалом для

подготовки к семинарским

занятиям. /Ср/

10
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
выступление на семинарском занятии.
0
 
1.6
Контрольная работа. /Ср/
20
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Проверка преподавателя.
0
 
1.7
Написание эссе. /Ср/
5
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
проверка преподавателя.
0
 
1.8
Выполнение реферата «История вида

спорта (согласно специализации

студента)» или реферата по

предложенным преподавателем

темам. /Ср/

10
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
1
проверка реферата или выступление

на семинаре или конференции.

0
 
1.9
Выполнение тестовых заданий. /Ср/
5
УК-5.4
1
Проверка выполненных тестов.
0
 
 
Раздел 2. История физической культуры и спорта России.
0
 
2.1
Обзорная лекция по истории ФКиС

России. /Лек/

2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
История физической культуры и

спорта России Развитие физической

культуры и спорта в России с

древнейших времён до второй

половины XIX века. Развитие

физической культуры и спорта в

России со второй половины XIX века

- до начала XX в. Развитие

физической культуры и спорта в

СССР. Развитие физической

культуры и спорта в России (1991-

2022).

0
 
стр. 7
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
 
2.2
Физическая культура и спорт у народов России с древнейших времён до 1917 года. Развитие физической культуры и спорта в СССР (1917-1945).  /Пр/
2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
1
Особенности развития физической культуры  древних славян.

Физическая культура и спорт в России со второй половины XIX до 1917 г. Система физического образования П.Ф. Лесгафта: история создания, содержание и значение.

Развитие спорта в России. Вступление России в международное спортивное и олимпийское движение.

Физическая культура и спорт в СССР в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Деятельность Всевобуча, Наркомпроса, Наркомздрава по развитию физической культуры. Всесоюзная Спартакиада 1928 года и её международное значение. Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) и их значение в формировании советской системы физического воспитания и становлении советского спорта.

0
 
2.3
Развитие физической культуры и спорта в СССР (1945 – 1991). Развитие физической культуры и спорта в России (1991 – 2024).  /Пр/
2
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
1
Спортивно-массовая и физкультурная работа в СССР в период 1946 –1958 гг. Учреждение Союза спортивных обществ и организаций СССР и критическая оценка его деятельности в период 1959 – 1968 гг. Спартакиады народов СССР. Развитие науки о физическом воспитании и спорте.

Выход советских спортсменов на международную спортивную и олимпийскую арены. Создание НОК СССР. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Советские спортсмены на Олимпийских зимних играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Выступление сибиряков на международных спортивных аренах и Олимпийских играх.

Создание органов государственного и общественного управления физкультурным движением в Российской Федерации. Создание ОКР. Политические и социально-экономические реформы 1991 – 2024 гг. и их влияние на развитие физической культуры и спорта в России. Общая характеристика Игр XXYI -  XXXII Олимпиад. Участие в них спортсменов России. XVII - XXIV Олимпийские зимние игры: общая характеристика. Результаты выступления российских спортсменов. Организация и проведение XXII Олимпийских зимних игр в Сочи.

0
 
стр. 8
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
 
2.4
Работа с учебной литературой и

лекционным материалом для

подготовки к семинарским

занятиям. /Ср/

10
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Выступление на семинарском занятии.
0
 
2.5
Контрольная работа. /Ср/
10
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Проверка преподавателя
0
 
2.6
Написание эссе. /Ср/
5
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9
1
Проверка преподавателя.
0
 
2.7
Выполнение реферата «История вида

спорта (согласно специализации

студента)» или реферата по

предложенным преподавателем

темам. /Ср/

10
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
1
проверка реферата или выступление

на семинаре или конференции.

0
 
2.8
Выполнение тестовых заданий. /Ср/
5
УК-5.4
1
Проверка выполненных тестов преподавателем.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля обучающийся должен выполнить контрольную работу, написать эссе, выполнить реферат и выступить с ним на семинарском занятии,  выполнить тесты для самоконтроля, активно работать на семинарских занятиях.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и  набравший 61 балл и более, получает зачет.  
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Выступление на семинарах - 4 б х 5 сем. = 20 баллов

Контрольная работа - 40 баллов

Написание эссе - 10 баллов

Реферат и его защита на семинаре    -  10 баллов

Тестирование - 5 б х 4 = 20 баллов

Итого - 100 баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Столбов В. В., Родиченко В. С., Контанистов А. Т., Столяров В. И.
Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимп. образования
Москва: Спорт, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/88512
 
Л1.2
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
Москва: Спорт, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/79433
 
Л1.3
Национальный ун-т физ. воспитания и спорта Украины ; В. Н. Платонов [и др.]
Олимпийский спорт: учеб.-метод. пособие для студентов вузов физ. воспитания и спорта
Киев: Олимп. лит., 2014
0
 
Л1.4
Кун Л.
Всеобщая история физической культуры и спорта: пер. с венг.
Москва: Радуга, 1982
25
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Лагутина М. Д.
Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
0
 
Л2.2
Кубертен П. де
Олимпийские мемуары: пер. с фр.
Москва: Рид Групп, 2011
2
 
Л2.3
Деметер Г. С.
Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения
Москва: Сов. спорт, 2005
6
 
стр. 9
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.4
Мельникова Н., Мягкова С., Трескин А.
Россия у истоков олимпийского движения: ист. очерк
Москва: Физкультура и спорт, 1999
0
 
Л2.5
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В., Мельников В. В.
Проблемы спорта в современном мире
Москва, 
0
 
Л2.6
Леонтьева Н. С., Леонтьева Л. С., Мельникова Н. Ю., Корнеева М. В.
Олимпийское образование: структура и содержание новых учебных дисциплин в рамках подготовки бакалавриата
Москва, 
0
 
Л2.7
под ред. Е. Н. Петрова
Очерки по истории физической культуры: учеб. пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры
Москва: Физкультура и спорт, 1938
2
 
Л2.8
под ред. Н. И. Торопова
Очерки по истории физической культуры: сб. тр.
Москва: Физкультура и спорт, 1948
3
 
Л2.9
Оливова В.
Люди и игры: у истоков современного спорта
Москва: Физкультура и спорт, 1985
4
 
Л2.10
Романов Н. Н.
Восхождение на Олимп
Москва: Сов. спорт, 1993
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
система тестирования;
6.3.1.3
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 - ауд. 405, 407, 502, 602; корп. 4 - 102, 312; корп.5 - 222, 229, 422.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики