2024-2025_1_5_5 ФЧиЖ очно 2024_plx_Физиология человека и животных
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиология человека и животных
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx

1.5.5. Физиология человека и животных

_________________________Арбузин И.А.
2.1.5
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
144
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
216
в том числе:
Профиль(специализация):
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
18
11
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
8
8
20
20
Практические
14
14
14
14
16
16
44
44
Итого ауд.
20
20
20
20
24
24
64
64
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
24
24
64
64
Сам. работа
52
52
44
44
48
48
144
144
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
72
72
72
72
72
72
216
216
 
 
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
д.б.н., профессор, Кудря О,Н. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. биол. наук, доцент, Кузнецова И.А _________________
 
Физиология человека и животных
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
1.5.5. Физиология человека и животных
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 07.05.2024 г.  № 11

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 9

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель освоения дисциплины - является освоение аспирантами системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области физиологии человека и животных и реализация их в своей профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
2.1
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Итоговая аттестация
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
НПК-3: способность разрабатывать и реализовывать проекты фундаментальных физиологических научных исследований, направленных на изучение закономерностей и механизмов функционирования организма человека и животных на разных уровнях организации
 
НПК-3.1: Знать

- основные теории и законы физиологической науки;

- особенности функционирования физиологических систем организма у людей с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей;

- физиологические закономерности формирования адаптационных изменений при занятиях физической культурой и спортом;

 
НПК-3.2: Уметь

- выявлять физиологические закономерности функционирования организма с помощью специальных методов;

 
НПК-3.3: Владеть навыками и / или опытом

- проведения физиологических исследований;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общие положения физиологии
0
 
1.1
Общие положения физиологии /Пр/
2
НПК-3.1
5
Объект и методы исследования

в физиологии.Организм и его основные физиологические

свойства: обмен веществ, раздражимость и

возбудимость, рост и развитие, размноже-

ние и приспособляемость. Понятие – интегративная физиология

0
 
1.2
Общие положения физиологии /Ср/
4
НПК-3.1
5
Теоретическое изучение темы, устный опрос (термины и определения основные понятия, гипотезы, теории физиологии)
0
 
 
Раздел 2. Физиология висцеральных систем
0
 
2.1
Физиология кровообращения /Лек/
2
НПК-3.1
5
Общий план строение аппарата, кровообращения и

закономерности, которым оно подчиняется. Строение сердца и его роль

в кровообращении. Нагнетательная функция сердца. «Закон сердца»

Старлинга и современные дополнения к нему. Внешняя работа сердца

и ее эффективность. Сердечно-сосудистый центр продолговатого мозга.

0
 
стр. 5
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
2.2
Центральный и периферический отдел кроовобращения /Пр/
4
НПК-3.3
5
Выполнение практической работы: ЭКГ, анализ результатов ЭКГ

Реография, анализ результатов реографии на участке бедро-голень

0
 
2.3
Физиология дыхания /Лек/
2
НПК-3.1
5
Биомеханика дыхания. Физиологические основы, растяжимость легких, эластическое сопротивление дыханию. Вентиляция легких, легочные объемы и емкости. Динамические показатели дыхания. Диффузия газов в легких. Транспорт 02 и С02 кровью. Дыхательный

центр как многоуровневая организация. Автоматия дыхательного центра, гипотезы ее объясняющие. Регуляция дыхания при мышечной работе

0
 
2.4
Физиология дыхания /Пр/
4
НПК-3.2 НПК-3.3
5
Программа оценки функции внешнего дыхания у спортсменов. Методика проведения спирографии. Интерпретация результатов.
0
 
2.5
Железы внутренней секреции /Лек/
2
НПК-3.1
5
Гуморальная регуляция функций. Физиология эндокринной системы. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности. Гормоны, их свойства и виды, механизмы действия гормонов. Гормональная регуляция функций организма. Гормоны гипофиза и их функции. Гормоны надпочечников. Щитовидная и околощитовидная железы и функции их гормонов. Эндокринные функции поджелудочной железы.
0
 
2.6
Физиология обмена веществ и энергии. Терморегуляция. /Лек/
2
НПК-3.1
6
Энергетический обмен организма в покое (основной обмен). Факторы на него

влияющие. Температурная топография организма человека, ее величина

и колебания. Представление о “ ядре” и “оболочке”. Физиологические механизмы поддержания относительного постоянства температуры. Механизмы теплообразования и теплоотдачи

0
 
2.7
Физиология центральной нервной системы /Лек/
2
НПК-3.1
6
Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Механизм возникновения биопотенциалов.

Функциональное значение нервных волокон, особенности строения и

физиологические свойства. Синапсы с электрической передачей возбу-

ждения. Нейрон как структурная единица ЦНС. Центральное торможе-

ние (И.М. Сеченов). Общие принципы координационной деятельности

ЦНС. Механохимия мышечного сокращения и его энергетика.

0
 
стр. 6
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
2.8
Частная физиология нервной системы /Лек/
2
НПК-3.1
6
Физиология спинного мозга. Роль среднего мозга в локомоторных функциях организма, участие среднего мозга в осуществлении зрительных и слуховых рефлексов. Мозжеч-

ково-спинальные и мозжечково-корковые взаимоотношения. Бледный шар, хвостатое и чечевицеобразное ядра - строение, афферентные и эфферентные связи. Лимбическая система и ее участие в формировании целостных поведенческих реакций организма. Проекционные ассоциативные, зоны коры, особенности их строения и функции. Электроэнцефалография и анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

0
 
2.9
Вариабельность ритма сердца /Пр/
4
НПК-3.3
5
Регуляция сердечно-сосудистой системы. Вегетативная нервная система.  Методика проведения фоновой записи кардиоритмограммы в соответствие с Международным стандартом на АПК Поли-спектр.  Методика проведения активной ортостатической пробы. Интерпретация полученных результатов.
0
 
2.10
Определение типа темперамента /Пр/
2
НПК-3.3
6
Ознакомиться с методикой определения типов высшей нервной деятельности (ВНД). Провести анкетирование  (опросник Г. Айзенка) 5 спортсменов разных видов спорта. Обработайте результаты протокола, сделайте вывод о типе темперамента каждого спортсмена и соотнесите полученные результаты со спортивной специализацией спортсмена.
0
 
2.11
Исследование функционального состояния анализаторов /Пр/
4
НПК-3.2
6
Исследование двигательного анализатора (сухожильные рефлексы - коленный, ахиллов).

Исследование нарушений двигательной координации (атаксии). Определение статической и динамической координации, кинестетической чувствительности.

0
 
2.12
Исследование нервно-мышечного аппарата /Пр/
4
НПК-3.2
6
Изучите теоретическое обоснование темы. Составьте описание методик, используемых для характеристики нервно-мышечного аппарата. Проведите теппинг-тест. Результаты запишите в протокол. Сформулируйте вывод о силе, лабильности и устойчивости нервных процессов.
0
 
2.13
Исследование функционального состояния головного мозга /Пр/
4
НПК-3.3
6
Провести запись ЭЭГ, наложение электродов согласно международной схеме (10-20), заполнить протокол исследования, провести анализ записи ЭЭГ.  Обосновать особенности показателей ЭЭГ у спортсменов в избранном виде спорта.
0
 
2.14
Кровообращение /Ср/
10
НПК-3.1
5
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
стр. 7
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
2.15
Физиология дыхания /Ср/
10
НПК-3.1
5
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
2.16
Железы внутренней секреции. Гуморальная регуляция физиологических функций /Ср/
10
НПК-3.1
5
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
2.17
Физиология пищеварения и выделения /Ср/
6
НПК-3.1
5
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
2.18
Обмен веществ и энергии /Ср/
6
НПК-3.1
5
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
2.19
Терморегуляция организма человека и животных /Ср/
6
НПК-3.1
5
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
2.20
Физиология центральной нервной системы /Ср/
12
НПК-3.1
6
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
2.21
Частная физиология центральной нервной системы /Ср/
10
НПК-3.1
6
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
2.22
Физиология сенсорных систем /Ср/
12
НПК-3.1
6
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
2.23
Физиология высшей нервной деятельности /Ср/
10
НПК-3.1
6
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
 
Раздел 3. Физиология физкультурно-спортивной деятельности
0
 
3.1
Адаптация к мышечной деятельности /Лек/
2
НПК-3.1
7
Виды адаптации. Системный

структурный след адаптации. Этапы адаптации. Функциональные резер-

вы адаптации. Перекрестная адаптация.

0
 
3.2
Физиологическое обоснование принципов

спортивной тренировки /Лек/

2
НПК-3.1
7
Принципы спортивной тренировки (последовательность, цикличность, специфичность, и т.д.). Физиологические закономерности, обуславливающие рост спортивных результатов.
0
 
3.3
Возрастные аспекты адаптации к физическим нагрузкам /Лек/
2
НПК-3.1
7
Особенность организма детей и подростков, людей пожилого возраста. Особенности обмена веществ в разные возрастные периоды. Особенности энергообеспечения мышечной деятельности у детей и подростков и дозирование нагрузок в детско-юношеском спорте.
0
 
стр. 8
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
3.4
Физиологические принципы классификации физических упражнений и их характеристика /Лек/
2
НПК-3.1
7
Принципы и виды классификаций физических упражнений. Физиологическая характеристика стереотипных физических упражнений, выполнение которых оценивается в баллах (с примерами из разных видов спорта). Физиологическая характеристика ситуационных движений (спортивные игры и единоборства).Физиологическая характеристика ациклических упражнений (силовые и скоростно-силовые упражнения).

Физиологическая характеристика циклических упражнений.

0
 
3.5
Адаптация к физическим нагрузкам. Основные положения и понятия /Пр/
2
НПК-3.2
7
Изучите теоретический материал. Составьте схему функциональной системы вегетативного обеспечения организма при физической нагрузки. Выпишите определение основных видов адаптации (срочная, долговременная, перекрестная, структурная и т.д.), приведите примеры на основе изменений в ходе тренировочного процесса в избранном виде спорта
0
 
3.6
Регуляция сердечно-сосудистой системы при физических нагрузках /Пр/
2
НПК-3.2
7
Проведите регистрацию показателей сердечно-сосудистой системы в покое (сидя, лежа)..

Проведите функциональные пробы -1)  Мартине-Кушелевского, 2) активная ортостатическая проба, 3) клиноортостатическая проба. Показатели ССС при проведении проб занесите в протокол исследования.

На основании полученных результатов сделайте заключение о регуляторных механизмах и структурах, которые участвуют в регуляции сердечной деятельности в каждой из проб.

0
 
3.7
Динамика физиологических функций в организме при выполнении нагрузок разной интенсивности /Пр/
6
НПК-3.3
7
Охарактеризуйте циклическую работу умеренной, субмаксимальной и максимальной мощности. Изучите функциональные сдвиги в организме при выполнении работы 1)умеренной интенсивности, 2) субмаксимальной интенсивности, 3) максимальной интенсивности.  До и после каждой нагрузки, а также в период срочного восстановления регистрируйте следующие показатели: ЧСС, АД, ЧД, рассчитайте СО, МОК. Сделайте вывод о величине сдвига показателей и обоснуйте полученные результаты. 
0
 
стр. 9
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
3.8
Физиологическое обоснование специфичности адаптации в избранном виде спорта /Пр/
2
НПК-3.2
7
На основе анализа научно-методической литературы сформулируйте специфические изменения на молекулярном, тканевом, организменном уровнях, которые обуславливают высокий уровень спортивных результатов в избранном виде спорта. Подберите методики, которые можно использовать для подтверждения ваших выводов.
0
 
3.9
Физиологическое обоснование развития физических качеств /Пр/
4
НПК-3.3
7
Сформулируйте физиологические и биохимические предпосылки развития физических качеств - быстроты, силы, выносливости. Предложите средства развития физических качеств (упражнения, дозировка, ЧСС, количество повторений, интервалы отдыха) и обоснуйте выбор.
0
 
3.10
Адаптация к мышечной

деятельности /Ср/

8
НПК-3.1
7
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
3.11
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной

деятельности /Ср/

8
НПК-3.1
7
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
3.12
Физиологические принципы классификации физических упражнений и их

характеристика /Ср/

8
НПК-3.1
7
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
3.13
Физиологическое обоснование принципов спортивной тренировки /Ср/
12
НПК-3.1
7
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
3.14
Физиологические основы

спортивной работоспособности женщин и юных

спортсменов /Ср/

12
НПК-3.1
7
Теоретическое изучение темы. Составление конспекта.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости проводится в виде устного ответа (собеседование) на занятиях, выполнения практических работ, написании реферата

В рамках текущего контроля 5 и 6 семестров аспирант очной формы обучения должен принять участие в устном опросе  (10), выполнении практических работ (10) и написании рефератов(3)

В рамках текущего контроля 7 семестра аспирант должен ответить устно на семинарских занятиях (10), выполнить практические работы (5), написать реферат (1)

 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации за 5,6 семестры является зачет

Для получения зачета аспиранту необходимо набрать не менее 60 баллов в ходе текущего контроля

Формой промежуточной аттестации в 7 семестре является кандидатский экзамен

Экзамен проводится в виде собеседования по двум вопросам

Вопросы для экзамена:

1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие физиологии человека.

2. Основные свойства организма человека (обмен веществ, гомеостаз, адаптация, ритмичность физиологических процессов). Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций.

3. Центральная нервная система и ее функции. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС (рефлекс, рефлекторная дуга и обратные связи).

4. Нейрон. Его структура и функции, разновидности нейронов. Функции глиальных клеток.

5. Мембранные потенциалы покоя и действия, механизмы  их возникновения. Изменение возбудимости при прохождении волны возбуждения.

6. Синапсы, особенности их строения, механизм проведения возбуждения. Возбуждающий и тормозной постсинаптический потенциалы, механизм возникновения, их роль в возникновении импульсного ответа нейрона

 
стр. 10
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
7. Функциональная организация спинного мозга, роль его центров в регуляции движений и висцеральных функций.

8. Задний (продолговатый мозг и варолиев мост) и средний мозг, их функции.

9. Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбугровой области (гипоталамуса). Сетевидное образование (ретикулярная формация), его функции.

10. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий (многослойность, функциональные единицы, поля, соматотопическая и динамическая локализация функций). Электрическая активность коры больших полушарий.

11. Вегетативная нервная система, морфофункциональная организация и функции ее отделов. Вегетативные рефлексы и регуляция висцеральных систем организма.

12. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Сенсорные системы и их функции. Общая физиология рецепции (классификация, механизм возбуждения, адаптация и чувствительность рецепторов, кодирование информации).

13. Зрительная сенсорная система и ее роль в управлении движениями. оптическая система и воспринимающая система глаза. Поисковая функция глаза. Корковый уровень зрительной сенсорной системы.

14. Слуховая сенсорная система. Функции структур наружного, среднего и внутреннего уха. Воздушная и костная проводимость. Фонорецепторы, механизм  восприятия звука.

15. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулорецепторы, механизм рецепции.

16. Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы (мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы), механизм рецепции. Корковое представительство.

17. Безусловные рефлексы и условные рефлексы. Их классификации условных рефлексов. Современные представления о механизме образования условных рефлексов. Значение условных рефлексов при спортивной деятельности. Торможение условных рефлексов.

18. Системность в работе мозга (динамический стереотип, экстраполяция). Типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Первая и вторая сигнальные системы. Понятие о функциональной системе (П.К.Анохин) как принципе работы мозга.

19. Память, ее виды и механизмы. Физиологические механизмы мотиваций и эмоций.

20. Билатеральная организация мозга и доминантность полушарий в реализации функций. Речь как функция мозга, мышление. Структура и нервный субстрат сознания.

21. Типы мышц и свойства поперечнополосатых мышц. Двигательные единицы, их виды и особенности их деятельности при динамической работе и статическом усилии.

22. Строение мышечного волокна. Механизм (теория скольжения), химизм и энергетика мышечного сокращения.

23. Типы и формы работы мышц. Типы и режимы мышечного сокращения. Коэффициент полезного действия мышц.

24. Спинальные двигательные системы. Двигательные функции ствола мозга.

25. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников.

26. Состав, объем и основные функции крови. Форменные элементы крови. Иммунитет и иммунная система.

27. Состав плазмы крови и ее физико-химические свойства. Белки плазмы и их функции. Кислотно-щелочное состояние и буферные системы крови.

28. Группы крови и резус-фактор. Переливание крови. Кроветворение. Регуляция системы крови. Лимфа как внутренняя среда организма, ее состав и функции.

29. Функциональная организация системы кровообращения. Функциональнае особенности сердечной мышцы.

30. Автоматизм сердечной мышцы, его природа. Проводящая система сердца.

31. Возбудимость и проводимость сердечной мышцы. Сократимость сердечной мышцы, миогенная регуляция силы сердечных сокращений.

32. Показатели деятельности сердца (частота сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови). Электрические проявления деятельности сердца. Электрокардиография.

33. Механическая работа сердца. Значение клапанов сердца. Сердечный цикл и его фазовая структура.

34. Нервная и гуморальная  регуляция работы сердца. Изменение работы сердца при мышечной деятельности (общие принципы регуляции, показатели работы).

35. Функциональная организация сосудистой системы. Закон Пуазейля. Артериальное давление. Движение крови по артериям и венам. Микроциркуляция, функции капилляров.

36. Сосудистый тонус, происхождение, его местная регуляция. Нервная и гуморальная регуляция просвета сосудов. Сосудодвигательный центр, рефлексогенные зоны.

37. Внешнее дыхание. Этапы, показатели, легочные объемы и емкости, воздухоносные пути и их функции. Альвеолярная вентиляция.

38. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Кислородная емкость крови. Обмен газов между кровью и тканями.

39. Нервная и гуморальная регуляция дыхания в покое. Регуляция дыхания при мышечной работе.

40. Общая характеристика основных пищеварительных процессов. Работы И.П. Павлова и его школы в исследовании пищеварения. Всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. Механизм всасывания. Влияние двигательной активности на пищеварение.

41. Пищеварение в полости рта, желудке, двенадцатиперстной кишке, тонком и толстом кишечнике. Ферменты кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение.

42. Органы и процессы выделения. Водно-солевой обмен в покое и при мышечной работе. Функции почек. Процесс мочеобразования. Количество, состав и свойства мочи.

43. Сущность обмена веществ и энергии. Обмен белков, жиров и углеводов. Обмен энергии.

44. Теплопродукция и теплоотдача в покое и при мышечной работе, ее механизмы. Адаптация организма к изменению температуры внешней среды.

45. Понятие об адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам и ее основные функциональные эффекты. Функциональные резервы организма и возможности их использования.

 
стр. 11
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
46. Физиологическая классификация физических упражнений. Физиологическая классификация спортивных упражнений по В.С.Фарфелю.

47. Физиологическая характеристика циклических видов спорта.

48. Физиологическая характеристика стереотипных физических упражнений, выполнение которых оценивается в баллах (с примерами из разных видов спорта).

49. Физиологическая характеристика ситуационных движений (спортивные игры и единоборства).

50. Физиологическая характеристика ациклических упражнений. Позы и статические усилия. Феномен статического усилия (Д.Линдгард). Натуживание и его влияние  на дыхание, кровообращение, мышечную силу. Взрывные усилия.

51. Физиологическая характеристика предстартового состояния, его виды.

52. Разновидности предстартового состояния и способы управления ими. Физиологическая характеристика разминки и врабатывания.

53. Устойчивое состояние (понятие о кислородном запросе, потребление кислорода и кислородном долге). Виды устойчивого состояния и механизмы их возникновения. Утомление, как биологический процесс, виды утомления. Признаки утомления. Чувство усталости.

54. Восстановление и восстановительный период. Их физиологические закономерности. Особенности восстановления после спортивных упражнений различного характера. Средства повышения эффективности процессов восстановления. Активный отдых (И.М.Сеченов).

55. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков. Фазы формирования двигательного навыка. Соматический и вегетативный компоненты двигательного навыка. Особенности формирования двигательного навыка в различных видах спорта.

56. Физиологические механизмы физического качества сила. Максимальная произвольная сила, центральные и периферические факторы, ее определяющие, влияние эмоций и мотиваций. Типы гипертрофии мышц.

57. Физиологические основы тренировки скоростно-силовых качеств. Взрывная сила и ее механизмы. Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений.

58. Физиологические механизмы физического качества скорости (быстроты) движений и его проявлений (скрытый период двигательной реакции, время одиночного движения, темп движений). Физиологические основы развития физических качеств ловкость и гибкость.

59. Определение физического качества выносливость. Виды выносливости, роль генетических и средовых факторов в их развитии. Особенности проявления выносливости в избранном виде спорта.

60. Аэробная выносливость и кислородтранспортная система. Изменения в системах внешнего дыхания, крови и кровообращения, системе микроциркуляции мышц. Максимальное потребление кислорода (величины, методы определения).

61. Морфофункциональные показатели тренированности спортсменов в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных (тестирующих) и предельных (соревновательных) нагрузок.

62. Факторы, определяющие и лимитирующие максимальное потребление кислорода. Порог анаэробного обмена и его использование в тренировочном процессе.

63. Физиологические закономерности занятий физической культурой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обратимости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.

64. Морфофункциональные особенности женского организма, лимитирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Менструальный цикл и его фазы (морфофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).

65. Особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств в детском, подростковом и юношеском возрасте. Возрастные особенности динамики состояний организма при спортивной деятельности.

66. Физиологические основы отбора и ориентации юных спортсменов. Значение генетического фактора и условий среды в прогнозировании спортивных результатов.

67. Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность. Физиологические проявления тепловой адаптации спортсменов.

68. Физиологические особенности мышечной работы человека в условиях низкой температуры воздуха: изменения функций организма и особенности акклиматизации.

69. Влияние горных условий на организм человека. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления. Горная акклиматизация. Спортивная работоспособность в среднегорье.

70. Биоритмы и работоспособность спортсменов. Классификации биоритмов. Физиологические изменения в организме при смене временных поясов. Десинхроноз, его виды. Временная адаптация.

71. Функциональная асимметрия мозга. Ее роль в спортивной деятельности.

72. Влияние водной среды на спортивную работоспособность (факторы, действующие на организм, особенности терморегуляции и функции сенсорных систем, систем внешнего дыхания и кровообращения).

73. Гипокинезия и ее влияние на организм человека. Физиологическое обоснование величин физических нагрузок в зрелом и пожилом возрасте.

Оценка по дисциплине формируется как сумма текущего контроля за 7 семестр  и промежуточной аттестации (кандидатский экзамен)

60 и менее баллов - неудовлетворительно

61-72 балла - удовлетворительно

73-86 баллов - хорошо

87-100 баллов - отлично

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
 
стр. 12
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
Текущий контроль 5, 6 семестры:

- устный ответ 3 балла*10=30 баллов

- выполнение практической работы 4 балла*10+40 баллов

- написание реферата 10 баллов*3=30 баллов

Итого текущий контроль 100 баллов

Текущий контроль 7 семестр:

- устный ответ 3 балла*10+30 баллов

- выполнение практической работы 4 балла*5+ 20 баллов

- написание реферата 10 баллов*1+10 баллов

Итого текущий контроль 60 баллов

Промежуточная аттестация:

- Кандидатский экзамен (Собеседование 20 баллов*2) =40 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Капилевич Л. В.
Физиология человека. Спорт: учеб. пособие для вузов
М.: Юрайт, 2020
1
https://urait.ru/book/fiziologiya-cheloveka-sport-451329
 
Л1.2
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
1
 
Л1.3
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2017
1
 
Л1.4
Чинкин А. С., Назаренко А. С.
Физиология спорта: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.01 -  "Физ. культура"
Москва: Спорт, 2016
6
https://www.iprbookshop.ru/43922
 
Л1.5
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2015
2
 
Л1.6
Солодков А. С.
Физиология спорта: функциональные состояния спортсменов и способы их восстановления: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
Л1.7
Захарьева Н. Н.
Спортивная физиология: курс лекций для студентов вузов, обучающихся по специальностям - Физ. культура и спорт и - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптив. физ. культура)
Москва: Физическая культура, 2012
10
 
Л1.8
Капилевич Л. В.
Физиология спорта: учеб. пособие
Томск: Изд-во ТГУ, 2011
1
https://www.iprbookshop.ru/34729
 
Л1.9
Селиверстова В. В., Мельников Д. С.
Психофизиологическое тестирование спортсменов: учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов, аспиратнов образов. учреждений высш. проф.образования по направлению 032100 - "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2010
0
 
Л1.10
под ред. В. Н. Яковлева
Частная физиология: учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т.
Москва: Академия, 2006
1
 
Л1.11
Гронская А. С., Швыдченко И. Н., Малука М. В., Бугаец Я. Е., Бердичевская Е. М., Катрич Л. В.
Физиология физкультурно-спортивной деятельности: учеб.-метод. пособие
Краснодар: КГУФКСТ, 2020
1
https://lib.rucont.ru/efd/814153
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 13
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
сост. С. Ю. Махов; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания
Физиология физического воспитания и спорта: учеб.-метод. пособие
Орел: МАБИВ, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/95434
 
Л2.2
Михайлова Е. А.
Физиология системы крови: учеб. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2019
1
https://lib.rucont.ru/efd/714063
 
Л2.3
Хайбуллин Ю. В., Попова И. А., Берестень Л. А.
Спортивная физиология: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/85904
 
Л2.4
Красноруцкая И. С.
Анатомия и возрастная физиология систем регуляции жизнедеятельности: учеб. пособие для бакалавров
Санкт-Петербург: [б. и.], 2019
0
 
Л2.5
Замчий Т. П., Салова Ю. П.
Физиология физкультурно-спортивной деятельности: практикум
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
0
 
Л2.6
Караулова Л. К.
Физиология физкультурно-оздоровительной деятельности: учеб. по направлению подготовки 49.03.01 "Физ. культура" (квалификация (степень) "бакалавр")
Москва: ИНФРА-М, 2018
2
 
Л2.7
Кудря О. Н.
Возрастные аспекты адаптации к физическим нагрузкам разной направленности: монография
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
0
 
Л2.8
Фомина Е. В., Ноздрачев А. Д.
Физиология: избранные лекции: учеб. пособие для бакалавриата
Москва: Изд-во МПГУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/72524
 
Л2.9
Айзман Р. И., Абаскалова Н. П., Шуленина Н. С.
Физиология человека: учеб. пособие
Москва: ИНФРА-М, 2017
0
 
Л2.10
Земцова И. И.
Физиология спорта и двигательной активности. Практические занятия: учеб. пособие
Москва: ТВТ Дивизион, 2017
0
 
Л2.11
Михно Л. В., Ашкинази С. М., Поликарпочкин А. Н., Левшин И. В.
Физиология спорта: медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов: учеб. пособие
Москва: СПОРТ, 2016
4
https://www.iprbookshop.ru/55595
 
Л2.12
Михайлова Е. А.
Физиология спорта: учеб. пособие для студентов вузов
Великие Луки: [б. и.], 2015
1
https://lib.rucont.ru/efd/358021
 
Л2.13
Корягина Ю. В.
Руководство к практическим занятиям по дисциплине "Физиологическое тестирование спортсмена": учеб. пособие для студентов вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
35
 
Л2.14
Черапкина Л. П., Тристан В. Г.
Физиология спорта (на примере хоккея): учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
0
 
Л2.15
Кудря О. Н.
Вегетативное обеспечение мышечной деятельности у спортсменов: монография
Омск: Изд-во СибГУФК, 2011
0
 
Л2.16
Смирнов В. М., Свешников Д. С., Яковлев В. Н.
Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студентов мед. вузов
Москва: Академия, 2006
1
 
Л2.17
Дубровский В. И.
Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре
Москва: ВЛАДОС, 2005
0
 
Л2.18
под ред.: Д. Д. Мак-Дугалла, Г. Э. Уэнгера, Г. Д. Грина
Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса: науч.-практ. руководство
Киев: Олимп. лит., 1998
0
 
Л2.19
Городничев Р. М., Тхоревский В. И.
Физиология нервно-мышечного аппарата: учеб. пособие
Великие Луки: [б. и.], 1993
2
 
Л2.20
под ред. А. Д. Ноздрачева
Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: учеб. для студ. биол. и мед. спец. вузов : В 2 кн.
Москва: Высш. шк., 1991
1
 
стр. 14
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.21
Артамонов В. Н., Головина Л. Л., Масальгин Н. А., Тхоревский В. И.
Нервная система и нервно-мышечный аппарат: метод. указания по проведению лаборатор. и семинар. занятий по общей физиологии мышечной деятельности для студентов ГЦОЛИФКа
Москва: [б. и.], 1989
1
 
Л2.22
Парышкин Ю. А., Аксенов В. В.
Регуляция сердечного ритма у спортсменов, тренирующихся на выносливость: учеб. пособие
Омск: [б. и.], 1987
5
 
Л2.23
Костюк П. Г.
Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студентов биол. специальностей вузов
Киев: Вища шк., 1971
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
1. Офисный пакет MS Offis
6.3.1.2
2. Программное обеспечение фирмы Нейрософт  для электроэнцефалографа,  электрокардиографа, реографа, нейромиографа
6.3.1.3
3. Программное обеспечение к весам Tanita
6.3.1.4
4. Программное обеспечение к АПК "Спортивный психофизиолог"
6.3.1.5
5. Программное обеспечение к "Стабилан -01", "Мера ST-150"
6.3.1.6
6. Программное обеспечение к пульсометрам Polar
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
1. Учебная доска, столы и стулья для обучающихся
7.2
2. Стол и стул для преподавателя
7.3
3. Мультимедиа проектор, экран
7.4
4. Оборудование для проведения физиологических исследований:
7.5
электроэнцефалограф, электрокардиограф (Поли-спектр 8), реограф (Рео-спекр), электронейромиограф, велоэргометр, весы Tanita,
7.6
АПК "Спортивный психофизиолог", стабилотренажер "Стабилан -01", тонометр, пульсометры Polar
7.7
5. Для самостоятельной работы аспирантов необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в электронную информационную образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд 305, 312, 403, 413, 414  корпус 4).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики