МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Инновационные методы адаптивной физической культуры
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2022.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
доцент, Курч Наталья Михайловна
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Инновационные методы адаптивной физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова Ирина Геннадьевна _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Освоение студентами теоретических знаний в области инновационных методов адаптивной физической культуры, практическая подготовка их с целью обеспечения эффективной реабилитации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Курортология и санаторно-курортное лечение
Организация занятий в специальной медицинской группе
Физическая реабилитация в неврологии
Физическая реабилитация в хирургии и травматологии
Физическая реабилитация в клинике внутренних болезней
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен обеспечивать эффективную реабилитацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры с учетом нозологических, гендерных и возрастных групп, включая руководство и методическое обеспечение процесса восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма занимающихся
ПК-1.13: Умеет:
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.15: Имеет опыт:
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.5: Знает:
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Общая характеристика инновационных методов адаптивной физической культуры и основы анималотерапии
Общая характеристика инновационных методов адаптивной физической культуры /Лек/
Краткий экскурс в историю возникновения анималотеропии, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик, экстремальных видов двигательной активности. Развитие в России и за рубежом.
Раздел 2. Основы креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик и экстремальных видов двигательной активности как инновационных методов адаптивной физической культуры
Общая характеристика креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик /Лек/
История возникновения как метода адаптивной физической культуры. Цели, задачи, методы. Области применения
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
Применение креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик в адаптивной физической культуре /Пр/
Использование креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик в различных видах адаптивной физической культуры.
Возможности применения экстремальных видов двигательной активности /Пр/
Применение дельтапланеризма, парашютного спорта, различных видов высотных прыжков, глубоководных погружений, сплавов по горным рекам, серфинг, туристических походов, горнолыжного спорта, скалолазания, альпинизма в зависимости от задач адаптивной физической культуры.
Применение креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик в адаптивной физической культуре /Ср/
Изучение материалов лекций.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Возможности применения экстремальных видов двигательной активности /Ср/
Изучение материалов лекций.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Во время изучения дисциплины обучающийся должен решить ситуационные задачи, выполнить 5 практических заданий, подготовить один доклад с презентацией, выполнить контрольную работу.
5.2. Промежуточная аттестация
Для получения зачёта студент должен в семестре набрать не менее 61 балла по контрольным видам работ балльно-рейтинговой системы оценки.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль
Контрольная работа 40 баллов
Решение ситуационной задачи 3 балла х 10 = 30 баллов
Практическое задание 4 балла х 5 = 20 баллов
Доклад с презентацией 10 баллов
ИТОГО: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
под общ. ред. С. П. Евсеева
Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб. пособие для вузов по направлению "Физ. культура"
https://lib.rucont.ru/efd/279258
Адаптивная физическая культура: учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений осуществляющих образов. деятельность по специальности 022500 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адапт. физ. культура)
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
Евсеев С. П., Евсеева О. Э., Грачиков А. А., Аксенов А. В.
Современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2020
Нетрадиционно-оздоровительные технологии в адаптивной физической культуре: учеб. программа
Великие Луки: [б. и.], 2018
https://lib.rucont.ru/efd/672583
6.1.3. Методические разработки
Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
https://www.iprbookshop.ru/88510
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
Официальный сайт вуза : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебные аудитории для чтения лекций и проведения практических занятий – 103, 104, 106.
Оборудование – доска, экран, мультимедиа проектор, ноутбук, телевизор.
Аудитории для проведения практических занятий – 116.
Оборудование - Домашний кинотеатр, учебные видеофильмы – 5, мячи спортивные – 10, фитболы – 10, йога-блоки – 20, гантели различной массы – 10, доски массажные – 2, палки гимнастические – 6, палки гимнастические утяжеленные – 11, платформы степ – 4, скамья гимнастическая – 1, эспандеры – 3, стенка гимнастическая – 1, гимнастические коврики – 20.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ