МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Дорожно-транспортная безопасность
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой, Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Дорожно-транспортная безопасность
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовка обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности в образовательном учреждении, в системе детского отдыха и туризма; к упреждающим действиям по защите жизни, здоровья воспитанников на дорогах и на объектах транспорта, снижающим количество происшествий на дорогах и на транспорте.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Обеспечение безопасности образовательной организации
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Физиология физической культуры
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Безопасность жизнедеятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Информационная безопасность
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
ПК-1.8: Знает:
- теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания;
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1: Знает:
- терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей;
- методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
- сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций;
- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий;
- технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении внеклассных и массовых мероприятий с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала;
УК-8.2: Умеет:
- разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера;
- организовывать защитные мероприятия на спортивных объектах при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оказывать первую помощь пострадавшим в процессе занятий;
- использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел I. Опасности на дороге.
Основные причины ДТП.
/Пр/
Ответственность сторон – участников дорожно-транспортных происшествий.
Ознакомиться с наиболее частыми случаями поведения водителей и пассажиров в опасной и аварийной ситуации.
Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях
/Пр/
Организация розыска автомобилей.
Ознакомиться с различными формами обучения правилам безопасности на дорогах в образовательном учреждении.
Методы предотвращения ДТП
/Пр/
Первая медицинская помощь пострадавшим при автомобильных катастрофах.
Профилактика дорожно-транспортных происшествий.
Становление дорожной полиции в России. /Ср/
Крупнейшие ДТП в России и мире. /Ср/
Основные причины ДТП. /Лек/
Ответственность сторон – участников дорожно-транспортных происшествий. Ознакомиться с наиболее частыми случаями поведения водителей и пассажиров в опасной и аварийной ситуации.
Становление дорожной полиции в России. /Ср/
Методы профилактики дорожно-транспортных происшествий. /Ср/
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Раздел 2. Раздел II. Правила поведения пассажиров на городском общественном транспорте.
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. /Лек/
Безопасность в автобусе, троллейбусе, трамвае. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Правила личной безопасности при ожидании общественного транспорта на остановке, при посадке и высадке пассажиров. Особенности перехода проезжей части при выходе из трамвая, троллейбуса, автобуса.
Опасные ситуации и правила поведения на воздушном транспорте.
/Пр/
Правила пользования воздушным транспортом.
Опасные и аварийные ситуации на воздушном транспорте.
Правила поведения пассажиров в случае возникновения опасной и аварийной ситуации.
Обязательное страхование от несчастных случаев на воздушном транспорте.
Основные ошибки обучения правилам дорожного движения. /Ср/
Конспект методического занятия.
Современные системы безопасности на дороге. /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен:
- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 4 семинарских занятия),
- выполнить контрольную работу.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (ЭКЗАМЕН) проводится в форме устного собеседования. Экзаменационный билет включает 2 вопроса.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену:
1. Дорожное движение. Безопасность дорожного движения. Основные понятия.
2. Значение деятельности по организации дорожного движения
3. Цель государственной политики в сфере организации дорожного движения.
4. Нормативно-правовое обеспечение в области организации и безопасности дорожного движения и транспортного планирования. Международное сотрудничество.
5. Характеристики транспортного потока.
6. Основные характеристики дорожного движения.
7. Характеристики пешеходного потока.
8. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения.
9. Программно-целевой подход в обеспечении безопасности дорожного движения.
10. Основные инструменты, применяемые в системах обеспечения безопасности дорожного движения (каталог инструментов).
11. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) в России и за рубежом.
12. Нормативно-правовые акты в сфере ОБДД.
13. Федеральные и региональные программы по ОБДД в России.
14. Федеральная целевая программа Повышение безопасности дорожного движения.
15. Факторы ДТП: человек, автомобиль, дорога, среда.
16. Факторы ДТП: человек, автомобиль, дорога, среда.
17. Факторы риска возникновения ДТП, связанные с человеком
18. Факторы риска возникновения ДТП, связанные с транспортным средством.
19. Факторы риска возникновения ДТП, связанные с дорожной инфраструктурой.
20. Факторы риска возникновения ДТП, связанные с окружающей средой (внешние факторы).
21. Направления совершенствования функционирования системы «ВАДС».
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
22. Эволюция парадигм обеспечения безопасности дорожного движения.
23. Средства предупреждения факторов ДТП.
24. Мероприятия по повышению правового сознания и формированию законопослушного поведения участников дорожного движения.
25. Мероприятия по совершенствованию системы профилактики детского дорожно- транспортного травматизма, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
26. Механизм совершенствования системы подготовки водителей транспортных средств.
27. Принцип системного подхода.
28. Основные элементы и принципы функционирования государственной системы ОБДД.
29. Технологии управления БДД на федеральном, региональном и местном уровнях
30. Структура, сущность и правовые основы функционирования государственной системы ОБДД.
Оценку "отлично" получают те студенты, которые в течение семестра и на промежуточной аттестации набрали 87-100 баллов;
оценку "хорошо" - 73-86 баллов;
оценку "удовлетворительно" - 61-72 балла;
оценку "неудовлетворительно" - 60 баллов и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Дискуссия (устные ответы на семинарах, всего 4 занятия) - 4 х 6 б. - max - 24 б.
2. Контрольная работа (всего 9 заданий) - 9 х 4 б.- max - 36 б
ИТОГО по текущему контролю - max - 60 б.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (экзамен):
Вопрос 1 - 20 баллов
Вопрос 2 - 20 баллов
ИТОГО: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. для студентов вузов
Иашвили М. В., Петров С. В.
Безопасность на дорогах и в общественном транспорте: учеб. пособие для студентов вузов
6.1.2. Дополнительная литература
под общ. ред. В. П. Соломина
Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений: учеб. и практикум для вузов
https://urait.ru/bcode/510839
Чепегин И. В., Андрияшина Т. В.
Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов
Казань: Изд-во КНИТУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/79268
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК : http://lib.sibsport.ru/
Образовательный портал и система дистанционного обучения : https://www.moodle.sibgufk.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ