МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
МОДУЛИ/ДИСЦИПЛИНЫ ПОДГОТОВКИ ПО УЗКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ/ПРОФИЛЮ
История физической культуры
Проректор по УР _______________
42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
_________________________Арбузин И.А.
Информационно-коммуникационная деятельность в сфере физической культуры и спорта
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
канд.ист.наук, доцент, Лагутина Марина Дмитриевна
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол.наук, доцент, Кайгоровцева О.В _________________
История физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 09.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 08.05.2024 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева Александра Сергеевна _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
История физической культуры имеет большое образовательное и воспитательное
значение. Приобщает будущих специалистов к ценностям физической, духовной и
нравственной культуры, обогащает знаниями фактов прошлого, помогает адекватно оценивать
сегодняшнее состояние общества и место физической культуры в нем, воспитывает чувства
патриотизма, национальной гордости, стремление к честной бескомпромиссной борьбе.
Изучение предмета помогает осознать место и роль нашей страны во всемирно историческом
процессе развития физической культуры и спорта, понимать историческую обусловленность
процессов и явлений физической культуры в современном мире.
Перед дисциплиной «История физической культуры» стоят следующие задачи:
- показать этапы становления и развития физической культуры и спорта в различные
- раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества;
- способствовать формированию научного мировоззрения, исследовательских навыков;
- прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста
- способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора, обогащению знаний в
области физической культуры и спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Межкультурная коммуникация
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.15: Имеет опыт:
- проведения теоретических занятий и бесед с целевыми группами о содержании и значении корпоративной этики, недопустимости использования нечестных методов борьбы с конкурентами, скрытых и явных нарушений корпоративных кодексов и т.п.;
- организации участия обучающихся и представителей целевых групп в мероприятиях патриотического характера;
УК-5.4: Знает:
- периодизацию истории физической культуры и олимпизма, социальную сущность, структуру и функции физической культуры и олимпизма;
УК-5.8: Умеет:
- выделять стержень исторических фактов и событий и видеть причинно-следственные связи;
- раскрывать суть исторического процесса: его закономерности, движущие силы;
- давать объективную характеристику и интерпретацию исторического события, этапа, исторического деятеля;
УК-5.9: Умеет:
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений в области физической культуры, спорта и олимпизма;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Всеобщая история
физической культуры и
спорта
Обзорная лекция по всеобщей
истории физической культуры и
спорта. /Лек/
Происхождение ФКиС . Развитие
физической культуры и спорта в
Древнем мире. Развитие ФКиС в
Новое время. Основные тенденции
развития физкультурно-спортивного
движения в современном мире.
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Возникновение и развитие систем
физического воспитания. /Пр/
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
Особенности развития физической
культуры в древних государствах
Востока и цивилизациях Америки
(майя, инки, ацтеки). Античная
гимнастика. Олимпийские игры
Древней Греции. Развитие
физической культуры в Древнем
Риме. Рыцарская система воспитания.
Физическая культура крестьян и
горожан средневековой Европы.
Самурайская система воспитания.
Формирование систем физического
воспитания (немецкая, французская,
шведская, английская, чешская) и их
модернизация.
Возникновение и развитие международного спортивного и олимпийского движения. /Пр/
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
Исторические предпосылки создания МСиОД. Жизнь и деятельность П. де Кубертена. Создание МОК. Особенности олимпийского движения от Афин до Стокгольма.
Физическая культура и спорт в зарубежных странах в период между первой и второй мировыми войнами. Международная обстановка и особенности развития физической культуры и спорта. Развитие международного олимпийского движения (1920 – 1945). Возникновение олимпийских зимних игр.
Физическая культура и спорт в зарубежных странах после второй мировой войны. Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта. Физическое воспитание в учебных заведениях. Организационные основы и особенности развития спортивного движения в США, Германии, Японии и других капиталистических странах после второй мировой войны. Особенности развития физической культуры и спорта в развивающихся странах после второй мировой войны. Комплексные игры: структура и гуманистическое содержание.
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Основные тенденции развития
физкультурно-спортивного движения
в современном мире. /Пр/
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
Основные тенденции развития
физкультурно-спортивного движения
в современном мире.
Организационные основы и
социальная сущность рекреационной
физической культуры в современном
мире (движения «Спорт для всех»,
«Бег ради жизни», «Новая аэробика,
шейпинг и др.). Профессиональный и
любительский спорт: история,
социальная сущность и проблемы
современного развития.
Коммерциализация физической
культуры и спорта в современном
мире: проблемы и противоречия.
Научно-техническая революция
(НТР) и её влияние на развитие
физической культуры и спорта.
Спорт и политика: историческая
связь и взаимозависимость. История
и проблемы современного развития
инвалидного спорта.
Параолимпийские игры и их
гуманистическое значение.
Гуманистические функции
современного спорта. Движение
«Фэйр Плэй» и его значение.
Работа с учебной литературой и
лекционным материалом для
подготовки к семинарским
занятиям. /Ср/
выступление на семинарском занятии.
Выполнение реферата «История вида
спорта (согласно специализации
студента)» или реферата по
предложенным преподавателем
темам. /Ср/
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
проверка реферата или выступление
на семинаре или конференции.
Выполнение тестовых заданий. /Ср/
Проверка выполненных тестов.
Раздел 2. История физической культуры и спорта России.
Обзорная лекция по истории ФКиС
России. /Лек/
История физической культуры и
спорта России Развитие физической
культуры и спорта в России с
древнейших времён до второй
половины XIX века. Развитие
физической культуры и спорта в
России со второй половины XIX века
- до начала XX в. Развитие
физической культуры и спорта в
СССР. Развитие физической
культуры и спорта в России (1991-
2022).
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Физическая культура и спорт у народов России с древнейших времён до 1917 года. Развитие физической культуры и спорта в СССР (1917-1945). /Пр/
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
Особенности развития физической культуры древних славян.
Физическая культура и спорт в России со второй половины XIX до 1917 г. Система физического образования П.Ф. Лесгафта: история создания, содержание и значение.
Развитие спорта в России. Вступление России в международное спортивное и олимпийское движение.
Физическая культура и спорт в СССР в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Деятельность Всевобуча, Наркомпроса, Наркомздрава по развитию физической культуры. Всесоюзная Спартакиада 1928 года и её международное значение. Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) и их значение в формировании советской системы физического воспитания и становлении советского спорта.
Развитие физической культуры и спорта в СССР (1945 – 1991). Развитие физической культуры и спорта в России (1991 – 2024). /Пр/
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
Спортивно-массовая и физкультурная работа в СССР в период 1946 –1958 гг. Учреждение Союза спортивных обществ и организаций СССР и критическая оценка его деятельности в период 1959 – 1968 гг. Спартакиады народов СССР. Развитие науки о физическом воспитании и спорте.
Выход советских спортсменов на международную спортивную и олимпийскую арены. Создание НОК СССР. Советские спортсмены на Играх Олимпиад 1952 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Советские спортсмены на Олимпийских зимних играх 1956 – 1992 гг.: общий обзор, причины побед и поражений. Выступление сибиряков на международных спортивных аренах и Олимпийских играх.
Создание органов государственного и общественного управления физкультурным движением в Российской Федерации. Создание ОКР. Политические и социально-экономические реформы 1991 – 2024 гг. и их влияние на развитие физической культуры и спорта в России. Общая характеристика Игр XXYI - XXXII Олимпиад. Участие в них спортсменов России. XVII - XXIV Олимпийские зимние игры: общая характеристика. Результаты выступления российских спортсменов. Организация и проведение XXII Олимпийских зимних игр в Сочи.
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Работа с учебной литературой и
лекционным материалом для
подготовки к семинарским
занятиям. /Ср/
Выступление на семинарском занятии.
Выполнение реферата «История вида
спорта (согласно специализации
студента)» или реферата по
предложенным преподавателем
темам. /Ср/
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.9 УК-5.15
проверка реферата или выступление
на семинаре или конференции.
Выполнение тестовых заданий. /Ср/
Проверка выполненных тестов преподавателем.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля обучающийся должен выполнить контрольную работу, написать эссе, выполнить реферат и выступить с ним на семинарском занятии, выполнить тесты для самоконтроля, активно работать на семинарских занятиях.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и набравший 61 балл и более, получает зачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Выступление на семинарах - 4 б х 5 сем. = 20 баллов
Контрольная работа - 40 баллов
Написание эссе - 10 баллов
Реферат и его защита на семинаре - 10 баллов
Тестирование - 5 б х 4 = 20 баллов
Итого - 100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Столбов В. В., Родиченко В. С., Контанистов А. Т., Столяров В. И.
Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимп. образования
https://www.iprbookshop.ru/88512
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
https://www.iprbookshop.ru/79433
Национальный ун-т физ. воспитания и спорта Украины ; В. Н. Платонов [и др.]
Олимпийский спорт: учеб.-метод. пособие для студентов вузов физ. воспитания и спорта
Всеобщая история физической культуры и спорта: пер. с венг.
6.1.2. Дополнительная литература
Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Олимпийские мемуары: пер. с фр.
Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Мельникова Н., Мягкова С., Трескин А.
Россия у истоков олимпийского движения: ист. очерк
Москва: Физкультура и спорт, 1999
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В., Мельников В. В.
Проблемы спорта в современном мире
Леонтьева Н. С., Леонтьева Л. С., Мельникова Н. Ю., Корнеева М. В.
Олимпийское образование: структура и содержание новых учебных дисциплин в рамках подготовки бакалавриата
Очерки по истории физической культуры: учеб. пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры
Москва: Физкультура и спорт, 1938
Очерки по истории физической культуры: сб. тр.
Москва: Физкультура и спорт, 1948
Люди и игры: у истоков современного спорта
Москва: Физкультура и спорт, 1985
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп. 2 - ауд. 405, 407, 502, 602; корп. 4 - 102, 312; корп.5 - 222, 229, 422.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ