2023-2024_49_03_01 ФК МФИ очно 2022_plx_Анатомия и морфология человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Анатомия и морфология человека
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.09
 
экзамены 2 зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
32
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
132
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Менеджмент в фитнес-индустрии и массовом спорте
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
17
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
20
20
50
50
Практические
50
50
32
32
82
82
Итого ауд.
80
80
52
52
132
132
Кoнтактная рабoта
80
80
52
52
132
132
Сам. работа
20
20
32
32
52
52
Часы на контроль
8
8
24
24
32
32
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Черапкина Л.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Анатомия и морфология человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 12.04.2022 г.  № 9

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кудря О.Н.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовка обучающихся к рекреационной, педагогической и организационно-методической деятельности для решения профессиональных задач, связанных с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий, посредством освоения знаний о строении организма человека и составляющих его органов и систем на макро- и микроскопическом уровнях, формирования целостного представления об единстве строения и функции организма человека в процессе его жизнедеятельности, морфологических особенностей адаптации организма к воздействию физических упражнений, а также умений и навыков, необходимых для формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биохимия человека
2.2.2
Педагогика физической культуры
2.2.3
Психология физической культуры
2.2.4
Спортивные игры
2.2.5
Теория и методика физической культуры
2.2.6
Физиология человека
2.2.7
Легкая атлетика
2.2.8
Плавание
2.2.9
Преддипломная практика
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
ОПК-1.1: знает анатомо-морфологические и биохимические особенности занимающихся физической культурой и спортом в соответствии с их возрастом и полом
 
ОПК-1.3: знает анатомо-морфологические, биомеханические и биохимические основы развития физических качеств
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
ОПК-9.2: знает антропометрические и биомеханические методы исследования 
 
ОПК-9.5: умеет проводить анатомический анализ положений и движений, интерпретировать результаты антропометрических измерений и показателей физического развития, определяя степень соответствия их контрольным нормативам
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Анатомия человека
0
 
1.1
Введение в анатомию. /Лек/
2
ОПК-1.1
1
Определение анатомии как науки, содержание и место среди биологических наук. Значение изучения анатомии для специалистов по физической культуре и спорту. Методы исследования в анатомии. Краткая история развития, роль отечественных ученых в развитии анатомии. Органы, системы и аппараты органов. Основные понятия и анатомическая терминология.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
1.2
Развитие организма человека.  /Лек/
2
ОПК-1.1
1
Развитие организма человека. Общее понятие о клетках и тканях. Классификация тканей. Краткое строение эпителиальной и соединительной тканей. Периоды развития организма: пренатальный и постнатальный. Возрастная периодизация.
0
 
1.3
Морфология костной системы /Лек/
2
ОПК-1.1
1
Общее сведения о строении и функциях скелета. Строение  костей: структурно-функциональная единица, губчатое и компактное вещество, химический состав костей, строение надкостницы. Классификация костей.
0
 
1.4
Общие данные о соединении костей /Лек/
4
ОПК-1.1
1
Классификация соединений костей. Непрерывные, прерывные, полупрерывные соединения. Классификация суставов, основные и вспомогательные элементы суставов.  Тормозной аппарат и костные ограничители подвижности в суставах. Адаптация соединений  костей.
0
 
1.5
Введение в мышечную систему /Лек/
4
ОПК-1.1
1
Строение мышечной ткани, сократительный и трофический аппарат мышечного волокна. Виды мышечной ткани. Классификация мышц. Подъемная сила мышц и факторы ее определяющие. Вспомогательный аппарат мышц.  Виды работы мышц. Рычаговый принцип работы мышц.
0
 
1.6
Учение о внутренних органах  /Лек/
2
ОПК-1.1
1
Общая характеристика, классификация и  функциональное значение внутренних  органов. Общий план строения стенки полых органов. Строение паренхиматозных органов.
0
 
1.7
Учение о сосудистой системе /Лек/
4
ОПК-1.1
1
Общий обзор и функциональное значение сосудистой системы. Круги кровообращения. Классификация сосудов и особенности строения их стенок. Понятие об анастомозах и коллатеральном кровообращении.
0
 
1.8
Учение о лимфатической системе. /Лек/
2
ОПК-1.1
1
Значение и строение  лимфатической системы. Теории образования  лимфы, ее состав и пути ее продвижения по телу. Строение и функции  лимфатических узлов. Лимфатические  стволы и протоки. Области лимфооттока. Органы  иммуногенеза.
0
 
1.9
Учение об органах внутренней секреции. /Лек/
4
ОПК-1.1
1
Общий обзор и классификация органов внутренней секреции.  Гормоны и их влияние на организм. Строение органов внутренней секреции.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
1.10
Учение о нервной системе /Лек/
4
ОПК-1.1
1
Значение, строение и классификация нервной системы. Строение нервной ткани. Рефлекторная дуга соматической нервной системы. Классификация нервной системы. Значение и классификация проводящих  путей центральной   нервной системы. Понятие об ассоциативных, комиссуральных и проекционных проводящих путях.
0
 
1.11
Строение органов чувств.  /Лек/
4
ОПК-1.1
2
Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат органа зрения. Строение органа обоняния. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение органа вкуса.
0
 
1.12
Строение и соединения скелета туловища /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Отделы позвоночного столба. Строение позвоночника. Особенности строения позвонков различных отделов.  Строение ребер и грудины. Соединение позвоночного столба. Атлантозатылочный  и атлантоосевой суставы. Позвоночный столб в целом, его изгибы, оси, движения. Соединения ребер с позвоночным столбом и грудиной. Грудная клетка в целом. 
0
 
1.13
Строение и соединение скелета головы. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Краткое  строение костей мозгового и лицевого черепа. Соединения костей черепа. Череп в целом.
0
 
1.14
Строение скелета верхней конечности. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Строение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности: ключица, лопатка, плечевая кость, кости предплечья, кости кисти. 
0
 
1.15
Соединения скелета верхней конечности.  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Строение  грудино-ключичного,  плечевого, локтевого,  лучезапястного суставов, соединения кисти. Классификация суставов, их форма, оси, движения, связки, особенности
0
 
1.16
Строение скелета нижней конечности. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Строение тазовой кости, бедренной,  костей голени. Строение стопы.
0
 
1.17
Соединения скелета нижней конечности. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Соединения костей таза. Таз в целом. Строение тазобедренного, коленного, голеностопного суставов, суставы стопы, своды стопы.  Классификация суставов, их форма, оси, движения, связки, особенности.
0
 
1.18
Контрольное занятие по разделу «Остеология».  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Тестирование по разделу "Остеология". Практическое задание: демонстрация полученных умений на анатомических препаратах  на себе или натурщике
0
 
1.19
Мышцы  пояса верхней конечности. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Мышцы, производящие движения плечевого пояса: вперед, назад, вверх, вниз - названия, место начала и прикрепления. Проекция мышц на теле.
0
 
1.20
Мышцы свободной верхней конечности. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Мышцы, действующие на  плечевой, локтевой, лучезапястный  суставы, мышцы кисти: названия, места начала и прикрепления. Проекция  мышц на теле.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
1.21
Мышцы  нижней конечности.  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Мышцы, приводящие движения тазобедренном суставе: названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц  на теле. Мышцы, действующие на  коленный и голеностопный суставы, мышцы стопы: названия, места начала и прикрепления. Проекция  мышц на теле.
0
 
1.22
Мышцы туловища головы и дыхания. /Пр/
4
ОПК-1.1
1
Мышцы  спины, живота, шеи:  названия, места начала и прикрепления, функции, проекция на теле. Мимические  и жевательные мышцы:  названия, места начала и прикрепления, функция, проекция  на теле. Мышцы, производящие вдох и выдох: основные и вспомогательные, механизм вдоха и выдоха.
0
 
1.23
Контрольное занятие по разделу «Миология».  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Тестирование по разделу "Миология". Практическое задание: демонстрация полученных умений на себе или натурщике
0
 
1.24
Строение пищеварительной системы. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Строение и значение полости рта, глотки, пищевода, желудка, толстого и тонкого кишечника. Пищеварительные железы, их расположение, строение и функции. Брюшина  и ее производные.
0
 
1.25
Строение дыхательной системы /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Значение органов дыхания. Внелегочные и внутрилегочные воздухопроводящие пути, их строение. Ацинус, строение и значение. Плевральная полость, плевральные синусы. Механизм дыхания.
0
 
1.26
Строение мочеполовой системы. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Значение и строение мочевой системы. Строение почек: корковое, мозговое вещество, нефрон. Механизм образования мочи. Строение мочевыводящих путей. Краткая характеристика и строение половых органов.
0
 
1.27
Контрольное занятие по разделу «Спланхнология».  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Тестирование по разделу «Спланхнология». Практическое задание: демонстрация полученных умений на анатомических препаратах  на себе или натурщике.
0
 
1.28
Строение сердца. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Местоположение, камеры сердца. Строение стенки сердца. Клапанный аппарат. Кровоснабжение и иннервация сердца. Круги кровообращения.
0
 
1.29
Строение артериальной системы.  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Крупные ветви и области кровоснабжения. Дуги аорты и грудной аорты. Проекция крупных артерий головы, шеи, верхней конечности на теле. Крупные ветви, конечные ветви брюшной  аорты, зоны их кровоснабжения. Проекция крупных артерий нижней конечности и брюшной полости на теле.
0
 
1.30
Строение венозной системы. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Принципиальная схема венозной системы. Притоки верхней и нижней полых вен. Притоки воротной вены. Особенности вен конечностей. Механизм тока крови по венам.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
1.31
Контрольное занятие по разделу «Ангиология».  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Тестирование по разделу «Ангиология». Практическое задание: демонстрация полученных умений на анатомических препаратах  на себе или натурщике.
0
 
1.32
Учение об органах внутренней секреции  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Строение органов внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, вилочковая железа, внутрисекреторная часть поджелудочной железы).
0
 
1.33
Строение спинного мозга. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Местоположение. Внешнее строение, отделы спинного мозга, серое и белое вещество, ядра. Строение нервного сегмента  Оболочки спинного мозга. Нейроны спинного мозга и их расположение. Функция канатиков в спинном мозге. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге.
0
 
1.34
Строение ствола мозга. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Строение продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга. Расположение  ядер и их функции.
0
 
1.35
Строение конечного мозга. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Доли, борозды, извилины конечного мозга. Строение коры полушарий, белого вещества, базальные ядра. Анализаторы 1 и 2 сигнальной системы.
0
 
1.36
Строение черепно-мозговых нервов. Строение спинномозговых нервов.  /Пр/
2
ОПК-1.1
2
Характеристика, ядра, крупные ветви и зоны иннервации черепно-мозговых нервов. Образование спинномозговых нервов. Образование и расположение шейного, плечевого поясничного и крестцового сплетений, их ветви, функции и зоны иннервации.
0
 
1.37
Строение вегетативной нервной системы  /Пр/
2
ОПК-1.1
2
Общая характеристика, функции, классификация. Основные отличия между симпатическим и парасимпатическим отделами. Особенности строения рефлекторной вегетативной дуги. Строение периферических частей
0
 
1.38
Строение органов чувств. /Пр/
2
ОПК-1.1
2
Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат органа зрения. Строение органа обоняния. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение органа вкуса.
0
 
1.39
Контрольное занятие по разделу «Неврология».  /Пр/
2
ОПК-1.1
2
Тестирование по разделу «Неврология». Практическое задание: решение ситуационных задач.
0
 
1.40
Анатомия человека /Ср/
20
ОПК-1.1
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, составление опорного конспекта.
0
 
 
Раздел 2. Спортивная морфология
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
2.1
Общее понятие о динамической анатомии. /Лек/
2
ОПК-9.5
2
Понятие о внешних и внутренних силах. Общий центр тяжести тела, площадь опоры. Виды равновесия и степень устойчивости, факторы, влияющие на них. Схема анатомического анализа положений и движений  тела. Классификация положений и движений  тела спортсмена, их общая характеристика.
0
 
2.2
Анатомический анализ положений и движений тела спортсмена. /Лек/
4
ОПК-9.5
2
Характеристика типичных положений тела: «стоя», «стойка на кистях», «висы»,  «гимнастический мост», «упор лежа». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти положения.
0
 
2.3
Введение в спортивную антропологию и морфологию.  /Лек/
2
ОПК-9.2
2
Понятие о предмете, задачи спортивной антропологии и морфологии. Методы и классификация спортивной морфологии. 
0
 
2.4
Учение о конституции и половом диморфизме. /Лек/
2
ОПК-9.2
2
Классификация конституции. Основы соматотипирования и соматоскопирования. Эволюционная теория пола. Уровни половых отличий. Анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности организма женщин и мужчин. 
0
 
2.5
Возрастная антропология и морфология. /Лек/
2
ОПК-9.2
2
Цель и задачи возрастной антропологии и морфологии. Общие закономерности онтогенеза. Возрастная периодизация. Биологический и двигательный возраст человека. Понятие об акселерации. Возрастные особенности органов систем исполнения. Возрастные особенности органов систем обеспечения. Возрастные особенности органов систем регуляции и контроля. 
0
 
2.6
Морфологические аспекты адаптации к физическим нагрузкам. /Лек/
2
ОПК-1.3
2
Понятие об адаптации, ее виды и уровни. Норма адаптивной реакции и факторы ее регулирующие. Стресс как механизм адаптации. Пути приспособления организма. 
0
 
2.7
Морфологические основы спортивного отбора и ориентации.  /Лек/
2
ОПК-9.5
2
Понятие о спортивном отборе и ориентации. Цель и задачи спортивного отбора. Этапы спортивного отбора. Морфологические критерии спортивной одаренности. 
0
 
2.8
Общее понятие о динамической анатомии  /Пр/
2
ОПК-9.5
2
Понятие о внешних и внутренних силах. Общий центр тяжести тела, площадь опоры. Виды равновесия и степень устойчивости, факторы, влияющие на них. Схема анатомического анализа положений и движений  тела. Классификация положений и движений  тела спортсмена, их общая характеристика.
0
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
2.9
Анатомический анализ положений и движений тела спортсмена. /Пр/
2
ОПК-9.5
2
Характеристика типичных положений тела: «стоя», «стойка на кистях», «висы»,  «гимнастический мост», «упор лежа». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти положения. Характеристика типичных движений тела: «ходьба», «бег», «прыжок в длину с места»,  «сальто назад с места». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти движения. Характеристика положений и  движений тела спортсмена в избранном виде спорта.
0
 
2.10
Контрольное занятие по разделу«Динамическая анатомия».  /Пр/
2
ОПК-9.5
2
Тестирование по разделу «Динамическая анатомия». Практическое задание «Анатомический анализ положения тела спортсмена».
0
 
2.11
Введение в спортивную антропологию и морфологию.  /Пр/
2
ОПК-9.2 ОПК-9.5
2
Правила проведения антропометрических исследований. Понятие о предмете. Задачи спортивной антропологии и морфологии. Правила проведения антропометрических измерений. Антропометрические инструменты. 
0
 
2.12
Учение о конституции и половом диморфизме.  /Пр/
2
ОПК-9.2 ОПК-9.5
2
Исследование длиннотных размеров тела (метод работы в малых группах)* Классификация конституции. Основы соматотипирования и соматоскопирования. Эволюционная теория пола. Уровни половых отличий. Анатомические особенности организма женщин и мужчин. Антропометрические точки. Методика вычисления продольных размеров тела.
0
 
2.13
Возрастная антропология и морфология.  /Пр/
2
ОПК-9.2 ОПК-9.5
2
Исследование обхватных размеров тела и поперечных размеров тела (метод работы в малых группах)*. Цель и задачи возрастной антропологии и морфологии. Общие закономерности онтогенеза. Возрастная периодизация. Биологический и двигательный возраст человека. Понятие об акселерации. Возрастные особенности органов систем исполнения. Возрастные особенности органов систем обеспечения. Возрастные особенности органов систем регуляции и контроля. Определение поперечных размеров тела. Определение обхватных размеров тела.
0
 
2.14
Морфологические аспекты адаптации к физическим нагрузкам.  /Пр/
2
ОПК-1.3 ОПК-9.2
2
Измерение толщины жировых складок. Динамометрия. Спирометрия (метод работы в малых группах)*. Понятие об адаптации, ее виды и уровни. Норма адаптивной реакции и факторы ее регулирующие. Стресс как механизм адаптации. Пути приспособления организма. Цена адаптации. Определение толщины кожно-жировых складок. Определение кистевой и становой динамометрии. Определение ЖЕЛ.
0
 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
2.15
Морфологические основы спортивного отбора и ориентации.  /Пр/
2
ОПК-9.5
2
Определение компонентного состава тела человека. Понятие о спортивном отборе и ориентации. Цель и задачи спортивного отбора. Этапы спортивного отбора. Морфологические критерии спортивной одаренности. Расчет по формулам Я. Матитко компонентный состав тела. Расчет по формуле Изаксона площади поверхности тела. Расчет по формуле Никитюка значения удельного веса тела.Оформление графика индивидуального профиля физического развития.
0
 
2.16
Соматоскопия. /Пр/
2
ОПК-9.2
2
Схемы соматоскопирования Черноруцкого, Штефко-Островского. Схемы соматотипирования В.В. Бунака, В. Шелдона, В.П. Чтецова. Морфологическая модель здорового человека. Учет фактора конституции в спортивной практике. Осанка, её виды. Факторы, определяющие осанку. Возрастные изменения осанки тела. Методы определения осанки тела. Симметрия и асимметрия в строении тела человека.
0
 
2.17
Подометрия. /Пр/
2
ОПК-9.2
2
Определение высоты подъема стопы; высоты свода стопы. Расчет по формуле М.О. Фридлянда и Чижина индекса стопы и его оценка.
0
 
2.18
Оценка физического развития методом индексов и стандартов.  /Пр/
2
ОПК-9.5
2
Определение индекса Кетле, его значение, средние величины. Определение индекса Эрисмана, его значение, средние величины. Определение индекса Ливии, его значение, средние величины. Определение индекса Брока, понятие нормы. Определение индекса плечевого показателя, его норма, понятие о сутуловатости. Определение индекса Скелии, средние показатели. Порядок оценки физического развития методом стандартов.
0
 
2.19
Контрольное занятие по разделу «Спортивная морфология».  /Пр/
2
ОПК-9.5
2
Тестирование по разделу «Спортивная морфология». Практическое задание «Морфологический «портрет» спортсмена в избранном виде спорта».
0
 
2.20
Спортивная морфология /Ср/
32
ОПК-1.3 ОПК-9.2 ОПК-9.5
2
Изучение теоретического материала учебника, лекций
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Собеседование на контрольном занятии Шкала: Уровень усвоения высокий - 5 баллов: - - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к занятию литературе (в том числе в лекциях); - использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); - анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы;
 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
- уверенно владеет понятийным аппаратом; - уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы Уровень усвоения средний - 4 балла: -- в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к занятию литературе (в том числе в лекциях), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; - дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера. - владеет понятийным аппаратом Уровень усвоения ниже среднего - 3 балла: - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к занятию литературе (в том числе в лекциях); - проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; - не смог ответить на дополнительные вопросы Уровень усвоения низкий - 0 баллов: - ответил только на один вопрос контрольного занятия, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос. - отказался отвечать на вопросы выполнение практических работ по подразделу дисциплины 1 семестра Шкала: Уровень усвоения высокий - 15 баллов: -практические работы выполнены в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях к практическим работам, в полном объеме. Уровень усвоения средний - 12 баллов: -практические работы выполнены в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях к практическим работам, в неполном объеме (выполнено не менее 90%). Уровень усвоения ниже среднего - 10 баллов: -практические работы выполнены в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях к практическим работам, в неполном объеме (выполнено не менее 80%). Уровень усвоения низкий - 0 баллов: практические работы выполнены в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях к практическим работам, в неполном объеме (выполнено менее 80%). выполнение практических работ по подразделу дисциплины 2 семестра Шкала: Уровень усвоения высокий - 10 баллов: -практические работы выполнены в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях к практическим работам, в полном объеме. Уровень усвоения средний - 9 балла: -практические работы выполнены в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях к практическим работам, в неполном объеме (выполнено не менее 90%). Уровень усвоения ниже среднего - 7 балла: -практические работы выполнены в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях к практическим работам, в неполном объеме (выполнено не менее 80%). Уровень усвоения низкий - 0 баллов: практические работы выполнены в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях к практическим работам, в неполном объеме (выполнено менее 80%). Выполнение разноуровневых заданий на контрольном занятии Шкала: Уровень усвоения высокий - 5 баллов: -Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности. Уровень усвоения средний - 4 балла: -Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.
 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
Уровень усвоения ниже среднего - 3 балла: -Обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения. Уровень усвоения низкий - 0 баллов: Обучающийся не может решить задачу.
 
5.2. Промежуточная аттестация
В первом семестре промежуточной аттестацией является зачет. Зачет является итогом текущей успеваемости. Во втором семестре промежуточной аттестацией является экзамен. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамен) 1. Анатомия как наука и предмет преподавания, значение для тренеров и преподавателей физической культуры и спорта. 2. Виды тканей. Строение и функция соединительной ткани. 3. Развитие организма. Этапы развития. Возрастная периодизация. 4. Виды тканей. Строение и функция эпителиальной ткани. 5. Части, поверхности, области тела человека. Плоскости симметрии, оси вращения. 6. Строение кости как органа. Строение длинных трубчатых костей. 7. Химические и физические свойства костей. 8. Развитие и рост костей. Надкостница, ее строение и значение. 9. Классификация соединений костей. Непрерывные и полупрерывные соединения. 10. Классификация суставов. Основные и вспомогательные элементы суставов. 11. Алгоритм (схема) изучения суставов. 12. Факторы, обуславливающие подвижность в соединениях костей. 13. Позвоночный столб, его отделы. Строение позвонка, его особенности в разных отделах. 14. Соединения позвоночного столба. Атлантоосевой и атлантозатылочный суставы. 15. Состав грудной клетки. Строение грудины и ребер. 16. Форма грудной клетки. Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом. 17. Кости мозгового и лицевого черепа. 18. Соединения между костями черепа. Височно-нижнечелюстной сустав. 19. Контрфорсы черепа. Возрастные особенности черепа. 20. Строение и соединения костей пояса верхней конечности. Грудино-ключичный сустав. 21. Строение плечевой кости и костей предплечья. 22. Строение костей кисти. 23. Строение плечевого сустава (по схеме). 24. Строение локтевого сустава (по схеме). 25. Строение лучезапястного сустава (по схеме). 26. Соединения костей кисти. 27. Строение тазовой кости. 28. Таз в целом. Особенности строения большого и малого таза. Половые отличия таза. 29. Строение бедренной кости и костей голени. 30. Строение костей стопы. 31. Тазобедренный сустав (по схеме). 32. Коленный сустав (по схеме). 33. Голеностопный сустав (по схеме). 34. Стопа как целое. Соединения костей стопы. Виды плоскостопия. 35. Классификация и строение мышц. 36. Строение и механизм сокращения мышечного волокна. 37. Вспомогательный аппарат мышц, его значение. Виды работы мышц. 38. Факторы, влияющие на силу мышц. Мышечный тонус. 39. Рычаговый принцип работы мышц. Антагонизм и синергизм мышц. 40. Мышцы, участвующие в движениях пояса верхних конечности. 41. Мышцы, участвующие в движениях плеча в плечевом суставе. 42. Мышцы, участвующие в движениях предплечья в локтевом суставе. 43. Мышцы, участвующие в движениях кисти в лучезапястном суставе. 44. Собственные мышцы кисти. 45. Мышцы, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе. 46. Мышцы, участвующие в движениях голени в коленном суставе. 47. Мышцы, участвующие в движениях стопы в голеностопном суставе. 48. Собственные мышцы стопы. 49. Мышцы, участвующие в сгибании позвоночного столба. 50. Мышцы, участвующие в разгибании позвоночного столба. 51. Мышцы вдоха основные и вспомогательные. 52. Мышцы выдоха. Функциональное значение мышц брюшного пресса. 53. Слабо защищенные места брюшной стенки, их функциональное значение. 54. Мышцы, участвующие в движениях нижней челюсти в височно-нижнечелюстном суставе.
 
стр. 14
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
55. Мимические мышцы, их особенности и функциональное значение. 56. Общее понятие о внутренних органах. Классификация внутренних органов по строению и функции: полые и паренхиматозные органы. 57. Строение стенки полых внутренних органов. 58. Строение, функции и проекция слюнных желез. 59. Строение, функции и проекция поджелудочной железы. 60. Внутреннее строение и функции печени. 61. Строение и функции полости рта и ее органов. 62. Строение, функции и проекция глотки. 63. Строение, функции и проекция пищевода. 64. Строение, функции и проекция желудка. 65. Строение, функции и проекция тонкой кишки. 66. Строение, функции и проекция толстой кишки. 67. Брюшина, ее строение, ход, образования и функциональное значение. 68. Строение и функции носовой полости. Особенности строения стенки дыхательных путей. 69. Строение, функции и проекция гортани. 70. Строение, функции и проекция трахеи и бронхов. 71. Внешнее строение легких: части, поверхности, доли. Отличия в строении правого и левого легких. 72. Внутреннее строение легких: бронхиальное дерево, понятие об ацинусе и альвеолах. 73. Плевра, полость плевры. Понятие о средостении. 74. Внешнее строение, местоположение и проекция почек. 75. Внутреннее строение почки. Функциональное значение нефрона и стадии образования мочи. 76. Строение, функции и проекция мочеточников. 77. Строение и функции внутренних половых органов. 78. Общее понятие о сердечно-сосудистой системе: классификация, функции, круги кровообращения. 79. Состав крови. 80. Строение стенки сосудов. 81. Микроциркуляторное сосудистое русло, его строение и функциональное значение. 82. Понятие о лимфатической системе. 83. Строение сердца, особенности его топографии у спортсменов. 84. Кровоснабжение и иннервация сердца. 85. Аорта, ее части и проекция. Ветви восходящей части дуги аорты. 86. Наружная и внутренняя сонные артерии, их ветви и области кровоснабжения. 87. Подключичная артерия, ее ветви и области кровоснабжения. 88. Артерии верхней конечности, их проекция и области кровоснабжения. 89. Грудная и брюшная аорта, их ход, проекция ветви и области кровоснабжения. 90. Артерии таза, их ветви и области кровоснабжения. 91. Артерии нижней конечности, их проекция и области кровоснабжения. 92. Вены верхней и нижней конечностей и их проекция. 93. Система воротной вены и ее функциональное значение. 94. Система верхней и нижней полых вен. 95. Общее понятие о нервной системе: развитие, функции и классификация. 96. Строение и функции нервной ткани. 97. Строение рефлекторной дуги, отличия соматической и вегетативной рефлекторных дуг. 98. Проводящие пути ЦНС. 99. Строение, функции и отделы вегетативной нервной системы. Отличия этих отделов. 100. Строение спинного мозга: проекция, поверхности, борозды, корешки, деление на сегменты, топография серого и белого вещества, ветви спинномозгового нерва. 101. Строение и функции продолговатого мозга. 102. Строение заднего мозга, его части и функциональное значение. 103. Строение среднего мозга, его части и функциональное значение. 104. Строение промежуточного мозга, его части и функциональное значение. 105. Конечный мозг: его части, доли, борозды, извилины. 106. Микроскопическое строение коры полушарий головного мозга. 107. I и II сигнальные системы конечного мозга 108. Локализация корковых концов анализаторов в полушариях конечного мозга. 109. Ядра основания мозга и их функция. 110. Шейное сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации. 111. Плечевое сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации. 112. Межреберные нервы, их проекция и области иннервации. 113. Поясничное сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации. 114. Крестцовое сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации. 115. Обонятельный, зрительный и преддверно-улитковый нервы, их функция и области иннервации. 116. Черепно-мозговые нервы, их функции, ветви и области иннервации. 117. Общая характеристика желез внутренней секреции, их назначение, классификация и свойства. 118. Строение гипофиза и эпифиза, их функции, гормоны, кровоснабжение. 119. Строение щитовидной и паращитовидной желез, их функции, гормоны, кровоснабжение. 120. Строение вилочковой железы и надпочечников, их функции, гормоны и кровоснабжение.
 
стр. 15
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
121. Мужские и женские половые железы, их строение, функции, гормоны и кровоснабжение. 122. Общее понятие об органах чувств, их значение в жизни человека. 123. Понятие об анализаторе: его части и назначение. 124. Рецепторный аппарат: классификация, характеристика и функциональное значение. 125. Орган зрения, его отделы. Строение глазного яблока: его мышцы, вспомогательный аппарат и светопреломляющие среды глаза. 126. Орган слуха, его отделы и их строение. 127. Строение вестибулярного аппарата. 128. Строение и функции кожи. 129. Последовательность анатомического анализа положений и движений тела человека. 130. Понятие о внешних и внутренних силах, обуславливающих положение тела в пространстве. 131. Общий центр тяжести, объема, виды равновесия, степень устойчивости. 132. Площадь опоры, факторы, влияющие на степень устойчивости тела. 133. Спортивная морфология, её цели и задачи. 134. Методы спортивной морфологии, правила проведения антропометрических измерений, основные инструменты. 135. Методы оценки физического развития. 136. Конституция человека, её проявления, основы, типы. 137. Осанка, признаки, типы осанок по Николаеву. 138. Половой деморфизм, основные факторы половой дифференцировки, назначение женского и мужского пола. 139. Уровни половых различий и их характеристика. 140. Морфологические методы исследования. 141. Правила и техника измерений продольных, поперечных и обхватных размеров тела. 142. Калиперометрия (измерение жировых складок), правила и техника. 143. Определение компонентного состава массы тела. Возрастная характеристика жирового компонента. 144. Методика динамометрии. Гониометрии. Определение удельного веса площади поверхности тела. 145. Плантография и подометрия. 146. Методы индексов, стандартов и профилей. 147. Понятие об общей конституции как генотипе. 148. Частные конституции как фенотипическое проявление генотипа. 149. Соматотип как анатомическое проявление конституции и маркер временных параметров онтогенеза. 150. Техника соматотипирования (измерительный и описательный подходы). 151. Основные компоненты соматической конституции. Этнотерриториальная вариативность размеров тела. 152. Пропорции тела, их типы, изменение в процессе роста и развития человека. 153. Схемы соматоскопирования Черноруцкого, Штефно-Островского. 154. Схемы соматотипирования В.В.Бунака, В.Шелдона, В.П.Чтецова. 155. Морфологическая модель здорового человека. 156. Учет фактора конституции в спортивной практике. 157. Осанка, её виды. Факторы, определяющие осанку. 158. Возрастные изменения осанки тела. Методы определения осанки тела. Симметрия и асимметрия в строении тела человека. 159. Женщина в современном спорте (антропологические особенности и возможности женского организма). 160. Адаптация, её уровни и виды. 161. Норма реакции организма, факторы от которых она зависит. 162. Реакция – стресс, её фазы и значение. 163. Компенсаторно-приспособительные реакции и их проявления. 164. Адаптационные изменения костной системы на органном уровне. 165. Изменения внутреннего строения костей под влиянием физических нагрузок. 166. Внешние и внутренние факторы, влияющие на подвижность суставов. 167. Рабочая гипертрофия мышц, пути, морфологические признаки. 168. Изменения в мышцах при действии физических нагрузок различного характера. 169. Основные свойства красных и белых мышечных волокон. 170. Изменения в мышцах при перетренированности. 171. Адаптация пищеварительной и мочевой систем к физическим нагрузкам. 172. Адаптация дыхательной системы к физическим нагрузкам. 173. Адаптация сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. 174. Адаптация нервной системы к физическим нагрузкам. 175. Адаптация эндокринной системы к физическим нагрузкам. Пример билета Билет № 20 1. Вопрос. Форма грудной клетки. Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом. 2. Вопрос. Соматотип как анатомическое проявление конституции и маркер временных параметров онтогенеза. 3. Вопрос Адаптация эндокринной системы к физическим нагрузкам. Шкала Собеседование по первым двум вопросам оценивается следующим образом. Уровень усвоения высокий - 13 баллов: Полно раскрыто содержание материала вопроса: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопрос в билете.
 
стр. 16
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений, точно используется терминология. Демонстрируются глубокие знания дисциплины . Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы Уровень усвоения средний - 10 баллов: Ответ на поставленный вопрос в билете излагается систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия.  При ответе на дополнительные вопросы  полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов Уровень усвоения ниже среднего -  7 баллов: Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов. Демонстрируются поверхностные знания дисциплины; имеются затруднения с выводами.   Уровень усвоения низкий - 0 баллов: Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационного вопроса. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы. Шкала Собеседование по третьему вопросу оценивается следующим образом. Уровень усвоения высокий - 14 баллов: Полно раскрыто содержание материала вопроса: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопрос в билете. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений, точно используется терминология. Демонстрируются глубокие знания дисциплины . Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы Уровень усвоения средний - 10 баллов: Ответ на поставленный вопрос в билете излагается систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия.  При ответе на дополнительные вопросы  полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов Уровень усвоения ниже среднего -  6 баллов: Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов. Демонстрируются поверхностные знания дисциплины; имеются затруднения с выводами.   Уровень усвоения низкий - 0 баллов: Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационного вопроса. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль в первом семестре: выполнение практических работ по подразделу дисциплины - Мaкс. возможное кол-во баллов - 15 баллов за одно задание, итого 15×4=60; собеседование на контрольном занятии - Мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов за одно задание, итого 5×4=20; выполнение разноуровневых заданий на контрольном занятии -  Мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов за одно задание, итого  5×4=20. Итого 100 баллов Текущий контроль во втором семестре: выполнение практических работ по подразделу дисциплины - Мaкс. возможное кол-во баллов - 10 баллов за одно задание, итого 10×3=30; собеседование на контрольном занятии - Мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов за одно задание, итого 5×3=15; выполнение разноуровневых заданий на контрольном занятии -  Мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов за одно задание, итого  5×3=15. Итого за текущий контроль - 60 баллов. Промежуточная аттестация (экзамен): Собеседование - 40 баллов. Итого за промежуточную аттестацию 40 баллов Итого  100 баллов Оценка по дисциплине  формируется как сумма текущего контроля и промежуточной аттестации.
 
стр. 17
УП: 49.03.01 ФК МФИ очно 2022.plx
 
87-100 - отлично 73-86 - хорошо 61-72 - удовлетворительно 60 и менее - неудовлетворительно
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Иваницкий М. Ф.
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для  высш. учеб. заведений физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Губа В. П., Чернова В. Н.
Спортивная морфология: учеб. для вузов
Москва: Сов. спорт, 2020
1
https://lib.rucont.ru/efd/713594
 
Л2.2
Рожков М. С.
Руководство к практическим занятиям по спортивной морфологии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
0
 
Л2.3
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корнякова В. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
0
 
Л2.4
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корягина Ю. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2007
0
 
Л2.5
Алексанянц Г. Д., Абушкевич В. В., Тлехас Д. Б., Филенко А. М., Ананьев И. Н., Гричанова Т. Г.
Спортивная морфология: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 032100 - "Физ. культура" и специальности 032101 - "Физ. культура и спорт"
Москва: Сов. спорт, 2005
300
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
- научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
6.3.2.2
- Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, 10 компьютерных столов, столы и стулья обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), препараты, муляжи, иллюстративный материал, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка,  мультимедиа проектор.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 13 ДЗ, 21 л/а манеж, 26 л/а манеж.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики