2024-2025_1_5_5 ФЧиЖ очно 2024_plx_Физиологическое тестирование
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиологическое тестирование
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx

1.5.5. Физиология человека и животных

_________________________Арбузин И.А.
2.1.1
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
16
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
Профиль(специализация):
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
22
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
16
16
16
16
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
д.б.н., профессор, Кудря Ольга Николаевна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол. наук, доцент, Кузнецова Ирина Александровна _________________
 
Физиологическое тестирование
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
1.5.5. Физиология человека и животных
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 07.05.2024 г.  № 11

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 9

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2028 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2025 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель освоения дисциплины является освоение аспирантами основных методов
1.2
физиологического тестирования в области физической культуры и спорта
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
2.1
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Математическая статистика в научных исследованиях
2.2.2
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.3
Итоговая аттестация
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
НПК-2: способность применять и разрабатывать новые методы физиологических исследований для изучения функций человека при различных видах деятельности
 
НПК-2.1: Знать

- физиологические методы тестирования для исследования закономерностей функционирования организма человека и животных;

 
НПК-2.3: Уметь

- разрабатывать программу тестирования функционального состояния человека при различных видах деятельности с помощью физиологических методов;

 
НПК-2.5: Владеть навыками и / или опытом

- навыками проведения научных исследований с использованием современных аппаратно-программных комплексов по изучению физиологических закономерностей функционирования организма человека и животных при различных видах деятельности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общие аспекты физиологического тестирования
0
 
1.1
Общее представление о роли физиологического

тестирования в научно-методическом обеспечении спортивной

подготовки /Лек/

2
НПК-2.1
1
Факторы спортивной работоспособности.

Программа тестирования. Эффективность

тестирования. Физиологическое

тестирование в программах научно-

методического обеспечения спортивных

сборных команд.

0
 
1.2
Методы физиологического тестирования /Ср/
2
НПК-2.1
1
Изучить теоретическое материал по  теме. Заполнить таблицу «Методы физиологического тестирования» (краткое описание основных методов).
0
 
 
Раздел 2. Этапное комплексное физиологическое обследование
0
 
2.1
Комплексное исследование функционального состояния спортсменов /Лек/
4
НПК-2.1
1
Факторы, определяющие функциональное состояние. Энергетический потенциал. Источники химической энергии. Показатели функционального состояния, обеспечивающие спортивный результат в циклических и ациклических видах спорта
0
 
стр. 5
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
2.2
Комплексное исследование физической подготовленности спортсменов /Лек/
4
НПК-2.3
1
Основные положения анализа анаэробной рабочей производительности. Значение силы и мощности для спортивной работоспособности. Изометрические тесты.

Тестирование анаэробной мощности и ёмкости. Исследование компонентов быстроты. Тест Вингейта.

0
 
2.3
Комплексное исследование функционального состояния и

работоспособности спортсменов /Пр/

4
НПК-2.3
1
Факторы, определяющие

функциональное состояние. Энергетический потенциал. Источники

химической энергии.

0
 
2.4
Комплексное тестирование силовых способностей спортсменов /Пр/
2
НПК-2.3
1
Основные положения анализа

анаэробной рабочей производительности. Значение силы и мощности

для спортивной работоспособности. Изометрические тесты.

Тестирование анаэробной мощности и ёмкости. Исследование

компонентов быстроты. Тест Вингейта.

0
 
2.5
Комплексное тестирование аэробных возможностей спортсменов /Пр/
4
НПК-2.3
1
Тестирование аэробной мощности. Методы

тестирования выносливости. Определение порогов аэробного и

анаэробного обмена, МПК, потенциальное МПК. Спирография.

Ступенчатый тест, динамика потребления кислорода и легочной

вентиляции. Лактатный порог (ЛП). Измеряемые характеристики

аэробной мощности. ЧСС как коррелят аэробной мощности

0
 
2.6
Комплексное тестирование психофизиологического состояния спортсменов /Пр/
4
НПК-2.3
1
Тесты для тестирования психофизиологических качеств спортсменов. Теппинг -

тест рукой и ногой. Тесты на пространственное восприятие. Определение времени простой сенсомоторной реакции. Определение критической чистоты слияния мельканий. Определение критической частоты различия мельканий.

0
 
2.7
Энергообеспечение мышечной

деятельности и методы его

тестирования /Ср/

4
НПК-2.1
1
Теоретическое изучение материала и заполнение таблицы "Энергообеспечение мышечной деятельности и методы его тестирования
0
 
 
Раздел 3. Текущие физиологические обследования
0
 
стр. 6
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
3.1
Текущие физиологические обследования спортсменов /Лек/
2
НПК-2.1
1
Цель, задачи и направленность текущего обследования. Место

текущего обследования в системе подготовки спортсменов.

Составление программы обследования в различных спортивных

2

дисциплинах. Выбор тестов и показателей для текущего

обследования. Заключение по итогам текущего обследования.

0
 
3.2
Текущие физиологические обследования спортсменов /Пр/
4
НПК-2.5
1
Составлением программы обследования в различных спортивных дисциплинах. Выбор

тестов и показателей для текущего обследования. Заключение по итогам

текущего обследования.

0
 
3.3
Вариабельность ритма сердца в оценке текущего состояния спортсменов /Пр/
4
НПК-2.5
1
Использование метода вариабельности сердечного

ритма (ВСР) для исследования текущего функционального состояния и

адаптационного потенциала. Назначение и технология метода.

Показатели ВРС и их интерпретация. Умение пользования

оборудованием для исследования ВРС

0
 
3.4
Текущие

физиологические

обследования /Ср/

4
НПК-2.1
1
Составить описание методики проведения следующих тестов: изометрические

тесты, тестирование анаэробной мощности и ёмкости, тест Вингейта, определение порогов

аэробного и анаэробного обмена

0
 
 
Раздел 4. Исследование морфологического статуса спортсмена
0
 
4.1
Определение морфологического статуса спортсмена /Лек/
2
НПК-2.1
1
Методы определения

морфофункционального состояния спортсменов. Динамика морфофункциональных показателей спортсменов в течение годичного цикла.

Определение компонентного состава массы тела и антропометрических

индексов. Биоимпедансный и расчетный метод определения массы тела.

0
 
4.2
Исследование морфологического статуса /Пр/
2
НПК-2.5
1
Этапное определение

морфофункционального состояния. Обследование в течение сезона.

Определение компонентного состава массы тела и антропометрических

индексов. Биоимпедансный и расчетный метод определения массы тела.

0
 
4.3
Исследование

морфологического статуса спортсмена /Ср/

2
НПК-2.1
1
Изучите теоретическое  содержание темы, заполните таблицу «Антропометрические методы исследования"
0
 
 
Раздел 5. Инновационные методы диагностики функционального состояния и физической подготовленности спортсменов
0
 
стр. 7
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
5.1
Инновационные методы диагностики функционального состояния спортсменов /Лек/
4
НПК-2.5
1
0
 
5.2
Инновационные методы диагностики уровня тренированности спортсменов в различных видах спорта /Пр/
6
НПК-2.5
1
Современные

технологии в оценке функционального состояния и физических качеств

спортсменов. YO-YO тест. Использование мониторов сердечного ритма

для исследования функционального состояния спортсменов.

Использование системы NewTEST для исследования скоростно-

силовых и координационных способностей. Лазерные и светодиодные

технологии в тренировочном процессе. Система OptoJump для

тестирования и тренировки спортсменов. Технология «exer-games» и

виртуальная среда для подготовки и тестирования спортсменов.

0
 
5.3
Инновационные

методы

диагностики

спортсменов /Ср/

4
НПК-2.5
1
Теоретическое изучение темы. Выписать методику проведения следующих тестов: а)YO-YO тест. б)Использование системы NewTEST для исследования скоростно-силовых

и координационных способностей. в)Лазерные и светодиодные технологии в тренировочном процессе. г)Система OptoJump для тестирования и тренировки спортсменов. д)Технология «exer-games»

0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль проводится в виде

Собеседование не менее 4-х раз

Практическая работа не менее 3-х раз

Реферат

 
5.2. Промежуточная аттестация
Аспирант получает зачтено, если выполнены все виды зачетных работ и сумма текущего контроля составляет от 61 до 100 баллов;

Не зачтено, если сумма набранных баллов -  менее 60 баллов

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

Собеседование (10 баллов за один ответ), итого 10х4=40 баллов

Практическая работа (10 баллов за одну работу), итого 3х10=30 баллов

Реферат (30 баллов), итого 1х30=30 баллов

Всего за текущий контроль 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Тулякова О. В.
Комплексный контроль в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/93804
 
Л1.2
Юров И. А.
Психофизиологические свойства спортсменов: учеб. пособие
Москва: РУСАЙНС, 2018
0
 
стр. 8
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.3
Ландырь А. П., Ачкасов Е. Е.
Мониторинг частоты сердечных сокращений в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Москва: Спорт [и др.], 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/78352
 
Л1.4
Крикуха Ю. Ю., Корягина Ю. В.
Комплексный контроль в греко-римской борьбе: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2013
0
 
Л1.5
Корягина Ю. В.
Руководство к практическим занятиям по дисциплине "Физиологическое тестирование спортсмена": учеб. пособие для студентов вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
35
 
Л1.6
Павлов С. Е., Разумов А. Н., Павлова Т. Н.
Основы медико-биологического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов: науч. изд.
Москва: ОнтоПринт, 2018
0
 
Л1.7
Федоров А. И.
Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-методические аспекты: учеб. пособие
Челябинск: [б. и.], 2003
3
 
Л1.8
Осипова Г. Е., Сычева И. М., Осипов А. В.
Биохимия спорта: учеб. пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
0
 
Л1.9
Прокопьев Н. Я., Семизоров Е. А.
Медико-педагогическое тестирование в спорте: учеб. пособие для самоподготовки студентов
Тюмень: Изд-во "Вектор Бук", 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/107592
 
Л1.10
Жигало В. Я., Добогрызова И. А., Литвин Ф. Б.
Вегетативная регуляция сердечного ритма у девушек-футболисток на отдельных этапах годичного цикла
Санкт-Петербург: [б. и.], 2017
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Барчуков И. С., Барчукова Г. В.
Физиологические показатели тренированности спортсменов: учеб. пособие
Москва: РУСАЙНС, 2019
0
 
Л2.2
Федотова В. Г., Федотова Е. В.
Теоретические основы и практические аспекты комплексного контроля в зимних видах спорта: учеб.-метод. пособие
Малаховка: [б. и.], 2016
1
https://lib.rucont.ru/efd/772957
 
Л2.3
Поварещенкова Ю. А.
Психофизиологический статус спортсменов различных специализаций: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
Л2.4
Захарьева Н. Н., Коняев И. Д.
Влияние психоэмоционального напряжения на функциональное состояние танцоров: монография
Москва: ОнтоПринт, 2020
1
 
Л2.5
Иорданская Ф. А., Бучина Е. В., Кочеткова Н. И., Цепкова Н. К., Нирка В. В.
Комплексный медико-биологический контроль в пляжном волейболе: науч.-метод. пособие
Москва: Спорт, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/74297
 
Л2.6
Никитюк Д. Б., Бурляева Е. А., Тутельян В. А., Выборная К. В., Лавриненко С. В.
Использование метода комплексной антропометрии в спортивной и клинической практике: метод. рекомендации
Москва: Спорт, 2018
8
https://www.iprbookshop.ru/74296
 
Л2.7
Никитушкин В. Г.
Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография
Москва: Физическая культура, 2013
0
 
Л2.8
Кудря О. Н.
Вегетативное обеспечение мышечной деятельности у спортсменов: монография
Омск: Изд-во СибГУФК, 2011
0
 
Л2.9
Годик М. А., Скородумова А. П.
Комплексный контроль в спортивных играх
Москва: Сов. спорт, 2010
1
https://lib.rucont.ru/efd/187004
 
стр. 9
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.10
Изаак С. И., Панасюк Т. В., Тамбовцева Р. В.
Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников: монография
Москва: ОРАГС, 2005
2
 
Л2.11
Федоров А. И., Шумайлов В. А., Береглазов В. Н.
Комплексный контроль в спорте : теоретико-методические, технические и информационные аспекты: учеб. пособие
Челябинск: [б. и.], 2003
3
 
Л2.12
под ред.: Д. Д. Мак-Дугалла, Г. Э. Уэнгера, Г. Д. Грина
Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса: науч.-практ. руководство
Киев: Олимп. лит., 1998
0
 
Л2.13
гл. ред. А. Г. Фалалеев; Ленинградский науч.-исслед. ин-т физ. культуры
Комплексный медико-биологический контроль подготовленности спортсменов: сб. науч. тр.
Ленинград: [б. и.], 1986
2
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office
6.3.1.2
Программное обеспечение фирмы Нейрософт для электроэнцефалографа, электрокардиографа (Поли-спектр), реоспектра (Рео-спектр), электронейромиографа
6.3.1.3
Программное обеспечение к весам Tanita
6.3.1.4
Программное обеспечение к АПК "Спортивный психофизиолог"
6.3.1.5
Программное обеспечение к "Стабилан-01" и "Мера ST-150"
6.3.1.6
Программное обеспечение к пульсометрам Polar
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
1. лекционные аудитории с презентационным оборудованием (стационарный компьютер или ноутбук, мультимедиа проектор, экран, микрофон, акустическая система).
7.2
2. аудитории для проведения практических и лабораторных занятий (корпус 4, ауд. 114 и 115), оборудованные следующим оснащением: «Поли-Спектр» фирмы Нейрософт,
7.3
«Спиро-Спектр» фирмы Нейрософт, «Стабилан-02», стабилотренажер «Мера», сантиметровая лента, толстотный циркуль, калипер, ростомер, весы «Танита», АПК
7.4
«Спортивный психофизиолог», кистевой динамометр, становой динамометр, универсальный динамометр, «Биомышь».
7.5
3. Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснощенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 305, 403, 413, 414 к.4).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики