МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА:
Гимнастика
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК очно 2024.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.02 АФК очно 2024.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой, Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 23.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 09.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Ивко И.А.
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК очно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И.А. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И.А. ______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И.А. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ивко И.А. _______
Теории и методики гимнастики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК очно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
«Теория и методика обучения базовым видам спорта: «Гимнастика» - создать представление о теоретических основах использования «Теории и методики обучения базовым видам спорта: Гимнастика» как вида физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения и как фактора обеспечения здоровья.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для успешного освоения дисциплины необходимы входные знания, умения и компетентности студента, полученные на уроках физической культуры в рамках общего среднего образования
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Комплексный контроль в физической реабилитации
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке лиц с отклонениями в состоянии здоровья
ОПК-1.2: Знает:
- историю и современное состояние базовых видов спорта, их место и значение в физической культуре, науке и образовании;
- методы, средства и основы обучения базовым видам спорта и возможности их применения в физкультурно-спортивной деятельности;
- методику развития физических качеств средствами базовых видов спорта;
- правила судейства и организацию соревнований в базовых видах спорта;
- методику проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий средствами базовых видов спорта;
ОПК-1.4: Умеет:
- контролировать качество выполнения упражнений в базовых видах спорта и определять ошибки в технике;
- использовать методы, средства, методические приемы обучения и методы организации проведения занятий по базовым видам спорта в зависимости от поставленных задач и учета возрастных особенностей занимающихся;
- осуществлять подготовку обучающихся к участию и проведению соревнований и физкультурно-спортивных праздников по базовым видам спорта;
- нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, контролировать динамику развития физической подготовленности;
ОПК-1.6: Имеет опыт:
- проведения занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий (соревнований) с использованием средств базовых видов спорта с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся;
- участия в судействе соревнований по базовым видам спорта;
ОПК-14: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
ОПК-14.1: Знает:
- приемы помощи и страховки при проведении занятий по физической культуре с использованием средств базовых видов спорта;
- требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на занятиях и соревнованиях по базовым видам спорта;
ОПК-14.10: Имеет опыт:
- обеспечения безопасности проведения массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий;
ОПК-14.7: Умеет:
- обеспечивать безопасное выполнение упражнений на занятиях по базовым видам спорта;
- организовывать группу занимающихся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в зависимости от поставленных задач для безопасного выполнения упражнений на занятиях по базовым видам спорта;
ОПК-14.9: Имеет опыт:
- обеспечения безопасности проведения различных видов занятий: профилактики травматизма, исправности оборудования и инвентаря, соблюдения санитарно-гигиенических норм в условиях образовательной и физкультурно-спортивной организации;
УП: 49.03.02 АФК очно 2024.plx
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Гимнастика в системе физического воспитания. Обеспечение техники безопасности на занятиях гимнастикой
Гимнастика в системе физического воспитания.
История развития гимнастики. /Ср/
Возникновение и развитие гимнастики. Развитие гимнастики в России после 1917 г и в СССР. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи гимнастики. Методические особенности гимнастики. Классификация видов гимнастики. Оздоровительные, образовательно-развивающие, спортивные виды гимнастики.
Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой /Ср/
Разработка презентации. Причины травматизма и способы его предупреждения. Требования к местам проведения занятий гимнастикой и их оборудование. Причины травматизма на занятиях по гимнастике. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма. Обучение приемам страховки и помощи. Оказание первой доврачебной помощи.
Раздел 2. Гимнастическая терминология
Лекция 1 «Терминология гимнастических упражнений» /Лек/
Значение гимнастической терминологии. Краткая история создания терминологии. Основные требования гимнастической терминологии. Классификация и способы образования гимнастических терминов.
Правила гимнастической терминологии. Формы записи гимнастических упражнений
Терминология общеразвивающих упражнений без предмета и с предметами (мячи, палки, скамейки) /Пр/
Проведение комплексов упражнений без предмета и с предметами. Используя гимнастическую терминологию.
Терминология общеразвивающих упражнений без предмета проходным и поточным способом в парах и с предметами /Пр/
Проведение комплексов ОРУ различными способами с использованием терминологии.
Раздел 3. Строевые упражнения
Лекция 2 "Строевые упражнения" /Лек/
Назначение строевых упражнений. Основные термины строевых упражнений. Классификация строевых упражнений. Методика проведения строевых упражнений.
УП: 49.03.02 АФК очно 2024.plx
Строевые упражнения
тема 1,2 /Пр/
Построение в одну шеренгу. Строевые приемы: "РАВНЯЙСЬ!", "ВОЛЬНО!", "СМИРНО!", "РАЗОЙДИСЬ!"; повороты на месте: "Нале-ВО!", "Напра-ВО!", "Кру-ГОМ!"; расчет: "По порядку - РАССЧИТАЙСЬ!", "На первый и второй - РАССЧИТАЙСЬ!", «По три (четыре) – РАССЧИТАЙСЬ!».
Рапорт дежурного. Ходьба на месте. Остановка группы. Перестроение уступом из шеренги
Передвижение в обход, по условным точкам зала (центр, середины сторон, углы), по диагонали. Выполнить в парах, группах. Перестроение из одной шеренги в две
Строевые упражнения тема 3,4 /Пр/
Передвижение в обход, изменение длины и частоты шагов (переход с ходьбы на бег и обратно); разновидности передвижений.
передвижение противоходом, «змейкой», по кругу.
Строевые упражнения тема 5,6 /Пр/
Ходьба с места; повороты в движении, команда «ПРЯМО!»;
перестроение поворотом в движении, размыкание приставными шагами.
Строевые упражнения тема 7 /Пр/
перестроение дроблением и сведением, разведением и слиянием; размыкание по Уставу.
Подготовка к сдаче по темам строевых упражнений.
Раздел 4. Общеразвивающие упражнения
Лекция 3 "Общеразвивающие упражнения" /Лек/
Характеристика ОРУ. Классификация ОРУ. Требования к составлению комплекса ОРУ. Основные термины ОРУ. Методика проведения комплекса ОРУ
Методика проведения и составление конспекта ОРУ раздельным способом /Пр/
Правила составления комплекса, условия. Последовательность упражнений, команды при проведении комплекса.
Методика составления и проведение комплекса ОРУ с набивными мячами /Пр/
Хваты мяча, основные и промежуточные положения с мячом, классификация упражнений. Методика составления комплекса. Методика проведения комплекса ОРУ с мячом раздельным способом.
ОРУ с гимнастическими палками /Пр/
Хваты, положение с палкой: горизонтальные, вертикальны, наклонные. Классификация упражнений.
Методика составления и проведения комплекса ОРУ.
ОРУ на, у, с гимнастической скамейкой /Пр/
Расположение скамеек, положение занимающихся у скамейки, на скамейке, со скамейкой.
Классификация упражнений. Методика составления и проведения комплекса ОРУ на, у, со скамейкой.
УП: 49.03.02 АФК очно 2024.plx
Исходные положения. Методика составления и проведения комплекса ОРУ в парах.
ОРУ проходным способом /Пр/
Методика проведения и составление комплекса ОРУ проходным способом.
ОРУ поточным способом /Пр/
Методика составления и проведения комплекса ОРУ поточным способом.
Общеразвивающие упражнения /Ср/
Подготовка конспектов комплексов ОРУ с предметами (мяч, палка, скамейка, пары)и без, разными способами проведения.
Подготовка проведения фрагментов комплексов ОРУ с предметами и без раздельным способом.
Общеразвивающие упражнения /Ср/
Подготовка конспектов комплексов ОРУ с предметами (пары)и без, разными способами проведения (проходной, поточный).
Подготовка проведения фрагментов комплексов ОРУ с предметами и без, различными способами проведения.
Раздел 5. Техника гимнастических упражнений
Лекция № 4 «Техника гимнастических упражнений» /Лек/
Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в её основе. Силовые и динамические характеристики движения гимнастов. Статические упражнения. Динамические упражнения. Вращательные движения. Маховые упражнения. Основные механизмы выполнения гимнастических упражнений.
Основы техники гимнастических упражнений (акробатических, опорного прыжка) /Пр/
Освоение техники выполнения опорного прыжка (согнув ноги, ноги врозь, вскок в упор присев и соскок прогнувшись, прыжок углом с косого разбега, прыжок боком), акробатических упражнений (группировка, перекаты, кувырки, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках, колесо).
Техника выполнения элементов на брусьях, перекладине, бревне, вольных упражнений. /Пр/
Освоение техники выполнения упражнений на гимнастических снарядах: перекладине, брусьях, бревне, вольных упражнениях.
Техника гимнастических упражнений акробатика, опорный прыжок /Ср/
Описание техники в конспектах основной части занятия. Знание законов сохранения количества движения, закона момента количества движения, проявление этих законов при выполнении гимнастических элементов.
Техника гимнастических элементов на брусьях. перекладине, бревне, вольных упражнений /Ср/
Описание техники в конспектах основной части занятия. Знание законов сохранения количества движения, закона момента количества движения, проявление этих законов при выполнении гимнастических элементов
Раздел 6. Методика обучения гимнастическим упражнениям
УП: 49.03.02 АФК очно 2024.plx
Лекция 5 «Методика обучения гимнастическим упражнениям» /Лек/
Этапы обучения гимнастическим упражнениям. Методы и приёмы обучения гимнастическим упражнениям. Методика исправления ошибок.
Методика обучения гимнастическим упражнениям /Пр/
Проведение обучения гимнастическим элементам. Используя вспомогательные упражнения: подготовительные, подводящие, имитационные.
Методика обучения гимнастическим упражнениям /Ср/
Подготовка и написание конспекта фрагмента основной части занятия по гимнастике по индивидуальным заданиям
Раздел 7. Организация и проведение занятий по гимнастике
Организация и проведение занятий по гимнастике /Пр/
Проведение подготовительной и основной частей занятий по гимнастике относительно возраста и физической подготовленности занимающихся, поставленных образовательных задач
Организация и проведение занятий по гимнастике /Ср/
Подготовка конспектов фрагментов занятий по гимнастике, согласно гимнастической терминологии, методике обучения гимнастическим упражнениям
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля:
1. Проведение строевых упражнений.
2. Разработка комплекса ОРУ:
- ОРУ без предмета: раздельным способом, поточным способом.
- ОРУ с предметом: с мячом, с гимнастической палкой, на и с гимнастической скамейкой.
3. Проведение комплекса ОРУ.
4. Выполнение акробатической комбинации, вольных упражнений и на снарядах спортивной гимнастики (девушки - на брусьях разной высоты, бревне, опорный прыжок; мужчины - на параллельных брусьях, на перекладине, опорный прыжок).
5. Разработка конспекта подготовительной и основной части занятия по гимнастике.
6. Проведение подготовительной, основной части занятия по гимнастике.
7. Подготовка презентации.
8. Осуществление страховки и помощи.
9. Посещение занятий без пропусков.
5.2. Промежуточная аттестация
Форма промежуточной аттестации зачет во втором семестре.
Зачет выставляется обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе освоения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Проведение строевых упражнений 7*3=21 балл;
2. Разработка комплекса ОРУ 5*3=15 баллов;
3. Проведение комплекса ОРУ 5*3=15 баллов;
4. Выполнение акробатической комбинации, вольных упражнений и на снарядах спортивной гимнастики (девушки - на брусьях разной высоты, бревне, опорный прыжок; мужчины - на параллельных брусьях, на перекладине, опорный прыжок). Баллы за 5 видов многоборья суммируются и выставляется сумма баллов. Экспертная оценка по правилам соревнований спортивной гимнастики переводится в балльно–рейтинговую систему оценки:
45-50 баллов соответствуют 8-10 баллов БРС высокий уровень;
40-44 соответствуют 5-7 б средний уровень;
37-39 соответствуют 3 б ниже среднего;
36 и менее -0 баллов низкий уровень.
5. Разработка конспекта подготовительной и основной части занятия по гимнастике - 10 баллов;
6. Проведение подготовительной, основной части занятия по гимнастике -10 баллов.
7. Подготовка презентации – 10 баллов.
8. Осуществление страховки и помощи – 8 баллов.
УП: 49.03.02 АФК очно 2024.plx
9. Посещение занятий без пропусков – 1 балл.
Текущий контроль 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
под общ. ред. Ж. В. Никулиной ; Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта
Теория и методика обучения базовым видам спорта: лекции для обучающихся по основной образовательной программе по направлению подготовки 49.03.01 "Физическая культура": учеб.-метод. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2019
https://lib.rucont.ru/efd/714071
Поваляева Г. В., Сыромятникова О. Г.
Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика: учеб.- метод. пособие для студентов физкульт. вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
Методика обучения физической культуре. Гимнастика: учеб. пособие для сред. проф. образования
6.1.3. Методические разработки
под общ. ред. В. М. Миронова
Гимнастика. Методика преподавания: учеб. для студентов вузов по специальностям физ. культуры, спорта и туризма
Минск [и др.]: Новое знание [и др.], 2016
Баршай В. М., Курысь В. Н., Павлов И. Б.
Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 "Физ. культура"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
5. elibrary.ru - научная электронная библиотека
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование помещений Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Спортивный зал гимнастики Учебная доска, стол и стул для преподавателя,
Оборудование: набивные мячи - 30, гимнастические палки - 40, скамейки -8, гантели – 28 пар, резиновые мячи- 10); маты гимнастические – 20 шт., степы – 10 шт., музыкальный центр -1, медицинболы – 10 шт, зеркала – 6 шт.
УП: 49.03.02 АФК очно 2024.plx
- гимнастические снаряды (конь - 2, мост -2, гимнастический ковер -1, бревно -1, канат -1, параллельные брусья -1, брусья разной высоты -1.
Аудитория 108, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 1, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 16, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
легкоатлетический манеж 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя.
Площадки для занятий – 2;
Гимнастические стенки – 6,
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ