2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Инклюзивное образование
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Инклюзивное образование
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.34
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Канд.пед.наук, Ст. преподаватель, Потешкин А.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Инклюзивное образование
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 30.04.2024 г.  № 14

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Таламова И.Г.

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
овладение профессиональными компетенциями по обеспечению доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом имеющихся у них расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
2.1.2
Частные методики адаптивной физической культуры
2.1.3
Адаптивный спорт
2.1.4
Теория и организация адаптивной физической культуры
2.1.5
Эрготерапия
2.1.6
Адаптивная двигательная рекреация
2.1.7
Адаптивное физическое воспитание
2.1.8
Комплексная реабилитация больных и инвалидов
2.1.9
Педагогика и психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-2: Способен обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры
 
ОПК-2.1: Знает:

- основные понятия, используемые в адаптивной физической культуре;

- предмет, цель, роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

 
ОПК-2.4: Умеет:

- осуществлять образование лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

 
ОПК-2.5: Умеет:

- дифференцированно использовать известные методики обучения двигательным действиям с учетом особенностей занимающихся.

 
ОПК-2.7: Умеет:

- использовать и подбирать средства и методы адаптивной физической культуры для данной категории занимающихся;

 
ОПК-2.8: Имеет опыт:

- составления индивидуальных программ;

 
ОПК-3: Способен обосновывать выбор наиболее эффективных методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в специальных медицинских группах в организациях общего и среднего профессионального образования
 
ОПК-3.11: Имеет опыт:

- использования теоретических знаний, практических умений и технических средств для когнитивного и двигательного развития занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья;

 
ОПК-3.12: Имеет опыт:

- применения частных методик адаптивного физического воспитания лиц с различными формами заболеваний;

 
ОПК-3.13: Имеет опыт:

- использования современных методов оценивания состояния здоровья занимающихся;

 
ОПК-3.14: Имеет опыт:

- использования технических средств обучения для осуществления когнитивного и двигательного развития;

 
ОПК-3.3: Знает:

- методики оценивания состояния здоровья лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;

- психофизические особенности развития лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;

 
ОПК-3.4: Знает:

- технические средства обучения, используемые в адаптивной физической культуре;

 
ОПК-3.5: Знает:

- показания и противопоказания к применению тех или иных средств, методов и методических приемов при регулировании психофизической нагрузки;

 
ОПК-3.7: Умеет:

- использовать современные педагогические технологии по развитию когнитивной и двигательной сфер занимающихся;

- использовать современные методики комплексного оценивания состояния здоровья занимающихся;

 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
ОПК-3.9: Умеет:

- подбирать и использовать технические средства обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития занимающихся;

 
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение к занятиям адаптивной физической культурой, здоровому образу жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться
 
ОПК-6.10: Умеет:

- планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических основ физкультурной деятельности, климатических, особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;

 
ОПК-6.12: Имеет опыт:

- проведения с обучающимися теоретических занятий и бесед о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, о важности физической подготовки к систематическим занятиям и использовании средств физической культуры и спорта для оптимизации двигательного режима;

 
ОПК-6.4: Знает:

- закономерности физического и психического развития человека и особенности их проявления в разные возрастные периоды;

 
ОПК-6.5: Знает:

- социальную роль, структуру и функции адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

 
ОПК-6.6: Знает:

- влияние физических упражнений на показатели физического развития и биологического возраста детей и подростков;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовая база обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
0
 
1.1
Законодательная база инклюзивного образования в России и за рубежом.  /Ср/
14
ОПК-2.1 ОПК-6.5
5
Подготовка к практическому занятию:

1. Изучение рекомендованной литературы;

2. Работа с лекциями;

3. Работа с законодательными и нормативными документами.

0
 
 
Раздел 2. Специальные условия обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью
0
 
2.1
Специальные условия обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
14
ОПК-2.1 ОПК-2.4 ОПК-2.7 ОПК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.14
5
Подготовка к практическому занятию:

1. Изучение рекомендованной литературы;

2. Работа с лекциями;

- Составление кластерной таблицы «Требования к оказанию образовательных услуг по получению образования (среднего, высшего) лицам с инвалидностью с учетом различных нозологических групп»

- Подготовка мультимедийной презентации с докладом.

0
 
 
Раздел 3. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
0
 
3.1
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения.  /Лек/
2
ОПК-2.5 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
5
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения. Характеристика обучающихся с нарушением зрения. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением зрения. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
3.2
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха.  /Лек/
2
ОПК-2.5 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
5
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха. Характеристика обучающихся с нарушением слуха. Социокультурная адаптация обучающихся с нарушением слуха. Анализ образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха.
0
 
3.3
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.

/Пр/

2
ОПК-2.5
5
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Характеристика обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Особенности психофизического развития обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата. Анализ образовательных потребностей обучающихся с поражением опорно-двигательного аппарата.
0
 
3.4
Особые образовательные потребности обучающихся с психическими нарушениями.

/Пр/

2
ОПК-2.5
5
Особые образовательные потребности обучающихся с психическими нарушениями. Виды психических заболеваний. Реализация образовательного процесса с учетом особенностей восприятия учебной информации лицами с психическими расстройствами.
0
 
3.5
Современное состояние теории и практики инклюзивного образования.

/Пр/

2
ОПК-2.8
5
Современное состояние теории и практики инклюзивного образования. Проблемы реализации инклюзивного образования в образовательных организациях. Образовательные технологии для лиц с инвалидностью.
0
 
3.6
Организация индивидуально образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

/Пр/

2
ОПК-6.12
5
Организация индивидуально образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Формы, методы организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Дистанционные образовательные технологии.
0
 
3.7
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
14
ОПК-2.5 ОПК-2.8 ОПК-3.7 ОПК-3.9 ОПК-3.11 ОПК-3.12 ОПК-3.13 ОПК-6.4 ОПК-6.6 ОПК-6.10
5
- Подготовка к практическим занятиям:

1. Изучение рекомендованной литературы;

2. Работа с лекциями;

- Заполнение таблицы «Образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов»;

- Проектирование отдельных компонентов адаптированных программ;

- Моделирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ

0
 
 
Раздел 4. Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
4.1
Социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью /Ср/
14
ОПК-6.10 ОПК-6.12
5
- Подготовка к практическому занятию:

1. Изучение рекомендованной литературы;

2. Работа с лекциями;

- Подготовка эссе «Технологии толерантного взаимодействия в инклюзивной среде ОО»

0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент заочной формы на семинарских занятиях должен дать ответы на три вопроса, подготовить один мультимедийный доклад с презентацией, заполнить сравнительную таблицу, выполнить контрольную работу, а также решить две практические задачи.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачёт проводится с обучающимися, набравшими не менее 61 балла. За все выполненные виды работ обучающийся может получить от 61 до 100 баллов.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

Обязательные виды работ:

   Практическое задание 10 баллов х 2 занятия = 20 баллов

   Мультимедийная презентация с докладом 11 баллов х 1 презентация = 11 баллов

   Контрольная работа 30 х 1 = 30 баллов

   Итого: 61

Дополнительные виды работ:

   Устный опрос 5 баллов х 3 = 15 баллов

   Сравнительная таблица 24 балла х1 таблица = 24 балла

    Итого 39

Всего 100  баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Ростомашвили Л. Н.
Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Москва: Спорт, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/88510
 
Л1.2
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/82674
 
Л1.3
Евсеев С. П.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
Москва: Спорт, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/55593
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Подопригора В. Г., Гончарова С. И.
Основы инклюзивной культуры и профессиональной этики в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие (практикум)
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/92718
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.2
авт.-сост. : Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова; Волгоградский гос. соц.-пед. ун-т
Нормативно-методические основы деятельности педагога инклюзивной практики: учеб. пособие
Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/87383
 
Л2.3
Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие
Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/83879
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт библиотеки СибГУФК : :  lib.sibsport.ru
 
Э2
образовательный портал и система дистанционного обучения  : moodle.sibgufk.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Официальный сайт Министерства спорта РФ - URL: https://minsport.gov.ru/
6.3.2.2
Официальный сайт Специальной Олимпиады РФ - URL: https://specialolympics.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы:
7.2
количество посадочных мест для студентов – 18;
7.3
количество посадочных мест для преподавателя – 1;
7.4
количество проекторов – 1. 
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики