МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Канд.пед.наук, Ст. преподаватель, Потешкин А.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
овладение профессиональными компетенциями по обеспечению доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом имеющихся у них расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Частные методики адаптивной физической культуры
Теория и организация адаптивной физической культуры
Адаптивная двигательная рекреация
Адаптивное физическое воспитание
Комплексная реабилитация больных и инвалидов
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-2: Способен обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры
ОПК-2.1: Знает:
- основные понятия, используемые в адаптивной физической культуре;
- предмет, цель, роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
ОПК-2.4: Умеет:
- осуществлять образование лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
ОПК-2.5: Умеет:
- дифференцированно использовать известные методики обучения двигательным действиям с учетом особенностей занимающихся.
ОПК-2.7: Умеет:
- использовать и подбирать средства и методы адаптивной физической культуры для данной категории занимающихся;
ОПК-2.8: Имеет опыт:
- составления индивидуальных программ;
ОПК-3: Способен обосновывать выбор наиболее эффективных методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в специальных медицинских группах в организациях общего и среднего профессионального образования
ОПК-3.11: Имеет опыт:
- использования теоретических знаний, практических умений и технических средств для когнитивного и двигательного развития занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья;
ОПК-3.12: Имеет опыт:
- применения частных методик адаптивного физического воспитания лиц с различными формами заболеваний;
ОПК-3.13: Имеет опыт:
- использования современных методов оценивания состояния здоровья занимающихся;
ОПК-3.14: Имеет опыт:
- использования технических средств обучения для осуществления когнитивного и двигательного развития;
ОПК-3.3: Знает:
- методики оценивания состояния здоровья лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;
- психофизические особенности развития лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;
ОПК-3.4: Знает:
- технические средства обучения, используемые в адаптивной физической культуре;
ОПК-3.5: Знает:
- показания и противопоказания к применению тех или иных средств, методов и методических приемов при регулировании психофизической нагрузки;
ОПК-3.7: Умеет:
- использовать современные педагогические технологии по развитию когнитивной и двигательной сфер занимающихся;
- использовать современные методики комплексного оценивания состояния здоровья занимающихся;
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
ОПК-3.9: Умеет:
- подбирать и использовать технические средства обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития занимающихся;
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение к занятиям адаптивной физической культурой, здоровому образу жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться
ОПК-6.10: Умеет:
- планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических основ физкультурной деятельности, климатических, особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;
ОПК-6.12: Имеет опыт:
- проведения с обучающимися теоретических занятий и бесед о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, о важности физической подготовки к систематическим занятиям и использовании средств физической культуры и спорта для оптимизации двигательного режима;
ОПК-6.4: Знает:
- закономерности физического и психического развития человека и особенности их проявления в разные возрастные периоды;
ОПК-6.5: Знает:
- социальную роль, структуру и функции адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
ОПК-6.6: Знает:
- влияние физических упражнений на показатели физического развития и биологического возраста детей и подростков;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Нормативно-правовая база обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом. /Ср/
Подготовка к практическому занятию:
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
3. Работа с законодательными и нормативными документами.
Раздел 2. Специальные условия обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью
Специальные условия обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
ОПК-2.1 ОПК-2.4 ОПК-2.7 ОПК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.14
Подготовка к практическому занятию:
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
- Составление кластерной таблицы «Требования к оказанию образовательных услуг по получению образования (среднего, высшего) лицам с инвалидностью с учетом различных нозологических групп»
- Подготовка мультимедийной презентации с докладом.
Раздел 3. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения. /Лек/
ОПК-2.5 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения. Характеристика обучающихся с нарушением зрения. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением зрения. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха. /Лек/
ОПК-2.5 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха. Характеристика обучающихся с нарушением слуха. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением слуха. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.
/Пр/
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Особенности психофизического развития обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Анализ образовательных потребностей обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.
Особые образовательные потребности обучающихся с психическими нарушениями.
/Пр/
Особые образовательные потребности обучающихся с психическими нарушениями.
Виды психических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с психическими расстройствами.
Современное состояние теории и практики инклюзивного образования.
/Пр/
Современное состояние теории и практики инклюзивного образования.
Проблемы реализации инклюзивного образования в образовательных организациях. Образовательные технологии для лиц с инвалидностью.
Организация индивидуально образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
/Пр/
Организация индивидуально образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Формы, методы организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Дистанционные образовательные технологии.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
ОПК-2.5 ОПК-2.8 ОПК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.11 ОПК-3.12 ОПК-3.13 ОПК-6.4 ОПК-6.6 ОПК-6.10
- Подготовка к практическим занятиям:
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
- Заполнение таблицы «Образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов»;
- Проектирование отдельных компонентов адаптированных программ;
- Моделирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ
Раздел 4. Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
- Подготовка к практическому занятию:
1. Изучение рекомендованной литературы;
2. Работа с лекциями;
- Подготовка эссе «Технологии толерантного взаимодействия в инклюзивной среде ОО»
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент заочной формы на семинарских занятиях должен дать ответы на три вопроса, подготовить один мультимедийный доклад с презентацией, заполнить сравнительную таблицу, выполнить контрольную работу, а также решить две практические задачи.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачёт проводится с обучающимися, набравшими не менее 61 балла. За все выполненные виды работ обучающийся может получить от 61 до 100 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Обязательные виды работ:
Практическое задание 10 баллов х 2 занятия = 20 баллов
Мультимедийная презентация с докладом 11 баллов х 1 презентация = 11 баллов
Контрольная работа 30 х 1 = 30 баллов
Итого: 61
Дополнительные виды работ:
Устный опрос 5 баллов х 3 = 15 баллов
Сравнительная таблица 24 балла х1 таблица = 24 балла
Итого 39
Всего 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
https://www.iprbookshop.ru/88510
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82674
Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
https://www.iprbookshop.ru/55593
6.1.2. Дополнительная литература
Подопригора В. Г., Гончарова С. И.
Основы инклюзивной культуры и профессиональной этики в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие (практикум)
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019
https://www.iprbookshop.ru/92718
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
авт.-сост. : Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова; Волгоградский гос. соц.-пед. ун-т
Нормативно-методические основы деятельности педагога инклюзивной практики: учеб. пособие
Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2019
https://www.iprbookshop.ru/87383
Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие
Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017
https://www.iprbookshop.ru/83879
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК : : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Официальный сайт Министерства спорта РФ - URL: https://minsport.gov.ru/
Официальный сайт Специальной Олимпиады РФ - URL: https://specialolympics.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы:
количество посадочных мест для студентов – 18;
количество посадочных мест для преподавателя – 1;
количество проекторов – 1.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ