МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Профессионально-ориентированная практика
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Менеджмент в фитнес-индустрии и массовом спорте
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
преподаватель, Панченко О.И.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, профессор, Кравчук Т.А. _________________
Профессионально-ориентированная практика
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 10.05.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Кравчук Т.А.
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к решению рекреационного и организационно-методического типа задач профессиональной деятельности: разработка и реализация программ физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, программ в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы спортивно-массовой работы
Русский язык и культура речи
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Возрастные аспекты физкультурно-оздоровительной деятельности
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательных организациях
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
Обеспечение безопасности на спортивных объектах
Эксплуатация спортивных сооружений и оборудования на массовых мероприятиях
Методическое обеспечение и реализация физкультурно-спортивных программ дополнительного образования детей и взрослых
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности по месту работы
Основы проектной деятельности
Разработка проектов в физкультурно-оздоровительной деятельности
Физические средства восстановления
Физкультурно-оздоровительная работа на предприятиях различного типа
Обеспечение безопасности на объектах фитнес-индустрии и массового спорта
Организация физкультурно-оздоровительной работы с населением
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-2: Способен использовать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые, реабилитационные и фитнес технологии в работе с населением на основе мониторинга физического состояния человека
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
ПК-2.10: имеет опыт
- календарного планирования индивидуальных программ с применением принципа периодизации по фазам фитнес-тренировок, подбора и дозировки упражнений на основе оценки уровня риска и данных предварительного фитнес-тестирования населения
- определения достижимых и измеримых целей и планирования результатов индивидуальных программ, их оценки по фазам фитнес-тренировок и корректировки индивидуальных программ
- разработки программ для самостоятельных занятий по фитнесу и составления индивидуальных программ населению, в том числе с разработкой частоты, интенсивности, продолжительности, вида и структуры занятий, включая использование фитнес-технологий и принципа периодизации по фазам фитнес-тренировок
- проведения разминки с населением с использованием комплексов общеразвивающих и специальных упражнений для повышения функциональных возможностей организма человека и настройки мышечного аппарата к выполнению основной части занятия по индивидуальным программам
- демонстрации выполнения упражнений основной части занятия по индивидуальным программам, в том числе с использованием тренажерных устройств, с пояснением анатомо-физиологических аспектов упражнений с точки зрения влияния на текущее состояние организма человека, полезности упражнения, возможных побочных эффектов (травм), отсроченных (долговременных) эффектов от исполнения упражнения
- выявления ошибок в технике выполнения человеком элементов упражнений основной части занятия индивидуальной программы, подбора методов и средств коррекции ошибок в технике выполнения упражнений человеком
- регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирование населения, варьирования интенсивности нагрузки при превышении у человека пределов допустимых норм показателей физического состояния
- выполнения с населением заминки, в том числе упражнений на снижение нагрузки и восстановление
- обобщения, интерпретации и анализа результатов регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирования населения
- оценки объективных и субъективных показателей физического состояния человека, адаптации индивидуальных программ в зависимости от меняющихся обстоятельств и потребностей населения, включая данные регулярного и периодического (этапного) фитнес-тестирования
ПК-2.5: умеет
- применять фитнес-технологии для планирования групповых и индивидуальных программ
- анализировать целевую направленность, специфику задач и применять для населения средства аэробного, анаэробного, функционального тренинга
- использовать методы индивидуализации занятий фитнесом, программирования и планирования фитнес-тренировок с последовательным решением задач физического совершенствования человека по фазам фитнес-тренировок
- использовать принципы оздоровительной тренировки при регламентации нагрузок и адекватности их применения по фазам фитнес-тренировок
- подбирать физические упражнения для сбалансированного развития мышечных групп и систем организма человека, обеспечивая их безопасность для человека
- разъяснять цель, концепцию занятий по фитнесу, анатомо-физиологические аспекты упражнений, виды физической активности в рамках проведения занятия по индивидуальной программе, давая пояснения о влиянии упражнений на текущее состояние человека, включая полезность, возможные эффекты (побочные, отсроченные, долговременные)
- демонстрировать выполнение упражнений, разъясняя техники выполнения элементов упражнений, выявляя ошибки в технике, в том числе с использованием тренажерных устройств, оборудования свободного веса и специализированного оборудования для минимизации риска травмирования
ПК-3: Способен организовывать физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые и фитнес услуги для населения по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала с использованием соответствующего оборудования, экипировки и инвентаря
ПК-3.10: умеет
- оформлять документы или контролировать правильность их оформления в соответствии с образцом
- использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, браузеры
ПК-3.12: имеет опыт
- определения графиков проведения и программ (сценарных планов) спортивных, спортивно-массовых мероприятий, праздников, утверждения положений о физкультурно-спортивных мероприятиях
- определения наиболее эффективных способов осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в соответствии с уставными целями, нормативными правовыми актами, распорядительными актами вышестоящей организации, а также с передовыми методическими подходами к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.6: имеет опыт аргументированного изложения свих мыслей в письменной форме для подготовки тезисов, рефератов и письменного конспекта
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.4: умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
УК-6.5: имеет опыт управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Организационный раздел
Установочная конференция и методические занятия /Пр/
Участие в установочной конференции и посещение методических занятий. Правила оформления документации по практике. Оказание консультативной помощи студентам.
Изучение базы практики и содержания программы практики /Ср/
Разработка индивидуального плана на период практики. Изучение базы практики, знакомство с коллективом, материально-технического обеспечения базы практики
Подготовка отчетной документации /Ср/
Оформление материалов практики по всем разделам, подготовка презентации, доклада.
Раздел 2. Учебно-методический раздел
Разработка конспектов тренировочных занятий /Ср/
Конспекты тренировочных занятий (не менее 3)
Разработка документации для организации и проведения физкультурно-оздоровительного или спортивно-массового мероприятия /Ср/
Документация для организации и проведения физкультурно-оздоровительного или спортивно-массового мероприятия
Разработка тренировочной программы /Ср/
Раздел 3. Физкультурно-оздоровительный раздел
Разработка и проведение фитнес-тестирования /Ср/
Программа фитнес-тестирования для занимающихся оздоровительным фитнесом
Проведение тренировочных занятий /Ср/
Проведение тренировочных занятий (не менее 3) фотоотчет
Проведение физкультурно-оздоровительного или спортивно-массового мероприятия /Ср/
Проведение мероприятия (фотоотчет)
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Обучающийся в рамках Текущего контроля должен выполнить следующие виды заданий:
- Индивидуальный план прохождения практики
- Подготовка презентации по итогам прохождения практики
- Участие в установочной конференции и методических занятиях
- Итоговый отчет о прохождении практики
- Положение о проведении физкультурно-оздоровительного или спортивно-массового мероприятия
- Проведение или участие в организации мероприятия
- Конспекты тренировочных занятий
- Проведение тренировочных занятий
- Разработка и проведение фитнес-тестирования
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
5.2. Промежуточная аттестация
Формой итогового контроля знаний, умений и навыков обучающихся, их готовности к будущей профессии является зачет с оценкой, отражающая качество выполнения всех программных заданий практики.
Учет и оценку деятельности обучающегося осуществляют групповой руководитель практики в контакте с сотрудниками базовых организаций. По окончании практики обучающиеся в установленный срок, предусмотренный программой практики и учебным планом, сдают на проверку отчетную документацию, защищают ее при собеседовании. Деятельность практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого похода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества отчетной документации и трудовой дисциплины.
Для получения положительной оценки обучающийся должен полностью выполнить программу практики. Успеваемость обучающихся по практике оценивается по балльно-рейтинговой системе (БРС).
Оценка документации по практике
Шкала оценки:
4-5 -сдано своевременно, частично отвечает требованиям
6-7-сдано своевременно, имеет некоторые замечания по оформлению
8-сдано своевременно в полном объеме, отвечающее всем методическим и грамматическим требованиям
Оценка руководителя от базы практики
Шкала оценки:
«удовлетворительно» - 4 балла;
«хорошо» - 6 баллов;
«отлично» - 8 баллов
Уровень сформированности компетенций
Шкала оценки:
Низкий – 4-5 баллов.
Средний -6-7 баллов;
Высокий – 8 баллов;
Оценка руководителя практики от университета по итогам текущего контроля
Шкала оценки:
40 – 46 б. – 4-5 баллов
47 – 53 б. – 6-7 баллов
54 – 60 б.– 8 баллов
Собеседование по практике
Шкала оценки:
4-5 баллов– слабое владение материалом, значительные сложности в ответах на вопросы.
6-7 баллов – достаточное владение материалом, незначительные сложности в ответах на вопросы.
8 баллов – свободное владение материалом, конкретность и точность ответов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль (40-60 баллов)
Индивидуальный план прохождения практики - 3-4 балла
Подготовка презентации по итогам прохождения практики - 4-6 баллов
Участие в установочной конференции и методических занятиях - 3-4 балла
Итоговый отчет о прохождении практики - 3-4 балла
Положение о проведении физкультурно-оздоровительного или спортивно-массового мероприятия 6-8 баллов
Проведение или участие в организации мероприятия - 7-12 баллов
Конспекты тренировочных занятий - 4-6 баллов
Проведение тренировочных занятий - 4-6 баллов
Разработка и проведение фитнес-тестирования - 6-10 баллов
Промежуточная аттестация (20-40 баллов)
Оценка документации по практике (4-8 баллов)
Оценка руководителя от базы практики (4-8 баллов)
Уровень сформированности компетенций (4-8 баллов)
Оценка руководителя практики от университета по итогам текущего контроля (4-8 баллов)
Собеседование по практике (4-8 баллов)
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Оценка по практике
«отлично» - 100 - 87 баллов
«хорошо» - 86 - 73 балла
«удовлетворительно» - 72 - 61 балл
«не удовлетворительно» - 60 баллов и ниже
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Губа В. П., Попов Г. И., Пресняков В. В., Леонтьева М. С.
Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов: монография
https://www.iprbookshop.ru/101290
Губа В. П., Попов Г. И., Пресняков В. В., Леонтьева М. С.
Педагогические измерения в спорте: методы, анализ и обработка результатов: монография
https://www.iprbookshop.ru/98648
Сафошин А. В., Иванков Ч. Т., Габбазова А. Я., Мухаметова Ч. С.
Теория, методика и практика физического воспитания: учеб. пособие для студентов высш. образоват. учреждений физ. культуры и спорта
Москва: Изд-во МПГУ, 2019
https://www.iprbookshop.ru/94698
Ерёмин И. Б., Хитёв А. В.
Безопасность в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2013
Зайцев А. А., Левин В. С., Баженов А. Е.
Анкетирование как метод педагогического исследования: учеб.-метод. пособие для студентов по специальности 032101 "Физ. культура и спорт"
Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г., Куликов Л. М., Орехов Е. Ф.
Методика подготовки и проведения физкультурно-спортивных мероприятий: учеб.-метод. пособие
Организация занятий по ритмической гимнастике: метод. рекомендации
Организация занятий с физкультурно-оздоровительными группами по месту жительства: метод. рекомендации
Организация соревнований по комплексу ГТО в коллективе физической культуры: метод. рекомендации
Силовая тренировка в групповых фитнес-программах: рабочая тетрадь
6.1.2. Дополнительная литература
сост. С. Г. Кравцова ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Комплекс ГТО: библиогр. указатель
Санкт-Петербург: [б. и.], 2019
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
под ред. С. О. Филипповой
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Профессиональный модуль: Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие: практикум
Соловьева Н. И., Чаленко И. А.
Конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры: пособие для воспитателей и педагогов
Макурин С. К., Федоров В. В., Шмик А. Г.
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями: учеб. пособие
Кочергов Л. Н., Спиридонова Л. Б.
Педагогическая практика в школе: пособие для студентов ин-та физ. культуры
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice, Яндекс.документы);
Программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
4. eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru) - Официальный сайт Научной электронной библиотеки
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 13 СОК "Зеленый остров")
Помещение предприятия базы практики, оснащенное компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет», спортивные залы
Предприятия баз практики (ФСО)
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ