МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиологическое тестирование
Проректор по УР _______________
1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
1.5.5. Физиология человека и животных
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
д.б.н., профессор, Кудря Ольга Николаевна
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол. наук, доцент, Кузнецова Ирина Александровна _________________
Физиологическое тестирование
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
1.5.5. Физиология человека и животных
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2024 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 07.05.2024 г. № 11
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель освоения дисциплины является освоение аспирантами основных методов
физиологического тестирования в области физической культуры и спорта
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Математическая статистика в научных исследованиях
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
НПК-2: способность применять и разрабатывать новые методы физиологических исследований для изучения функций человека при различных видах деятельности
НПК-2.1: Знать
- физиологические методы тестирования для исследования закономерностей функционирования организма человека и животных;
НПК-2.3: Уметь
- разрабатывать программу тестирования функционального состояния человека при различных видах деятельности с помощью физиологических методов;
НПК-2.5: Владеть навыками и / или опытом
- навыками проведения научных исследований с использованием современных аппаратно-программных комплексов по изучению физиологических закономерностей функционирования организма человека и животных при различных видах деятельности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Общие аспекты физиологического тестирования
Общее представление о роли физиологического
тестирования в научно-методическом обеспечении спортивной
подготовки /Лек/
Факторы спортивной работоспособности.
Программа тестирования. Эффективность
тестирования. Физиологическое
тестирование в программах научно-
методического обеспечения спортивных
сборных команд.
Методы физиологического тестирования /Ср/
Изучить теоретическое материал по теме. Заполнить таблицу «Методы физиологического тестирования» (краткое описание основных методов).
Раздел 2. Этапное комплексное физиологическое обследование
Комплексное исследование функционального состояния спортсменов /Лек/
Факторы, определяющие функциональное состояние. Энергетический потенциал. Источники химической энергии. Показатели функционального состояния, обеспечивающие спортивный результат в циклических и ациклических видах спорта
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Комплексное исследование физической подготовленности спортсменов /Лек/
Основные положения анализа анаэробной рабочей производительности. Значение силы и мощности для спортивной работоспособности. Изометрические тесты.
Тестирование анаэробной мощности и ёмкости. Исследование компонентов быстроты. Тест Вингейта.
Комплексное исследование функционального состояния и
работоспособности спортсменов /Пр/
Факторы, определяющие
функциональное состояние. Энергетический потенциал. Источники
химической энергии.
Комплексное тестирование силовых способностей спортсменов /Пр/
Основные положения анализа
анаэробной рабочей производительности. Значение силы и мощности
для спортивной работоспособности. Изометрические тесты.
Тестирование анаэробной мощности и ёмкости. Исследование
компонентов быстроты. Тест Вингейта.
Комплексное тестирование аэробных возможностей спортсменов /Пр/
Тестирование аэробной мощности. Методы
тестирования выносливости. Определение порогов аэробного и
анаэробного обмена, МПК, потенциальное МПК. Спирография.
Ступенчатый тест, динамика потребления кислорода и легочной
вентиляции. Лактатный порог (ЛП). Измеряемые характеристики
аэробной мощности. ЧСС как коррелят аэробной мощности
Комплексное тестирование психофизиологического состояния спортсменов /Пр/
Тесты для тестирования психофизиологических качеств спортсменов. Теппинг -
тест рукой и ногой. Тесты на пространственное восприятие. Определение времени простой сенсомоторной реакции. Определение критической чистоты слияния мельканий. Определение критической частоты различия мельканий.
Энергообеспечение мышечной
деятельности и методы его
тестирования /Ср/
Теоретическое изучение материала и заполнение таблицы "Энергообеспечение мышечной деятельности и методы его тестирования
Раздел 3. Текущие физиологические обследования
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Текущие физиологические обследования спортсменов /Лек/
Цель, задачи и направленность текущего обследования. Место
текущего обследования в системе подготовки спортсменов.
Составление программы обследования в различных спортивных
2
дисциплинах. Выбор тестов и показателей для текущего
обследования. Заключение по итогам текущего обследования.
Текущие физиологические обследования спортсменов /Пр/
Составлением программы обследования в различных спортивных дисциплинах. Выбор
тестов и показателей для текущего обследования. Заключение по итогам
текущего обследования.
Вариабельность ритма сердца в оценке текущего состояния спортсменов /Пр/
Использование метода вариабельности сердечного
ритма (ВСР) для исследования текущего функционального состояния и
адаптационного потенциала. Назначение и технология метода.
Показатели ВРС и их интерпретация. Умение пользования
оборудованием для исследования ВРС
Текущие
физиологические
обследования /Ср/
Составить описание методики проведения следующих тестов: изометрические
тесты, тестирование анаэробной мощности и ёмкости, тест Вингейта, определение порогов
аэробного и анаэробного обмена
Раздел 4. Исследование морфологического статуса спортсмена
Определение морфологического статуса спортсмена /Лек/
Методы определения
морфофункционального состояния спортсменов. Динамика морфофункциональных показателей спортсменов в течение годичного цикла.
Определение компонентного состава массы тела и антропометрических
индексов. Биоимпедансный и расчетный метод определения массы тела.
Исследование морфологического статуса /Пр/
Этапное определение
морфофункционального состояния. Обследование в течение сезона.
Определение компонентного состава массы тела и антропометрических
индексов. Биоимпедансный и расчетный метод определения массы тела.
Исследование
морфологического статуса спортсмена /Ср/
Изучите теоретическое содержание темы, заполните таблицу «Антропометрические методы исследования"
Раздел 5. Инновационные методы диагностики функционального состояния и физической подготовленности спортсменов
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Инновационные методы диагностики функционального состояния спортсменов /Лек/
Инновационные методы диагностики уровня тренированности спортсменов в различных видах спорта /Пр/
Современные
технологии в оценке функционального состояния и физических качеств
спортсменов. YO-YO тест. Использование мониторов сердечного ритма
для исследования функционального состояния спортсменов.
Использование системы NewTEST для исследования скоростно-
силовых и координационных способностей. Лазерные и светодиодные
технологии в тренировочном процессе. Система OptoJump для
тестирования и тренировки спортсменов. Технология «exer-games» и
виртуальная среда для подготовки и тестирования спортсменов.
Инновационные
методы
диагностики
спортсменов /Ср/
Теоретическое изучение темы. Выписать методику проведения следующих тестов: а)YO-YO тест. б)Использование системы NewTEST для исследования скоростно-силовых
и координационных способностей. в)Лазерные и светодиодные технологии в тренировочном процессе. г)Система OptoJump для тестирования и тренировки спортсменов. д)Технология «exer-games»
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль проводится в виде
Собеседование не менее 4-х раз
Практическая работа не менее 3-х раз
Реферат
5.2. Промежуточная аттестация
Аспирант получает зачтено, если выполнены все виды зачетных работ и сумма текущего контроля составляет от 61 до 100 баллов;
Не зачтено, если сумма набранных баллов - менее 60 баллов
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Собеседование (10 баллов за один ответ), итого 10х4=40 баллов
Практическая работа (10 баллов за одну работу), итого 3х10=30 баллов
Реферат (30 баллов), итого 1х30=30 баллов
Всего за текущий контроль 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Комплексный контроль в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020
https://www.iprbookshop.ru/93804
Психофизиологические свойства спортсменов: учеб. пособие
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Ландырь А. П., Ачкасов Е. Е.
Мониторинг частоты сердечных сокращений в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Москва: Спорт [и др.], 2018
https://www.iprbookshop.ru/78352
Крикуха Ю. Ю., Корягина Ю. В.
Комплексный контроль в греко-римской борьбе: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2013
Руководство к практическим занятиям по дисциплине "Физиологическое тестирование спортсмена": учеб. пособие для студентов вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
Павлов С. Е., Разумов А. Н., Павлова Т. Н.
Основы медико-биологического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов: науч. изд.
Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-методические аспекты: учеб. пособие
Осипова Г. Е., Сычева И. М., Осипов А. В.
Биохимия спорта: учеб. пособие для вузов
Прокопьев Н. Я., Семизоров Е. А.
Медико-педагогическое тестирование в спорте: учеб. пособие для самоподготовки студентов
Тюмень: Изд-во "Вектор Бук", 2019
https://www.iprbookshop.ru/107592
Жигало В. Я., Добогрызова И. А., Литвин Ф. Б.
Вегетативная регуляция сердечного ритма у девушек-футболисток на отдельных этапах годичного цикла
Санкт-Петербург: [б. и.], 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Барчуков И. С., Барчукова Г. В.
Физиологические показатели тренированности спортсменов: учеб. пособие
Федотова В. Г., Федотова Е. В.
Теоретические основы и практические аспекты комплексного контроля в зимних видах спорта: учеб.-метод. пособие
https://lib.rucont.ru/efd/772957
Психофизиологический статус спортсменов различных специализаций: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Захарьева Н. Н., Коняев И. Д.
Влияние психоэмоционального напряжения на функциональное состояние танцоров: монография
Иорданская Ф. А., Бучина Е. В., Кочеткова Н. И., Цепкова Н. К., Нирка В. В.
Комплексный медико-биологический контроль в пляжном волейболе: науч.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/74297
Никитюк Д. Б., Бурляева Е. А., Тутельян В. А., Выборная К. В., Лавриненко С. В.
Использование метода комплексной антропометрии в спортивной и клинической практике: метод. рекомендации
https://www.iprbookshop.ru/74296
Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография
Москва: Физическая культура, 2013
Вегетативное обеспечение мышечной деятельности у спортсменов: монография
Омск: Изд-во СибГУФК, 2011
Годик М. А., Скородумова А. П.
Комплексный контроль в спортивных играх
https://lib.rucont.ru/efd/187004
УП: 1.5.5 ФЧиЖ очно 2024.plx
Изаак С. И., Панасюк Т. В., Тамбовцева Р. В.
Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников: монография
Федоров А. И., Шумайлов В. А., Береглазов В. Н.
Комплексный контроль в спорте : теоретико-методические, технические и информационные аспекты: учеб. пособие
под ред.: Д. Д. Мак-Дугалла, Г. Э. Уэнгера, Г. Д. Грина
Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса: науч.-практ. руководство
гл. ред. А. Г. Фалалеев; Ленинградский науч.-исслед. ин-т физ. культуры
Комплексный медико-биологический контроль подготовленности спортсменов: сб. науч. тр.
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение фирмы Нейрософт для электроэнцефалографа, электрокардиографа (Поли-спектр), реоспектра (Рео-спектр), электронейромиографа
Программное обеспечение к весам Tanita
Программное обеспечение к АПК "Спортивный психофизиолог"
Программное обеспечение к "Стабилан-01" и "Мера ST-150"
Программное обеспечение к пульсометрам Polar
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
1. лекционные аудитории с презентационным оборудованием (стационарный компьютер или ноутбук, мультимедиа проектор, экран, микрофон, акустическая система).
2. аудитории для проведения практических и лабораторных занятий (корпус 4, ауд. 114 и 115), оборудованные следующим оснащением: «Поли-Спектр» фирмы Нейрософт,
«Спиро-Спектр» фирмы Нейрософт, «Стабилан-02», стабилотренажер «Мера», сантиметровая лента, толстотный циркуль, калипер, ростомер, весы «Танита», АПК
«Спортивный психофизиолог», кистевой динамометр, становой динамометр, универсальный динамометр, «Биомышь».
3. Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснощенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 305, 403, 413, 414 к.4).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ