МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА:
Гимнастика
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2024.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2024.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 23.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 12.03.2024 г. № 13
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Ивко И.А.
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 08.05.2024 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И.А. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И.А. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И.А. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И.А. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
«Теория и методика обучения базовым видам спорта: «Гимнастика» - создать представление о теоретических основах использования «Теории и методики обучения базовым видам спорта: Гимнастика» как вида физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения и как фактора обеспечения здоровья.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для успешного освоения дисциплины необходимы входные знания, умения и компетентности студента, полученные на уроках физической культуры в рамках общего среднего образования
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Врачебный контроль в адаптивной физической культуре
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке лиц с отклонениями в состоянии здоровья
ОПК-1.2: Знает:
- историю и современное состояние базовых видов спорта, их место и значение в физической культуре, науке и образовании;
- методы, средства и основы обучения базовым видам спорта и возможности их применения в физкультурно-спортивной деятельности;
- методику развития физических качеств средствами базовых видов спорта;
- правила судейства и организацию соревнований в базовых видах спорта;
- методику проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий средствами базовых видов спорта;
ОПК-1.4: Умеет:
- контролировать качество выполнения упражнений в базовых видах спорта и определять ошибки в технике;
- использовать методы, средства, методические приемы обучения и методы организации проведения занятий по базовым видам спорта в зависимости от поставленных задач и учета возрастных особенностей занимающихся;
- осуществлять подготовку обучающихся к участию и проведению соревнований и физкультурно-спортивных праздников по базовым видам спорта;
- нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, контролировать динамику развития физической подготовленности;
ОПК-1.6: Имеет опыт:
- проведения занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий (соревнований) с использованием средств базовых видов спорта с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся;
- участия в судействе соревнований по базовым видам спорта;
ОПК-14: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
ОПК-14.1: Знает:
- приемы помощи и страховки при проведении занятий по физической культуре с использованием средств базовых видов спорта;
- требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на занятиях и соревнованиях по базовым видам спорта;
ОПК-14.10: Имеет опыт:
- обеспечения безопасности проведения массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий;
ОПК-14.7: Умеет:
- обеспечивать безопасное выполнение упражнений на занятиях по базовым видам спорта;
- организовывать группу занимающихся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в зависимости от поставленных задач для безопасного выполнения упражнений на занятиях по базовым видам спорта;
УП: 49.03.02 АФК заочно 2024.plx
ОПК-14.9: Имеет опыт:
- обеспечения безопасности проведения различных видов занятий: профилактики травматизма, исправности оборудования и инвентаря, соблюдения санитарно-гигиенических норм в условиях образовательной и физкультурно-спортивной организации;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Гимнастика в системе физического воспитания. Обеспечение техники безопасности на занятиях гимнастикой
Гимнастика в системе физического воспитания.
История развития гимнастики. /Ср/
Возникновение и развитие гимнастики. Развитие гимнастики в России после 1917 г и в СССР. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи гимнастики. Методические особенности гимнастики. Классификация видов гимнастики. Оздоровительные, образовательно-развивающие, спортивные виды гимнастики.
Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой /Ср/
Разработка презентации. Причины травматизма и способы его предупреждения. Требования к местам проведения занятий гимнастикой и их оборудование. Причины травматизма на занятиях по гимнастике. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма. Обучение приемам страховки и помощи. Оказание первой доврачебной помощи.
Раздел 2. Строевые упражнения
Строевые упражнения тема 1 /Лек/
Назначение строевых упражнений. Основные термины строевых упражнений. Классификация строевых упражнений. Методика проведения строевых упражнений
Построение в одну шеренгу. Строевые приемы: "РАВНЯЙСЬ!", "ВОЛЬНО!", "СМИРНО!", "РАЗОЙДИСЬ!"; повороты на месте: "Нале-ВО!", "Напра-ВО!", "Кру-ГОМ!"; расчет: "По порядку - РАССЧИТАЙСЬ!", "На первый и второй - РАССЧИТАЙСЬ!", «По три (четыре) – РАССЧИТАЙСЬ!».
Рапорт дежурного. Ходьба на месте. Остановка группы. Перестроение уступом из шеренги
Подготовка к сдаче по темам строевых упражнений
Раздел 3. Общеразвивающие упражнения
УП: 49.03.02 АФК заочно 2024.plx
Лекция 2
Гимнастическая терминология. Общеразвивающие упражнения
/Лек/
Значение гимнастической терминологии. Краткая история создания терминологии. Основные требования гимнастической терминологии. Классификация и способы образования гимнастических терминов.
Правила гимнастической терминологии. Формы записи гимнастических упражнений.
Характеристика ОРУ. Классификация ОРУ. Требования к составлению комплекса ОРУ. Основные термины ОРУ. Методика проведения комплекса ОРУ.
Методика проведения и составление конспекта ОРУ раздельным способом /Пр/
Правила составления комплекса, условия. Последовательность упражнений, команды при проведении комплекса.
Методика составления и проведение комплекса ОРУ с набивными мячами /Пр/
Хваты мяча, основные и промежуточные положения с мячом, классификация упражнений. Методика составления комплекса. Методика проведения комплекса ОРУ с мячом раздельным способом
ОРУ с гимнастическими палками
ОРУ на, у, с гимнастической скамейкой /Пр/
Хваты, положение с палкой: горизонтальные, вертикальны, наклонные. Классификация упражнений.
Методика составления и проведения комплекса ОРУ
Расположение скамеек, положение занимающихся у скамейки, на скамейке, со скамейкой.
Классификация упражнений. Методика составления и проведения комплекса ОРУ на, у, со скамейкой.
ОРУ в парах
ОРУ проходным способом /Пр/
Исходные положения. Методика составления и проведения комплекса ОРУ в парах, проходным способом
Общеразвивающие упражнения /Ср/
Подготовка конспектов комплексов ОРУ с предметами и без, разными способами проведения.
Подготовка проведения фрагментов комплексов ОРУ с предметами и без, различными способами проведения.
Раздел 4. Гимнастическая терминология
Сформировать знания по гимнастической терминологии. Подготовка конспектов комплексов ОРУ+ /Ср/
Сдать конспекты комплексов ОРУ без предмета и с предметами, в парах, пройти тест по гимнастической терминологии.
Раздел 5. Техника гимнастических упражнений
УП: 49.03.02 АФК заочно 2024.plx
Лекция № 3 Техника гимнастических упражнений /Лек/
Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в её основе. Силовые и динамические характеристики движения гимнастов. Статические упражнения. Динамические упражнения. Вращательные движения. Маховые упражнения. Основные механизмы выполнения гимнастических упражнений
Основы техники гимнастических упражнений (акробатических, опорного прыжка)
Техника выполнения элементов на брусьях, перекладине, бревне, вольных упражнений. /Пр/
Освоение техники выполнения опорного прыжка (согнув ноги, ноги врозь, вскок в упор присев и соскок прогнувшись, прыжок углом с косого разбега, прыжок боком), акробатических упражнений (группировка, перекаты, кувырки, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках, колесо)
Техника гимнастических упражнений /Ср/
Описание техники в конспектах основной части занятия. Знание законов сохранения количества движения, закона момента количества движения, проявление этих законов при выполнении гимнастических элементов
Раздел 6. Организация и проведение занятий по гимнастике
Организация и проведение занятий по гимнастике /Пр/
Проведение подготовительной и основной частей занятий по гимнастике относительно возраста и физической подготовленности занимающихся, поставленных образовательных задач
Организация и проведение занятий по гимнастике /Ср/
Подготовка конспектов фрагментов занятий по гимнастике, согласно гимнастической терминологии, методике обучения гимнастическим упражнениям
Раздел 7. Методика обучения гимнастическим упражнениям
Лекция № 5 «Методика обучения гимнастическим упражнениям» /Лек/
Этапы обучения гимнастическим упражнениям. Методы и приёмы обучения гимнастическим упражнениям. Методика исправления ошибок
Методика обучения гимнастическим упражнениям /Пр/
Проведение обучения гимнастическим элементам. Используя вспомогательные упражнения: подготовительные, подводящие, имитационные.
Методика обучения гимнастическим упражнениям /Ср/
Подготовка и написание конспекта фрагмента основной части занятия по гимнастике по индивидуальным заданиям
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля:
1. Проведение строевых упражнений.
2. Проведение комплекса ОРУ:
- ОРУ без предмета: раздельным способом, поточным способом.
- ОРУ с предметом: с мячом, с гимнастической палкой, на и с гимнастической скамейкой.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2024.plx
3. Контрольная работа.
4. Выполнение акробатической комбинации, вольных упражнений и на снарядах спортивной гимнастики (девушки - на брусьях разной высоты, бревне, опорный прыжок; мужчины - на параллельных брусьях, на перекладине, опорный прыжок).
5. Осуществление страховки и помощи.
6. Проведение подготовительной, основной части занятия по гимнастике.
7. Посещение занятий без пропусков.
5.2. Промежуточная аттестация
Форма промежуточной аттестации зачет во втором семестре.
Зачет выставляется обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе освоения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Проведение строевых упражнений 7*3=21 баллов.
2. Проведение комплекса ОРУ 5*3=15 баллов.
3. Контрольная работа – 35 баллов.
4. Выполнение акробатической комбинации, вольных упражнений и на снарядах спортивной гимнастики (девушки - на брусьях разной высоты, бревне, опорный прыжок; мужчины - на параллельных брусьях, на перекладине, опорный прыжок). Баллы за 5 видов многоборья суммируются и выставляется сумма баллов. Экспертная оценка по правилам соревнований спортивной гимнастики переводится в балльно–рейтинговую систему оценки:
45-50 баллов соответствуют 8-10 баллов БРС высокий уровень;
40-44 соответствуют 5-7 б средний уровень;
37-39 соответствуют 3 б ниже среднего;
36 и менее -0 баллов низкий уровень.
5. Осуществление страховки и помощи – 8 баллов.
6. Проведение подготовительной, основной части занятия по гимнастике -10 баллов.
7. Посещение занятий без пропусков – 1 балл.
Текущий контроль – 61-100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
под общ. ред. В. М. Миронова
Гимнастика. Методика преподавания: учеб. для студентов вузов по специальностям физ. культуры, спорта и туризма
Минск [и др.]: Новое знание [и др.], 2016
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 "Физ. культура"
6.1.2. Дополнительная литература
под общ. ред. Ж. В. Никулиной ; Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта
Теория и методика обучения базовым видам спорта: лекции для обучающихся по основной образовательной программе по направлению подготовки 49.03.01 "Физическая культура": учеб.-метод. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2019
https://lib.rucont.ru/efd/714071
Поваляева Г. В., Сыромятникова О. Г.
Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика: учеб.- метод. пособие для студентов физкульт. вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
УП: 49.03.02 АФК заочно 2024.plx
Методика обучения физической культуре. Гимнастика: учеб. пособие для сред. проф. образования
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
5. elibrary.ru - научная электронная библиотека
6. АИБС «МегаПро» http://www.data-express.ru/aibc-megapro/
7. ЮРАЙТ https://www.biblio-online.ru/
8. IPRbooks www.iprbookshop.ru
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование помещений Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Спортивный зал гимнастики Учебная доска, стол и стул для преподавателя,
Оборудование: набивные мячи - 30, гимнастические палки - 40, скамейки -8, гантели – 28 пар, резиновые мячи- 10); маты гимнастические – 20 шт., степы – 10 шт., музыкальный центр -1, медицинболы – 10 шт, зеркала – 6 шт.
- гимнастические снаряды (конь - 2, мост -2, гимнастический ковер -1, бревно -1, канат -1, параллельные брусья -1, брусья разной высоты -1.
Аудитория 108, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 1, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 16, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
легкоатлетический манеж 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя.
Площадки для занятий – 2;
Гимнастические стенки – 6,
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ