1.5.5. Физиология человека и животных
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 9
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
________
- основные теории и законы физиологической науки;
- особенности функционирования физиологических систем организма у людей с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей;
- физиологические закономерности формирования адаптационных изменений при занятиях физической культурой и спортом;
- выявлять физиологические закономерности функционирования организма с помощью специальных методов;
- проведения физиологических исследований;
ции
в физиологии.Организм и его основные физиологические
свойства: обмен веществ, раздражимость и
возбудимость, рост и развитие, размноже-
ние и приспособляемость. Понятие – интегративная физиология
закономерности, которым оно подчиняется. Строение сердца и его роль
в кровообращении. Нагнетательная функция сердца. «Закон сердца»
Старлинга и современные дополнения к нему. Внешняя работа сердца
и ее эффективность. Сердечно-сосудистый центр продолговатого мозга.
Реография, анализ результатов реографии на участке бедро-голень
центр как многоуровневая организация. Автоматия дыхательного центра, гипотезы ее объясняющие. Регуляция дыхания при мышечной работе
влияющие. Температурная топография организма человека, ее величина
и колебания. Представление о “ ядре” и “оболочке”. Физиологические механизмы поддержания относительного постоянства температуры. Механизмы теплообразования и теплоотдачи
Функциональное значение нервных волокон, особенности строения и
физиологические свойства. Синапсы с электрической передачей возбу-
ждения. Нейрон как структурная единица ЦНС. Центральное торможе-
ние (И.М. Сеченов). Общие принципы координационной деятельности
ЦНС. Механохимия мышечного сокращения и его энергетика.
ково-спинальные и мозжечково-корковые взаимоотношения. Бледный шар, хвостатое и чечевицеобразное ядра - строение, афферентные и эфферентные связи. Лимбическая система и ее участие в формировании целостных поведенческих реакций организма. Проекционные ассоциативные, зоны коры, особенности их строения и функции. Электроэнцефалография и анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
Исследование нарушений двигательной координации (атаксии). Определение статической и динамической координации, кинестетической чувствительности.
структурный след адаптации. Этапы адаптации. Функциональные резер-
вы адаптации. Перекрестная адаптация.
спортивной тренировки /Лек/
Физиологическая характеристика циклических упражнений.
Проведите функциональные пробы -1) Мартине-Кушелевского, 2) активная ортостатическая проба, 3) клиноортостатическая проба. Показатели ССС при проведении проб занесите в протокол исследования.
На основании полученных результатов сделайте заключение о регуляторных механизмах и структурах, которые участвуют в регуляции сердечной деятельности в каждой из проб.
деятельности /Ср/
деятельности /Ср/
характеристика /Ср/
спортивной работоспособности женщин и юных
спортсменов /Ср/
В рамках текущего контроля 5 и 6 семестров аспирант очной формы обучения должен принять участие в устном опросе (10), выполнении практических работ (10) и написании рефератов(3)
В рамках текущего контроля 7 семестра аспирант должен ответить устно на семинарских занятиях (10), выполнить практические работы (5), написать реферат (1)
Для получения зачета аспиранту необходимо набрать не менее 60 баллов в ходе текущего контроля
Формой промежуточной аттестации в 7 семестре является кандидатский экзамен
Экзамен проводится в виде собеседования по двум вопросам
Вопросы для экзамена:
1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие физиологии человека.
2. Основные свойства организма человека (обмен веществ, гомеостаз, адаптация, ритмичность физиологических процессов). Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций.
3. Центральная нервная система и ее функции. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС (рефлекс, рефлекторная дуга и обратные связи).
4. Нейрон. Его структура и функции, разновидности нейронов. Функции глиальных клеток.
5. Мембранные потенциалы покоя и действия, механизмы их возникновения. Изменение возбудимости при прохождении волны возбуждения.
6. Синапсы, особенности их строения, механизм проведения возбуждения. Возбуждающий и тормозной постсинаптический потенциалы, механизм возникновения, их роль в возникновении импульсного ответа нейрона
8. Задний (продолговатый мозг и варолиев мост) и средний мозг, их функции.
9. Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбугровой области (гипоталамуса). Сетевидное образование (ретикулярная формация), его функции.
10. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий (многослойность, функциональные единицы, поля, соматотопическая и динамическая локализация функций). Электрическая активность коры больших полушарий.
11. Вегетативная нервная система, морфофункциональная организация и функции ее отделов. Вегетативные рефлексы и регуляция висцеральных систем организма.
12. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Сенсорные системы и их функции. Общая физиология рецепции (классификация, механизм возбуждения, адаптация и чувствительность рецепторов, кодирование информации).
13. Зрительная сенсорная система и ее роль в управлении движениями. оптическая система и воспринимающая система глаза. Поисковая функция глаза. Корковый уровень зрительной сенсорной системы.
14. Слуховая сенсорная система. Функции структур наружного, среднего и внутреннего уха. Воздушная и костная проводимость. Фонорецепторы, механизм восприятия звука.
15. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулорецепторы, механизм рецепции.
16. Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы (мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы), механизм рецепции. Корковое представительство.
17. Безусловные рефлексы и условные рефлексы. Их классификации условных рефлексов. Современные представления о механизме образования условных рефлексов. Значение условных рефлексов при спортивной деятельности. Торможение условных рефлексов.
18. Системность в работе мозга (динамический стереотип, экстраполяция). Типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Первая и вторая сигнальные системы. Понятие о функциональной системе (П.К.Анохин) как принципе работы мозга.
19. Память, ее виды и механизмы. Физиологические механизмы мотиваций и эмоций.
20. Билатеральная организация мозга и доминантность полушарий в реализации функций. Речь как функция мозга, мышление. Структура и нервный субстрат сознания.
21. Типы мышц и свойства поперечнополосатых мышц. Двигательные единицы, их виды и особенности их деятельности при динамической работе и статическом усилии.
22. Строение мышечного волокна. Механизм (теория скольжения), химизм и энергетика мышечного сокращения.
23. Типы и формы работы мышц. Типы и режимы мышечного сокращения. Коэффициент полезного действия мышц.
24. Спинальные двигательные системы. Двигательные функции ствола мозга.
25. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников.
26. Состав, объем и основные функции крови. Форменные элементы крови. Иммунитет и иммунная система.
27. Состав плазмы крови и ее физико-химические свойства. Белки плазмы и их функции. Кислотно-щелочное состояние и буферные системы крови.
28. Группы крови и резус-фактор. Переливание крови. Кроветворение. Регуляция системы крови. Лимфа как внутренняя среда организма, ее состав и функции.
29. Функциональная организация системы кровообращения. Функциональнае особенности сердечной мышцы.
30. Автоматизм сердечной мышцы, его природа. Проводящая система сердца.
31. Возбудимость и проводимость сердечной мышцы. Сократимость сердечной мышцы, миогенная регуляция силы сердечных сокращений.
32. Показатели деятельности сердца (частота сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови). Электрические проявления деятельности сердца. Электрокардиография.
33. Механическая работа сердца. Значение клапанов сердца. Сердечный цикл и его фазовая структура.
34. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Изменение работы сердца при мышечной деятельности (общие принципы регуляции, показатели работы).
35. Функциональная организация сосудистой системы. Закон Пуазейля. Артериальное давление. Движение крови по артериям и венам. Микроциркуляция, функции капилляров.
36. Сосудистый тонус, происхождение, его местная регуляция. Нервная и гуморальная регуляция просвета сосудов. Сосудодвигательный центр, рефлексогенные зоны.
37. Внешнее дыхание. Этапы, показатели, легочные объемы и емкости, воздухоносные пути и их функции. Альвеолярная вентиляция.
38. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Кислородная емкость крови. Обмен газов между кровью и тканями.
39. Нервная и гуморальная регуляция дыхания в покое. Регуляция дыхания при мышечной работе.
40. Общая характеристика основных пищеварительных процессов. Работы И.П. Павлова и его школы в исследовании пищеварения. Всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. Механизм всасывания. Влияние двигательной активности на пищеварение.
41. Пищеварение в полости рта, желудке, двенадцатиперстной кишке, тонком и толстом кишечнике. Ферменты кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение.
42. Органы и процессы выделения. Водно-солевой обмен в покое и при мышечной работе. Функции почек. Процесс мочеобразования. Количество, состав и свойства мочи.
43. Сущность обмена веществ и энергии. Обмен белков, жиров и углеводов. Обмен энергии.
44. Теплопродукция и теплоотдача в покое и при мышечной работе, ее механизмы. Адаптация организма к изменению температуры внешней среды.
45. Понятие об адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам и ее основные функциональные эффекты. Функциональные резервы организма и возможности их использования.
47. Физиологическая характеристика циклических видов спорта.
48. Физиологическая характеристика стереотипных физических упражнений, выполнение которых оценивается в баллах (с примерами из разных видов спорта).
49. Физиологическая характеристика ситуационных движений (спортивные игры и единоборства).
50. Физиологическая характеристика ациклических упражнений. Позы и статические усилия. Феномен статического усилия (Д.Линдгард). Натуживание и его влияние на дыхание, кровообращение, мышечную силу. Взрывные усилия.
51. Физиологическая характеристика предстартового состояния, его виды.
52. Разновидности предстартового состояния и способы управления ими. Физиологическая характеристика разминки и врабатывания.
53. Устойчивое состояние (понятие о кислородном запросе, потребление кислорода и кислородном долге). Виды устойчивого состояния и механизмы их возникновения. Утомление, как биологический процесс, виды утомления. Признаки утомления. Чувство усталости.
54. Восстановление и восстановительный период. Их физиологические закономерности. Особенности восстановления после спортивных упражнений различного характера. Средства повышения эффективности процессов восстановления. Активный отдых (И.М.Сеченов).
55. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков. Фазы формирования двигательного навыка. Соматический и вегетативный компоненты двигательного навыка. Особенности формирования двигательного навыка в различных видах спорта.
56. Физиологические механизмы физического качества сила. Максимальная произвольная сила, центральные и периферические факторы, ее определяющие, влияние эмоций и мотиваций. Типы гипертрофии мышц.
57. Физиологические основы тренировки скоростно-силовых качеств. Взрывная сила и ее механизмы. Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений.
58. Физиологические механизмы физического качества скорости (быстроты) движений и его проявлений (скрытый период двигательной реакции, время одиночного движения, темп движений). Физиологические основы развития физических качеств ловкость и гибкость.
59. Определение физического качества выносливость. Виды выносливости, роль генетических и средовых факторов в их развитии. Особенности проявления выносливости в избранном виде спорта.
60. Аэробная выносливость и кислородтранспортная система. Изменения в системах внешнего дыхания, крови и кровообращения, системе микроциркуляции мышц. Максимальное потребление кислорода (величины, методы определения).
61. Морфофункциональные показатели тренированности спортсменов в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных (тестирующих) и предельных (соревновательных) нагрузок.
62. Факторы, определяющие и лимитирующие максимальное потребление кислорода. Порог анаэробного обмена и его использование в тренировочном процессе.
63. Физиологические закономерности занятий физической культурой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обратимости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.
64. Морфофункциональные особенности женского организма, лимитирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Менструальный цикл и его фазы (морфофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).
65. Особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств в детском, подростковом и юношеском возрасте. Возрастные особенности динамики состояний организма при спортивной деятельности.
66. Физиологические основы отбора и ориентации юных спортсменов. Значение генетического фактора и условий среды в прогнозировании спортивных результатов.
67. Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность. Физиологические проявления тепловой адаптации спортсменов.
68. Физиологические особенности мышечной работы человека в условиях низкой температуры воздуха: изменения функций организма и особенности акклиматизации.
69. Влияние горных условий на организм человека. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления. Горная акклиматизация. Спортивная работоспособность в среднегорье.
70. Биоритмы и работоспособность спортсменов. Классификации биоритмов. Физиологические изменения в организме при смене временных поясов. Десинхроноз, его виды. Временная адаптация.
71. Функциональная асимметрия мозга. Ее роль в спортивной деятельности.
72. Влияние водной среды на спортивную работоспособность (факторы, действующие на организм, особенности терморегуляции и функции сенсорных систем, систем внешнего дыхания и кровообращения).
73. Гипокинезия и ее влияние на организм человека. Физиологическое обоснование величин физических нагрузок в зрелом и пожилом возрасте.
Оценка по дисциплине формируется как сумма текущего контроля за 7 семестр и промежуточной аттестации (кандидатский экзамен)
60 и менее баллов - неудовлетворительно
61-72 балла - удовлетворительно
73-86 баллов - хорошо
87-100 баллов - отлично
- устный ответ 3 балла*10=30 баллов
- выполнение практической работы 4 балла*10+40 баллов
- написание реферата 10 баллов*3=30 баллов
Итого текущий контроль 100 баллов
Текущий контроль 7 семестр:
- устный ответ 3 балла*10+30 баллов
- выполнение практической работы 4 балла*5+ 20 баллов
- написание реферата 10 баллов*1+10 баллов
Итого текущий контроль 60 баллов
Промежуточная аттестация:
- Кандидатский экзамен (Собеседование 20 баллов*2) =40 баллов