МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Организация занятий в специальной медицинской группе
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2022.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
канд.пед.наук, доцент, Пенькова И.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Организация занятий в специальной медицинской группе
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить студентов к овладению профилактическому виду деятельности для решения профессиональных задач по проведению комплекса мероприятий, предупреждающих прогрессирование основного заболевания (дефекта), возникновение и (или) прогрессирование заболеваний у школьников и студентов на следующих объектах профессиональной деятельности: общеобразовательные и профессиональные образовательные организации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Инновационные методы адаптивной физической культуры
Методическое обеспечение адаптивной физической культуры
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
Физические средства восстановления
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен обеспечивать эффективную реабилитацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры с учетом нозологических, гендерных и возрастных групп, включая руководство и методическое обеспечение процесса восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма занимающихся
ПК-1.11: Умеет:
- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.13: Умеет:
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.15: Имеет опыт:
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.16: Имеет опыт:
- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.2: Знает:
- содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, основанного на единстве механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий;
ПК-1.3: Знает:
- основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
ПК-1.5: Знает:
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
ПК-1.6: Знает:
- медицинские основы адаптивной физической культуры;
ПК-1.8: Знает:
- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-2: Способен планировать и проводить мероприятия по профилактике вторичных нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствовать социализации и формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям адаптивной физической культурой
ПК-2.1: Знает:
- методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
ПК-2.3: Умеет:
- разрабатывать программы, планы и методической сопровождение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха;
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
ПК-2.6: Имеет опыт:
- разработки программ, методического сопровождения адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Общие положения организации процесса физического воспитания учащихся специальных медицинских групп.
Организация учебного процесса в школе по физическому воспитанию в специальных медицинских группах. /Лек/
Статистика заболеваемости детей школьного возраста. Классификация по группам здоровья. Понятие медицинские группы: основная, подготовительная, медицинская. Задачи физического воспитания. Варианты и анализ учебных программ. Годовой план график прохождения учебного материала по физической культуре в специальных медицинских группах. Почетвертное прохождение учебного материала в специальных медицинских группах.Общие дидактические принципы физического воспитания. Формы физического воспитания, используемые на уроках физической культуры с учащимися специальных медицинских групп. Структура и содержание урока по физическому воспитанию в специальных медицинских группах. Оценка успеваемости учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.
Понятие медицинские группы. Классификация по группам здоровья. /Пр/
Понятие медицинские группы, их характеристика, параметры определения человека к определённой медицинской группе. Характеристика групп здоровья.
-Теоретическая подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями).
- Подготовка и оформление реферативного сообщения с мультимедийной презентацией.
- Анализ 2-3 программ по физической культуре в школе.
-Анализ 2-3 программ по физическому воспитанию в СУЗах.
- Анализ 2-3 программ по физическому воспитанию в ВУЗах.
/Ср/
ПК-1.2 ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.6
Выполнение заданий к практическим занятиям, подготовка реферата и презентации, анализ научно-методической литературы и материалов лекций.
Раздел 2. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) на занятиях по физическому воспитанию в специальных медицинских группах.
Методика врачебно-педагогического обследования школьников специальной медицинской группы и дозирование нагрузки в СМГ. /Лек/
Методика врачебного обследования школьников и дозирование нагрузки в специальной медицинской группе. Функциональные пробы учащихся специальной медицинской группы, оценка эффективности занятий.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
Методика врачебно-педагогического обследования школьников специальной медицинской группе. /Пр/
Проведение функциональных проб, оценка эффективности занятия.
- Теоретическая подготовка к практическим занятиям (изучение литературы, работа с лекциями).
- Анализ физиологической кривой урока физической культуры и составление отчета ВПН по уроку.
- Подготовка и оформление реферативного сообщения с мультимедийной презентацией.
/Ср/
Подготовка к практическим занятиям, написание реферата, составление презентации. Составление и анализ отчёта ВПН.
Раздел 3. Особенности проведения занятий в специальных медицинских группах с различными нозологическими формами.
Особенности проведения занятий по физическому воспитанию при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. /Пр/
ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-2.3 ПК-2.6
Содержание методов и средств проведения занятий по физической культуре при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Особенности проведения занятий по физическому воспитанию при заболеваниях дыхательной системы. /Пр/
ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-2.3 ПК-2.6
Содержание методов и средств проведения занятий по физической культуре при заболеваниях дыхательной системы.
- Теоретическая подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями).
- Составление конспектов урока по физической культуре в разных классах и четвертях при гипертонии, гипотонии, бронхиальной астме, хронической пневмонии, хроническом гастрите, ожирении, нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии и миопии.
- Подготовка и оформление реферативного сообщения с мультимедийной презентацией.
- Выполнение контрольной работы
/Ср/
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.8 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-2.3 ПК-2.6
Работа по составлению конспектов, подготовка реферата и презентации, изучение литературы и лекций. Выполнение контрольной работы.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется на занятиях аудиторного типа. Средствами текущего контроля являются: устный опрос по темам и вопросам программного материала (до 5 баллов), реферат (до 15 баллов), практическая задача (до 5 баллов), ситуационная задача (до 10 баллов), практическое задание (до 5 баллов), контрольная работа (до 40 баллов).
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
Зачет проводится по результатам выполнения основных контрольных мероприятий БРС.
Зачет выставляется обучающимся, не имеющим задолженности в процессе изучения дисциплины, по итогам текущего контроля:
Зачтено 61-100 баллов;
Не зачтено – 60 и мене
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль :
Устный опрос - 5 баллов - 5х1=5 баллов
Практическая задача - 5 баллов - 5х2=10 баллов
Ситуационная задача -10 баллов - 10х1=10 баллов
Контрольная работа - 40 баллов
Практическое задание - 10 баллов - 10х2=20 баллов
Реферат - 15 баллов
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Медведева Л. Е., Мироненко Ю. А.
Организация и методика проведения занятий в специальной медицинской группе: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2020
6.1.2. Дополнительная литература
Лечебная физическая культура: учеб. для студентов вузов по дисциплине "Лечеб. физ. культура"
Глазина Т. А., Кабышева М. И.
Лечебная физическая культура: практикум для студентов спец. мед. группы
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/78782
Попов С. Н., Козырева О. В., Малашенко М. М., Жук И. А., Цыкунов М. Б.
Физическая реабилитация: учеб. для студентов бакалавриата и магистратуры по направлению подгот. "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" : в 2 т.
Адаптивное физическое воспитание в образовательных организациях (специальные медицинские группы): учеб. пособие для высш. проф. образования по направлению 49.04.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
Официальный сайт вуза : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория 102, учебный корпус 4:
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ