2023-2024_49_03_01 ФК МФИ очно 2022_plx_Мониторинг физического состояния человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Мониторинг физического состояния человека
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.04
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Менеджмент в фитнес-индустрии и массовом спорте
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.б.н., доцент, Зав.каф., Баймакова Л.Г.;к.б.н., доц., Кайгородцева О.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед.наук, доцент, Ю.А. Мельникова _________________
 
Мониторинг физического состояния человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 10.05.2023 г.  № 17

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель изучения дисциплины является получение знаний о формирование углубленных знаний в области  физического состояния и здоровья человека, овладение широким спектром концептуальных и методических подходов для оценки различных параметров физического состояния различных групп населения (занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом) на разных этапах онтогенеза.  Также целью курса является формирование готовности творческого использования научно-методического, учебного и организационного опыта в работе будущего научного сотрудника физкультурного вуза, преподавателя, специалиста в области физической культуры и спорта, тренера и т.д.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Планирование и организация туристских и рекреационных услуг в местах отдыха населения
2.2.2
Педагогическая практика
2.2.3
Организация физкультурно-оздоровительной туристской деятельности в образовательных организациях 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-2: Способен использовать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые, реабилитационные и фитнес технологии в работе с населением на основе мониторинга физического состояния человека
 
ПК-2.11: имеет опыт

- определения факторов риска населения на основе данных о возрасте населения, вредных привычках, образе жизни, исходной физической активности

- предварительного определения физического состояния населения методами фитнес-тестирования

- определения системы приоритетов для населения по компонентам фитнеса на основе анализа и обработки результатов предварительного фитнес-тестирования

 
ПК-2.13: имеет опыт оценки интенсивности аэробного, анаэробного тренинга путем периодического замера показателей физического состояния человека и определения уровня индивидуального восприятия нагрузки 
 
ПК-2.3: знает

- методику фитнес-тестирования и технологии интерпретации его результатов

- оценочные показатели адаптации организма человека к разным уровням интенсивности аэробного, анаэробного, функционального тренинга

- методики контроля и оценки физической подготовленности занимающихся, показателей состояния человека при различных нагрузках с учетом соблюдения критериев уровня безопасных нагрузок

- факторы риска занятий фитнесом для населения и стандартные методики их выявления

 
ПК-2.7: умеет

- интерпретировать данные предварительного фитнес-тестирования с использованием системы контрольных показателей и стандартных результатов и оценивать первоначальное физическое состояние человека по компонентам фитнеса, используя данные о возрасте, вредных привычках, образе жизни, исходной физической активности для оценки факторов риска населения

- определять признаки переутомления или перетренированности человека, учитывая характер внешних обстоятельств и динамику потребностей человека при адаптации индивидуальных программ

- применять методы и технологию фитнес-тестирования населения и проводить регулярное и периодическое (этапное) фитнес-тестирование с использованием стандартных методов и технологий

- производить замеры частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, артериального давления, мониторинг сердечного ритма человека на занятиях с высокой интенсивностью, и определять связи показателей замеров с различными видами физической нагрузки человека

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Мониторинг показателей здоровья и физического развития в процессе занятий физической культурой и спортом
0
 
1.1
Понятие, цель и задачи мониторинга в процессе занятий физической культурой и спортом. Программно-документационное обеспечение медико-биологического мониторинга /Лек/
2
ПК-2.3
4
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
1.2
Основные закономерности роста и развития человека /Лек/
2
ПК-2.3
4
0
 
1.3
Морфогенетические основы индивидуальных различий. Необходимость учета индивидуально-типологических особенностей в процессе занятий физической культурой и спортом /Лек/
2
ПК-2.3
4
0
 
1.4
Координационные способности и методика их оценки в процессе спортивного отбора и занятий физической культурой и спортом /Лек/
2
ПК-2.3
4
0
 
1.5
Здоровье и критерии его оценки в процессе занятий физической культурой и спортом. Физическое развитие и методы его оценки на разных этапах онтогенеза /Лек/
2
ПК-2.3
4
0
 
1.6
Биологический возраст. Методы оценки и использование их на практике при физкультурно-оздоровительных занятиях  /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
1.7
Методика оценки уровня физического развития. Возможности применения метода индексов /Пр/
4
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
1.8
Сенситивные периоды в развитии физиологических функций /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
1.9
Понятие о соматотипе и методы его оценки. Учет типа телосложения при физкультурно-оздоровительных занятиях  /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
1.10
Обоснование типов нервной системы, их связь с генотипом, значимость при прогнозировании и коррекции мышечной деятельности /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
1.11
Оценка анаэробных способностей и их значимость в процессе отбора и ориентации в виды спорта, связанные с проявлением скоростно-силовых качеств. Генетические предпосылки. Коэффициент наследуемости /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.13
4
0
 
1.12
Оценка аэробных способностей и их значимость в процессе занятий  /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.13
4
0
 
1.13
Обоснование типов мышечных волокон и типов адаптации человека к мышечной деятельности  /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
1.14
Структура и содержание психомоторных процессов (скорость реакции, точность, различительная чувствительность по параметрам движения), методика их оценки в процессе занятий. Критерии диагностики различных аспектов психомоторики  /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
1.15
Оценка режима и качества питания в процессе физкультурно-оздоровительных занятий  /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
1.16
Исследование дыхательной системы и оценка физической работоспособности при физкультурно-оздоровительных занятиях  в различных возрастных группах /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
1.17
Принципы и методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы /Пр/
2
ПК-2.7 ПК-2.11
4
0
 
1.18
Коллоквиум /Пр/
2
ПК-2.3
4
0
 
1.19
Самоподготовка по темам раздела: «Мониторинг показателей здоровья и физического развития в процессе занятий физической культурой и спортом» /Ср/
30
ПК-2.3
4
0
 
1.20
Подготовка конспектов по теме раздела: «Мониторинг показателей здоровья и физического развития в процессе занятий физической культурой и спортом

Подготовка реферата по избранной теме

/Ср/

32
ПК-2.3
4
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент очной формы должен дать ответы на вопросы в формате устного опроса, выполнить 9 практических работ и пройти итоговый тест.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Вид промежуточной аттестации - зачет. Обучающийся получает зачет, если  набирает от 61 до 100 баллов в рамках текущего контроля.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Обязательные виды работ: Практические работы 6                             6*9=54 Устные ответы              5                             5*4=20 Тест                                  26                         26*1=26 Итого: 100 баллов
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Ланда Б. Х.
Диагностика физического состояния: обучающие методики и технология: учеб. пособие
Москва: Спорт, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/74293
 
Л1.2
Платонова Т. В., Чванов В. Г.
Спортивно-оздоровительный мониторинг: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Ландырь А. П., Ачкасов Е. Е., Медведев И. Б.
Тесты с дозируемой физической нагрузкой в спортивной медицине: учеб. пособие
Москва: Спорт [и др.], 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/78349
 
Л2.2
Ландырь А. П., Ачкасов Е. Е.
Мониторинг частоты сердечных сокращений в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Москва: Спорт [и др.], 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/78352
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.3
Токарева А. В., Гетьман В. Д., Ефимова-Комарова Л. Б.
Самоконтроль и методы оценки физического и функционального состояния студентов: учеб. пособие
Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАСУ, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/63642
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- система тестирования;
6.3.1.3
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.3
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Аудитория 413, учебный корпус №4 Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
7.2
Количество посадочных мест: для студентов – 36;  для преподавателя – 1.
7.3
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
7.4
Аудитория 414, учебный корпус №4 Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
7.5
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
7.6
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики