2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2022_plx_Организация занятий в специальной медицинской группе
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Организация занятий в специальной медицинской группе
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2022.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.03
 
зачеты 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
4
4
8
8
12
12
Кoнтактная рабoта
4
4
8
8
12
12
Сам. работа
32
32
60
60
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доцент, Пенькова И.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Организация занятий в специальной медицинской группе
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 30.04.2024 г.  № 14

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Таламова И.Г.

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить студентов к овладению профилактическому виду деятельности для решения профессиональных задач по проведению комплекса мероприятий, предупреждающих прогрессирование основного заболевания (дефекта), возникновение и (или) прогрессирование заболеваний у школьников и студентов на следующих объектах профессиональной деятельности: общеобразовательные и профессиональные образовательные организации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методическое обеспечение адаптивной физической культуры
2.1.2
Физическая реабилитация в клинике внутренних болезней
2.1.3
Современные образовательные технологии дополнительного образования в области физической культуры и спорта
2.1.4
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Аппаратные виды массажа
2.2.2
Восточные методики оздоровления
2.2.3
Гидрореабилитация
2.2.4
Детский массаж
2.2.5
Инновационные методы адаптивной физической культуры
2.2.6
Механотерапия
2.2.7
Физическая реабилитация в педиатрии, акушерстве и гинекологии
2.2.8
Адаптивный туризм
2.2.9
Курортология и санаторно-курортное лечение
2.2.10
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.12
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
2.2.13
Скалолазание для лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.14
Физическая реабилитация в хирургии и травматологии
2.2.15
Физические средства восстановления 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен обеспечивать эффективную реабилитацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры с учетом нозологических, гендерных и возрастных групп, включая руководство и методическое обеспечение процесса восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма занимающихся
 
ПК-1.11: Умеет:

- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
ПК-1.13: Умеет:

- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
ПК-1.15: Имеет опыт:

- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
ПК-1.16: Имеет опыт:

- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
ПК-1.2: Знает:

- содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, основанного на единстве механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий;

 
ПК-1.3: Знает:

- основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии;

 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
 
ПК-1.5: Знает:

- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;

 
ПК-1.6: Знает:

- медицинские основы адаптивной физической культуры;

 
ПК-1.8: Знает:

- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
ПК-2: Способен планировать и проводить мероприятия по профилактике вторичных нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствовать социализации и формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям адаптивной физической культурой
 
ПК-2.1: Знает:

- методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;

 
ПК-2.3: Умеет:

- разрабатывать программы, планы и методической сопровождение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха;

 
ПК-2.6: Имеет опыт:

- разработки программ, методического сопровождения адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общие положения организации процесса физического воспитания учащихся специальных медицинских групп.
0
 
1.1
Организация учебного процесса в школе по физическому воспитанию в специальных медицинских группах.  /Лек/
2
ПК-1.5
3
Статистика заболеваемости детей школьного возраста. Классификация по группам здоровья. Понятие медицинские группы: основная, подготовительная, медицинская. Задачи физического воспитания. Варианты и анализ учебных программ. Годовой план график прохождения учебного материала по физической культуре в специальных медицинских группах. Почетвертное прохождение учебного материала в специальных медицинских группах.Общие дидактические принципы физического воспитания. Формы физического воспитания, используемые на уроках физической культуры с учащимися специальных медицинских групп. Структура и содержание урока по физическому воспитанию в специальных медицинских группах. Оценка успеваемости учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.
0
 
1.2
Понятие медицинские группы. Классификация по группам здоровья. /Пр/
2
ПК-1.5
4
Понятие медицинские группы, их характеристика, параметры определения человека к определённой медицинской группе. Характеристика групп здоровья.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
 
1.3
-Теоретическая подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями).

- Подготовка и оформление реферативного сообщения с мультимедийной презентацией.

- Анализ 2-3 программ по физической культуре в школе.

-Анализ 2-3 программ по физическому воспитанию в СУЗах.

- Анализ 2-3 программ по физическому воспитанию в ВУЗах.

/Ср/

32
ПК-1.2 ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.6
3
Выполнение заданий к практическим занятиям, подготовка реферата и презентации, анализ научно-методической литературы и материалов лекций.
0
 
 
Раздел 2. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) на занятиях по физическому воспитанию в специальных медицинских группах.
0
 
2.1
Методика врачебно-педагогического обследования школьников специальной медицинской группы и дозирование нагрузки в СМГ.  /Лек/
2
ПК-1.6
3
Методика врачебного обследования школьников и дозирование нагрузки в специальной медицинской группе. Функциональные пробы учащихся специальной медицинской группы, оценка эффективности занятий.
0
 
2.2
Методика врачебно-педагогического обследования школьников специальной медицинской группе. /Пр/
2
ПК-1.11 ПК-1.16
4
Проведение функциональных проб, оценка эффективности занятия.
0
 
2.3
- Теоретическая подготовка к практическим занятиям (изучение литературы, работа с лекциями).

- Анализ физиологической кривой урока физической культуры и составление отчета ВПН по уроку.

- Подготовка и оформление реферативного сообщения с мультимедийной презентацией.

/Ср/

10
ПК-1.6 ПК-1.11 ПК-1.16
4
Подготовка к практическим занятиям, написание реферата, составление презентации. Составление и анализ отчёта ВПН.
0
 
 
Раздел 3. Особенности проведения занятий в специальных медицинских группах с различными нозологическими формами.
0
 
3.1
Особенности проведения занятий по физическому воспитанию при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. /Пр/
2
ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-2.3 ПК-2.6
4
Содержание методов и средств проведения занятий по физической культуре при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
0
 
3.2
Особенности проведения занятий по физическому воспитанию при заболеваниях дыхательной системы. /Пр/
2
ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-2.3 ПК-2.6
4
Содержание методов и средств проведения занятий по физической культуре при заболеваниях  дыхательной системы.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
 
3.3
- Теоретическая подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями).

- Составление конспектов урока по физической культуре в разных классах и четвертях при гипертонии, гипотонии, бронхиальной астме, хронической пневмонии, хроническом гастрите, ожирении, нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии и миопии.

- Подготовка и оформление реферативного сообщения с мультимедийной презентацией.

- Выполнение контрольной работы

/Ср/

50
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.8 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-2.3 ПК-2.6
4
Работа по составлению конспектов, подготовка реферата и презентации, изучение литературы и лекций. Выполнение контрольной работы.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется на занятиях аудиторного типа. Средствами текущего контроля являются: устный опрос по темам и вопросам программного материала (до 5 баллов), реферат (до 15 баллов), практическая задача (до 5 баллов), ситуационная задача (до 10 баллов), практическое задание (до 5 баллов), контрольная работа (до 40 баллов). 
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Зачет проводится  по результатам выполнения основных контрольных мероприятий БРС.

Зачет выставляется обучающимся, не имеющим задолженности в процессе изучения дисциплины, по итогам текущего контроля:

Зачтено 61-100 баллов;

Не зачтено – 60 и мене

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль :

Устный опрос - 5 баллов - 5х1=5 баллов

Практическая задача - 5 баллов - 5х2=10 баллов

Ситуационная задача -10 баллов - 10х1=10 баллов

Контрольная работа  - 40 баллов  

Практическое задание  - 10 баллов - 10х2=20 баллов

Реферат - 15 баллов

Всего: 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Медведева Л. Е., Мироненко Ю. А.
Организация и методика проведения занятий в специальной медицинской группе: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2020
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Вайнер Э. Н.
Лечебная физическая культура: учеб. для студентов вузов по дисциплине "Лечеб. физ. культура"
Москва: КНОРУС, 2018
0
 
Л2.2
Глазина Т. А., Кабышева М. И.
Лечебная физическая культура: практикум для студентов спец. мед. группы
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/78782
 
Л2.3
Попов С. Н., Козырева О. В., Малашенко М. М., Жук И. А., Цыкунов М. Б.
Физическая реабилитация: учеб. для студентов  бакалавриата и магистратуры по направлению подгот. "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии  здоровья" : в 2 т.
Москва: Академия, 2016
0
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2022.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.4
Евсеева О. Э.
Адаптивное физическое воспитание в образовательных организациях (специальные медицинские группы): учеб. пособие для высш. проф. образования по направлению 49.04.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
 
Э3
Официальный сайт вуза : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- система тестирования;
6.3.1.3
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.3
sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Аудитория 102, учебный корпус 4:
7.2
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
7.3
Количество посадочных мест: для студентов – 18,  для преподавателя – 1.
7.4
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики