МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
История рекламы и дизайна
Проректор по УР _______________
42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
_________________________Арбузин И.А.
Информационно-коммуникационная деятельность в сфере физической культуры и спорта
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
к.ист.наук, доц., Паутов А.Д.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
к.биол.наук, доц., Кайгородцева О.В. _________________
История рекламы и дизайна
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 24.01.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
состоит в формировании представления у студентов об исторических аспектах формирования рекламы как неотъемлемой части современной жизни, истории появления и развития дизайна.
В результате получения в процессе учебного курса информации, у обучающихся должно создаться полное представление об истоках появления и развития рекламы и дизайна и соотнесение их с современными категориями.
Учебная дисциплина является эффективным средством развития познавательной деятельности обучающихся, развивает творческое мышление, способствуют углубленному пониманию теоретического материала по вопросам продвижения товаров и услуг.
Задачи дисциплины: подготовить обучающихся к организационно- управленческому и коммуникационному видам профессиональной деятельности для решения профессиональных задач – участию в управлении, планировании и организации работы рекламных служб и служб по связям с общественностью фирмы и организации; участию в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными органами, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации на следующих объектах профессиональной деятельности: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; негосударственные, общественные и коммерческие организации, средства массовой информации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Коммуникационные технологии интернета
Моделирование коммуникаций в интернет-среде
Немедийные коммуникации в физкультурно-спортивной отрасли
Организация и проведение коммуникационных кампаний
Организация работы пресс-службы в физкультурно-спортивной отрасли
Информационное обеспечение деятельности отделов рекламы и связей с общественностью в физкультурно-спортивной отрасли
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности основные технологические решения, технические средства, приемы и методы онлайн и офлайн коммуникаций
ПК-1.10: Знает:
- основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство социальных отношений в сфере рекламы и связей с общественностью;
- периодизацию истории рекламы и связей с общественностью, социальную сущность, структуру и функции массовой коммуникации;
ПК-1.21: Умеет:
- правильно подобрать инструментарий для выявления эффективности профессиональной работы в сфере рекламы и связей с общественностью;
- выделять стержень исторических фактов и событий и видеть причинно-следственные связи;
- понимать социальную значимость профессии специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений в области массовой коммуникации;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. История появления и развития рекламы
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
История развития европейской и американской рекламы. /Лек/
Роль изобретения печати в развитии рекламного процесса и формирование новых жанров рекламы. Основные рекламные жанры эпохи Нового времени. Периодическая пресса и реклама. Развитие североамериканской рекламы в XIX – ХХ вв. Развитие рекламы в США после Гражданской войны (до Первой мировой войны). Американская реклама после Первой мировой войны.
Истоки рекламной коммуникации /Пр/
1. Протореклама. Культовая протореклама. Демонстративная символика сообществ. Протореклама как возможность социализации человека. Престижная протореклама. Сущность проторекламы.
2. История развития рекламы и СМИ в античном обществе.
3. Развитие демонстративной символизации в культуре. Формы демонстративного поведения.
4. Использования знаков собственности в качестве элементов проторекламы. Знаки авторства как вариант проторекламы.
Российская реклама до 1917 г. /Пр/
1.Развитие рекламы в России. Элементы российской проторекламы.
2.Виды проторекламы на Руси
3. Устное рекламирование на Руси. Фольклорная устная реклама.
4. Изобразительная российская реклама
5. Развитие печатной рекламы в России до Октябрьской революции
6. Реклама в условиях коммерциализации прессы (30-50 гг. XIX в.).
7. Рекламная деятельность в 60-80-е гг. XIX в.
8.Рекламная деятельность на рубеже XIX-XX веков.
История развития европейской и американской рекламы /Ср/
Выполнить сравнительный анализ американской и европейской рекламных концепций.
Российская реклама до 1917 г. /Ср/
Написать реферат «Особенности российской рекламы в начале 20 в.» (Контрольная работа)
Раздел 2. История появления и развития дизайна
Дизайн и зарождение проектной деятельности /Лек/
История становления дизайна. Понятие «вещи» в дизайне. Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры. Средневековые ремесла. Проекты инженеров эпохи Возрождения. Массовое производство и мануфактуры. Изобретательский бум 19 в.
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Дизайн и зарождение проектной деятельности /Пр/
1. История становления дизайна
2. Понятие «вещи» в дизайне
3. Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры
4. Средневековые ремесла
5. Проекты инженеров эпохи Возрождения
6. Массовое производство и мануфактуры
7. Изобретательский бум 19 в.
Исторические аспекты развития российского дизайна в 19-20 вв. /Пр/
1. Рекламные афиши, плакаты и вывески в XIX в.
2. Конструирование фабричных марок и торговых знаков в России XIX-ХХ вв.
3. Первые российские выставки как варианты рекламирования в России в к.XIX - н.ХХ вв.
4. Эволюция изобразительной рекламы в XIX в.
5. Фотореклама в России в начале ХХ в.
6. Русские художники и плакатное творчество на рубеже XIX-XX вв.
Дизайн и зарождение проектной деятельности /Ср/
Подготовить слайд-презентацию "Советский архитектурный дизайн"
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В течение семестра необходимо принять участие в 5 устных опросах, подготовить слайд-презентацию, пройти тестирование и успешно выполнить контрольную работу (задания и темы перечисленных работ, шкалы по их оцениванию представлены в Приложении). Поощрительные баллы за работу в течение сессии (подготовка ко всем видам работ вовремя, присутствие на всех занятиях, выполнение в срок всех заданий) - до 9 баллов. Выступление на конференции с докладом и слайд-презентацией до 30 баллов.
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточного контроля является зачет. Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают 61-100 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля. Распределение баллов по видам работ
Текущий контроль, виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
Устные ответы на семинарах, опрос 5х5=25
Контрольная работа (реферат) 20х1=20
Тест 6х1=6
Презентация 10х1=10
Итого 61
Дополнительные баллы
Поощрительные баллы за работу в течение сессии (подготовка ко всем видам работ вовремя, присутствие на всех занятиях, выполнение в срок всех заданий) 9х1=9
Выступление на конференции с докладом и слайд-презентацией 30х1=30
Промежуточная аттестация (зачет)
61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Муртазина С. А., Хамматова В. В.
История графического дизайна и рекламы: учеб. пособие
Казань: Изд-во КНИТУ, 2013
https://www.iprbookshop.ru/61972
УП: 42.03.01 РиСО заочно 2024.plx
Реклама: История. Теория. Практика
Санкт-Петербург [и др.]: ПИТЕР, 2002
Ученова В. В., Старых Н. В.
История рекламы: учеб. для студентов вузов и учреждений доп. образования по специальности "Реклама"
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Графический дизайн и реклама: самоучитель
Саратов: Профобразование, 2019
https://www.iprbookshop.ru/87990
Интегрированные коммуникации : реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подготовки "Связи с общественностью"
Москва: Дашков и К° [и др.], 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК : http:/lib.sibsport.ru
Образовательный портал и система дистанционного обучения : http:/moodle.sibgufk.ru
Официальный сайт вуза : http:/ sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (htpp:/elibrary.ru)
- Академия Google (htpp:/scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя,мультимедиапроектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к.2, 407 к.2, 502 к.2, 602 к.2, 102 к.4, 305 к.4, 312 к.4, 222 к.5, 229 к.5, 422 к.5, 13 ДЗ, 21 л/а манеж, 26 л/а манеж).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ