2023-2024_49_03_01 ФК МФИ очно 2022_plx_Педагогическая практика
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Педагогическая практика
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б2.В.02(П)
 
зачеты с оценкой 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
204
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Менеджмент в фитнес-индустрии и массовом спорте
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
8
8
8
8
В том числе в форме практ.подготовки
212
212
212
212
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
204
204
204
204
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
преподаватель, Панченко О.И. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Педагогическая практика
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 09.04.2024 г.  № 12

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Кравчук Т.А.

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к проведению тренировочных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности с соблюдением техники безопасности осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся; к осуществлению мониторинга физического состояния людей разного возраста; разработке учебно-методического обеспечения реализации физкультурно-спортивных программ дополнительного образования детей и взрослых; определению и использованию в образовательном процессе педагогически обоснованных формы, методов и средств организации деятельности обучающихся, педагогического контроля, оценивания процесса и результатов освоения программ дополнительного образования детей и взрослых.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Английский язык для волонтеров
2.1.2
Ассистивные технологии в образовании
2.1.3
Документационное обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности
2.1.4
Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
2.1.5
Мониторинг физического состояния человека
2.1.6
Профессионально-ориентированная практика
2.1.7
Основы спортивно-массовой работы
2.1.8
Иностранный язык
2.1.9
Педагогика и психология
2.1.10
Педагогическая практика
2.1.11
Ознакомительная практика
2.1.12
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обеспечение безопасности на спортивных объектах
2.2.2
Организационная практика
2.2.3
Эксплуатация спортивных сооружений и оборудования на массовых мероприятиях
2.2.4
Методическое обеспечение и реализация физкультурно-спортивных программ дополнительного образования детей и взрослых
2.2.5
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности по месту работы
2.2.6
Основы проектной деятельности
2.2.7
Преддипломная практика
2.2.8
Разработка проектов в физкультурно-оздоровительной деятельности
2.2.9
Физические средства восстановления
2.2.10
Физкультурно-оздоровительная работа на предприятиях различного типа
2.2.11
Обеспечение безопасности на объектах фитнес-индустрии и массового спорта
2.2.12
Организация физкультурно-оздоровительной работы с населением
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-2: Способен использовать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые, реабилитационные и фитнес технологии в работе с населением на основе мониторинга физического состояния человека
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
ПК-2.10: имеет опыт

- календарного планирования индивидуальных программ с применением принципа периодизации по фазам фитнес-тренировок, подбора и дозировки упражнений на основе оценки уровня риска и данных предварительного фитнес-тестирования населения

- определения достижимых и измеримых целей и планирования результатов индивидуальных программ, их оценки по фазам фитнес-тренировок и корректировки индивидуальных программ

- разработки программ для самостоятельных занятий по фитнесу и составления индивидуальных программ населению, в том числе с разработкой частоты, интенсивности, продолжительности, вида и структуры занятий, включая использование фитнес-технологий и принципа периодизации по фазам фитнес-тренировок

- проведения разминки с населением с использованием комплексов общеразвивающих и специальных упражнений для повышения функциональных возможностей организма человека и настройки мышечного аппарата к выполнению основной части занятия по индивидуальным программам

- демонстрации выполнения упражнений основной части занятия по индивидуальным программам, в том числе с использованием тренажерных устройств, с пояснением анатомо-физиологических аспектов упражнений с точки зрения влияния на текущее состояние организма человека, полезности упражнения, возможных побочных эффектов (травм), отсроченных (долговременных) эффектов от исполнения упражнения

- выявления ошибок в технике выполнения человеком элементов упражнений основной части занятия индивидуальной программы, подбора методов и средств коррекции ошибок в технике выполнения упражнений человеком

- регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирование населения, варьирования интенсивности нагрузки при превышении у человека пределов допустимых норм показателей физического состояния

- выполнения с населением заминки, в том числе упражнений на снижение нагрузки и восстановление

- обобщения, интерпретации и анализа результатов регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирования населения

- оценки объективных и субъективных показателей физического состояния человека, адаптации индивидуальных программ в зависимости от меняющихся обстоятельств и потребностей населения, включая данные регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирования

 
ПК-2.5: умеет

- применять фитнес-технологии для планирования групповых и индивидуальных программ

- анализировать целевую направленность, специфику задач и применять для населения средства аэробного, анаэробного, функционального тренинга

- использовать методы индивидуализации занятий фитнесом, программирования и планирования фитнес-тренировок с последовательным решением задач физического совершенствования человека по фазам фитнес-тренировок

- использовать принципы оздоровительной тренировки при регламентации нагрузок и адекватности их применения по фазам фитнес-тренировок

- подбирать физические упражнения для сбалансированного развития мышечных групп и систем организма человека, обеспечивая их безопасность для человека

- разъяснять цель, концепцию занятий по фитнесу, анатомо-физиологические аспекты упражнений, виды физической активности в рамках проведения занятия по индивидуальной программе, давая пояснения о влиянии упражнений на текущее состояние человека, включая полезность, возможные эффекты (побочные, отсроченные, долговременные)

- демонстрировать выполнение упражнений, разъясняя техники выполнения элементов упражнений, выявляя ошибки в технике, в том числе с использованием тренажерных устройств, оборудования свободного веса и специализированного оборудования для минимизации риска травмирования

 
ПК-3: Способен организовывать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые и фитнес услуги для населения по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала с использованием соответствующего оборудования, экипировки и инвентаря
 
ПК-3.10: умеет

- оформлять документы или контролировать правильность их оформления в соответствии с образцом

- использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, браузеры

 
ПК-3.12: имеет опыт

- определения графиков проведения и программ (сценарных планов) спортивных, спортивно-массовых мероприятий, праздников, утверждения положений о физкультурно-спортивных мероприятиях

- определения наиболее эффективных способов осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в соответствии с уставными целями, нормативными правовыми актами, распорядительными актами вышестоящей организации, а также с передовыми методическими подходами к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности

 
ПК-3.8: умеет определять объем и достаточность инвентаря, оборудования и персонала для организации занятий, проведения спортивных мероприятий по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.4: умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
УК-3.5: умеет применять методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия, участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
УК-3.9: имеет опыт распределения ролей и реализации своей роли в команде для решения образовательных и спортивных задач
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.6: имеет опыт аргументированного изложения свих мыслей в письменной форме для подготовки тезисов, рефератов и письменного конспекта
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.4: умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы
 
УК-6.5: имеет опыт управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Организационный раздел
0
 
1.1
Установочная конференция и методические занятия /Пр/
8
УК-6.4 УК-6.5 УК-3.4 УК-3.5 ПК-3.10
5
Участие в установочной конференции и посещение методических занятий. Правила оформления документации по практике. Оказание консультативной помощи студентам.
8
 
1.2
Изучение содержания программы практики /Ср/
10
УК-6.4 УК-6.5 УК-4.6 УК-3.9
5
Изучение программы практики. Разработка индивидуального плана на период практики. 
10
 
1.3
Подготовка отчетной документации /Ср/
40
УК-6.4 УК-6.5 ПК-3.10
5
Оформление материалов практики по всем разделам, подготовка презентации, доклада.
40
 
 
Раздел 2. Учебно-методический раздел
0
 
2.1
Общая характеристика организации /Ср/
10
УК-4.6 УК-3.5 ПК-3.10
5
Составление общей характеристики организаций (паспорт предприятия), изучение материально-технического оснащения базы практики, изучение и анализ календарного плана спортивно-массовых мероприятий базы практики
10
 
2.2
Разработка спортивно-массового мероприятия /Ср/
40
ПК-3.10 ПК-3.12
5
Положение, сценарий, смета, макет объявления
40
 
2.3
Разработка конспектов тренировочных занятий  /Ср/
36
ПК-2.5 ПК-2.10
5
Разработка 3-х конспектов
36
 
2.4
Разработка программы и протокола фитнес-тестирования /Ср/
20
ПК-3.8 ПК-3.10 ПК-2.10
5
Разработка бланков программы тестирования
20
 
 
Раздел 3. Педагогический раздел
0
 
3.1
Проведение тренировочных занятий /Ср/
24
ПК-2.5 ПК-2.10
5
Проведение занятий в группе/индивидуальных занятий по разработанным конспектам
24
 
3.2
Проведение фитнес-тестирования  /Ср/
24
ПК-2.5 ПК-2.10
5
Проведение фитнес-тестирования по разработанной программе 
24
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В текущем контроле обучающийся должен:

- участвовать в установочной конференции и на методических занятиях

- разработать индивидуальный план прохождения практики

 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
- подготовить итоговый отчет о прохождении практики

- разработать конспекты тренировочных занятий

- провести тренировочные занятия по разработанным конспектам

- разработать программу и протоколы фитнес-тестирования

- провести фитнес-тестирование по разработанной программе

- описать материально-техническое оснащение базы практики

- разработать спортивно-массовое мероприятие: Положение, сценарий, смета, макет объявления

-  подготовить презентацию по итогам прохождения практики

 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой итогового контроля знаний, умений и навыков обучающихся, их готовности к будущей профессии является зачет с оценкой, отражающая качество выполнения всех программных заданий практики. Учет и оценку деятельности обучающегося осуществляют групповой руководитель практики в контакте с сотрудниками базовых организаций. По окончании практики обучающиеся в установленный срок, предусмотренный программой практики и учебным планом, сдают на проверку отчетную документацию, защищают ее при собеседовании. Деятельность практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого похода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества отчетной документации и трудовой дисциплины. Для получения положительной оценки обучающийся должен полностью выполнить программу практики. Успеваемость обучающихся по практике оценивается по балльно-рейтинговой системе (БРС). Оценка документации по практике Шкала оценки: 4-5 -сдано своевременно, частично отвечает требованиям 6-7-сдано своевременно, имеет некоторые замечания по оформлению 8-сдано своевременно в полном объеме, отвечающее всем методическим и грамматическим требованиям Оценка руководителя от базы практики Шкала оценки: «удовлетворительно» - 4 балла; «хорошо» - 6 баллов; «отлично» - 8 баллов Уровень сформированности компетенций Шкала оценки: Низкий – 4-5 баллов. Средний -6-7 баллов; Высокий – 8 баллов; Оценка руководителя практики от университета по итогам текущего контроля Шкала оценки: 40 – 46 б. – 4-5 баллов 47 – 53 б. – 6-7 баллов 54 – 60 б.– 8 баллов Собеседование по практике Шкала оценки: 4-5 баллов– слабое владение материалом, значительные сложности в ответах на вопросы. 6-7 баллов – достаточное владение материалом, незначительные сложности в ответах на вопросы. 8 баллов – свободное владение материалом, конкретность и точность ответов.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль (40-60 баллов)

Участие в установочной конференции и посещение методических занятий - 2-4 балла

Индивидуальный план прохождения практики - 1-3 балла

Презентация по итогам прохождения практики - 4-6 баллов

Итоговый отчет о прохождении практики - 4-6 балла

Конспекты тренировочных занятий - 4-6 баллов

Проведение тренировочных занятий - 4-6 баллов

Программа и протокол фитнес-тестирования - 4-6 баллов

Проведение фитнес-тестирования - 4-6 баллов

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
Материально-техническое оснащение базы практики - 4-6 баллов

Разработка спортивно-массового мероприятия: Положение, сценарий, смета, макет объявления - 9-11 баллов

Промежуточная аттестация (20-40 баллов)

Оценка документации по практике (4-8 баллов)

Оценка руководителя от базы практики (4-8 баллов)

Уровень сформированности компетенций (4-8 баллов)

Оценка руководителя практики от университета по итогам текущего контроля (4-8 баллов)

Собеседование по практике (4-8 баллов)

Оценка по практике

«отлично» - 100 - 87 баллов

«хорошо» - 86 - 73 балла

«удовлетворительно» - 72 - 61 балл

«не удовлетворительно» - 60 баллов и ниже

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Кукоба Т. Б.
Фитнес-технологии. Курс лекций: учеб. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/94691
 
Л1.2
Починкин А. В., Фомиченко Т. Г.
Спортивный менеджмент как наука и руководство к практической деятельности: монография
Малаховка: [б. и.], 2018
0
 
Л1.3
Варфоломеева З. С., Воробьев В. Ф., Подоляка О. Б., Артеменков А. А.
Технологии научных исследований в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. 49.04.01 - Физ. культура
Москва: Юрайт, 2023
1
https://urait.ru/bcode/518251
 
Л1.4
Сафошин А. В., Иванков Ч. Т., Габбазова А. Я., Мухаметова Ч. С.
Теория, методика и практика физического воспитания: учеб. пособие для студентов высш. образоват. учреждений физ. культуры и спорта
Москва: Изд-во МПГУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/94698
 
Л1.5
Кузьмина О. В.
Сценарное мастерство: специфика художественно-творческой деятельности сценариста праздничных форм культуры: учеб.-метод. пособие для студентов
Кемерово: Изд-во КемГИК, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/93521
 
Л1.6
Власова И. А., Иваненко О. А.
Оздоровительный фитнес: учеб. пособие
Челябинск: Изд-во ЧГИК, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/83607
 
Л1.7
авт.-сост. Е. Ф. Черняк ; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств
Спортивно-художественные праздники: учеб.-метод. комплекс дисциплины по направлению подгот. 51.03.05 "Режиссура театрализов. представлений и праздников"
Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/29711
 
Л1.8
Кудашов В. Ф., Михайлова Е. Я.
Организация современных спортивно-массовых зрелищных мероприятий: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
0
 
Л1.9
Мельникова Ю. А., Мухина М. П., Калугина М. Г., Пожерукова Е. Б., Тё С. Э., Кульмаметьева Э. С.
Теория и методика физкультурно-спортивной деятельности: метод. рекомендации
Омск: Изд-во СибГУФК, 2009
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Лаврухина Г. М., Петров А. Б.
Физкультурно-оздоровительная работа со взрослым населением: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
Программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
6.3.1.3
Браузер.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
- учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран;
7.2
- для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 13 СОК "Зеленый остров", лаборатория музейного и экскурсионного дела, Лаборатория выставочной деятельности в туризме).
7.3
Предприятия баз практики (ФСО)
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Производственная
Вид практики