МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Теория и методика избранного вида спорта
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
экзамены 8, 6
зачеты 2, 4
курсовые работы 5
Виды контроля в семестрах:
Менеджмент в фитнес-индустрии и массовом спорте
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
канд.пед.наук, доцент, Савчак Д.А.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Теория и методика избранного вида спорта
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 09.04.2024 г. № 12
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Кравчук Т.А.
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______
Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к педагогическому, рекреационному и организационно-методическому виду профессиональной деятельности: Разработка и реализация образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых в области физической культуры и спорта; Разработка и реализация программ физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, программ в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; организационно-методическое обес-печение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с на-селением.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
ОПК-1.10: умеет планировать содержание образовательного и тренировочного процесса, ориентируясь на положения теории и методики физической культуры и спорта
ОПК-1.12: имеет опыт планирования занятий физической культурой и спортом, физкультурно-спортивных мероприятий с учетом возраста занимающихся
ОПК-1.7: знает специфику, виды и технологию планирования и организации образовательного процесса по физической культуре и спорту, тренировочного процесса по избранному виду спорта с учетом возраста занимающихся
ОПК-11: Способен проводить исследования по определению эффективности используемых средств и методов физкультурно-спортивной деятельности
ОПК-11.2: знает актуальные вопросы развития избранного вида спорта, направления повышения эффективности образовательного и тренировочного процессов
ОПК-11.6: умеет анализировать и оценивать эффективность образовательного процесса по физической культуре и спорту, тренировочного процесса в избранном виде спорта, физкультурно-спортивной деятельности
ОПК-11.7: умеет подбирать и использовать методы исследования в избранном виде спорта
ОПК-13: Способен осуществлять организацию и судейство соревнований по избранному виду спорта
ОПК-13.1: знает разновидности физкультурно-спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и экипировки для занятий избранным видом спорта, особенности и технику безопасности их эксплуатации
ОПК-13.2: знает методику организации и проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, правила проведения соревнований по ИВС, состав и функции судейской коллегии и отдельных судей
ОПК-13.3: знает виды документации, регламентирующей и обеспечивающей соревновательную деятельность спортсменов, требования к ее ведению и оформлению, требования для присвоения спортивных разрядов и званий, условия их выполнения
ОПК-13.4: умеет планировать и проводить спортивные соревнования, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, осуществлять судейство соревнований по ИВС, в том числе составлять документацию по проведению соревнований по установленному образцу
ОПК-13.5: имеет опыт организации и проведения физкультурно-смортивных мероприятий, спортивных соревнований в избранном виде спорта в качестве организатора и/или судьи
ОПК-14: Способен осуществлять методическое обеспечение и контроль тренировочного и образовательного процесса
ОПК-14.2: знает требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности
ОПК-14.3: знает федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта (спортивной дисциплине), федеральные государственные требования к реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, федеральные государственные образовательные стандарты
ОПК-14.5: знает показатели, характеризующие эффективность проведения занятия физической культурой и спортом, особенности оценивания результатов образовательного и тренировочного процесса, физкультурно-спортивной и спортивно-массовой работы в организациях различного типа
ОПК-14.6: умеет определять содержание методического обеспечения образовательного и тренировочного процесса, физкультурно-спортивной и спортивно-массовой работы в организациях различного типа
ОПК-14.7: умеет анализировать занятия физической культурой и спортом, физкультурно-спортивные мероприятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным задачам, интерпретировать полученные результаты
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
ОПК-14.8: имеет опыт проведения педагогического наблюдения и анализа занятий, физкультурно-спортивных мероприятий
ОПК-14.9: имеет опыт определения соответствия методического обеспечения образовательного и тренировочного процесса, физкультурно-спортивной и спортивно-массовой работы в организациях различного типа предъявляемым требованиям
ОПК-15: Способен проводить материально-техническое оснащение занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий
ОПК-15.3: знает требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию в избранном виде спорта
ОПК-15.4: умеет использовать инвентарь и оборудование на занятиях и соревнованиях в избранном виде спорта
ОПК-15.6: имеет опыт составления плана материально-технического обеспечения физкультурно-оздоровительного или спортивно-массового мероприятия
ОПК-2: Способен осуществлять спортивный отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий
ОПК-2.1: знает значение спортивного отбора и спортивной ориентации
ОПК-2.2: знает научно-методические основы спортивного отбора
ОПК-2.3: умеет определять содержание мероприятий по спортивному отбору и спортивной ориентации обучающихся
ОПК-2.4: имеет опыт оценки результатов педагогического тестирования подготовленности обучающихся с целью набора для занятий спортом
ОПК-4: Способен проводить тренировочные занятия различной направленности и организовывать участие спортсменов в соревнованиях в избранном виде спорта
ОПК-4.1: знает историю развития и современное состояние избранного вида спорта, его место и значение в физической культуре, науке и образовании
ОПК-4.2: знает содержание физической, технической, тактической, психологической подготовки в избранном виде спорта
ОПК-4.3: умеет проводить тренировочные занятия различного типа в избранном виде спорта с учетом возраста занимающихся
ОПК-4.4: имеет опыт организации занимающихся в процессе тренировочных занятий в избранном виде спорта
ОПК-7: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
ОПК-7.4: знает способы (варианты) рационального размещения занимающихся для выполнения упражнений на занятиях, специфику проведения тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований по избранному виду спорта
ОПК-7.8: умеет обеспечивать безопасность занимающихся на тренировочных занятиях и соревнованиях по избранному виду спорта, массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ОПК-9.1: знает методы контроля и оценки различных сторон подготовленности занимающихся
ОПК-9.11: имеет опыт анализа и интерпретации результатов педагогического контроля
ОПК-9.4: знает основные слагаемые педагогического контроля, методику его проведения, анализа и интерпретации получаемых данных, их фиксации
ОПК-9.8: умеет использовать систему нормативов и методик педагогического контроля
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. 1. Общие основы теории оздоровительной тренировки.
Тема 1. Физическая культура: понятие, компоненты, функции, принципы.
/Лек/
ОПК-4.1 ОПК-14.5 ОПК-11.2
Физическая культура (определение понятия, сущность). Структурные компоненты физической культуры. Функции физической культуры. Принципы системы физической культуры
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 2. Понятие и сущность термина «здоровье», «здоровый образ жизни», мотивации здорового образа жизни. /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-14.5 ОПК-11.2
Термин «здоровье». Здоровый образ жизни и его составляющие. Понятие и сущность мотивации здорового образа жизни. Роль фитнеса в формировании здорового образа жизни.
Тема 3. Общие основы фитнеса. /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-14.5 ОПК-11.2
Понятие «фитнес». Фитнес как современная форма ОФК. История возникновения и развития фитнеса в России и за рубежом. Виды фитнеса. Компоненты фитнеса. Виды оборудования в фитнесе. Разновидности фитнес-программ. Специфические принципы фитнеса.
Тема 4: Основы оздоровительной тренировки /Лек/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-9.1 ОПК-9.4 ОПК-7.4
4.1. Принципы оздоровительной тренировки
4.2. Средства физического воспитания
Средства физического воспитания (общая характеристика). Физические упражнения. Оздоровительные силы природы. Гигиенические факторы
4.3. Нагрузка в оздоровительной физической культуре
Нагрузка при выполнении физических упражнений. Определение понятия. Компоненты физической нагрузки: «внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки. Объем и интенсивность нагрузки. Понятие «ударность» нагрузки и ее влияние на интенсивность
4.4. Методы оценки интенсивности физической нагрузки
Оценка интенсивности по ЧСС. Оценка интенсивности по внешним признакам утомления. Оценка интенсивности по субъективным ощущениям клиента (шкалы Борга). Оценка интенсивности по разговорному тесту
4.5: Структура и содержание оздоровительного тренировочного занятия
Организация и методика проведения подготовительной части занятия (Warm up)
Организация и методика проведения основной части занятия (Aerobics + floor work)
Организация и методика проведения заключительной части занятия (Cool down)
ОПК-9.4 ОПК-9.8 ОПК-9.11 ОПК-14.5 ОПК-14.7 ОПК-11.6 ОПК-11.7
Рассчет целевых зон ЧСС в оздоровительной тренировке для разных возрастных групп
Раздел 2. 2. Теория и методика фитнес-тренировки в группе (групповые программы)
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 5. Общие основы теории и методики групповой фитнес-тренировки
/Пр/
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-9.1 ОПК-9.4 ОПК-9.8 ОПК-9.11 ОПК-11.6 ОПК-11.7 ОПК-1.7 ОПК-1.10
Понятие групповой фитнес-тренировки. Отличие тренировок в групповых программах от тренировок в тренажерном зале. Структура и содержание тренировочного занятия в групповых фитнес-тренировках. Понятие интенсивности физической нагрузки, методы ее оценки и контроля. Понятие ударности нагрузки.
Тема 7. Инструменты управления группой в фитнес-тренировке. /Пр/
Команды тренера (вербальные и невербальные). Виды вербальных команд (обучающие, корректирующие, мотивационные, команды управления группой). Виды невербальных команд (жестов). Рационального размещения занимающихся для выполнения упражнений на занятиях
Тема 6. Музыка в групповых фитнес-программах. /Пр/
Основные термины музыкальной грамоты (такт, ритм, музыкальная фраза, музыкальный квадрат). Цель музыкального сопровождения в групповой тренировке. Методика управления группой под музыку (сильная и слабая доля, команды для начала и смены движения). Технология анализа (разбора) музыкального произведения с помощью квадратов.
Тема 6 Музыка в групповых фитнес-программах. /Ср/
Анализ (разбор на "квадраты") современных музыкальных произведений по заданию преподавателя
Раздел 3. 3. Кардио-тренировка в групповых фитнес-программах.
Тема 8. Особенности оздоровительной аэробики как вида физкультурно-спортивной деятельности
/Пр/
История возникновения и развития аэробики
Цель и задачи классической аэробики
Направления аэробики
Воздействие занятий аэробикой на системы организма
Показания и противопоказания к занятиям аэробикой
Тема 9. Организация занятий по аэробике /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.8
Основы техники безопасности
Гигиенические требования к оборудованию и к помещениям для занятий аэробикой
Гигиенические требования к спортивной форме
Базовые шаги аэробики
Техника базовых движений в аэробике (общие положения)
Основы техники движений ног (общие положения)
Основы техники движений рук (общие положения)
Тема 10. Техника базовых движений в аэробике /Пр/
Шаги, меняющие ведущую ногу.
Шаги не меняющие ведущую ногу
Разучивание и отработка техники, выполнение базовых шагов в различных последовательностях и комбинациях
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 11. Методы разучивания комбинаций /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-4.4 ОПК-7.4 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Метод линейной прогрессии;
Метод от «головы к хвосту»;
Метод сложения;
Метод музыкальной интерпретации;
Метод усложнения;
Метод блоков;
Метод деления.
Тема 12. Разминка в групповой кардио-тренировке. /Пр/
Физиологические эффекты разминки, содержание и общие принципы проведения разминки в группе. Понятие врабатывания.
Тема 13. Методика составления комбинаций базовых шагов /Пр/
Тема 14. Степ-аэробика. /Пр/
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-7.4 ОПК-7.8
Понятие и суть тренировок на степ-платформах. Подходы к степ-платформе, положение занимающихся, перемещения относительно степ-платформы. Базовые шаги степ-аэробики. Основы техники упражнений на степ-платформе (общие положения). Методы разучивания и составления комбинаций на степ-платформе
Тема 11. Методы разучивания комбинаций /Ср/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-4.4 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Конспекты тренировочных занятий по базовой аэробике с использованием различных методов разучивания комбинаций базовых шагов по заданию преподавателя - 4-5 шт.
Проведение тренировочных занятий по конспектам
Раздел 4. 4. Силовая тренировка в групповых фитнес-программах.
Тема 12. Общее понятие о силовых способностях и методах их совершенствования /Пр/
Понятие о силовых способностях, их виды.
Основы анатомии и физиологии мышечной деятельности.
Нервно-мышечная физиология.
Основы биомеханики движений.
Характеристика физических упражнений и режимов мышечного сокращения
Тема 13. Биомеханический анализ упражнений силовой групповой тренировки /Пр/
Биомеханический анализ упражнений силовой групповой тренировки
Упражнения для мышц нижних конечностей.
Упражнения для мышц верхних конечностей и плечевого пояса
Упражнения для мышц корпуса
Запрещенные упражнения в групповой фитнес-тренировке
Тема 14. Методика построения тренировочного занятия силовой направленности в групповой фитнес-тренировке. /Пр/
Методы организации деятельности занимающихся, методы совершенствования силовых способностей в оздоровительной тренировке. Зоны воздействия упражнений силовой тренировки
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 15. Планирование тренировочного занятия /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
1. структура тренировочного занятия силовой направленности в группе
2. общеметодические указания и рекомендации к планированию и проведению силовой тренировки в группе
3. планирование силовой фитнес-тренировки с помощью план-схемы
4. дозирование нагрузки в силовой фитнес-тренировке в группе
5. темп музыкального сопровождения для силовой тренировки в группе
6. темп выполнения упражнения в силовой фитнес-тренировке в группе
7. использование различных режимов работы мышц в рамках одного подхода
Тема 16. разработка программ групповой фитнес-тренировки разной направленности с различным оборудованием /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-4.4 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-7.8 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
разработка программ групповой фитнес-тренировки разной направленности (ABS, ABL, Up body, Full body) с различным оборудованием:
1. с гантелями
2. с фитболами
3. с резиновыми амортизаторами
4. С боди-барами
Тема 16. разработка программ групповой фитнес-тренировки разной направленности с различным оборудованием /Ср/
ОПК-4.2 ОПК-15.3 ОПК-15.4
Разработать конспекты силовой фитнес-тренировки разной направленности с различными видами оборудования - не менее 5 шт
Тема 12. Общее понятие о силовых способностях и методах их совершенствования /Ср/
Разработка конспекта "Движения в основных суставах человека"
Разработать конспект по амплитуде и объему движения в крупных суставах тела человека: плечевой, локтевой, лучезапястный, тазобедренный, коленный, голеностопный, позвоночный столб.
Тема 13. Биомеханический анализ упражнений силовой групповой тренировки /Ср/
Разработка конспекта обучения упражнению силовой тренировки по заданию преподавателя - не менее 5шт
Раздел 5. 5. Стретч-тренировка: технология группового и персонального тренинга.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 17 Общее понятие гибкости /Лек/
Анатомо-физиологические факторы подвижности. Определение понятий «гибкость», «подвижность», «стретчинг».
Виды гибкости. Анатомо-физиологические факторы подвижности: Суставные и костные; Мышечные Соединительнотканные , Сосудистая ткань, Невральные ограничения. Синдром гипермобильности суставов.
Нейрофизиология гибкости. Чувствительные рецепторы, связанные с растяги-ванием (нервно-мышечные веретена, нервно-сухожильные веретена , суставные рецепто-ры).Рефлексы и другие спинномозговые невральные цепи (Рефлекс растяжения мышцы, Антагонистический рефлекс , Гольджи-рефлекс, аутогенное ингибированне).
Тема 26. Методические основы стретч-тренировки. /Лек/
Методы растягивания мышц. Разминка в стретч-тренировке. Общие принципы методики растягивания.
Тема 27. Техника выполнения упражнений на растягивание различных мышечных групп. /Пр/
Техника выполнения упражнений на растягивание различных мышечных групп. Упражнения для мышц шеи и корпуса, упражнения для мышц верхнего плечевого пояса, упражнения для мышц нижних конечностей.
Тема 28. Особенности методики развития гибкости у разных групп населения. /Пр/
Особенности методики развития гибкости у разных групп населения. Проявление гибкости в зависимости от возраста (общие положения). Гибкость в пожилом и старческом возрасте. Дети и развитие гибкости. Половые различия в уровне гибкости. Гибкость и беременность. Гибкость и люди с физическими недостатками.
Тема 29. Разработка тренировочного занятия по стретчингу в групповой фитнес-тренировке /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-4.4 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-7.8 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Тема 29. Разработка тренировочного занятия по стретчингу в групповой фитнес-тренировке.
Тема 30. Методики оценки гибкости /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-9.1 ОПК-9.4 ОПК-9.8 ОПК-9.11
Тема 30. Методики оценки гибкости. Измерение гибкости. Тесты для количественной оценки подвижности в суставах. Тесты для качественной оценки подвижности в суставах
Тема 31. Особенности методики развития гибкости у разных групп населения /Пр/
Особенности методики развития гибкости у разных групп населения
Особенности методики развития гибкости у детей
Особенности методики развития гибкости у пожилых людей
Особенности методики развития гибкости у женщин
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 29. Разработка тренировочного занятия по стретчингу в групповой фитнес-тренировке /Ср/
ОПК-4.2 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Разработать конспекты стретч-тренировки разного уровня сложности с различным уровнем оборудования по заданию преподавателя
Раздел 6. 6. Методика тренировок по системе Пилатес
Тема 32. Основы системы пилатес. /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-7.4
Понятие Пилатес, суть тренировки по системе Пила-тес. Место метода Пилатес в системе современного фитнеса. Философия метода Дж. Пила-теса. История метода Пилатес. Основные принципы метода Пилатеса. Российские и меж-дународные школы пилатеса. Виды оборудования для пилатеса.
Тема 33. Методические основы и специфика занятий по системе Пилатес. /Лек/
Цель занятий Пилатес. Средства методики пилатес. Визуализация – методический прием системы пилатес. Дозирование нагрузки в пилатесе. Частота тренировок. Общие практические рекомендации для преподавателей пилатес. Воздействие на организм человека. Противопоказания к занятиям по методу пилатес.
Тема 34. Методика тренировки Пилатес. /Пр/
Понятие центра в системе Пилатес. Выравнива-ние. Методика обучения выравниванию. Латеральное грудное дыхание. Методика обуче-ния правильному дыханию по системе Пилатес.
Тема 35. Средства системы пилатес, техника выполнения упражнений различных уровней сложности. /Пр/
Упражнения Pre-pilates: техника выполнения, особенности методики их применения. Упражнения Pilates Mat 1: техника выполнения, модификации, примеры визуализаций. Упражнения Pilates Mat 2: техника выполнения, модификации, примеры визуализаций.
Тема 36. Разработка тренировочных программ и проведение тренировки по методу Пилатес. /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-4.4 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-7.8 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Методика проведения разминки в системе Пилатес. Принципы составления тре-нировочных программ и методика проведения тренировок по системе Пилатес.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 36. Разработка тренировочных программ и проведение тренировки по методу Пилатес. /Ср/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-4.4 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-7.8 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Разработать конспекты для проведения тренировок по системе пилатес разной категории сложности, с различными видами оборудования - 5шт
Раздел 7. 7. Оздоровительная тренировка по системе Йога
Тема 37. Основы йоги. История возникновения йоги. /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-7.4 ОПК-7.8
Отличительные особенности упраж-нений в йоге. 8 ступеней йоги по Патанджали. Виды и направления йоги. Методика прове-дения занятий йоги. Воздействие йоги. Противопоказания к занятиям йоги.
Тема 38. Асаны (позы) йоги. /Пр/
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-7.4 ОПК-7.8
Классификация поз. Терминология поз. Позы стоя. Позы сидя. Позы лёжа. Перевернутые позы. Показания и противопоказания к различным видам поз.
Тема 39. Основы построения и проведения занятий. /Лек/
Структура занятия по йоге. Методи-ческие особенности проведения подготовительной, основной и заключительной частей. Ме-тодические указания к подбору и последовательности поз. Методические особенности обу-чения и выполнения поз
Тема 40. Основы расслабления в оздоровительной йоге. /Пр/
Дыхание в оздоровительной йоге. Сложные дыхательные упражнения. Медитация в йоге.
Тема 39. Основы построения и проведения занятий. /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-4.4 ОПК-11.7 ОПК-7.4 ОПК-7.8 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Структура занятия по йоге. Методи-ческие особенности проведения подготовительной, основной и заключительной частей. Ме-тодические указания к подбору и последовательности поз. Методические особенности обу-чения и выполнения поз
Тема 39. Основы построения и проведения занятий. /Ср/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-4.4 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Разработка конспектов по йоге для занимающихся разного уровня подготовленности по заданию преподавателя
Тема 40. Основы расслабления в оздоровительной йоге. /Ср/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-4.4 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Разработать комплексы, направленные на расслабление (комплексное использование асан, дыхательных практик и медитации)
Раздел 8. 8. Технологии тренажерного зала
Тема 45. Основы тренировки в тренажерном зале. /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-11.2 ОПК-7.4 ОПК-1.7
Краткий исторический обзор созда-ния тренажеров и тренажерных залов. Отличие от тренировки в тренажерном зале от тре-нировки в групповых программах. Терминология тренажерного зала. Виды тренировок по направленности воздействия на организм.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 46. Оборудование тренажерного зала. /Лек/
ОПК-4.2 ОПК-15.3 ОПК-15.4
Тема 46. Оборудование тренажерного зала. Виды оборудования в тренажерном зале. Ос-новные принципы расстановки отдельных тренажеров и оборудования в тренажерном зале. Зонирование тренажерного зала. Требования к эксплуатации и размещению тренажеров в залах физкультурно-спортивного комплекса. Принципы комплектования тренажерных за-лов инвентарем и оборудованием.
Тема 47. Техника выполнения силовых упражнений с использованием тренажеров. /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-1.7
Общие основы обучения. Техника выполнения атлетических (силовых) упражнений с ис-пользованием тренажеров. Обучение технике выполнения упражнений на кардио-тренажерах.
Тема 48. Методика силовой тренировки в тренажерном зале. /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-7.8 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Средства тренировки в тренажерном зале. Методы тренировки в тренажерном зале. Разработка тренировочных программ силовой направленности.
Тема 49. Методика кардиотренирорвки в в тренажерном зале. /Пр/
ОПК-4.2 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-7.4 ОПК-7.8 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Средства и методы кардио-тренировки. Разработка тренировочных кардио-программ.
Тема 50. Основы техники безопасности и санитарно-гигиенические требования к тренажерным залам. /Пр/
ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-7.8
Правила эксплуатации и технического обслуживания тренажеров в залах физкультурно-спортивного комплекса. Требования к микроклимату и освещению мест проведения занятий в тренажерном зале.
Тема 51. Профилактика травматизма при занятиях фитнесом. /Пр/
ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-7.8
Правила безопасности при подготовке и проведе-нии тренировок с использованием силовых тренажеров. Правила безопасности при подго-товке и проведении тренировок с использованием кардиотренажеров. Травмы, их симптомы и методика оказания первой помощи.
Тема 48. Методика силовой тренировки в тренажерном зале. /Ср/
ОПК-4.2 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Разработка конспектов силовой тренировки в тренажерном зале по заданию преподавателя - не менее 5шт.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 49. Методика кардиотренирорвки в в тренажерном зале. /Ср/
ОПК-4.2 ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-7.4 ОПК-1.7 ОПК-1.10 ОПК-1.12
Разработка конспектов кардио-тренировки в тренажерном зале по заданию преподавателя - не менее 5шт.
Раздел 9. 9. Технология работы фитнес-клуба
Тема 52. Понятия «фитнес-клуб», «фитнес-объект».
/Лек/
Классификация фитнес-клубов. Структура современного фитнес-клуба. Департаменты и их функции. Взаимодействие де-партаментов
Тема 53. Технология работы фитнес-департамента /Пр/
Технология работы подразделения – тренажерный зал, Технология работы подразделения – групповые программы
Тема 52. Нормативно-правовая база деятельности спортивно-оздоровительной организации /Лек/
ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-1.7
Федеральный закон о ФКиС РФ
Государственные стандарты в фитнесе
Федеральные профессиональные стандарты
Тема 54. Организация фитнес-тестирования в фитнес-клубе /Пр/
ОПК-9.1 ОПК-9.4 ОПК-9.8 ОПК-9.11 ОПК-14.5 ОПК-11.6 ОПК-11.7
Цели и задачи фитнес-тестирования. Содержание фитнес-тестирования. Оснащение кабинета фитнес-тестирования в клубе. Штат сотрудников и документация кабинета фитнес-тестирования. Технология проведения фитнес-тестирования
Тема 53. Технология работы фитнес-департамента /Ср/
ОПК-13.1 ОПК-15.3 ОПК-1.7
Разработка спецификации тренажерного зала и зала групповых программ по заданию преподавателя
Разработка схемы расстановки оборудования по заданию преподавателя
Тема 54. Организация фитнес-тестирования в фитнес-клубе /Ср/
ОПК-9.1 ОПК-9.4 ОПК-9.8 ОПК-9.11 ОПК-14.5 ОПК-11.6 ОПК-11.7
Разработка программы фитнес-тестирования
Раздел 10. 10. Фитнес-аэробика как вид спорта
Тема 30 Основы фитнес-аэробики /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-15.3 ОПК-11.2
Общая характеристика фитнес-аэробики как вида спорта
Основы соревновательной деятельности в фитнес-аэробике
(технические правила дисциплин фитнес-аэробики)
Общая характеристика физических качеств в
фитнес-аэробике
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Тема 31.Планирование тренировочного процесса на разных этапах
многолетней подготовки в фитнес-аэробике /Пр/
ОПК-14.2 ОПК-14.3 ОПК-14.5 ОПК-14.6 ОПК-1.7
Планирование тренировочного процесса на разных этапах
многолетней подготовки в фитнес-аэробике. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта фитнес-аэробика.
Требования к реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, федеральные государственные образовательные стандарты.
Оценка эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту, тренировочного процесса в избранном виде спорта
Тема 32.Основы комплексного контроля спортсменов /Пр/
ОПК-14.5 ОПК-14.6 ОПК-14.7 ОПК-14.8 ОПК-14.9 ОПК-11.6 ОПК-11.7
слагаемые педагогического контроля, методика его проведения, анализа и интерпретации получаемых данных, их фиксации. Педагогическое наблюдение и педагогический анализ занятия
Тема 33. Научно-методические основы спортивного отбора в фитнес-аэробике /Пр/
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4
Значение спортивного отбора и спортивной ориентации.
Содержание мероприятий по спортивному отбору и спортивной ориентации. Стандарт многолетней спортивной подготовки в фитнес-аэробике
Тема 34. Организация и проведение соревнований по фитнес-аэробике /Пр/
ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-13.4 ОПК-13.5 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-15.6 ОПК-14.2 ОПК-14.3
Этапы подготовки и проведения соревнований. Организационный комитет. Разработка положения и плана мероприятий. Судейство соревнований. Смета на проведение соревнований. Материально-техническая база для проведения соревнований по фитнес-аэробике.
виды документации, регламентирующей и обеспечивающей соревновательную деятельность спортсменов
Тема 34. Организация и проведение соревнований по фитнес-аэробике /Ср/
ОПК-13.1 ОПК-13.2 ОПК-13.3 ОПК-13.4 ОПК-13.5 ОПК-15.3 ОПК-15.4 ОПК-15.6 ОПК-14.2 ОПК-7.8
Разработка проекта "Организация и проведение соревнований по фитнес-аэробике"
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы должен выполнить следующие виды работ:
1- 2 семестр
Расчетно-графическое задание, Графический анализ тренировочной музыки, разработать 5 Конспектов тренировочных занятий, провести части/полной тренировки по разным направлениям фитнеса (5 занятий), выполнить 2 Проверочные работы
3-4 семестр
разработать 7 Конспектов тренировочных занятий, провести части/полной тренировки по разным направлениям фитнеса (7занятий), выполнить 2 проверочные работы
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
5 семестр
Разработать и защитить курсовую работу
6 семестр
разработать 2 конспекта тренировочных занятий, провести части/полной тренировки по разным направлениям фитнеса (2занятия), выполнить проверочную работу, разработать тренировочную программу, выполнить 3 кейс-задания
7-8 семестр
Устно дать ответ на семинарских занятиях, разработать спецификацию спортивного зала , 2 конспекта занятий, проект, программу фитнес-тестирования
5.2. Промежуточная аттестация
2 и 4 семестр - зачет.
Успеваемость студентов оценивается по балльно-рейтинговой системе. Для получения зачета студент должен за период между аттестациями набрать от 61 до 100 баллов (но не менее 61 балла) в текущем контроле
5 семестр - Курсовая работа
Итоговая оценка курсовой работы дается по результатам защиты с учетом мнения научного руководителя по пятибальной системе
Оценка «отлично» (87-100 баллов) ставится обучающемуся при оформлении курсовой работы в соответствии с Положениями; автор использует документальные источники и монографические исследования; исследование проведено по материалам реальной организации, результаты работы имеют практическую значимость; содержание работы полностью раскрывает тему и соответствует поставленным целям и задачам; структура работы логична; при защите курсовой работы автор владеет материалом и достаточно полно отвечает на все поставленные вопросы.
Оценка «хорошо» (73-86 баллов) ставится обучающемуся при допущении в оформлении курсовой работы некоторых погрешностей; автор использует только монографическую и учебную литературу; исследование проведено по материалам реальной организации, результаты работы имеют практическую значимость; в неполном объеме отвечает на поставленные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» (61-72 балла) ставится обучающемуся при оформлении курсовой работы с нарушениями Положений; введение, выводы по главам, заключение написаны формально, не вытекают из содержания работы и слабо связаны с поставленными задачами; используется только учебная литература; структура работы нелогична; вопросы темы раскрыты не в полном объеме; автор очень скудно и неполно отвечает на поставленные вопросы, допускает существенные пробелы в знаниях по теме своей курсовой работы.
6 и 8 семестр - экзамен
Для допуска к промежуточной аттестации обучающийся в течение семестра должен набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов.в рамках текущего контроля (до 20 баллов за каждый устный ответ на 1 вопрос).
Экзамен проводится в устной форме, включает два теоретических вопроса
Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
Перечень примерных вопросов для промежуточной аттестации 6 семестр:
1. Общее понятие йоги
2. История возникновения йоги
3. 8 ступеней йоги по Патанджали
4. Компоненты йоги
5. Основы философии йоги
6. Классические виды йоги
7. Современные виды йоги
8. Классификация асан
9. Методика проведения занятий йоги.
10. Воздействие йоги на организм.
11. Противопоказания к занятиям йоги.
12. Дыхательные практики в йоге(пранаямы)
13. история создания тренажеров и тренажерных залов.
14. Терминология тренажерного зала.
15. Виды тренировок по направленности воздействия на организм.
16. Виды оборудования в тренажерном зале.
17. Ос-новные принципы расстановки отдельных тренажеров и оборудования в тренажерном зале. Зонирование тренажерного зала.
18. Обучение технике выполнения упражнений на кардио-тренажерах.
19. Методы силовой тренировки в тренажерном зале.
20. Средства и методы кардио-тренировки в тренажерном зале.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
21. Правила безопасности при подготовке и проведении тренировок с использованием кардио и силовых тренажеров.
22. Технология разработки индивидуальных тренировочных программ
Перечень примерных вопросов для промежуточной аттестации 8 семестр:
1. Понятия «фитнес-клуб», «фитнес-объект».
2. Классификация фитнес-клубов. Структура современного фитнес-клуба. Департаменты и их функции. Взаимодействие де-партаментов
3. Технология работы подразделения – тренажерный зал, Технология работы подразделения – групповые программы
4. Нормативно-правовая база деятельности спортивно-оздоровительной организации
5. Государственные стандарты, регулирующие деятельность в сфере фитнеса
6. Понятие фитнес-тестирования. Цели и задачи фитнес-тестирования.
7. Содержание фитнес-тестирования.
8. Оснащение кабинета фитнес-тестирования в клубе. Штат сотрудников и документация кабинета фитнес-тестирования.
9. Технология проведения фитнес-тестирования
10. Общая характеристика фитнес-аэробики как вида спорта
11. Основы соревновательной деятельности в фитнес-аэробике (технические правила дисциплин фитнес-аэробики)
12. Общая характеристика физических качеств в фитнес-аэробике
13. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта фитнес-аэробика: содержание и основные положения
14. Слагаемые педагогического контроля, методика его проведения
15. Этапы подготовки и проведения соревнований.
16. Судейство соревнований по фитнес-аэробике
17. Виды документации, регламентирующей и обеспечивающей соревновательную деятельность спортсменов
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Успеваемость студентов оценивается по балльно-рейтинговой системе.
Для получения допуска к зачету студент должен за период между аттестациями набрать от 61 до 100 баллов (но не менее 61 балла) в текущем контроле:
- менее 61 балла – «не зачтено»
- 61-100 баллов – «зачтено»
Для допуска к экзамену обучающийся в течение семестра должен набрать от 40 до 60 баллов в рамках текущего контроля.
Зачет - 2 семестр
Расчетно-графическое задание 1*5=5
Графический анализ тренировочной музыки 1*5=5
Конспекты тренировочных занятий 5*5=25
Проведение части/полной тренировки по разным направлениям фитнеса 5*5=25
Проверочная работа 1 - 1*10=10
Проверочная работа 2 - 2*10=20
Дополнительные баллы за 100% посещение занятий - 10
Всего - 100
Зачет 4 семестр
Конспекты тренировочных занятий 7*5=35
Проведение части/полной тренировки по разным направлениям фитнеса 7*5=35
Проверочная работа 3 - 1*10=10
Проверочная работа 4 - 1*10=10
Дополнительные баллы за 100% посещение занятий - 10
Всего - 100
Курсовая работа 5 семестр
Итоговая оценка курсовой работы (в баллах) составляет 100 баллов и складывается из оценок за следующие разделы работы:
1. Разработку и оформление курсовой работы –40- 60 баллов
2. Защита курсовой работы – 40 баллов
Соответствие 100-балльной шкалы БРС пятибалльной шкале на дифференцированном зачете по курсовой работе
неудовлетворительно - 60 и менее баллов
удовлетворительно 61-72 баллов
хорошо 73-86 баллов
отлично 87-100 баллов
Экзамен 6 семестр
Конспекты тренировочных занятий 2*5=10
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Проведение части/полной тренировки по разным направлениям фитнеса 2*5=10
Проверочная работа 5 - 1*10=10
Тренировочная программа 1*15=15
Выполнение кейс-заданий – 3*5=15
Всего - 60
Экзамен 8 семестр
Устные ответы на семинарских занятиях 1*10=10
Спецификация спортивного зала - 1*10=10
Конспекты занятий 2*5=10
Проект 1*10=10
Программа фитнес-тестирования 1*10=10
Дополнительные баллы за 100% посещение занятий - 10
Всего - 60
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Фитнес-технологии. Курс лекций: учеб. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2020
https://www.iprbookshop.ru/94691
Вихарева Д. А., Козлова Е. В.
Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учеб.-метод. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/85808
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для высш. учеб. заведений физ. культуры
Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания
https://www.iprbookshop.ru/98647
Фитнес-йога: основы организации и проведение занятий: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
Криживецкая О. В., Ивко И. А.
Фитнес. Основы спортивно-оздоровительной тренировки: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
сост. Л. Ю. Башта ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Двигательная рекреация. Оздоровительная тренировка: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
Власова И. А., Иваненко О. А.
Оздоровительный фитнес: учеб. пособие
Челябинск: Изд-во ЧГИК, 2017
https://www.iprbookshop.ru/83607
Двигательные способности и физические качества: разделы теории физической культуры: учеб. пособие для студентов-бакалавров и магистров вузов по направлениям подгот. "Физ. культура", "Пед. образование"
Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: учеб. пособие
Виноградов Г. П., Виноградов И. Г.
Атлетизм: теория и методика, технология спортивной тренировки: учеб. для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 49.03.01 - Физ. культура
https://www.iprbookshop.ru/63649
Третьякова Н. В., Андрюхина Т. В., Кетриш Е. В.
Теория и методика оздоровительной физической культуры: учеб. пособие для студентов
https://www.iprbookshop.ru/55566
Фитнес: учеб. пособие для студентов по программе бакалавриата
Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015
https://www.iprbookshop.ru/68311
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Талибов А. Х., Дальский Д. Д., Алексеев А. А.
Физическая культура. Атлетизм: учеб. пособие по направлению "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Тренажерный зал: принципы комплектования и эксплуатации: учеб.-метод. пособие по направлениям подгот. бакалавров 49.03.01 "Физ. культура" и 49.03.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)"
https://lib.rucont.ru/efd/772984
Теория, методика и практика занятий в тренажерном зале: учеб. пособие по направлениям подгот. бакалавров 49.03.01 "Физ. культура" и 49.03.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)"
https://lib.rucont.ru/efd/772973
Лаврухина Г. М., Скачков Ю. А.
Физкультурно-оздоровительные технологии: диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре: учеб. пособие для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
Теория и методика оздоровительно-рекреационной физической культуры и спорта. Йога в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2013
https://www.iprbookshop.ru/32103
Спортивный отбор: теория и практика: монография
https://lib.rucont.ru/efd/279321
Аэробика: теория и методика: учебник
сост. : Н. Н. Грудницкая, Т. В. Мазакова ; Северо-Кавказский федерал. ун-т
Оздоровительная йога. Практикум: учеб. пособие
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/83234
Власова О. П., Коричко Ю. В., Печеневская Н. Г., Поздеева Е. А.
Аспекты подготовки в технико-эстетических видах спорта (спортивная аэробика, художественная гимнастика): монография
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
авт. : И. Н. Платонов, М. Н. Касьянова, О. М. Соловьева
Мышцы и суставы. Опорно-двигательный аппарат
Чуприна Е. В., Закирова М. Н.
Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие
Самара: Изд-во СГАСУ, 2013
https://www.iprbookshop.ru/22619
под ред. : Роджера В. Эрла, Томаса Р. Бехля
Основы персональной тренировки: кн. для фитнес-тренера : пер. с англ.
Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: учеб. пособие для студентов вузов
Санкт-Петербург: СпецЛит, 2012
Пилатес. 9 программ для всех уровней подготовки: пер. с англ.
Самсонов И. И., Головина Т. В., Поваляева Г. В.
Менеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект): учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2010
Спортивная аэробика в школе: практ. руководство при проведении соревнований и орг. занятий в общеобразов. учреждениях г. Москвы
Москва: ТВТ Дивизион, 2009
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Путеводитель по фитнес-центру. Разумные советы для начинающих
Санкт-Петербург: Вектор, 2009
Мякинченко Е. Б., Нечаев В. И., Дидур М. Д., Ионова Л. Л., Алимова О. В.
Диагностика состояния клиентов в фитнес/велнес-клубе (управление, экономика, продажи, технология проведения)
Москва: ТВТ Дивизион, 2009
Атлетизм: теория и методика тренировки: учеб. для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 032100 - Физ. культура
Анатомия упражнений на растяжку: пер. с англ.
Кардиотренировка: справочник-путеводитель для начинающих
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты: монография
Новосибирск: Альфа-Виста, 2007
Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.
Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для вузов
Диагностика физического здоровья: метод. пособие
Москва: Чистые пруды, 2007
Педагогический контроль в процессе воспитания: метод. рекомендации
Тухватулин Р. М., Морчукова Л. В.
Гибкость и методика её совершенствования в спорте: учеб. пособие для вузов физ. культуры и тренеров по спорту
Смоленск: Изд-во СГАФКСТ, 2006
под общ. ред. : Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова
Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры
Москва: ТВТ Дивизион, 2006
Робинсон Л., Фишер Х., Нокс Ж., Томсон Г.
Пилатес - управление телом: офиц. учеб.: пер. с англ.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
Система Пилатеса: Простые упражнения для дома, работы и отдыха : пер. с англ.
Хоули Э. Т., Френкс Б. Д.
Руководство инструктора оздоровительного фитнеса: пер. с англ.
Фурманов А. Г., Юспа М. Б.
Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов
Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта
Классическая аэробика: видеокассета
Гибкость. Основы развития
Днепропетровск: Атр-Пресс, 2003
Основы профессиональной деятельности персонального фитнес-тренера: пер. англ.
Нормативно-правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта: монография
Санкт-Петербург: Петрополис, 2001
Наука о гибкости: учеб. пособие : пер. с англ.
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Федоров А. И., Береглазов В. Н.
Комплексный педагогический контроль как основа управления тренировочным процессом: учеб. пособие
Валеология: Здоровый образ жизни: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Валеология"
авт. программы И. Склярова; инструкторы: И. Рогачева,Т. Быстрова
Степ-аэробика: видеокассета
Санкт-Петербург: Интеракт, 2000
Оздоровительный фитнесс: настол. кн. инструктора по оздоров. фитнессу
Хатха-Йога : философия физического благополучия: альманах
Функциональная анатомия опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студентов акад. и ин-тов физ. культуры
сост.: В. Г. Бауэр, Е. П. Гончарова, В. Н. Панкратова
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ
Платонов В. Н., Булатова М. М.
Гибкость спортсмена и методика ее совершенствования: учеб.-метод. пособие
Платонов В. Н., Булатова М. М.
Выносливость спортсмена и методика ее совершенствования: учеб. метод. пособие
сост. : П. А. Рожков, А. Г. Скопинцев
Организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий: метод. рекомендации
Травин Ю. Г., Гудьма С. А.
Выносливость, методы ее развития и контроля: метод. рекомендации для слушателей ФПК и студентов ГЦОЛИФКа
Организационно-методические основы проведения спортивно-массовых мероприятий: лекция
гл. ред. Е. А. Грозин ; Ленинградский науч.-исслед. ин-т физ. культуры
Комплексный педагогический контроль в процессе управления спортивной тренировкой: сб. науч. тр.
Волков В. М., Филин В. П.
Москва: Физкультура и спорт, 1983
Выносливость человека и методы ее развития: лекция
6.1.2. Дополнительная литература
Гормоны и гипертрофия скелетных мышц человека: учеб. пособие
Санкт-Петербург: Кинетика, 2019
Булгакова О. В., Брюханова Н. А.
Фитнес-аэробика: учеб. пособие
https://www.iprbookshop.ru/100144
Технология оздоровительной физической культуры: пособие для инструкторов физ. культуры, студентов учеб. заведений физ. культуры
https://lib.rucont.ru/efd/280175/info
сост. О. С. Коршунова ; Новосибирский гос. ун-т экономики и управления "НИНХ"
Основы современного фитнеса: учеб.-метод. пособие
Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2018
https://www.iprbookshop.ru/95206
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Кичайкина Н. Б., Самсонова А. В.
Биомеханика двигательных действий: учеб. пособие для учрежд. высш. проф. образования по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
Михайлов Н. Г., Михайлова Э. И., Деревлёва Е. Б.
Методика обучения физической культуре. Аэробика: учеб. пособие для вузов
Диагностика физического состояния: обучающие методики и технология: учеб. пособие
https://www.iprbookshop.ru/74293
Городничев Р. М., Шляхтов В. Н.
Физиология силы: монография
https://www.iprbookshop.ru/63657
Технология оздоровительной физической культуры: пособие для инструкторов физ. культуры, студентов учеб. заведений физ. культуры
Москва: ТВТ Дивизион, 2016
Цаллагова Р. Б., Косенкова Т. В., Болотова И. А.
Основы медицинских знаний : оказание первой медицинской помощи: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
Диагностика в клинической и спортивной медицине: справочник
https://www.iprbookshop.ru/55553
Физическая культура: методики практического обучения: учеб. по дисциплине "Физ. культура"
сост. И. Т. Аракелян ; Самарский гос. архитектур.-строит. ун-т
Фитнес и физическая культура: метод. указания
Самара: Изд-во СГАСУ, 2013
https://www.iprbookshop.ru/22630
Оздоровительная классическая аэробика: учеб. пособие для студентов вузов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
Селиверстова В. В., Мельников Д. С.
Диагностика функционального состояния: учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 032100 - Физ. культура
Санкт-Петербург: [б. и.], 2012
Павлютина Л. Ю., Ляликова Н. Н., Мараховская О. В.
Стретчинг на занятиях по физической культуре для студентов вуза: учеб. пособие
Москва: ТД "Сов. спорт", 2021
https://lib.rucont.ru/efd/744426
Мудриевская Е. В., Колтошова Т. В., Бахарева С. Ю., Альжанов Х. Х.
Массовый спорт в физическом воспитании студентов: учеб. способие
Москва: ТД "Сов. спорт", 2021
https://lib.rucont.ru/efd/744414
Фитнес: учеб. пособие для сред. проф. образования
Екатеринбург [и др.]: Изд-во УрФУ [и др.], 2019
http://www.iprbookshop.ru/87895
Оздоровительная аэробика: учеб.-метод. пособие
Москва [и др.]: Директ-Медиа, 2019
Диагностика утомления и симптоматика восстановления в спорте (методологические основы): учебник
Анатомия бега: ил. пособие
Спортивная анатомия: пер. с нем.
Иванков Ч. Т., Литвинов С. А., Стефановский М. В.
Организация и проведение студенческих соревнований по культивируемым видам спорта: учеб. пособие
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Виленский М. Я., Горшков А. Г.
Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физ. культура"
Пилатес. Остеопатические упражнения с роллом: программа для самостоятельной тренировки ; пер. с нем.
Мышечная механика. Правильная техника выполнения силовых упражнений с отягощениями: пер. с англ.
Йога для всех: руководство для начинающих
Москва: РИПОЛ классик, 2014
Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощения собственного веса: пер. с англ.
Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студентов вузов
Катанский С. А., Катанская А. С.
Йога для занятий физической культурой в высших учебных заведений
Москва: Сам Полиграфист, 2013
Клемансо Ж. -П., Делавье Ф.
Анатомия фитнеса: пер. с фр.
Анатомия упражнений для тех, кому за: пер. с англ.
Анатомия упражнений для женщин: пер. с англ.
ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: пер. с англ.
Система физических упражнений Пилатеса при дефектах осанки и последствиях заболеваний и травм: практ. руководство
Йога в физической культуре и спорте: учеб. пособие
Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2012
https://www.iprbookshop.ru/32043
Анатомия упражнений для спины: пер. с англ.
Анатомия пилатеса: ил. руководство
Энциклопедия фитнеса и физической культуры
Москва: СВР-Медиапроекты, 2011
Йога для всех : история, теория, практика: пер. с англ.
Йога : 9 программ для утренней тренировки: пер. с англ.
Анатомия фитнеса и силовых упражнений для женщин
Поварещенкова Ю. А., Фадеева М. А.
Оценка физического развития спортсменов: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Великие Луки: [б. и.], 2010
Йога. 14 программ для всех уровней подготовки
Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг
Аэробика: Теория. Методика. Практика: метод. пособие
Москва: Изд-во РУДН, 2010
https://www.iprbookshop.ru/11442
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Анатомия физических упражнений: ил. пособие
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
Скорнякова А. В., Горбунов В. В.
Головина Т. В., Самсонов И. И.
Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей (нормативно-правовой аспект): учеб.-метод. пособие
Тестирование общей физической работоспобности по показателям работы терморегулятивной и сердечно-сосудистой систем: учеб.-метод. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2009
Москва [и др.]: АСТ [и др.], 2009
Дыхательная йога: самые эффективные дыхательные упражнения
Ростов-на-Дону [и др.]: Феникс [и др.], 2009
Детская оздоровительная йога
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
Анатомия упражнений : Тренер и помощник в ваших занятиях: пер. с англ.
отв. за вып. И. В. Резько
Анатомия силовых упражнений для мужчин и женщин
Захарова Н. А., Вирен В. К.
Физическая культура и здоровый образ жизни: учеб. пособие
Стретчинг. 70 упражнений для растяжки мышц и разработки суставов: самоучитель
Санкт-Петербург: Вектор, 2008
Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студентов вузов
Нормативно-правовая основа деятельности образовательного учреждения: технология составления и образцы документов, рекомендации, ответы на актуальные вопросы
Добро пожаловать в фитнес-клуб !
Анатомия бодибилдинга: ил. пособие
Растяжка для всех. Стретчинг: пер. с исп.
Санкт-Петербург: ДИЛЯ, 2007
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
Райзих Н. Б., Пьянкова В. С., Заболотская М. Г., Райзих А. А.
Оздоровительная аэробика и методика преподавания: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям пед. образования
Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации: метод. рекомендации
пер. с англ. Б. Шеврыгина
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
Анаболизм + выносливость + восстановление. Классификация
Терминология атлетических упражнений в бодибилдинге: учеб.-метод. пособие
Москва: Олимпия Пресс, 2006
https://www.iprbookshop.ru/27610
Пилатес в 10 простых уроках
Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
Смит Д., Холл Д., Гиббс Б.
Йога: от медитации и простейших поз-асан до вершин мастерства: большая ил. энциклопедия
Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие
Пилатес: авторская программа физических упражнений для будущих мам
Москва [и др.]: АСТ [и др.], 2005
Здоровье и здоровый образ жизни: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибАДИ, 2004
Стретчинг для здоровья суставов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Стретчинг: метод глубокой растяжки : пер. с англ.
Граевская Н. Д., Долматова Т. И.
Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия: учеб. пособие для студентов вузов
Пилатес: путь вперед: пер. с англ.
Т. М. Брук [и др.]; Смоленский гос. ин-т физ. культуры
Здоровый образ жизни или вредные привычки: учеб. пособие
Аэробика Пилатес: видеокассета
под общ. ред. : Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова
Аэробика: Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры
Москва: СпортАкадемПресс, 2002
Купчинов Р. И., Глазько Т. А.
Физическая культура и здоровый образ жизни: учеб. пособие
Оздоровительная тренировка по системе Изотон
Москва: СпортАкадемПресс, 2001
Фитнес-клуб: Советы профессионалов. Сжигание жира. Как достичь цели без диет. Великолепная спортивная программа : пер. с нем.
Москва: Кристина & Сo, 2000
авт. программы Л. Е вдокимова
Аэробика: Здоровый образ жизни: видеокассета
Санкт-Петербург: [б. и.], 1999
Каргаполова В. П., Ивачева О. В., Лобанова Л. А., Коршунова А. В.
Физическая культура, здоровье и здоровый образ жизни
Стретчинг в режиме "напряжение - расслабление"
Ассоциация спорт. аэробики России
Правила соревнований по спортивной аэробике
Техника тяжелоатлетических упражнений: метод. разработки для студентов ГЦОЛИФКа
Годик М. А., Барамидзе А. М., Киселева Т. Г.
Стретчинг : Подвижность, гибкость, элегантность
Москва: Физкультура и спорт, 1990
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
сост. : А. В. Полуструев, С. Г. Куртев ; Омский ин-т физ. культуры
Методика специальных физических упражнений стретчинг-гимнастика - в режиме рабочего дня: метод. рекомендации для студентов ин-тов физкультуры и методистов по производств. физкультуре
Тестирование в физическом воспитании: метод. разработки для студентов ГЦОЛИФКа
сост. : Н. Н. Алфимов, В. В. Белоусов, Е. В. Дудорова
Социально-гигиенические, гигиено-градостроительные и общесанитарные основы обеспечения здоровых условий для спортивно-тренировочного процесса: метод. указания
Биопедагогический контроль в учебном процессе по физическому воспитанию: метод. рекомендации
Упражнения на выносливость - программа здоровья: пер. с нем.
Москва: Физкультура и спорт, 1984
Ткаченко С. С., Шаповалов В. М.
Оказание доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата
Ленинград: Медицина, 1984
Пульсовая оценка спортивных нагрузок: метод. разработка для студентов и слушателей ФПК ГЦОЛИФКа
под ред. В. М. Волкова; Смоленский гос. ин-т физ. культуры
Спортивный отбор (медико-биологический очерк)
Спортивная метрология. Педагогический контроль в тренировочном процессе (основы теории тестов и оценок): учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры
отв. за вып. В. А. Геселевич
Спортивная медицина и управление тренировочным процессом: тез. XIX Всесоюз. конф. по спорт. медицине, (17-18 март. 1978 г.)
Брянкин С. В., Жданов Л. Н., Шустин Б. Н.
Спортивный отбор и ориентация: учеб. пособие
Предупреждение травматизма (безопасность зависит от тебя)
Физическая выносливость человека и пути ее развития
Майкова-Строганова В. С., Рохлин Д. Г.
Кости и суставы в рентгеновском изображении : конечности
Профилактика спортивного травматизма
Москва: Физкультура и спорт, 1953
Санитарные правила содержания мест занятий по физической культуре и спорту
Йога для начинающих (базовый курс): адаптировано для поклонников фитнеса и спорта: видеокассета
Москва: Эврика-фильм, [б. г.]
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
- lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК
- moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения
- sibsport.ru – официальный сайт вуза
- elibrary.ru - научная электронная библиотека
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Зал фитнеса, Зал атлетической гимнастики, Фитнес-оборудование: степ-платформы, гантели, гимнастические палки, коврики, стационарные тренажеры, аудио-аппаратура
- лекционная аудитория с презентационным оборудованием (стацио-нарный компьютер или ноутбук, мультимедиа проектор, экран);
- лицензионное программное обеспечение (средство создания и демон-страции электронных презентаций, текстовый редактор, мультимедиа проиг-рыватель);
- для самостоятельной работы студентов: кабинет информационных технологий, оснащенный компьютерной техникой с возможностью подклю-чения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информаци-онно-образовательную среду вуза;
- книжный фонд библиотеки (в том числе в электронном виде) www.lib.sibsport.ru.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ