МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2023.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
канд.пед.наук., доцент, Безматерных Г. П.;ст. преподаватель, Борисова А. Ф.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 12.03.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 12.03.2024 г. № 13
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Ивко И. А.
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И. А. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И. А. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И. А. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И. А. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью изучения дисциплины является овладение спортивным мастерством, формирование гимнастического стиля на основе всесторонней физической специально-двигательной и технической подготовки средствами и методами акробатики для обеспечения полноценной профессиональной деятельности и формирования навыков здорового образа жизни при проведении занятий с лицами различного пола и возраста.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Спортивное ориентирование
Теория и методика физической культуры
Физическая культура и спорт
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1: Знает:
- значение физической культуры как фактора развития человеческого капитала, основной составляющей здорового образа жизни;
- основные показатели физического развития, функциональной подготовленности и работоспособности и влияние физических упражнений на данные показатели;
- правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту;
- основы планирования и проведения занятий по физической культуре;
- основы контроля и самооценки уровня физической подготовленности по результатам тестирования;
УК-7.3: Знает:
- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря;
УК-7.4: Умеет:
- самостоятельно оценивать уровень физической подготовленности
- проводить занятия по общей физической подготовке
- определять и учитывать величину нагрузки на занятиях
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений
- пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и контрольно-измерительными приборами и обнаруживать их неисправности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Освоение навыков акробатических прыжков
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Технические средства обучения /Пр/
Страховка и меры предупреждения травм. Технические средства обучения. Оборудование, инвентарь, экипировка.
Общие основы обучения и тренировки акробатических прыжков. Техническая подготовка, создание предварительного представления об упражнении. /Пр/
Терминология. Основные термины акробатических прыжков. Начальное обучение акробатическим упражнениям: перекаты, группировка, кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, стойка на голове, мост из положения лежа, стойка на руках.
Общие основы обучения и тренировки акробатических прыжков. Совершенствование ловкости средствами акробатики. /Пр/
Освоение элементов начальной подготовки. Прыжки. Вальсет. Обучение приземлению. Кувырки из различных положений. Кувырок вперед лётом (кувырок прыжком). Стойки на руках.
Общие основы обучения и тренировки акробатических прыжков. Совершенствование гибкости средствами акробатики. /Пр/
Освоение элементов начальной подготовки. Мост разгибом из упора лежа согнувшись. Переворот вперед.
Общие основы обучения и тренировки акробатических прыжков. Совершенствование координационных способностей средствами акробатики. /Пр/
Кувырок назад через стойку на руках. Стойка, кувырок. Обучение соединениям из акробатических прыжков. Два колеса вправо (влево).
Общие основы обучения и тренировки акробатических прыжков. Совершенствование быстроты и ловкости средствами акробатики. /Пр/
Переворот с поворотом (рондат). Обучение соединениям из акробатических прыжков. Кувырок вперед в группировке, прыжком кувырок вперед в группировке, прыжок вверх с поворотом на 180°, кувырок назад в группировке, прыжок вверх с поворотом на 90°
Общие основы обучения и тренировки акробатических прыжков. Совершенствование скоростно-силовых способностей средствами акробатики. /Пр/
Переворот вперед. Темповой переворот на одну. Переворот назад. Обучение соединениям из акробатических прыжков. Колесо влево (вправо) с поворотом налево (направо), толчком левой (правой) ноги кувырок вперед в группировке, прыжок вверх с поворотом на 360°.
Общие основы обучения и тренировки акробатических прыжков. Совершенствование скоростно-силовых и координационных способностей средствами акробатики. /Пр/
Обучение соединениям из акробатических прыжков. Фляк (темповой переворот назад).
Общие основы обучения и тренировки акробатических прыжков. Совершенствование скоростно-силовых и координационных способностей средствами акробатики. /Пр/
Обучение соединениям из акробатических прыжков.
Использование акробатических упражнений в различных видах спорта /Ср/
Разностороннее физическое развитие с использованием акробатических упражнений в ИВС. Специальная подготовка с использованием акробатических упражнений в ИВС.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Формы организации и содержание занятий по акробатике /Ср/
Урок — основная форма проведения занятий (тренировок)по акробатике. Особенности проведения занятий по акробатике в школе. Программа акробатической подготовки студентов для работы в школе. Особенности занятий с профессионально-спортивной направленностью.
Раздел 2. Освоение навыков парных и групповых упражнений
Общие основы техники и методики обучения основным парным упражнениям. Совершенствование силовых способностей средствами акробатики. /Пр/
Терминология. Основные термины парных упражнений. Начальная подготовка акробатических парных упражнений.
Общие основы техники и методики обучения основным парным упражнениям. Совершенствование скоростно-силовых способностей средствами акробатики. /Пр/
Терминология. Основные термины групповых упражнений. Основы техники и методика обучения основным групповым упражнениям.
Общие основы обучения и методики обучения парным упражнениям акробатики. Совершенствование силовых и координационных способностей средствами акробатики. /Пр/
Разучивание парных акробатических упражнений.
Общие основы обучения и методики обучения парным упражнениям акробатики. Совершенствование гибкости и координационных способностей средствами акробатики. /Пр/
Совершенствование парных акробатических упражнений.
Оценка уровня физической подготовленности для выполнения акробатических элементов /Ср/
Перечислить физические качества необходимые для выполнения изученных акробатических элементов. Подобрать тестовые упражнения для оценки этих физических качеств. Составить программу тестирования уровня физической подготовленности. Провести самодиагностику уровня физической подготовленности.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Реферат.
2. Устный̆ опрос:
- общие правила безопасности при проведении занятий по акробатике.
- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря в избранном виде спорта.
- основные показатели физического развития и функциональной подготовленности в акробатике.
- влияние физических упражнений акробатики на показатели физического развития и функциональной подготовленности в избранном виде спорта. Разработка комплекса частей урока.
3. Практическое задание состоит в демонстрации упражнений
- освоения техники акробатических прыжков;
- освоения техники соединениям из акробатических прыжков;
-освоения техники акробатических парных упражнений;
- упражнения для развития гибкости и координационных способностей;
- упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
- упражнения для развития быстроты и ловкости;
Контроль качества освоения дисциплины обучающегося осуществляется в течение семестра на основе балльной̆ системы. Текущая работа обучающихся оценивается по результатам активности работы на занятии, выполнения контрольных нормативов, выполнения практических заданий.
В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной̆ причине (болезнь, длительное освобождение от занятий и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к выполнению практических нормативов.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме, студент не допускается к зачету.
Максимальное количество баллов по итогам дисциплины - 100 баллов. Формой̆ промежуточной̆ аттестации студента по дисциплине Элективные дисциплины: акробатика является зачет.
Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл.
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации студента по элективной дисциплине акробатика является зачет (семестр 8).
Зачет выставляется обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе освоения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Реферат - 10 баллов
2. Устный опрос:
- общие правила безопасности при проведении занятий по акробатике.
- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря в избранном виде спорта.
- основные показатели физического развития и функциональной подготовленности в акробатике.
- влияние физических упражнений акробатики на показатели физического развития и функциональной подготовленности в избранном виде спорта. Разработка комплекса частей урока.
Итого 10х3=30 баллов
3. Практическое задание состоит в демонстрации упражнений
- освоения техники акробатических прыжков;
- освоения техники соединениям из акробатических прыжков;
-освоения техники акробатических парных упражнений;
- упражнения для развития гибкости и координационных способностей;
- упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
- упражнения для развития быстроты и ловкости;
Итого 10х6=60 баллов
Контроль качества освоения дисциплины обучающегося осуществляется в течение семестра на основе балльной̆ системы. Текущая работа обучающихся оценивается по результатам активности работы на занятии, выполнения контрольных нормативов, выполнения практических заданий.
В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной̆ причине (болезнь, длительное освобождение от занятий и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к выполнению практических нормативов.
В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме, студент не допускается к зачету.
Максимальное количество баллов по итогам дисциплины - 100 баллов. Формой̆ промежуточной̆ аттестации студента по дисциплине Элективные дисциплины: акробатика является зачет.
Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл.
Итого 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Спортивная акробатика: учеб. для ин-тов физ. культуры
Москва: Физкультура и спорт, 1981
Гимнастика и акробатика в семье
Москва: Физкультура и спорт, 1973
6.1.2. Дополнительная литература
Акробатика: учеб. для студентов ин-тов физ. культуры
Москва: Физкультура и спорт, 1973
Акробатика: учеб. пособие для училищ циркового искусства
Прыжки на акробатической дорожке и батуте: учеб. пособие
Москва: Физическая культура, 2015
6.1.3. Методические разработки
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Сосина В. Ю., Нетоля В. А.
Акробатика для всех: учеб.-метод. пособие
Акробатика: программа для спорт. и пед. фак. ин-тов физ. культуры (курс специализации)
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Пакет офисных программ: MS Offiсe Professional + (Word, Excel, Power Point).
Программа для чтения файлов в формате *pdf: Adobe Reader.
Браузер для работы в Интернете: Google Chrome, Mozilla Firefox, Яндекс.Браузер
Программа для воспроизведения видеофайлов Windows Media, QuickTime Player, IINA.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru)
Российская государственная библиотека (http://www.rsl.ru)
Академия Google (http://scholar.google.ru).
Поисковая система ScienceDirect (http://www.sciencedirect.com/).
Портал FreeFullPdf (http://www.freefullpdf.com).
Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина (http://www.omsklib.ru)
Библиотека ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (http://lib.sibsport.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Гимнастический зал - 104 ауд, акробатическая дорожка, рабочая зона включает в себя настил (идентичный настилам в спортивной гимнастике) с рабочей площадью 12*12м (размер по внешней стороне линий) плюс обязательная зона безопасности спортсменов с тем же покрытием шириной 1 м по всему периметру ковра, маты, батут, оборудованный лонжами для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Лицензионное программное обеспечение (средство создания и демонстрации электронных презентаций, текстовый редактор, мультимедиа проигрыватель);
Для самостоятельной работы студента кабинеты информационных технологий, оснащенный компьютерной техникой, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную образовательную среду вуза.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ